УДК 343.82.: 351.712 ББК 67.409.021.0к94
© Карасев А.К.
ОТДЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО — ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ КАРАСЕВ,
майор внутренней службы, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров
Академии ФСИН России,
E-mail: [email protected]
Научная специальность — 12.00.14 административное право;
административный процесс. Рецензент: начальник кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент Л.В. Павлова
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются отдельные организационно-правовые проблемы осуществления государственных закупок для нужд учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Предлагается авторское решение некоторых проблем государственных закупок для нужд учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: хозяйственная деятельность, государственный контракт, тендер, бюджетные средства, план закупок, эффективность, оценка, уголовно-исполнительной система.
Annotation. The article examines separate organizations of legal problems of public procurement for the needs of institutions and bodies of the penal system. The author's solution of some problems of public procurement for the needs of institutions and bodies of the penal system is suggested.
Keywords: economic activity, state contract, tender, budget funds, procurement plan, efficiency, valuation, the penal system.
Для цитирования: Карасев А.К. Отдельные организационно — правовые проблемы осуществления государственных закупок для нужд учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):159-61.
При организации хозяйственной деятельности учреждений и предприятий УИС вопросы размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и последующего заключения договора для потребностей государства имеют важное значение. Порядок покупки товаров, установленный Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должен стать одним из основных источников повышения эффективности бюджетных расходов [1, с.33; 2, с. 93-94].
Согласно статистической отчетности, полученной ФСИН России от подведомственных учреждений и предприятий, в 2008-2016 гг. было проведено большое количество сделок, применено множество иных способов размещения заказов, в результате чего заключены государственные контракты на большие суммы. В связи с этим растет контроль со стороны компетентных уполномоченных органов. Это связано с тем, что ФСИН Рос-
сии уделяет большое внимание размещению заказов на всех уровнях пенитенциарной системы.
Тем не менее, несмотря на требования законодательства и меры, которые принимает ФСИН России, некоторые территориальные органы УИС допускают грубые нарушения при размещении заказов на поставку материальных ресурсов, включая информационную поддержку, разработку и утверждение тендерных документов, установление первоначальной цены контракта, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсах.
Следует также обратить внимание на проблему недопустимости неоправданных методов предоплаты, которая ставит правительственного заказчика в зависимость от поставщика и ведет к нерациональному расходованию бюджетных средств [3, с.13]. В этих целях ФСИН России ежеквартально оценивает предварительную экспертизу тендерной и аукционной до-
кументации, а также оказывает методическую поддержку в деятельности территориальных органов.
Тем не менее, в некоторых территориальных органах УИС игнорируются методологические материалы, разработанные отделом управления ресурсами ФСИН России, что приводит к грубым нарушениям законодательства о закупках, выявленных при первоначальном рассмотрении документации. В результате плановых проверок за 3 месяца 2017 года территориальными отделениями уполномоченных органов отменены процедуры размещения заказов по 30 торгам, и возбуждены дела по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ, в отношении членов единых комиссий [4, с.47].
Некоторые территориальные органы УИС в процессе подготовки аукционной документации некачественно проводят маркетинговые исследования, потому что не принимают во внимание существующий рынок цен от производителей соседних субъектов РФ, а также производственный потенциал УИС, необоснованно переоценивают начальные цены контрактов.
Важно понимать, что процедура размещения заказа не является конечной целью для государственного заказчика. Для получения материальных ресурсов и средств необходимо разработать государственные контракты таким образом, чтобы в полной мере использовать защитные механизмы против несвоевременной и неадекватной работы поставщиков по взятым обязательствам, а также обеспечить контроль за их выполнением [5, с.45].
В целях эффективного использования бюджетных средств необходимо четко указать обязательства поставщика и подрядчика по государственным контрактам, тем самым защищая государственного заказчика от поставок некачественной продукции, работ, услуг или нарушения условий поставки.
