Научная статья на тему 'Государственно-конфессиональные правоотношения как предмет административного права'

Государственно-конфессиональные правоотношения как предмет административного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООТНОШЕНИЯ / СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петюкова Оксана Николаевна

Научная статья подготовлена на основании анализа научной литературы комплекса нормативных правовых актов в сфере свободы совести. Характеризуя государственно-конфес-сиональные правоотношения как предмет административного права, автор отмечает, что они представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами административного права, складывающиеся в ходе осуществления государственными органами исполнительной власти функций управления в сфере реализации свободы совести. Также в работе обосновываются разновидности и характерные черты государственно-конфессиональ-ных правоотношений в России на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-конфессиональные правоотношения как предмет административного права»

11. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04) АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

11.1. ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Петюкова Оксана Николаевна, д-р юрид. наук, профессор. Должность: заместитель заведующего кафедрой. Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Подразделение: «Гражданский и арбитражный процесс». E-mail: oksana55@mail.ru

Аннотация: Научная статья подготовлена на основании анализа научной литературы комплекса нормативных правовых актов в сфере свободы совести. Характеризуя государственно-конфессиональные правоотношения как предмет административного права, автор отмечает, что они представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами административного права, складывающиеся в ходе осуществления государственными органами исполнительной власти функций управления в сфере реализации свободы совести.

Также в работе обосновываются разновидности и характерные черты государственно-конфессиональных правоотношений в России на современном этапе.

Ключевые слова: правоотношения, свобода совести и вероисповедания, религиозные организации, органы государственной власти, предмет административного права.

THE LEGAL RELATIONS BETWEEN THE STATE AND RELIGIOUS ORGANIZATIONS AS A THE SUBJECT OF ADMINISTRATIVE LAW

Oksana N. Petyukova, doctor of jurisprudence, professor. Position: deputy head of Department. Place of employment: Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow. Division: Civil and Arbitration Process on scientific work. E-mail: oksana55@mail.ru

Annotation: The scientific article is prepared on the basis of an analysis of the scientific literature of the complex of normative legal acts in the sphere of freedom of conscience. Describing the state-confessional relationship as a matter of administrative law, the author notes that they represent a public relations regulated by administrative law, folding in the implementation of the state executive power management functions in the field of freedom of conscience.

It is also justified in variety and the characteristic features of state-confessional relations in Russia at the present stage.

Keywords: legal relations, freedom of conscience and religion, religious organizations, public authorities, the subject of administrative law.

Изучение административно-правовой природы отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации обусловлено потребностями гармонизации государственно-конфессиональных от-

ношений. Рассмотрение государственно-конфессиональных правоотношений как предмета административного права способствует разработке комплекса организационно-правовых мер, с помощью которых органы государственной власти могут воздействовать на данный вид общественных отношений.

Определенный правовой опыт накоплен в субъектах Российской Федерации [1, с.72], в сопредельных странах на постсоветском пространстве [2, с.104-107].

Как отмечает С.Е. Пролетенкова, необходимо найти правовые методы, позволяющие ориентировать конфессии не на воцерковление или обращение в религию, а на решение внутриконфессиональных проблем (в первую очередь политического характера, искоренение борьбы за внутриконфессиональное лидерство), социальную службу на благо общества [3].

Говоря о росте проявлений религиозного экстремизма в стране, она приводит следующие статистические данные. За прошедшие с 2004 года почти десять лет количество преступлений экстремистской направленности увеличилось в пять с половиной раз.

По данным Министерства юстиции РФ, количество выявленных и ликвидированных религиозных организаций деструктивного и оккультного характера составляет около 39% от общего списка некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности.

Безусловно, с позиции интересов национальной безопасности, в первую очередь, в практике государственно-конфессионального взаимодействия следует ориентироваться на общие для государства и религиозных организаций социальные потребности. И Российская Федерация, являясь социальным государством, и традиционные религиозные объединения в силу сложившегося исторического опыта, объединены целями социального служения, соработничества, помощи нуждающимся.

При этом, однако, реализация сугубо внутриконфес-сиональных вопросов выходит за пределы правового регулирования, если при этом не нарушается законодательство Российской Федерации.

С.В. Бубнов отмечает следующую особенность государственно-конфессиональных правоотношений, урегулированных нормами административного права: религиозные объединения являются субъектами как внешних, так и внутренних административных правоотношений, взаимодействуя с государственными органами и гражданами, как входящими, так и не входящими в состав указанных объединений [4, с.8].

Основы правосубъектности религиозных объединений как коллективных субъектов административного права определяются нормативно-правовыми требованиями к государственной регистрации, реорганизации, ликвидации религиозных организаций. В то же время религиозные организации имеют свои цели, задачи, функции. Порядок организации и функционирования религиозных организаций зависит от особенностей религиозного вероучения.

ПРАВООТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРАВА

Петюкова О.Н.

Государственно-конфессиональное взаимодействие в настоящее время формируется стихийно, под воздействием политической конъюнктуры, а не согласно единым государственно-правовым установкам.

Региональные власти стараются учесть местные конфессиональные особенности. Однако, как отмечает С.Е. Пролетенкова, проявляющиеся в практической плоскости конфессиональные предпочтения региональной власти способствуют формированию религиозной оппозиции, а в традиционно исламских регионах - открытому противостоянию между представителями различных исламских течений [3].

