Научная статья на тему 'Об актуальных вопросах международного механизма защиты прав человека'

Об актуальных вопросах международного механизма защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
692
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Александр Вячеславович, Масякина Людмила Сергеевна

The article looks at various aspects of the issue

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BURNING ISSUES OF THE INTERNATIONAL MECHANICS OF HUMAN RIGHTS PROTECTION

The article looks at various aspects of the issue

Текст научной работы на тему «Об актуальных вопросах международного механизма защиты прав человека»

народа, его музыкальный талант, плодородная земля - когда-нибудь проснутся. Из малых племен, которыми ведь были же когда-то и древние греки, поднимется большая культурная нация. Ее границы будут простираться до Черного моря, а оттуда - далеко в огромный мир» [7].

Это пророчество относится к 1769 году. Остается надеяться, что Гердер точно определил дух украинского народа, особенности его ментальности. И верить в то, что его пророчество о перспективах украинской нации сбудется.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. С. 15.

2. Павповський М. Бідність в Україні - основа диктатури та геноциду нації // Вечірні вісті. 2003. 17 січня.

3. Янів В. Нариси до ІсторІ української етно-психологі. Мюнхен, 1993. С. 193.

4. Ярема Я. Українська духовність в II культурно-історичних виявах / Збірник праць Педагогічного з'їзду у Львові. Львів, 1937. С. 86-88.

5. См.: Юркевич П. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Бо-жия / Труды Киевской Духовной Академии. К., 1860.

6. См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. М., 1990.

7. Палеха Ю., Кудін В.О. Культура управління та підприімництва. Київ, 1998. С. 20.

ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

A.B. Захаров, Л.С. Масякина

Zakharov A.V., Masyakina L.S. Burning issues of the international mechanics of human rights protection. The article looks at various aspects of the issue.

Международная защита является сегодня одним из наиболее эффективных способов защиты прав человека. Однако в Российской Федерации он пока не получил широкого распространения и требует дальнейшего детального теоретического исследования.

Особую проблему представляет процесс формирования международных стандартов прав человека, ввиду временной продолжительности данного процесса и необходимости учета особенностей различных государств мира. Сегодня общепринята точка зрения, что международные стандарты есть результат борьбы и сотрудничества государств на международной арене. Решающий поворот произошел после Второй мировой войны, когда Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека. На тот период не был предусмотрен механизм практической реализации этого документа. Лишь в 1966 году были приняты Международные пакты о политических и гражданских правах, в соответствии с

которыми создана Комиссия ООН по правам человека (правда, она не принимает обязывающих государства решений). Россия является правопреемницей этих пактов, присоединившись также и к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод 1950 года [1].

К числу общепризнанных стандартов основ правового статуса личности относятся:

1. Внутреннее конституционное законодательство, учитывая условия своей страны, должно включать тот объем основных прав человека и гражданина, который соответствует положениям международного права и принятым на себя государством обязательствам перед международным сообществом.

2. Внутреннее законодательство страны по вопросу о правах человека и гражданина не может противоречить зафиксированным в международных актах и принятым международным сообществом общечеловеческим ценностям.

3. Нет абсолютных прав и свобод, они могут быть ограничены, но только на основа-

нии закона, в пределах, допускаемых Конституцией, и в точно определенных условиях и целях, указанных в актах международного права (обеспечение публичного порядка, публичной морали, здоровья населения).

4. Если в соответствии с Конституцией РФ какое-либо основное право ограничивается, то это ограничение осуществляется путем принятия закона (а не указа Президента или иного акта), который должен иметь общенормативный характер, а не относиться к отдельному случаю.

5. Права и свободы человека и гражданина должны быть обеспечены соответствующими гарантиями, прежде всего в судебном порядке, а также материальными и иными гарантиями в той мере, в какой это предусмотрено международными актами и соответствует конкретным условиям страны, уровню ее развития.

6. Правам и свободам человека и гражданина соответствуют его обязанности перед обществом, государством, коллективом, личностью, а общество, государство, коллектив имеют свои права и несут соответствующие обязанности перед личностью.

Для реализации международных стандартов и некоторых конституционно провозглашенных прав личности необходим определенный уровень экономического, социального, политического и культурного развития страны, создающий реальные возможности обеспечения зафиксированных в правовых актах права. Так, в статье 21 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится о достаточном жизненном уровне [2]. Этот уровень в разных странах различный. Однако, на наш взгляд, в России такой уровень еще не создан. Было бы ошибкой считать, что осуществление большинства прав и свобод зависит только от уровня экономического развития, оно зависит также и от характера политического строя, традиций страны, ее культуры, правовой системы страны, степени совершенства правовых норм и институтов.

Таким образом, пакты о правах человека и другие договоры (конвенции) предусматривают комплексную систему обеспечения и защиты, зафиксированных в этих актах и во внутригосударственном законодательстве прав и свобод.

В соответствии с положениями международных договоров сложилась определен-

ная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека.

Отдельные конвенции предусмотрели создание специальных органов. Так были созданы Комитет по правам человека (на основании Пакта о гражданских и политических правах); Комитет по правам ребенка; Комитет по ликвидации расовой дискриминации (на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации); Комитет против пыток (на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания) [3-6]. Пакт об экономических, социальных и культурных правах не предусмотрел специального органа, оговорив возможность действий через Экономический и Социальный Советы; последний своим решением в 1985 году учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Каждый комитет состоит из экспертов (в комитете против пыток - 10, в других - по 18 человек). Эксперты формируются с учетом справедливого географического распределения и представительства различных форм цивилизации и основных правовых систем, причем не более одного представителя от государства.