При покупке напрямую учреждениями и предприятиями УИС, включая метод котировок, встречаются случаи недостаточного маркетингового обслуживания на местах для мониторинга региональных цен на продовольственные товары. В результате существует необоснованная переоценка начальных цен на контракты, увеличение стоимости продовольствия для специального контингента и, соответственно, превышение бюджетных средств.
Со стороны производственных служб политика срочного увеличения отпускных цен на предметы одежды осуществляется в связи с текущими потерями в их производстве учреждениями пенитенциарной системы в текущих ценах. Однако анализ государственных контрактов, заключенных на поставку предметов одежды, показывает обратное. Поставка одежды для других территориальных органов в результате конкуренции для потребителей производится по ценам ниже, чем утверждены ФСИН России, вопреки тому, что изделия, изготовленные по государственному оборонному заказу, к которым принадлежат все униформы для специализированного персонала, должны быть одобрены ФСИН России.
Относительно поставки вещевого имущества для нужд УИС уточним, что ФСИН России еще в 2013 году доведено до территориальных органов и образовательных учреждений план-задание по видам и объему необходимого форменного обмундирования для сотрудников УИС с указанием на срочность размещения
заказов. Тем не менее, руководители некоторых территориальных органов УИС указание не выполнили. Например, I квартал 2017 года отметил низкий процент заключения государственных контрактов на поставку предметов одежды для персонала (от 9 до 20%), включенных в номенклатуру государственного оборонного заказа. Запоздалое заключение договоров приводит к несвоевременному обеспечению одеждой сотрудников и осужденных, что впоследствии отражается в материалах Генеральной прокуратуры России и создает повод для жалоб в различные учреждения и инстанции.
Постэкономический кризис 2008-2010 гг., сокращение бюджетного финансирования для максимальной экономии денег и решения задачи трудоустройства осужденных, диктуют необходимость организации строгого контроля за размещением заказов на производство продукции для внутрисистемных потребностей только учреждений и предприятий УИС. Другими словами, средств, полученных от бюджетного финансирования, должно быть реализовано как можно больше и, соответственно, все они останутся в УИС. Это должно стать одним из приоритетных направлений организационной роли руководителей всех территориальных органов и институтов пенитенциарной системы.
Тем не менее, некоторые руководители территориальных учреждений УИС умышленно ломают идею внутреннего самообеспечения. Например, одно из учреждений УФСИН России по Нижегородской области, будучи исполнителем государственного заказа по производству вакуумных машин, по сути ничего и не производило, а деньги расходовало на покупку готового транспорта у фирм-посредников, когда договоры поставки заключались с одним Обществом, а поставки осуществлялись другими [6, с.126].
Помимо прочего, эффективное выполнение учреждениями ФСИН России своих функций зависит от полнообъемного материального и финансового обеспечения их деятельности, а также от создания необходимых жилищно-коммунальных и бытовых условий.
Главная цель материально-бытового обеспечения — это создание необходимых бытовых и гигиенических условий для осужденных в целях поддержания их трудоспособности, исправления, а также предупреждения и лечения заболеваний.
Для нормальной организации материально-бытового обеспечения учреждений и органов УИС Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ устанавливает единый порядок закупки товаров, работ и услуг. Кроме того, Закон привнес положительные изменения в функционирование системы.
Так, анализ организации работы единых комиссий по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в УИС свидетельствует о некоторых нарушениях и недостатках в их деятельности. Наиболее распространены следующие из них:
• необоснованное сокращение срока подачи заявок;
• поверхностная проверка участников размещения заказа;
• допуск к участию в конкурсе поставщиков, которые представили конкурсную документацию в неполном объеме;
• не учитывается стоимость тары и других компонентов при заключении договоров;
Кроме того, на невыполнение поставщиками своих обязательств оказывает влияние инфляция. Все указанные недостатки приводят к нерациональному использованию бюджетных средств, выделяемых на материально-бытовое обеспечение осужденных.
Таким образом, для эффективной организации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд УИС необходимо проводить точечный анализ выявленных нарушений, осуществлять подготовку и обучение кадров и продолжать вести контроль за работой единых комиссий.