В настоящее время в целях гражданского мира и согласия требуется формирование правовых установок, способствующих определению пределов возможного в сфере свободы совести.

Характеризуя государственно-конфессиональные правоотношения как предмет административного права, следует отметить, что они представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами административного права, складываются в ходе осуществления государственными органами исполнительной власти функций управления в сфере реализации свободы совести.

В зависимости от предметной области реализации можно выделить государственно-конфессиональные правоотношения, возникающие в процессе:

- регистрации создания, реорганизации, ликвидации религиозных организаций;

- передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, его совместного использования государством и религиозными объединениями;

- налогообложения религиозных организаций с учетом их правового статуса;

- сотрудничества органов государственной власти и религиозных объединений в области образования, социального служения, благотворительности, духовно-нравственного и патриотического воспитания населения;

- осуществления контроля за исполнением законодательства в сфере свободы совести;

- ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства о свободе совести.

Понятия «государственно-конфессиональные правоотношения» и «государственно-церковные правоотношения» соотносятся как общее и частное [5, с.7-13].

По сути, административно-правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений заключается в осуществляемой в законном порядке деятельности полномочных исполнительных органов государственной власти по изданию и исполнению на основании закона правовых актов управления.

При этом государственно-конфессиональные соглашения о сотрудничестве, как отмечает К.А. Писенко, по своей правовой природе являются административным договором, одной из важнейших форм осуществления исполнительной власти в демократическом обществе [6, с.4].

С.В. Бубнов при предметной характеристике административно-правовых правоотношений с участием религиозных объединений исходит из анализа норм административного права, закрепляющих гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, возложенных законом на религиозное объединение, и гарантии их охраны [4].

Нормы административного права, регулирующие государственно-конфессиональные правоотношения, определяют не только правовой статус религиозных

объединений, но и правовой статус органов государственной власти, отдельных государственных служащих, модели допустимого поведения; регламентируют процедуры отношений государственных служащих с юридическими и физическими лицами в сфере свободы совести; закрепляют ограничения, льготы, запреты; устанавливают юридическую ответственность в сфере свободы совести.

Свобода совести и вероисповедания реализуются на основе положений международных договоров и принципов международного права. Конституция Российской Федерации закладывает основы для реализации государственно-конфессиональных отношений на демократических принципах. Однако пробелы федерального законодательства о свободе совести, коллизии и недостатки регионального законодательства и подзаконных актов министерств и ведомств ведут к мировоззренческой дезориентации населения, девальвации системы традиционных нравственных ценностей.

Правоохранительный потенциал регионального законодательства об административной ответственности, как справедливо отмечает С.Е. Пролетенкова, практически не используется. В региональных законах не содержится норм ответственности за проявления противозаконной деятельности, способной впоследствии перерасти в преступления, совершаемые на почве религиозной ненависти [3].

Многие региональные программы правоохранительной направленности в сфере противодействия проявлениям религиозного радикализма и экстремизма методологически не продуманы, финансируются по остаточному принципу, часто механически повторяются из года в год. Наблюдается нормативная неурегулированность порядка реализации региональных программ; несовершенство критериев оценки эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти; недостаточность ресурсного обеспечения, профессионального уровня государственных служащих.

Принятию взвешенных правовых решений препятствуют отсутствие долгосрочного сотрудничества государства и крупнейших конфессий в социальной сфере, а также межконфессионального партнерства. При этом попытки правового вмешательства в религиозную сферу с намерениями искоренения экстремистской угрозы спекулятивно трактуются как покушение на религиозную свободу [3]. Нейтрализовать подобные негативные тенденции можно только, развивая государственно-конфессиональные отношения на основании Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законах.

Литература:

1. Боярских А.В. Религиозные организации в системе гражданского общества Тюменского края // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - №3. - С. 72.

2. Тарасевич И.А. Проблемы законодательства республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях // Бизнес в законе. - 2013. -№ 2. - С.104-107.

3. Пролетенкова С.Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д.ю.н. - М., 2013.

4. Бубнов С.В. Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации». Автореферат дисс.... на соиск. уч. ст. к.ю.н. - М., 2003/

5. Петюкова О.Н. Правовая природа государственно-церковных отношений // Ленинградский юридический журнал. - 2010. - №3. - С.7-13.

6. Писенко К. А. Административно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н. - М., 2004.

Literature:

1. Boyarskikh A.V. Religious organizations in the civil society of the Tyumen Region // Gaps in Russian legislation. - 2011. - №3. - S. 72.

2. Tarasevich I.A. Problems of Kazakhstan legislation on religious activity and religious associations // Business Law. - 2013. - № 2. - S.104-107.

3. Proletenkova S.E. Administrative and legal regulation of counteraction to religious extremism in the Russian Federation. Abstract of diss. ...Doctor of Law - M., 2013.

4. Bubnov S.V. Administrative and legal status of religious communities in the Russian Federation. "Abstract of diss .... Ph.D. - M., 2003

5. Petyukova O.N. Legal nature of church-state relations // Leningrad Law Journal. - 2010. - №3. - S.7-13.

6. Pisenko K.A. Administrative and legal aspects of the relationship between the state and religious organizations in the Russian Federation. Abstract of diss. Ph.D. - M., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.