Научная статья на тему 'Об актуальности учета достижений научно-исследовательской работы учащихся в результатах ЕГЭ выпускников школ при их поступлении в высшие учебные заведения'

Об актуальности учета достижений научно-исследовательской работы учащихся в результатах ЕГЭ выпускников школ при их поступлении в высшие учебные заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1192
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН (ЕГЭ) / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ / УЧЕТ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ / THE UNIFIED STATE EXAMINATION (USE) / RESEARCH WORK OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Татьяна Рафаиловна

Обосновывается идея учета в числе личных достижений выпускников российских школ, необходимых для поступления в вузы, достижений научно-исследовательской работы учащихся на протяжении обучения в школе путем добавления дополнительных баллов к оценке ЕГЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Татьяна Рафаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INCLUSION OF PUPILS’ RESEARCH WORK ACHIEVEMENTS IN THE RESULTS OF THEIR UNIFIED STATE EXAMINATION AT THE TIME OF THEIR ENTERING A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article argues the necessity of inclusion of personal achievements of leavers of Russian secondary schools at the time of their entering higher education institutions, and namely the achievements of their research activity, by adding additional points to the Unified State Examination results.

Текст научной работы на тему «Об актуальности учета достижений научно-исследовательской работы учащихся в результатах ЕГЭ выпускников школ при их поступлении в высшие учебные заведения»

УДК 371.38:371.274/276

ББК Ч420.278->Ч420.028.24 ГСНТИ 14.01.07 Код ВАК 13.00.01

Морозова Татьяна Рафаиловна,

педагог дополнительного образования высшей квалификации Отделения экологического образования ГАОУ ДОД Свердловской области «Дворец Молодежи»; 620144, г- Екатеринбург, ул. Шейнкмана ll-A; e-mail: eco-odm@irc66.ru ; mgb@inbox.ru.

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГЭ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ ПРИ ИХ ПОСТУПЛЕНИИ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: единый государственный экзамен (ЕГЭ); научно-исследовательская работа учащихся; учет личных достижений учащихся при поступлении в вуз.

АННОТАЦИЯ. Обосновывается идея учета в числе личных достижений выпускников российских школ, необходимых для поступления в вузы, достижений научно-исследовательской работы учащихся на протяжении обучения в школе путем добавления дополнительных баллов к оценке ЕГЭ.

Morozova Tatiana Rafailovna,

Additional Education Teacher of Top Qualification of the Office of Ecological Education of the Public Autonomous Educational Institution of Additional Education of Children of Sverdlovsk Region «Palace of Youth», Ekaterinburg, Russia.

THE ROLE OF INCLUSION OF PUPILS' RESEARCH WORK ACHIEVEMENTS IN THE RESULTS OF THEIR UNIFIED STATE EXAMINATION AT THE TIME OF THEIR ENTERING A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

KEY WORDS: the unified state examination (USE); research work of pupils; inclusion of personal achievements of pupils at the time of their entering a higher education institution.

ABSTRACT. The article argues the necessity of inclusion of personal achievements of leavers of Russian secondary schools at the time of their entering higher education institutions, and namely the achievements of their research activity, by adding additional points to the Unified State Examination results.

Практически каждый выпускник школы уже в ю классе задумывается над тем, кем быть после ее окончания. Большинство из них уже знает, куда пойти учиться, в какой сфере трудовой деятельности затем реализоваться. Многие из ребят посещали кружки по интересам, занимались подготовкой творческих проектов по конкретным учебным дисциплинам в школах и учреждениях дополнительного образования. По сути, у этих школьников сложились профессиональные ориентиры, которые можно было бы реализовать, поступив на профильные направления обучения в конкретный вуз. Но такие пожелания учащихся не сбываются: переход в ю класс настоятельно диктует им другой тип поведения - надо готовить себя к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ).

В то же время система дополнительного образования детей переживает трудные времена: учащиеся старших классов не желают проходить дополнительное обучение даже по интересным для них дисциплинам. Причина - только результаты ЕГЭ (и ничто другое) гарантируют выпускнику поступление в вуз.

В период функционирования российской школы «до ЕГЭ» выпускники школ по отдельным учебным дисциплинам могли вместо выпускного экзамена защитить творческие проекты, которые являлись ре-

зультатом углубленного обучения учащихся дополнительно в кружках и факультативах, учреждениях дополнительного образования, при кафедрах вузов и лабораториях НИИ. Результаты такой работы абитуриентов учитывались при их зачислении в вуз на профильные специальности. После вступления российского высшего профессионального образования в Болонский процесс была введена система итоговой аттестации в форме ЕГЭ, результаты которого стали безальтернативной формой приема выпускников школ в вузы, в результате чего дополнительному образованию школьников практически приходит конец.

