ПРИЗНАКИ ПРАВОГО АКТА УПРАВЛЕНИЯ. ЮРИДИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
Борисова Е.К. Email: [email protected]
Борисова Екатерина Константиновна - студент, кафедра теории и истории государства и права, административного права, Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация: институт правового акта играет одну из ключевых ролей. В рамках данного института реализуются все основные функции государственного управления. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что именно правовые акты управления представляют внешнюю правовую форму осуществления управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Цель работы - исследовать институт правового акта управления на современном этапе развития правовой системы Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена большим практическим значением данного правового явления, так как именно правовые акты управления выражают взаимодействие между субъектами и объектами управления.
Ключевые слова: правовой акт, правовой институт, управление.
SIGNS OF THE LAW OF MANAGEMENT. LEGAL VALUE
Borisova E.K.
Borisova Ekaterina Konstantinovna - Student,
DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW, ADMINISTRATIVE LAW, TOMSK STATE UNIVERSITY, TOMSK
Abstract: the institution of a legal act plays one of the key roles. Within the framework of this institute, all the basic functions of public administration are realized. This is due, first of all, to the fact that it is the legal acts of management that represent the external legal form for the implementation of managerial actions to achieve the goals and objectives of public administration. The purpose of the work is to investigate the institution of a legal act of management at the present stage of development of the legal system of the Russian Federation. The relevance of the topic is due to the great practical importance of this legal phenomenon, since it is the legal acts of management that express the interaction between subjects and objects of management. Keywords: legal act, legal institution, management.
УДК-34
Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти.
Наиболее значимые признаки, определяющие их юридическую природу, следующие:
а) правовой акт управления представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;
б) правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;
в) правовой акт управления — юридическо-властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;
г) правовой акт управления — одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;
д) правовой акт управления содержит в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;
е) правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;
ж) правовой акт управления может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;
з) правовой акт управления подзаконен, то есть он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;
и) правовой акт управления занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;
к) правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа;
л) правовой акт управления издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр.
м) правовой акт управления может быть в установленном действующим законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован;
н) правовой акт управления в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически-властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).
В таком понимании этот вид юридических актов опосредует взаимоотношения между сторонами управленческих отношений, точнее - между управляющей и управляемой сторонами, между субъектами и объектами управления [1].
Юридическое значение правовых актов управления заключается в том, чтобы показать их правовую роль в юридической практике. Можно выделить следующие аспекты юридического значения правовых актов:
1) выступают в качестве юридических фактов, т. е. являются фактическими основаниями для формирования новых правоотношений, изменения или отмены старых отношений, создания нового правового статуса различных субъектов права;
2) будучи нормативными актами, устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, регулируют одинаковым образом для неограниченного круга лиц общественные отношения, определяют порядок управления, возможность назначения административных наказаний;
3) могут служить правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других административных актов (постановление Правительства РФ является основанием для издания федеральным министерством или различными ведомствами конкретизирующих административных актов);
4) могут выступать и в качестве юридических документов — доказательств в юридическом процессе (при возбуждении или рассмотрении судом гражданского, уголовного или иного другого дела);
5) могут стать важнейшим условием для осуществления тех или иных действий, а также для реального действия других правовых актов и реализации прав и свобод физических и юридических лиц;
6) являются правовыми средствами: осуществления современной правовой политики в административно-правовой сфере, проведения административной реформы, достижения целей государственного управления; осуществления позитивного функционирования органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, юридической защиты прав и свобод граждан, улучшения качества многообразной российской правовой жизни [2].
Список литературы /References
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации Учебник. М. ИКД Зерцало-М., 2003. С. 204.
2. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2009. С. 440.
3. Борисова Е.К. Возраст как один из признаков субъекта преступления I // Наука, образования и культура. Научно-методический журнал. № 5 (40), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 93-95.
4. Борисова Е.К. Специальный субъект преступления // Отечественная юриспруденция. Научно-методический журнал. № 3 (35), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 4-6.
5. Борисова Е.К. Причины и условия, способствующие совершению халатности // Academy. Научно-методический журнал № 4 (43), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 49-51.
6. Борисова Е.К. Соотношение мотива и целей совершения преступления // Проблемы науки. Научно-методический журнал № 4 (40), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 78-80.
7. Борисова Е.К. Цели и виды наказаний по Воинским Артикулам Петра I // Наука, образования и культура. Научно-методический журнал. № 4 (38), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 38-40.
8. Борисова Е.К. Личность преступника, совершившего халатность // Отечественная юриспруденция. Научно-методический журнал. № 2 (34), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 49-50.