Научная статья на тему 'ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ'

ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1509
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кушхов Хажмурат Лионович

В статье анализируется административно-правовой статус религиозных объединений. Установлено, что особую значимость представляют организация диалога между представителями различных конфессий, реализация принципа сотрудничества с религиозными объединениями на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях. Отмечается, что деятельность религиозных объединений, как правило, не ограничивается только духовной сферой, а затрагивает широкий спектр государственных и общественных интересов, поэтому государство не может оставаться в стороне от правового координирования государственно-конфессиональных отношений. Сам по себе административно-правовой статус можно представить в виде совокупности прав, реализуемых в административно-правовых отношениях, а также обязанностей и юридической ответственности, попадающих под непосредственное регулирование административно-правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF RELIGIOUS ASSOCIATIONS

The article analyzes the administrative and legal status of religious associations. It has been established that the organization of dialogue between representatives of different confessions, the implementation of the principle of cooperation with religious associations at the national, regional and municipal levels are of particular importance. It is noted that the activity of religious associations, as a rule, is not limited only to the spiritual sphere, but affects a wide range of state and public interests, therefore, the state cannot stand aside from the legal coordination of state-confessional relations. By itself, the administrative-legal status can be represented in the form of a set of rights exercised in administrative-legal relations, as well as duties and legal responsibility that fall under the direct regulation of administrative-legal norms.

Текст научной работы на тему «ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_3_267 УДК 342

ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Кушхов Хажмурат Лионович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_@mail.ru

В статье анализируется административно-правовой статус религиозных объединений. Установлено, что особую значимость представляют организация диалога между представителями различных конфессий, реализация принципа сотрудничества с религиозными объединениями на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях. Отмечается, что деятельность религиозных объединений, как правило, не ограничивается только духовной сферой, а затрагивает широкий спектр государственных и общественных интересов, поэтому государство не может оставаться в стороне от правового координирования государственно-конфессиональных отношений. Сам по себе административно-правовой статус можно представить в виде совокупности прав, реализуемых в административно-правовых отношениях, а также обязанностей и юридической ответственности, попадающих под непосредственное регулирование административно-правовых норм.

Ключевые слова: религиозные объединения; административно-правовой статус; административно-правовые отношения; источники права; обязанности, ответственность.

UDC 342

ON THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF RELIGIOUS

ASSOCIATIONS

Kushkhov Khazhmurat Lionovich,

Senior Lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Kabardino-

Balkarian State University, Nalchik, Russia, e-mail: amv_@mail.ru

The article analyzes the administrative and legal status of religious associations. It has been established that the organization of dialogue between representatives of different confessions, the implementation of the principle of cooperation with religious associations at the national, regional and municipal levels are of particular importance. It is noted that the activity of religious associations, as a rule, is not limited only to the spiritual sphere, but affects a wide range of state and public interests, therefore, the state cannot stand aside from the legal coordination of state-confessional relations. By itself, the administrative-legal status can be represented in the form of a set of rights exercised in administrative-legal relations, as well as duties and legal responsibility that fall under the direct regulation of administrative-legal norms.

Keywords: religious associations; administrative and legal status; administrative and legal relations; sources of law; duties, responsibility.

В системе источников российского права нашли свое закрепление основные элементы конституционно-правового статуса религиозных объединений. Обусловленные федеративной природой российского государства, указанные источники подразделяются на федеральные и региональные.

Федеральным уровнем государственной власти введено в действие более сотни нор-

НАУЧНО-ПРАКТ

мативно-правовых актов, в которых нашли закрепление вопросы правового статуса религиозных объединений в России. Главным источником права, регулирующим взаимоотношения государства и религиозных объединений, выступает Конституция Российской Федерации (ст. 14). Данная проблематика является многоаспектной и межотраслевой. При этом если конституционно-правовые ШСКИЙЖУРНАЛ

аспекты отличаются высокой степенью изученности, то вопросы административно-правового статуса религиозных объединений все еще отстают от общего развития административного законодательства.