Таким образом, в системе российского образования возникло два взаимно противоположных фактора, которые на формирование высокого качества школьного образования влияют крайне отрицательно.

1. ЕГЭ не позволяет формировать у учащихся умения творчески анализировать существо происходящих в жизни процессов и явлений, делать из этого анализа достоверные выводы, применяя впоследствии эти умения в реальной практике. В течение ряда лет идет критика данной системы со стороны родителей, педагогов школ и вузов, российской общественности. Так, Министр образования и науки России Д. Ливанов на «Круглом столе» в Общественной палате РФ в июле 2014 г. заявил, что ЕГЭ

© Морозова Т. Р., 2015

повысил уровень демократии в обществе, сократил объем коррупции, связанной с поступлением в вузы. Но он зависим от воздействия внешних факторов, став измерителем шкалы честности или нечестности в муниципальных и региональных сообществах [1].

2. Обучаться в системе дополнительного образования ученику невыгодно, так как на его будущую карьеру это может повлиять отрицательно.

Есть ли выход из этой ситуации? Ведь ЕГЭ отменять не будут. Правда, с 2015 г. дополнительно в итоговый экзамен будет введено что-то похожее на сочинение. И в то же время в течение 2014г. активно обсуждался вопрос о том, что прием в вузы только на основе баллов ЕГЭ во многом себя дискредитировал. По мнению главы профильной комиссии Общественной палаты Я. Кузьминова, для повышения прозрачности ЕГЭ следует ввести официальное сопоставление его результатов и олимпиад. Это позволит «...снизить коррупционные риски и при проведении олимпиад, и при поступлении в вузы по результатам ЕГЭ». Участники олимпиад должны сдавать профильный ЕГЭ, а при поступлении в вуз нужно учитывать их портфолио, ядро которого должно состоять из внешней оценки деятельности ученика: участия в олимпиадах, конкурсах. Такое портфолио могло бы добавить от 10-30 баллов к сумме баллов абитуриента [1].

Вероятно, благодаря таким обсуждениям Министерство образования и науки Российской Федерации издало Приказ от 28.07.2014 г. № 839г. «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» [3] (далее - Приказ).

Кратко опишем содержание пунктов 42-47 раздела IV Приказа «Учет индивидуальных достижений поступающих при приеме на обучение».

1. Абитуриенты вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме в вуз.

2. Учет достижений осуществляется начислением дополнительных баллов за документально подтвержденные достижения.

3. Баллы начисляют за следующие индивидуальные достижения:

а) наличие статуса от чемпиона и призера Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр до победителя первенства мира, первенства Европы, а также за наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты

сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» - при поступлении на обучение не по профильным специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта;

б) наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием;

в) осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности;

г) участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах и иных интеллектуальных и творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;

д) выставленная вузом оценка за итоговое сочинение в выпускных классах (в случае представления поступающим указанного сочинения).

4. По решению вуза баллы за достижения в волонтерской деятельности и участие в олимпиадах, творческих конкурсах могут не начисляться.

5. При приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета поступающему начисляется:

- не более ю баллов за высшие спортивные достижения и участие в олимпиадах и творческих конкурсах;

- не более ю баллов за выставленную вузом оценку за итоговое сочинение в выпускных классах.

Если оценить реальные возможности поступления в профильный вуз выпускников школ, активно занимавшихся научным творчеством, получивших высокие места в конкурсах от районного до всероссийского уровней за работы, соответствующие направлению будущей вузовской подготовки, то увидим следующее. Достижения выпускников, описанные в подпунктах «а» и «в», не имеют отношения к конкретной профессиональной подготовке будущего студента.

1. Высокие спортивные достижения абитуриента - не свидетельство того, что он станет хорошим специалистом в будущей профессии, далекой от спорта. При этом нормы ГТО пока что можно сдать лишь в 12 российских регионах, участвующих в эксперименте. Сдача норм должна проводиться не в школах, а в специальных центрах, которых пока нет [4].

2. Осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности. Сомнительно, что волонтеры, получившие баллы за свою деятельность, станут профессионалами в конкретной трудовой сфере. Во-первых, она не связана с профессиональным становлением поступающего, независимо от того, куда он подаст документы. Профессионализм выпускника вуза зависит от его индивидуальных качеств. Во-вторых, волонтер-

екая деятельность - безвозмездная работа человека, связанная с его отзывчивостью на нужды других людей, а не с реализацией корыстного интереса, выраженного в баллах. В-третьих, нормативного правового толкования термина «волонтерская деятельность» нет. Поэтому под ней при желании можно понимать что угодно. Для получения нужных баллов может возникнуть коррупционная ситуация, когда для получения документа об участии абитуриента в волонтерской деятельности будут создаваться волонтерские организации, за деньги массово штампующие справки о таком участии.