Государства, участвующие в пактах и конвенциях, обязаны на регулярной основе представлять в соответствующий комитет (непосредственно либо через Генерального секретаря ООН) доклады о состоянии в области прав человека и о принимаемых мерах с целью прогресса в реализации прав. Комитет изучает доклады, обсуждает их на заседаниях. Возможно получение и рассмотрение сообщения государств, уведомляющих о невыполнении каким-либо государством своих обязательств по пакту (конвенции), с последующим вынесением рекомендаций. Однако указанным положением комитет обладает в отношении тех государств, которые сделали заявление о признании такой компетенции комитетов. Россия признает такую компетенцию.

Пакты о правах человека и другие международные акты обеспечивают правовую защиту провозглашаемых прав и свобод, причем, с одной стороны, фиксируют обяза-

тельства государств по внедрению национальных средств защиты, а с другой - вводят и прямо регламентируют международные средства защиты [7].

В соответствии с частью 3 статьи 2 Пакта о гражданских и политических правах каждое государство обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты; установление права на правовую защиту для любого лица через судебные, административные или законодательные органы; применение компетентными властями средств правовой защиты.

Высшей формой правового регулирования в этой области являлось установление специальных международных средств правовой защиты [8].

Международные средства защиты прав и свобод представляют собой создаваемые в соответствии с международными нормативными актами специальные органы, которые наделяются полномочиями по принятию, рассмотрению и оценке обращений индивидов.

На основе анализа юридической литературы можно сделать вывод, что с жалобой индивид о нарушении прав и свобод обращается, прежде всего, в Комитет ООН, либо Европейский Суд, при условии, что исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех инстанциях Российской Федерации. Необходимо отметить, что российский гражданин может обращаться в вышеназванные международные организации на том основании, что Россия подписала соответствующий договор.

Как мы уже отмечали, Комитет по правам человека действует в соответствии с Международным пактом о гражданских и юридических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства, и исчерпало ли лицо все допустимые внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Выносимые решения не носят обязательный характер для государств. Они рассчитаны скорее на моральное воздействие. Российской практике известны несколько случаев, когда Комитет высказывал свою точку зрения на нарушение прав граждан, и это было настолько авторитетно, что государство принимало необходимые меры. Но, тем не менее, это не суд.

Другой международный орган - Европейский Суд по правам человека, Страсбургский, как его называют по месту его действия, - это, действительно, судебный орган.

Вступление в 1996 году в Совет Европы России обусловило ратификацию в 1998 году Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года [9].

Конвенция не ограничилась провозглашением прав и свобод. Они уже были провозглашены в 1948 году Всеобщей декларацией прав человека. Основная задача Конвенции заключалась в создании механизма их практической реализации. В этой связи создается Суд, в компетенцию которого входит рассмотрение жалоб государств о нарушении прав человека в других государствах и граждан на нарушение прав в своей стране.

Впервые в истории новейшего времени гражданин получил возможность жаловаться на свое государство в судебном порядке в наднациональный орган. Гражданин вправе подать жалобу только на нарушение тех прав, которые предусмотрены Конвенцией. Надо сказать, что Конвенцией предусмотрено меньше прав, чем, например, Конституцией Российской Федерации. В ней довольно слабо представлены социальные и экономические права.

Права, которые защищены данной Конвенцией, можно разбить на три группы:

1) права, которые защищают личность -личные права;

2) социально-политические права;

3) права в отношении справедливого судебного разбирательства.

Отметим, что обязательным условием для обращения в Европейский Суд являются временные границы, то есть гражданин не может жаловаться по делам, по которым окончательное решение национальных властей было принято до вступления Конвенции в силу. Для России Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 года. До обращения в Суд нужно исчерпать все эффективные средства внутренней правовой защиты. Основной принцип деятельности Суда - принцип субсидиарности. Моментом исчерпания внутренних средств правовой защиты является вступление решения в законную силу.

В Европейский Суд можно обратиться в течение 6 месяцев с момента вынесения окончательного решения по делу. Если заявитель видит, что он опаздывает по уважительным причинам, то следует сразу обратиться в Страсбург, указав, что жалоба предварительная [10]. При соблюдении всех условий, возможно обращение в Европейский Суд за защитой нарушенных прав.

Сама по себе международная защита прав человека может играть существенную роль в решении проблемы прав человека. Но эта защита всегда производна, вторична по отношению к внутренней жизни общества, его государственной организации и политической системе, поскольку всегда опосредована, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой — его социально-

экономическими, политическими и культурными особенностями.

Таким образом, международная защита прав и свобод человека - это как бы защитная оболочка от неправильного, несправедливого разрешения вопроса, касающегося нарушения прав и свобод человека в своем государстве.

1. Буланов Ю.П. II Бюллетень Министерства юстиции РФ. 1998. № 11. С. 72.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года // Закон. 2002. № 11. С. 27.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года // Там же. С. 29-41.

4. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации // Юрист. 2000. № 4. С. 31-54.

5. Конвенция о правах ребенка // Российская юстиция. 1999. №9. С.11-22.

6. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания // Российская юстиция. 1999. № 5. С. 4-19.

7. Зуев В.Н. // Закон. 2002. № 11. С. 41.

8. Водолагин С.Н. II Российская юстиция. 2001. № 8. С. 24.

9. Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 года // Закон. 2002. № 11. С. 6-18.

10. Туманов В. //Там же. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.