Научная статья на тему 'О портфолио абитуриента Мининского университета в рамках реализации проекта "шаг в профессию/ Steps to Profession"'

О портфолио абитуриента Мининского университета в рамках реализации проекта "шаг в профессию/ Steps to Profession" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТ ВУЗА / ПОРТФОЛИО АБИТУРИЕНТА / МИНИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УВЕЛИЧЕНИЕ СРЕДНЕГО БАЛЛА ЕГЭ / МОТИВИРОВАННЫЙ АБИТУРИЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курылева Ольга Игоревна, Огородова Марина Викторовна, Куль Татьяна Николаевна

В статье рассматривается реализация проектной деятельности Мининского университета по формированию Портфолио Абитуриента Мининского университета как одной из составляющих проекта «Steps to Profession», основной целью которого является привлечение сильных мотивированных абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ путем обеспечения профориентации и профессионального самоопределения, обусловливающего эффективное овладение профессией, опережающее трудоустройство и успешную трудовую деятельность. Сформированы основные сведения, учитываемые при формировании рейтинга абитуриентов, по направлениям деятельности: учебной, научной, общественной, а также определены показатели, отражающие индивидуальные достижения, учитываемые при начислении баллов на момент зачисления абитуриентов. В статье представлены мероприятия, проводимые Мининским университетом для привлечения мотивированных абитуриентов, учитываемые при начислении дополнительных баллов за индивидуальные достижения абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курылева Ольга Игоревна, Огородова Марина Викторовна, Куль Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTFOLIO ENTRANTS OF MININSKY UNIVERSITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT "STEP TO PROFESSION"

The article deals the implementation of project activities in Mininsky University to formation portfolio entrants of Mininsky University as one of the components of the project «Steps to Profession», whose main purpose is to attract strong motivated students with high scores exam by providing guidance and professional self-determination, requires the effective mastery of the profession, advancing employment and a successful career. Formed the basic information to be considered when forming the rating of applicants for activities: educational, scientific, social, and identified indicators that reflect individual achievement to be considered when awarding points at the time of enrollment students. The article presents the activities carried out by the Mininsky University to attract motivated students to be considered when calculating the extra points for individual achievement students.

Текст научной работы на тему «О портфолио абитуриента Мининского университета в рамках реализации проекта "шаг в профессию/ Steps to Profession"»

УДК 378

О.И КУРЫЛЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой страхования, финансов и кредита, ответственный секретарь приемной комиссии, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород,, e-mail sfik@bk.ru

М.В. ОГОРОДОВА, кандидат экономических наук, доцент, зам. зав.кафедрой страхования, финансов и кредита, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, email sfik@bk.ru

Т.Н.КУЛЬ, кандидат экономических наук, доцент, Международный университет «МИТСО», Минск, e-mail kamtat@yandex.by

О ПОРТФОЛИО АБИТУРИЕНТА МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШАГ В ПРОФЕССИЮ/ STEPS TO PROFESSION»

O.I.Kuryleva , M.V. Ogorodova, T.N.Kul

PORTFOLIO ENTRANTS OF MININSKY UNIVERSITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT «STEP TO PROFESSION»

В статье рассматривается реализация проектной деятельности Мининского университета по формированию Портфолио Абитуриента Мининского университета как одной из составляющих проекта «Steps to Profession», основной целью которого является привлечение сильных мотивированных абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ путем обеспечения профориентации и профессионального самоопределения, обусловливающего эффективное овладение профессией, опережающее трудоустройство и успешную трудовую деятельность. Сформированы основные сведения, учитываемые при формировании рейтинга абитуриентов, по направлениям деятельности: учебной, научной, общественной, а также определены показатели, отражающие индивидуальные достижения, учитываемые при начислении баллов на момент зачисления абитуриентов. В статье представлены мероприятия, проводимые Мининским университетом для привлечения мотивированных абитуриентов, учитываемые при начислении дополнительных баллов за индивидуальные достижения абитуриентов. Ключевые слова: абитуриент вуза, портфолио абитуриента, Мининский университет, комплекс мероприятий, проектная деятельность, увеличение среднего балла ЕГЭ, мотивированный абитуриент, профессиональная деятельность.