К проблематике деятельности религиозных объединений напрямую относятся федеральные законы от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 25.07.2002 № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе» и от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Положения данных законов, особенно их новые новеллы, нуждаются в теоретическом осмыслении и оценке их соответствия современных реалиям отношений государства и религиозных объединений, а также в контексте новых угроз, которые сопряжены с неправомерным осуществлением религиозной деятельности. В частности, эти негативные явления сопряжены как с религиозной экстремистской деятельностью, так и с активизацией миссионерской деятельности, осуществление которой далеко не всегда протекает в рамках закона. В этой связи самого пристального из -учения заслуживают как сама регламентация миссионерской деятельности, так и административная ответственность за ее неправомерное осуществление, получившие закрепление в ч. 3-5 ст. 5.26 КоАП РФ, и которые до настоящего времени не нашли должного освещения в отечественной административно-правовой литературе.

Основополагающим принципом, детерминирующим отношения между законодательными, исполнительными, судебными органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и религиозными объединениями, с другой, является концепция равенства религиозных объединений, которая должна быть закреплена законодательно и означать недопустимость установления как преимуществ, так и ограничений для какой-либо религии и религиозного объединения по отношению к другим религиям и религиозным объединениям [1-3].

Однако равенство религиозных объединений перед законом вовсе не тождественно принципу равного отношения государства к различным религиозным объединениям. В этой связи считаем целесообразным исклю-

чить из преамбулы к Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях» фразы о признании «особой роли православия в истории России» и перечня других религий, что фактически в скрытой форме подчеркивает признание государством наличия многоступенчатой иерархии религий, что противоречит принципам этого же закона.

В указанном контексте особую значимость представляют, с одной стороны, организация диалога между представителями различных конфессий, с другой - реализация принципа сотрудничества с религиозными объединениями на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях. Тем самым в России демонстрируется равное отношение как к неверующим, так и верующим гражданам, что имеет важное значение для формирования стабильного гражданского общества.

Деятельность религиозных объединений, как правило, не ограничивается только духовной сферой, а затрагивает широкий спектр государственных и общественных интересов, поэтому государство не может оставаться в стороне от правового координирования государственно-конфессиональных отношений. Для России это вдвойне важно, учитывая многоконфессиональный состав религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории наше -го государства [1; 2].

Давая определение религиозным объединениям, следует отметить направленность данных групп на совместное исповедание и распространение веры. Видами религиозных объединений являются религиозные группы и религиозные организации.

Признавая наличие положительных изменений в государственно-конфессиональных отношениях, непротиворечивость которых прошла испытание в период ограничений, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, следует признать, что они нуждаются как в совершенствовании административно-правового регулирования деятельности религиозных объединений, так и формировании единообразной правоприменительной практики в сфере административно-деликтных отношений, основанных на дальнейших теоретических исследованиях и создающих основу для

достижения духовно-религиозной стабильности в обществе.

Сам по себе административно-правовой статус можно представить в виде совокупности прав, реализуемых в административно-правовых отношениях, а также обязанностей и юридической ответственности, попадающих под непосредственное регулирование административно-правовых норм.

Административно-правовой статус религиозных объединений представляет собой комплексную категорию, структуру которой составляют элементы, выделяющиеся по признаку этапности деятельности религиозного объединения: «административно-правовые нормы, регулирующие порядок создания религиозного объединения, в том числе административно-правовые нормы, регулирующие порядок их государственной регистрации; административно-правовые нормы, определяющие цели деятельности религиозного объединения; нормы административного права, регламентирующие порядок приостановления деятельности религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие права и условия деятельности религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие их обязанности; нормы административного права, регулирующие ответственность религиозного объединения; нормы административного права, регулирующие порядок ликвидации религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, возложенных законом на религиозное объединение, и административно-правовые нормы, закрепляющие гарантии их охраны» [1; 3].

Центральное место в административно-правовом статусе религиозных объединений занимают права, обязанности и ответственность. Религиозные объединения имеют право:

- на создание внутренней иерархии;

- осуществление обучения в государственных и муниципальных образовательных организациях;

- получение в собственность принадлежащего государству имущества культового назначения;

- свободное совершение обрядов и церемоний;

- создание собственных образовательных организаций.

