Научная статья на тему 'Некоторые вопросы проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов'

Некоторые вопросы проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
прокурор / коррупциогенный фактор / антикоррупционная экспертиза / методика проведения антикоррупционной экспертизы / юридико-лингвистическая неопределенность. / attorney / corruption-related factor / anti-corruption expertise / methodology for conducting anti­ corruption expertise / legal and linguistic uncertainty

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Вячеславовна Смирнова

Статья посвящена некоторым проблемным вопросам, возникающим у прокуроров при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. В частности, при опре­ делении такого коррупциогенного фактора, как юридико-лингвистическая неопределенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of carrying out by bodies of prosecutor’s office of anti-corruption expertise of normative legal acts

The article is dedicated to some problematic issues that arise with prosecutors in carrying out anti-corruption expertise of regulatory legal acts. In particular, in determining such a corruption-related factor as legal and linguistic uncertainty.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10284

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ

ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Ольга Вячеславовна СМИРНОВА, профессор кафедры прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства и участия прокурора в гражданском и административном судопроизводстве и арбитражном процессе Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент E-mail: muza6200@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Статья посвящена некоторым проблемным вопросам, возникающим у прокуроров при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. В частности, при определении такого коррупциогенного фактора, как юридико-лингвистическая неопределенность.

Ключевые слова: прокурор, коррупциогенный фактор, антикоррупционная экспертиза, методика проведения антикоррупционной экспертизы, юридико-лингвистическая неопределенность.

Annotation. The article is dedicated to some problematic issues that arise with prosecutors in carrying out anti-corruption expertise of regulatory legal acts. In particular, in determining such a corruption-related factor as legal and linguistic uncertainty.

Keywords: attorney, corruption-related factor, anti-corruption expertise, methodology for conducting anticorruption expertise, legal and linguistic uncertainty.

Коррупцию часто характеризуют как одну из угроз национальной безопасности.

Международно-правовой основой института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов можно считать положение ч. 3 ст. 5 Конвенции ООН против коррупции, в соответствии с которым каждое государство-участник должно стремиться периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней1.

Меры по профилактике этого негативного явления в Российской Федерации выдвигаются в разряд первостепенных.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 в ст. 6 наряду с другими мерами по профилактике коррупции называет проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Полномочием по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов прокуроры были наделены в июле 2009 г., когда был принят Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 г. № 172-Ф3.

Целью антикоррупционной экспертизы является выявление дефектов норм в нормативных правовых актах и их последующее устранение.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

Следует отметить, что на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2010 г. Д.А. Медведев, занимавший в то время пост Президента Российской Федерации, отметил, что «важно продолжить... экспертизу, которую мы не так давно ввели — экспертизу на коррупциогенную составляющую в нормативных актах. Ее эффективность очевидна. эта работа прокуратуры абсолютно востребована»2.

Антикоррупционная экспертиза проводится прокурорами в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов3 (далее — Методика).

Правоприменители отмечают определенные недостатки данной Методики, которая не содержит правил, методов, приемов обнаружения кор-рупциогенных факторов.

В ней только указано, что она применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Как справедливо отмечает Е.Р. Россинская, «для каждого рода антикоррупционных экспертиз должно быть создано свое методическое обеспечение, а затем и экспертные методики. Имеющаяся общая Методика пока дает только основные направления, цели и задачи экспер-тизы»4 .

Иными словами, существующая Методика далека от тех критериев, которым она должна удовлетворять как инструмент экспертной деятельности.

В ней к числу коррупциогенных факторов, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, отнесена юридико-лингвистическая неопределенность, когда в тексте нормативного правового акта (проекта) употребляются неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера.

При проведении антикоррупционной экспертизы возникает вопрос о том, что следует понимать под неустоявшимися, двусмысленными терминами и категориями оценочного характера?

Отсутствие в Методике соответствующих стандартизированных критериев, ориентирующих экспертов на поиск конкретного вида юри-дико-лингвистической неопределенности в тек-

сте нормативного правового акта, существенно затрудняет его обнаружение.

Методика не содержит суждений о том, каким критерием следует руководствоваться эксперту при отнесении того или иного дефекта нормы к тому или иному виду юридико-лингви-стической неопределенности, поскольку данные понятия на сегодняшний день носят оценочный характер.

