Научная статья на тему 'ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ВОПРОСА ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ'

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ВОПРОСА ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Теткин Денис Валентинович

В статье представлена авторская позиция по поводу актуальности вопроса проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Этот факт обусловлен, прежде всего, тем, что современное государство стремится организовывать и поощрять реальные виды практики, направленные на борьбу с коррупцией, а также проводить проверку нормативно-правовых актов на коррупционные составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ВОПРОСА ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ»

Теткин Денис Валентинович

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

Tetkin Denis Valentinovich

phd in Law, senior lecturer of the department administrative law and administrative activities Ryazan branch of Moscow University Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya

E-mail: [email protected]

Об актуальности вопроса проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

On the relevance of the issue of anti-corruption examination by the prosecutor's office of regulatory legal acts

Аннотация. В статье представлена авторская позиция по поводу актуальности вопроса проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Этот факт обусловлен, прежде всего, тем, что современное государство стремится организовывать и поощрять реальные виды практики, направленные на борьбу с коррупцией, а также проводить проверку нормативно-правовых актов на коррупционные составляющие.

Ключевые слова: органы прокуратуры, антикоррупционная экспертиза, нормативно-правовые акты.

Abstract. The article presents the author's position on the relevance of the issue of anti-corruption expertise of normative legal acts by the prosecutor's office. This fact is primarily due to the fact that the modern state seeks to establish and promote effective practices aimed at preventing corruption, as well as to check regulations for corruption components.

Keywords: prosecutor's office, anti-corruption expertise, regulatory legal acts.

В представленной статье попытаемся рассмотреть вопрос, затрагивающий процедуру проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. Но сначала хотелось бы акцентировать внимание на том, что в настоящее время преступления коррупционной направленности в различных сферах жизнедеятельности стали одной из самых серьезных угроз, препятствующих качественному развитию современного государства и общества.

Коррупция - это явление сложное, опасное и трудно искореняемое. Данному обстоятельству свидетельствуют различные факты, появляющиеся в средствах массовой информации от различных источников. Все это свидетельствует о том, что коррупция несет огромную угрозу государственности Российской Федерации. Самая страшная ситуация складывается на фоне того, что коррупция проникла в правоохранительные органы, тем самым усугубляя положение государственных органов в целом. Общественная опасность коррупции1 признается большинством руководителей органов государственной власти, политическими и общественными деятелями.

Таким образом, хотелось бы заметить, что распространение коррупционных составляющих современной жизни способствовали, также развитию современного законодательства. Отечественный законодатель вовсе не отстает от современных тенденций, он быстро и качественно реагирует на международные и внутренние изменения общеполитической ситуации страны. Не считаю лишним указать, что российские нормативно-правовые акты отвечают параметрам современности и являются ориентиром для нормативно-правовых актов других стран как дальнего, так и ближнего зарубежья.

При анализе законодательства РФ можно сделать вывод о том, что вопрос коррупции детально отражен во многих российских нормативно-правовых актах, но нас, в частности, интересует нормативно-

1 Теткин Д.В., Кутякин С.А. К вопросу об административно-правовом механизме противодействия коррупции // Административно-правовые средства противодействия коррупции на государственной службе. Сборник научных трудов. Под общей редакцией В.П. Голодова. Вологда, 2020. С. 116-122.

Теткин Д. В. Об актуальности вопроса проведения органами прокуратуры антикоррупционной...

правовая база, регламентирующая процесс проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

В соответствии с представленными положениями, автор статьи предлагает остановится на рассмотрении закона N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», так как обозначенный нормативно-правовой акт определяет специфику прохождения антикоррупционной экспертизы. В нем определено, что экспертизе подлежат как проекты нормативных правовых актов, так и сами нормативные правовые акты. При этом проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов не исключает обязанности провести также и экспертизу нормативного правового акта.

При исследование антикоррупционной экспертизы нельзя без внимания оставить тот факт, что предметом экспертизы являются коррупциогенные факторы. При этом понятие такого фактора установлено федеральным законом об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Хотелось бы отметить, что при определении коррупционных факторов не стоит оставлять без внимания положение законодательства, в котором отражено, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Резюмируя рассмотренные положения, необходимо отметить, что естество коррупционных факторов заключается в том, что они порождают возможность решения возникшей «проблемы» с использованием человеческого фактора.

При рассмотрении возможных коррупциогенных факторов напрашивается умозаключение о том, что самым распространенным фактором, порождающим коррупцию, является широта дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований для принятия решения.

Одним из основных правоохранительных органов, находящихся на первой линии обороны государства от нападения коррупционных составляющих является прокуратура. Органы прокуратуры пытаются защитить государственность от наплыва некачественных нормативно-правовых актов, содержащих коррупционные факторы. Сотрудники прокуратуры совместно с представителями научного сообщества пытаются реализовать методику, способную дать ответы на поставленные вопросы, связанные с процессом проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. При этом хотелось бы отметить, что органы прокуратуры также не стоят на месте. У них на вооружении находятся нормативные акты ведомственного характера, которые также направлены на борьбу с коррупционными составляющими.

Если взять деятельность прокурорских работников по представленному вопросу, то можно заметить, что прокуроры при осуществлении своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по различным вопросам жизне-обепечения и государственной политики.

Таким образом в ходе антикоррупционной экспертизы в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) выявляются положения, не отвечающие критериям того или иного фактора коррупции, государственные органы принимают различные меры реагирования.

После проведения антикоррупционной экспертизы органы прокуратуры предъявляют органу, издавшему данный акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупционных факторов, в противном случае они обращаются в суд для разрешения вопроса.

Так же хотелось бы отметить, что закон предусматривает обжалование внесенного прокурором требования об изменении нормативного правового акта. По мнению Н.П. Алешковой, существование этого права «не имеет особого правового смысла, так как орган власти не заинтересован тратить время и силы на обжалование акта прокурорского реагирования, если он может просто не выполнять соответствующее требование прокурора, а правильность или неправильность подобных действий будет определена в ходе судебного разбирательства, инициированного не согласным с ними органом прокуратуры»1.

В результате рассмотренного вопроса необходимо отразить, что в современной России проблема коррупции актуальна. В связи с этим органы прокуратуры пытаются достойно и качественно реагировать на различные коррупционные проявления, негативно сказывающиеся на государственную политику и жизнедеятельность общества в целом. Одним из таких направлений2 реагирования является вопрос проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

1 Алешкова Н.П. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта при выявлении в нем коррупционных факторов // Законность. 2012. № 12.

2 Козин А.П. Основные направления проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры // Право: современные тенденции: материалы VII Междунар. науч. конф. Краснодар: Новация, 2020. С. 20-23.

368

Юридическая техника. 2022. № 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.