Религиозные объединения обязаны:

- регистрироваться в установленном законом порядке;

- ежегодно публично отчитываться о своей деятельности;

- ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении деятельности.

К юридической ответственности относятся:

- ликвидация религиозного объединения;

- административная ответственность религиозного объединения в качестве юридического лица [1; 2].

В области административно-юрисдикци-онной деятельности взаимодействие российских религиозных организаций может характеризоваться как диалог:

- с законодательной властью по вопросам совершенствования административно-деликтного законодательства в сферах «общественной обеспокоенности религиозных объединений». Этими сферами выступают вопросы нравственности, защиты культурного наследия, сохранения окружающей среды, здравоохранения и др.;

- исполнительной властью по вопросам совершенствования практической деятельности государственных органов в правоохранительной сфере, в том числе осуществляющих надзор за соблюдением законодательства (прокуратура, юстиция, полиция);

- судебной властью по вопросам, касающимся восстановления нарушенных правомочий религиозных объединений и прав верующих [2; 3].

При религиозно-государственном взаимодействии необходимо учитывать то обстоятельство, что по канонам священнослужителям воспрещается обращаться в органы государственной власти без получения дозволения вышестоящего религиозного начальства, Например, исходя из существующей иерархии на федеральном уровне контакты Русской православной церкви с высшими органами государственной власти Российской Федерации являются прерогативой патриарха и Священного синода, которые вправе делегировать такие полномочия своим представителям путем предоставления письменного подтверждения. Подобный

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

порядок существует и на более низких уровнях, на уровне субъекта Российской Федерации либо уровне местного самоуправления, когда контактерами от региональных канонических организаций РПЦ выступают соответственно епархиальные преосвященные либо приходы по благословению епархиальных преосвященных, а также их представители, имеющие письменное подтверждение полномочий. Такие представители могут взаимодействовать с органами государственной власти и местного самоуправления как на постоянной основе, так и назначаться для участия в консультациях по отдельным проблемам.

Необходимость сближения позиций общества, государства и религиозных объединений наиболее остро ощущается в ситуациях, когда то или иное деяние воспринимается как оскорбляющее чувства верующих не отдельными представителями, а значительным чис-

лом верующих, иными словами, в ситуациях, вызывающих широкий общественный резонанс.

Таким образом, деятельность религиозных объединений, как правило, не ограничивается только духовной сферой, а затрагивает широкий спектр государственных и общественных интересов, поэтому государство не может оставаться в стороне от правового координирования государственно-конфессиональных отношений. Для России это вдвойне важно, учитывая многоконфессиональный состав религиозных объединений. Одной из качественных характеристик, отражающих эффективность государственно-религиозного взаимодействия, может выступать состояние близости позиций государства и религиозных объединений, касающихся сферы административно-юрисдикционной деятельности.

Список литературы_

1. Гребнева, А. С. Административно-правовой статус религиозных организаций / А. С. Гребнева // Право и законность: вопросы теории и практики : сборник материалов VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - 2017. - С. 65-68.

2. Исаева, А. А. Система источников правового регулирования статуса религиозных объединений в Российской Федерации и проблемы регионального законодательства / А. А. Исаева // Вестник Томского государственного университета. - 2018. - № 430. - С. 180-187.

3. Юзефович, Ж. Ю. Административно-правой статус религиозных организаций / Ж. Ю. Юзефович, К. С. Мо-крушина // Молодой ученый. - 2021. - № 40 (382). - С. 160-162.

References_

1. Grebneva A.S. Administrativno-pravovoj status religioznyh. Pravo i zakonnost': voprosy teorii i praktiki. Sbornik materialov VII Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 65-68.

2. Isaeva A.A. Sistema istochnikov pravovogo regulirovaniya statusa religioznyh ob"edinenij v rossijskoj federacii i problemy regional'nogo zakonodatel'stva. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 430. S. 180-187.

3. YUzefovich ZH.YU. Mokrushina K.S. Administrativno-pravoj status religioznyh organizacij. Molodoj uchenyj. 2021. № 40 (382). S. 160-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.