АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Борисова Е.К. Email: [email protected]
Борисова Екатерина Константиновна - студент, кафедра теории и истории государства и права, административного права, Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация: правоотношения общественных объединений в сфере действия норм административного права представляют собой значительную группу. Нормы административного права регулируют разнообразные отношения с участием общественных объединений и для того, чтобы практика этих отношений складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем совершенствования нормативной правовой регламентации административно-правового статуса общественных объединений. Так одним из важнейших звеньев в системе взаимодействия государства и его граждан являются общественные объединения, которые представляют собой форму организованного участия масс в социальной и политической жизни общества.
Ключевые слова: общественные объединения, административно-правовой статус, управление.
ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF PUBLIC ASSOCIATIONS Borisova E.K.
Borisova Ekaterina Konstantinovna - Student, DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF STATE AND LA W, ADMINISTRATIVE LAW, TOMSK STATE UNIVERSITY, TOMSK
Abstract: the legal relations of public associations in the field of administrative law are a significant group. The norms of administrative law regulate a variety of relations with the participation of public associations and in order for the practice of these relations to develop in accordance with the law, certainty is needed, which is achieved by improving the regulatory legal regulation of the administrative-legal status ofpublic associations. Keywords: public associations, administrative status, management.
УДК 34
Административно-правовой статус общественных объединений - это их правовое положение в сфере государственного управления. Он определяется теми же элементами, что и административно-правовой статус граждан. Прежде всего, это комплекс их прав и обязанностей, закрепленный нормами административного права, административная правоспособность и административная дееспособность [1].
А.А. Ивакин определяет, административно-правовой статус общественного объединения как систему предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, а также ответственность в сфере государственного управления. Также он отмечает, что многие ученые-юристы рассматривают административно-правовой статус как сложное явление, объединяющее не только права, обязанности, ответственность, но и ряд других элементов: принципы, правоспособность, гарантии и т.д. Причем, предлагая различные подходы к количеству элементов, высказывают точки зрения, нередко во многом противоположные друг другу [2].
Резюмируя данные позиции, можно прийти к выводу, что административно правовой статус общественных объединений составляют следующие элементы: комплекс прав и обязанностей, закрепленный за общественными объединениями;
гарантии реализации данного комплекса прав и обязанностей, административная правоспособность и дееспособность, а также ответственность в сфере государственного управления.
В первую очередь, необходимо отметить одно из основных прав общественных объединений - осуществлять свою деятельность без регистрации в органах юстиции.
В результате этого одновременно существуют два разных правовых режима деятельности общественных организаций, следовательно, и объем предоставляемых им прав будет различным. Перечень прав, предоставленный общественным объединениям, зарегистрированных в качестве юридических лиц, является более широким, по сравнению с перечнем для объединений, не обладающих соответствующим статусом.
Однако можно выделить следующие общие права, которыми наделены общественные объединения, как являющиеся, так и не являющиеся юридическими лицами:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Следующий элемент административно-правового статуса общественных объединений - это административная правоспособность и административная дееспособность. Если у граждан сначала возникает административная правоспособность, а лишь с достижением определенного возраста государство признает за ним способность своими действиями реализовать эти права и выполнять обязанности (дееспособность), то с общественными объединениями дело обстоит несколько иначе.
Последний элемент правого статуса общественных объединений представляет собой ответственность объединений в сфере государственного управления.
Деятельность общественного объединения в случае нарушения им Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации или совершения действий, противоречащих уставным целям, может быть приостановлена. Последствия приостановления деятельности общественного объединения проявляются в приостановлении его права как учредителя средств массовой информации, также ему запрещается организовывать и проводить различные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.
Кроме того по решению суда общественное объединение может быть ликвидировано в случаях, если:
- его цели или действия направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- оно своими действиями виновно нарушает права и свободы граждан;
- неоднократно или грубо нарушает законодательство либо систематически осуществляет деятельность, противоречащую своим уставным целям.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
При нарушении законодательства общественными объединениями, независимо от факта государственной регистрации, ответственность за совершенные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.
Особенность совершения объединениями деяний, наказуемых в уголовном порядке, заключается в том, что лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ, другие же члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.
Список литературы /References
1. Солдатов А.П. Учебник по административному праву / Под ред. А.П. Солдатов (Особенная часть), В.А. Мельников (Общая часть). М.: Феникс, 2006. С. 114.
2. Ивакин А.А. Административно-правовое положение общественных объединений в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / А.А. Ивакин. Люберцы, 2009. С. 7.
3. Борисова Е.К. Возраст как один из признаков субъекта преступления I // Наука, образования и культура. Научно-методический журнал. № 5 (40), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 93-95.
4. Борисова Е.К. Специальный субъект преступления // Отечественная юриспруденция. Научно-методический журнал. № 3 (35), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 4 - 6.
5. Борисова Е.К. Причины и условия, способствующие совершению халатности // Academy. Научно-методический журнал. № 4 (43), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 49 - 51.
6. Борисова Е.К. Соотношение мотива и целей совершения преступления // Проблемы науки. Научно-методический журнал. № 4 (40), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 78-80.
7. Борисова Е.К. Цели и виды наказаний по Воинским Артикулам Петра I // Наука, образования и культура. Научно-методический журнал. № 4 (38), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 38-40.
8. Борисова Е.К. Личность преступника, совершившего халатность // Отечественная юриспруденция. Научно-методический журнал. № 2 (34), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 49-50.