Председатель благотворительного фонда «Настенька» Д. Алиева не исключает, что некоторые абитуриенты постараются правдами и неправдами получить справку от волонтерских организаций: «Я не скажу точно, сколько волонтеров у нас в фонде, мы и не ведем строгий учет. Кто-то работает у нас ю-12 лет, а кто-то вообще бывает на одном мероприятии. Иногда у нас проходят практику студенты, потом мы даем им справки с печатью фонда. Никаких других документов (удостоверений, свидетельств) у нас нет» [4].

3. Выставленная вузом оценка за итоговое сочинение. Вопрос: как вузы будут проверять школьные работы и выставлять оценки? В Минобрнауки РФ считают, что каждый вуз для оценки сочинений должен создать свою систему баллов. Но как абитуриенты станут доставлять в вузы свои работы? Сначала речь шла о том, что у вузов будет доступ к базе данных сочинений. Сейчас предлагается брать заверенные копии сочинений в региональных центрах обработки информации и нести их в вузы. В Москве есть университеты, куда приходят десятки тысяч абитуриентов. А если все они принесут сочинения? Кто и когда будет проверять их? [4]. Получается, оценка сочинения для выявления профессионально важных качеств абитуриента при поступлении на специальность, не связанной с гуманитарными профессиями, явно не объективна.

Во-первых, при оценке вузом сочинений у проверяющих может присутствовать субъективизм, так как времени на оценку сочинений мало, а у каждого проверяющего свои критерии оценки, которые могут не совпадать с оценками других проверяющих. Потому возможны и завышение, и занижение оценок. А так как по этому показателю количество баллов наибольшее (до ю), коррупционные действия в пользу отдельных абитуриентов не исключены.

Во-вторых, содержание сочинения часто не связано с будущей профессией абитуриента. Если предложить ему написать сочинение в форме эссе на тему «Чем привлекательна будущая профессия по профилю

обучения в вузе», тогда приемные комиссии точнее установят, способен ли абитуриент стать профессионалом в данной сфере деятельности.

Что в итоге?

1. Положительно то, что вводятся новые правила, позволяющие вузам набирать студентов, готовых учиться в зависимости не только от баллов ЕГЭ, но и по результатам неучебной деятельности.

2. Но «минусов» в правилах больше: показатели, за которые даются дополнительные баллы (кроме, пожалуй, наличия аттестата о среднем общем образовании с отличием^, не связаны с реальными заслугами выпускников школ в сфере будущей их профессиональной деятельности.

Что предложить изменить Минобрнауки РФ в будущем таком же Приказе на прием студентов в 2016 г.? Основные идеи наших предложений.

1. Исключить из показателей, за которые даются дополнительные баллы к результатам ЕГЭ, наличие значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне».

2. Аналогично поступить с показателями дополнительных баллов за волонтерскую деятельность и оценки за итоговое сочинение в выпускных классах.

3. Уточнить формулировку подпункта «г» пункта 44 Приказа в следующей редакции: «Участие и результаты участия поступающих в олимпиадах, научных, иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, наличие публикаций по дисциплинам и направлениям профильных специальностей, на которые абитуриент поступает в вуз». Исключить слова: участие «...в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности».

Почему это так важно?

1. Внеклассную научно-творческую работу выпускников школ по профильным дисциплинам за все годы учебы следует также оценивать баллами, дополнительными к баллам ЕГЭ. Для этого в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» следует ввести нормы, дающие вузам право устанавливать правила приема, согласно которым абитуриенты, творчески проявившие себя по дисциплинам специальности, на которую они поступают, получают дополнительно к баллам ЕГЭ баллы за документально подтвержденные успехи в научном творчестве в течение всего периода учебы в школе.

2. Вопросы. Сколько максимально добавлять баллов за творческую работу? Как их рассчитывать и за что, чтобы творческие

заслуги поступающего в этом сыграли свою положительную роль?

В ряде вузов страны такая практика существует при приеме выпускников бакалавриата и специалитета в магистратуру. Поясним это на примере многолетней практики ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», где пунктами 47-49 «Правил приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам магистратуры на 2015/2016 учебный год» [4] установлена максимальная сумма баллов для зачисления, равная юо. За ответы на вступительном экзамене (собеседовании) соискатель может набрать не более 70 баллов. Остальные 30 добавляются за «портфолио» - набор документов, подтверждающих заслуги соискателя в научно-исследовательской и общественной работе в период обучения в вузе. Это могут быть:

- участие в научных конференциях (1 балл за одно участие), подтвержденное сертификатом; публикация тезисов (2 балла); публикация статьи в сборнике (3 балла) - в сумме по этой позиции начисляется не более ю баллов;

- участие в конкурсах студенческих работ от городских до всероссийских (2 балла за одно участие); от 4 до 8 баллов - за звания лауреата или победителя, в сумме не более ю баллов по данной позиции;

- наличие именных стипендий от ректора до Президента РФ - от 4 до ю баллов - максимум по позиции ю баллов.