The article deals the implementation of project activities in Mininsky University to formation portfolio entrants of Mininsky University as one of the components of the project «Steps to Profession», whose main purpose is to attract strong motivated students with high scores exam by providing guidance and professional self-determination, requires the effective mastery of the profession, advancing employment and a successful career. Formed the basic information to be considered when forming the rating of applicants for activities: educational, scientific, social, and identified indicators that reflect individual achievement to be considered when awarding points at the time of enrollment students. The article presents the activities carried out by the Mininsky University to attract motivated students to be considered when calculating the extra points for individual achievement students.

Keywords: the entrant of the University, a portfolio of the applicant, Minin University, a set of activities project activity, the increase in average use, motivated applicant, and professional activities.

Конкуренция на рынке образовательных услуг формирует спрос на качественного, мотивированного, ориентированного на профессиональную деятельность абитуриента. Поэтому проблема отбора качественного абитуриента является первостепенной задачей. С

целью оценки абитуриента в рамках реализации проекта «Steps to Profession» предлагается внедрение нового метода отбора абитуриента через «Портфолио Абитуриента Мининского университета».

Формирование портфолио абитуриента предлагается реализовать в электронном виде в форме базы сведений, отражающих достижения выпускника в разных областях деятельности: результаты участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, дополнительное образование, участие в проектах Школы абитуриента и пр. Портфолио формируется в личном кабинете абитуриента с вложенными документами (диплом, грамота, сертификат, свидетельство и др. документы).

Основная цель портфолио - анализ достигнутых результатов абитуриентом на момент поступления в вуз, повышение образовательной активности абитуриентов, определение образовательного рейтинга абитуриентов.

В портфолио Абитуриента заинтересованы все участники образовательного процесса (рисунок 1).

Абитуриент

Портфолио Абитуриента Мининского университета

Мининский университет

Рисунок 1 - Участники образовательного процесса

При разработке структуры портфолио для вуза интересны такие характеристики, как:

• заинтересованный к поступлению в Мининский университет абитуриент;

• качественный абитуриент;

• ориентированный на профессиональную деятельность;

• востребованный на рынке труда специалист.

При формировании портфолио для абитуриента первостепенными целями являются:

• построение образовательной траектории и опережающее профсамоопределение;

• повышение мотивации к поступлению;

• повышение конкурентоспособности в рейтинге абитуриентов;

• возможность получения материального стимулирования в ходе образовательного процесса;

• возможность раннего трудоустройства.

Портфолио является не только средством образовательного процесса, но и средством оценки карьерного роста специалиста. Портфолио Абитуриента является первой ступенью оценки профессионального развития (рисунок 2).

Портфолио абитуриента

Портфолио студента

Портфолио выпускника-специалиста

Рисунок 2 - Структура оценки профессиональных компетенций на каждом этапе

карьерного роста

Основными задачами внедрения портфолио Абитуриента Мининского университета являются:

• поддержание мотивации и активности абитуриентов, выбравших Мининский университет;

• систематическое вовлечение абитуриентов в учебную, научную и общественную жизнь Мининского университета;

• оценка образовательного потенциала абитуриента, профориентация и обоснование его профессионального выбора

Для внедрения портфолио абитуриента с целью оценки качества предлагается структура, представленная на рисунке 3.

Структура портфолио Абитуриента Мининского университета представлена на рисунке 3.

Портфолио Абитуриента Мининского университета

Автобиография абитуриента

Достижения на момент поступления

Учебная деятельность

Научная деятельность

Общественная деятельность

Рисунок 3- Портфолио Абитуриента Мининского университета

Автобиография абитуриента включает в себя:

- личные данные абитуриента (фамилия, имя, отчество, дата рождения, контактные данные: телефон, e-mail);

- информация об имеющемся основном образовании (наименование учебного заведения, дата поступления, дата окончания);

- информация об имеющемся дополнительном образовании (наименование программы дополнительного образования, наименование учебного заведения, дата поступления, дата окончания).