С учетом имеющихся теоретических суждений в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и практики ее осуществления мы предприняли попытку восполнения пробела методического обеспечения выявления такого коррупциогенно-го фактора, как юридико-лингвистическая неопределенность.

В отсутствие в Методике единых критериев оценки юридико-лингвистической неопределенности хотелось бы обратить внимание правоприменителей на имеющуюся в настоящее время практику установления данного корруп-циогенного фактора.

Небезынтересно в связи с этим обратить внимание на предложения отечественных специалистов, высказывающих свое мнение по формированию рекомендаций с целью выявления в тексте нормативного правового акта юридико-лин-гвистической неопределенности.

Так, Н.П. Алешкова предлагает понимать под неустоявшимися терминами такие, которые не имеют широкого использования в правоприменительной деятельности в силу отсутствия официального толкования или четкого нормативного закрепления общепринятой формулировки (чаще всего это научные категории, не введенные пока в общественный оборот, например, «официальная дата правового акта», «нормативные договоры» и др.).

Под двусмысленными предлагается понимать термины, имеющие в правоприменительной деятельности две и более одновременно используемые формулировки, закрепленные в разных нормативных актах с разным объемом содержания (например, термин «члены семьи» в семейном и жилищном праве) либо термины, используемые в одном правовом акте с разным объемом содержания.

В свою очередь, под категориями оценочного характера подразумеваются неясные, неопределенные формулы, не имеющие четких границ своего содержания и ориентированные на их субъективное восприятие и оценку со стороны субъектов правоприменения (использование та-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

ких формулировок, как «разумный срок», «эффективность деятельности», «своевременно», «в случае необходимости» и т.п.)5.

В тексте нормативного правового акта также могут встречаться словосочетания следующего порядка:

■ «в случае необходимости», «ненадлежащим образом», «при наличии достаточных оснований» — без пояснения достаточности таких оснований;

■ «согласно установленному порядку (или регламенту)» при его отсутствии;

■ «кадры высокой квалификации», в «исключительных случаях» — при отсутствии их перечня и раскрытия содержания;

■ «серьезный служебный проступок», «обладает иными полномочиями», «рассматривает отдельные вопросы», «значительные повреждения», «причинение существенного вреда» — при отсутствии соответствующего перечня и раскрытия содержания, без перечисления (содержательного описания) их объективных характеристик и др.6.

Следует подчеркнуть, что использование в тексте нормативного правового акта многовариантных по смысловому значению суждений не способствует качеству документа, вследствие чего в правоприменении возможны определенные коррупционные риски.

Выявленные практикой проведения антикоррупционной экспертизы недостатки Методики, связанные с определением коррупциоген-ных факторов, в правоприменении способствуют тому, что двусмысленность, неоднозначность толкования термина, какого-либо положения нормативного правового акта приводят к субъективному их восприятию и оценке со стороны субъектов правоприменения, способствуя широте дискреционных полномочий государственного органа, органа местного самоуправления (их должностных лиц), что, в свою очередь, обусловливает проявление коррупционных рисков.

В связи с этим насущной потребностью, продиктованной практикой правоприменения положений Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

и их проектов, является необходимость разработки определенных критериев как в области юридической техники, так и юридической лингвистики, с целью эффективного методического обеспечения ее проведения.

1 Конвенция ООН против коррупции (принята в Нью-Йорке 31.10.2003 г. Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 08.03.2006 г. № 40-ФЗ) // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ corruption.shtml

2 http://mydocx.ru/2-115010.html

3 Утверждена постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96.

4 Российская Е.Р. Правовые и методологические проблемы антикоррупционной экспертизы // Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов. М., 2010.

5 Аяешкова Н. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории и практики // http://topuch.ru/antikorrupcionnaya-ekspertiza-normativnih-pravovih-aktov-i-ih/index.html

6 http://e-notabene.ru/al/article_12055.html

Библиографический список

1. Конвенция ООН против коррупции (принята в Нью-Йорке 31.10.2003 г. Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 08.03.2006 г. № 40-ФЗ) // http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ corruption.shtml

2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

4. Алешкова Н. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории и практики // http:// topuch.ru/antikorrupcionnaya-ekspertiza-normativnih-pravovih-aktov-i-ih/index.html

5. Российская Е.Р. Правовые и методологические проблемы антикоррупционной экспертизы // Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов. М., 2010.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.