В итоге, при прочих равных ответах на собеседовании, в магистратуру на бюджетные места, как правило, поступают соискатели с богатым портфолио.

3. Как этот опыт распространить на поступление выпускников школ в вузы? По-видимому, закон должен предоставить им право учитывать при зачислении абитуриентов состав и содержание творческого по-трфолио. Думается, максимальное число дополнительных баллов не должно превышать ю% от максимальной оценки ЕГЭ (до 30) за научную творческую работу учащихся, начиная с 6 или 7 классов. Однако опубликованные детьми статьи и тезисы не нужно оценивать высокими баллами: как правило, доля труда взрослых в этих публикациях ощутима.

4. Так как учащиеся участвуют в конкурсах творческих проектов различного уровня, следует ранжировать полученные баллы. Во-первых, факт участия оценивать минимальным числом баллов. Во-вторых, получение званий лауреатов и призеров заочных конкурсов следует оценивать меньшими баллами, чем получение званий участниками очных конкурсов, где они должны

показать достоинства защищаемых работ. В-третьих, ранжировать по баллам участие и наличие призовых мест участников на конкурсах различного уровня.

5. В чем «плюсы» наших предложений?

5.1. Необходимость получения дополнительно к баллам ЕГЭ баллов за творчество создаст среди учащихся спрос на получение дополнительных образовательных услуг в школах и во внешкольных образовательных учреждениях, которые будут формировать соответствующие образовательные программы, приглашать квалифицированных педагогов, поскольку оценку их деятельности дадут сами потребители услуг, поступившие (или нет) в вуз.

5.2. В вузы станут поступать профессионально ориентированные абитуриенты, а не те, кто не добрал баллы в престижные вузы.

5.3. В этих условиях дополнительное образование России получит реальное развитие и сможет стать эффективным фактором интеллектуального и профессионального развития творческого потенциала молодежи.

6. Исходя из данных аргументов, предлагаем в новый Приказ Минобразования о правилах поступления в вузы в 2016 г. внести следующее предложение: «При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему начисляется:

- не более 5 баллов суммарно - за индивидуальные достижения, связанные с наличием статуса чемпиона и призера Олимпийских и Параолимипийских игр, победителя и призера чемпионатов мира и Европы, а также за наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием;

- не более 25 баллов за индивидуальные достижения, участия и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах, научных, иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, наличие публикаций по дисциплинам профильных специальностей, на которые поступает абитуриент в вуз».

Данные предложения позволят выпускникам школ, имеющим творческие достижения, даже при невысоких результатах ЕГЭ, поступить в вуз на профессии, в освоении которых они могут оказаться успешнее однокурсников, получивших более высокие баллы ЕГЭ. А дополнительное образование детей получит от этого стимул своего развития.

К слову, вузы Чехии не первый год принимают российских выпускников школ на обучение в бакалавриат, а выпускников бакалавриата - в магистратуру. Весомым основанием поступления в эти вузы на бюджетные места является наличие у абитуриентов портфолио, свидетельствующего о творческих достижениях наших выпуск-

ников в научно-исследовательской и проектной деятельности. Ребята, имеющие такие портфолио, успешно обучаются в чешских вузах, но домой не возвращаются. Тем самым наша образовательная система, по сути, разбрасывается потенциальными та-

лантами, не желая создать для них аналогичные условия поступления в вуз. Отчего утечка интеллектуального потенциала России растет, что становится негативным фактором ее будущего развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Минобрнауки стоит у развилки ЕГЭ. URL: http://pedsovet.org/content/view/i9362/25i.

2. Определены достижения школьников, которые учтут при поступлении в вузы. URL: http://ria.ru/s0ciety/20i405i4/i007764i73.html.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 июля 2014 г. N 839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год».

4. «Российская газета» - Федеральный выпуск №6488 (216). URL: http://rg.ru/2014/09/23/ gto.html.

5. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». «Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам магистратуры на 2015/2016 учебный год». URL: https://docviewer. yandex.ru/?url=ya-disk-public963A962F962FubIQGWTdq2vlXQKHbzwBa8oM7cWz962FjbeoTf2Q96 2BrmZPs%3D&name=backmag20l5. pdf&c=5448di4e307b.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статью рекомендует д-р пед. наук, профессор П. В. Зуев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.