В настоящее время ожидается, что план закупок будет являться основным документом, сформированным на срок, соответствующий длительности действия закона о бюджете. Его формирование идет параллельно с планированием бюджета, поэтому он зависит от соответствующего закона о бюджете. График закупок, в свою очередь, будет сформирован на 1 год на основе ранее утвержденного плана закупок и будет представлять собой подробную информацию первого года плана закупок.
Закон устанавливает довольно жесткие требования: график есть основа для совершения закупок в текущем году. Закупки, не предусмотренные графиком, не могут быть выполнены и не могут быть приобретены с параметрами, отличными от параметров, указанных в расписании. Таким образом, клиенту придется постоянно следить за обновлениями и планировать закупки и план закупок.
Итак, государство как собственник должно взять на себя следующие функции:
• обеспечение предприятий и учреждений УИС государственными заказами, сырьем, материалами, комплектующими для организации рабочих мест и трудоустройства осужденных к лишению свободы;
• предоставление субсидий для осуществления модернизации и обновления основных средств;
• определение свободных экономических зон на рынке товаров и услуг.
Особое значение имеют проблемы финансово-экономического характера, например, отсутствие в принимаемых федеральных целевых программах указания на источник финансовых средств, требующихся для развития производства и создания новых рабочих мест.
С целью устранения указанных проблем необходима активизация решения следующих вопросов:
• подготовка пакета документов по внесению в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ изменений, касающихся участия в закупках подразделений УИС без внесения денежного средств на счет заказчика, а также получения квоты на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд до 15 % объемов этих заказов;
• снижение ставки налога на прибыль коммерческим организациям, размещающим заказы на производство продукции в ИУ;
• восстановление существовавшей до 2002 года системы налогообложения прибыли, полученной в результате труда осужденных;
• освобождение исправительных учреждений от платежей в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского стра-
хования с сумм заработной платы работающих осужденных.
Литература
1. Замрыга Д. В. Правовое регулирование размещения заказов на закупки товаров, работ, услуг для нужд государственных корпораций // Право и экономика. 2017. № 1. С. 33.
2. Административное право Российской Федерации: курс лекций / под ред. С.Н. Бочарова. Ч. 2. — М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2015. С. 93-94.
3. Замрыга Д. В. Проблемы реализации принципа поддержания конкуренции и недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в деятельности государственных корпораций // Конкурентное право. 2014. № 2. С. 13.
4. Лычагин А. Г. Противодействие коррупции в процессе госзакупок. Международный опыт и российская практика // Безопасность бизнеса. 2017. № 1. С. 47.
5. Дурново Д. В. Контрактная система в сфере закупок: позиции ВС РФ // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 8. С. 45.
6. Гаманенко Л. И., Кузнецов В. И. Профессиональное образование в местах лишения свободы как средство ресоциализации осужденных и их социальной адаптации после освобождения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 2. С. 12б.
Reference
1. Zamryga DV Legal regulation of placing orders for the purchase of goods, works, services for the needs of state corporations // Law and Economics. 2017. No. 1. P. 33.
2. Administrativnoe pravo Rossijskoj Federacii: kurs lekcij / pod red. S.N. Bocharova. CH. 2. — M.: Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V.YA. Kikotya. 2015. S. 93-94.
3. Zamryga DV Problems of implementing the principle of maintaining competition and inadmissibility of economic activity aimed at monopolization and unfair competition in the activities of state corporations // Competition law. 2014. № 2. P. 13.
4. Lychagin AG Counteracting corruption in the process of public procurement. International experience and Russian practice // Business security. 2017. No. 1. P. 47.
5. Durnovo DV Contract system in the procurement sphere: positions of the RF Armed Forces // Construction: Accounting and Taxation. 2017. No. 8. P. 45.
6. Gamanenko LI, Kuznetsov VI Professional education in places of imprisonment as a means of resocialization of convicts and their social adaptation after liberation // Bulletin of Perm University. Juridical sciences. 2015. № 2. P. 126.