Сведения об учебной деятельности абитуриента

№ п/п Наименование деятельности (показатели деятельности)

1. Результаты сдачи ЕГЭ

2. Средний балл аттестата (диплома)

3. Сертификат участника каникулярной школы Мининского университета

4. Сертификат участника в On-line школе Абитуриент. ru, организованной Мининским университетом

5. Сертификат участника мастер-класса, организованного Мининским университетом

6. Участие в образовательной акции Первая всероссийская контрольная работа по математике под названием «Что и требовалось доказать»

7. Участие в образовательной акции «Тотальный диктант»

8. Участие в иных мероприятиях

Сведения о научной деятельности абитуриента

№ п/п Наименование деятельности (показатели деятельности)

1. Участие в олимпиадах школьников, интернет-олипиадах

2. Участие в научном обществе учащихся

3. Участие в конференциях

4. Участие в конкурсах

5. Участие в иных мероприятиях

Сведения об общественной деятельности абитуриента

№ п/п Наименование деятельности (показатели деятельности)

1. Участие в организации школьного самоуправления

2. Творческие успехи

3. Спортивные успехи

4. Волонтерская деятельность

Портфолио представляет собой не только форму оценки индивидуальных достижений абитуриента, но и является:

1. Дополнением к результатам ЕГЭ на момент поступления.

2. Основанием для получения звания «Стипендиат Мининского университета».

Абитуриент вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение.

Учет индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения. Указанные баллы начисляются поступающему, представившему документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений, и включаются в сумму конкурсных баллов.

При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета Мининский университет начисляет баллы за следующие индивидуальные достижения:

N п/п Индивидуальные достижения Начисляемые баллы

1 Наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне», - при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта 2

2 Наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием 3

3 Осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четыре лет) 2

4 Участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав и (или) преимуществ при поступлении на обучение по конкретной совокупности условий поступления) и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности 3

5 Оценка за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения) 2

В пункте 4 учитываются следующие мероприятия, проводимые Мининским университетом:

• олимпиада по русскому языку и литературе (номинации «Русский язык» «Литература»);

• олимпиада школьников по информатике;

• олимпиада по иностранному языку (номинации «Английский язык» «Немецкий

язык»);

• олимпиада по географии;

• олимпиада по физике;

• олимпиада по математике;

• олимпиада по экологии;

• олимпиада по биологии;

• олимпиада по обществознанию

• областная олимпиада по педагогике и методике начального образования (для студентов педагогических колледжей);

• олимпиада по философии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• олимпиада по физической культуре;

• олимпиада «Основы экономики»;

олимпиада «Компьютерная графика»; олимпиада по истории;

олимпиада по менеджменту для старшеклассников и учащихся СПО; • городская олимпиада для студентов и школьников по декоративно-прикладному искусству и дизайну;

олимпиада по психологии «Психология вокруг нас» для учащихся СОШ; олимпиада по сетевым технологиям; олимпиада школьников по программированию;

III Областная олимпиада по финансовой грамотности среди школьников 9-11

классов;

олимпиада старшеклассников и студентов педагогических вузов и колледжей; олимпиада по педагогике для учащихся педагогических колледжей; олимпиада по латинскому языку «Amici Latinissimi» с участием учащихся воскресных школ

Абитуриенту, занявшему 1 место в олимпиаде, начисляется 3 балла; абитуриенту, занявшему 2 место, - 2 балла; абитуриенту, занявшему 3 место, - 1 балл.

В соответствии с Положением «Стипендиат Мининского университета» утверждаются критерии оценки портфолио абитуриента.

На основании представленных сведений о достижениях абитуриента будет произведена оценка в балльном выражении достигнутых результатов, на основании чего после зачисления на первый курс студентам, набравшим определенное количество баллов, предоставляются льготы: доплаты к академическим стипендиям, скидки при приобретении платных услуг университета.

Таким образом, внедрение портфолио Абитуриента Мининского университета в рамках реализации проекта «Steps to Profession», позволит поддержать мотивацию и активность абитуриентов, выбравших Мининский университет; систематически вовлекать абитуриентов в учебную, научную и общественную жизнь Мининского университета; а также произвести оценку образовательного потенциала абитуриента с целью построения образовательной траектории и опережающего профсамоопределения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Огородова, М.В. Об опыте реализации проекта «Step to Profession» в Мининском университете [Электронный ресурс] / М.В. Огородова, О.И. Курылёва, Т.Н. Куль // Вестник Мининского университета. - 2014 г. - № 4. - URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-12-4/Ogorodova_ Kuryleva_Kul.pdf (дата обращения: 26.03.2015).

2. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: приказ Министерства образования и науки РФ №233 от 26.03.2014. - М., 2014.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образования»

4. Выпускники-отличники при поступлении в вузы получат преимущество [Электронный ресурс] / URL: http://lenta.ru/news/2014/04/17/students (дата обращения: 14.04.2015).

5. Выпускное сочинение будут учитывать при поступлении в вузы [Электронный ресурс]/ URL: http://lenta.ru/news/2013/12/12/putinobr/ (дата обращения: 22.04.2015).

6. Грэхэм, Т. Как написать мотивационное эссе для поступления в вуз [Электронный ресурс]/ URL: http://www.eurogates.ru/ru-kak-sostavit-motivacionnoe-esse-zarubezhnyi-vuz/ (дата обращения: 21.04.2015).

7. Елисеев, Б.П. К оценке ЕГЭ как одной из форм системы отбора абитуриентов/ Б.П. Елисеев// М.: Научный вестник - МГТУ ГА, 2011. № 166(4).

8. Жидкова, Р.А. Современные методы оценивания результатов обучения / Р.А. Жидкова // Пенза: Известия Пензенского государственного педагогического университета - 2012. - № 28.

9. Как поступить в иностранный вуз. Пошаговая инструкция [Электронный ресурс]/ URL: http://www.aif.ru/society/education/936337 (дата обращения: 12.05.2015).

10. Как сделать портфолио для поступления в вуз [Электронный ресурс]/ URL: http://kollini.com/articles/259-kak-sdelat-portfolio-dlya-postupleniya-v-vuz.html (дата обращения: 14.05.2015).

11. Качество приёма в вузы - 2013: [Электронный ресурс]/ URL: http://www.hse.ru/ege/second_section 2013/ (дата обращения: 26.03.2015).

12. Курылева, О.И. Пути повышения эффективности деятельности страховой компании: монография / О. И. Курылева, М. В. Огородова. Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Волжский гос. инженерно-пед. ун-т". Нижний Новгород, 2009.

13. Ливанов: учет портфолио при зачислении в вузы возможен с 2015 года [Электронный ресурс]/ URL: http://ria.ru/society/20130905/961033452.html (дата обращения: 25.03.2015).

14. Медведева, И.Н. К вопросу о формировании электронного портфолио обучающегося / И.Н. Медведева, О.И. Мартынюк, С.В. Панькова, И.О. Соловьева // Псков: Вестник ПсковГУ. - № 4 (2014)

15. Моргунова, Е.А. Готовь портфолио! Утверждены новые правила приема в вузы. / Моргунова Е.А.// М.: Образование, 2014 - № 37

16. Мотивационное письмо в зарубежный вуз: пошаговая инструкция по подготовке [Электронный ресурс]/ URL: http://oncampus.ru/publicacii/kak-napisat-motivatsionnoe-pismo-v-zarubezhnyy-vuz (дата обращения: 12.03.2015).

17. Лизунова, Л.Р. Применение технологии портфолио в системе высшего профессионального образования / Лизунова Л.Р., Тверская О.Н. // Пермь: Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2014 - № 2-1

18. Огородова, М.В. Совершенствование методологии оценки финансового состояния страховой организации: монография/ М.В. Огородова, О.И. Курылева, Н.И. Яшина // Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. - 159 с.

19. О проведении мониторинга приемной кампании. Письмо Минобрнауки РФ от 23 июня 2014 года N АК-1647/05 - М, 2014

20. Смолянинова, О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: монография / О.Г. Смолянинова. - Красноярск: СФУ, 2012 г.

21. Gen and Kelly Tanabe Personal Statement of a student applying for the Biology programme, Cornell University [Электронный ресурс]/ URL: http://www.eurogates.nl/en-personal-statement-example-biology/?_ga=1.216535824.785299842.1430820743 (дата обращения: 14.04.2015).

22. Ямалиев, В.У. Методы конкурсного отбора абитуриентов для обеспечения качественного приема в вуз / В.У. Ямалиев, А.А. Кудрейко, О.Р. Латыпов // Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет. Нефтегазовое дело: научный журнал, 2013 - №5

© Огородова М.В., Курылёва О.И., Куль Т.Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.