Библиографический список
1. Временное положение «О Счетной палате Саратовской области»: постановление Саратовской областной Думы от 23 мая 1995 г. № 13-163 // Земля Саратовская. 1995. № 17-204.
2. О Счетной палате Саратовской области: Закон Саратовской области от 28 июля 1997 г. № 49-ЗСО (в ред. от 28 нояб. 2007 г.) // Саратовские вести. 1997. № 30. Ст. 117.
3. О Счетной палате Саратовской области: Закон Саратовской области от 30 июля 2008 г. № 216-ЗСО (в ред. от 12 окт. 2008 г.) // Собрание законодательства Саратовской области.
2008. № 14. Ст. 241.
4. О Счетной палате Российской Федерации: Федер. закон от 11 янв. 1995 г. № 4-ФЗ (в ред. от 9 февр. 2009 г.) // СЗ РФ. 2006. № 128. Ст. 167.
5. Жуков В.А. Великая отечественная ревизия // Финансовый контроль. 2008. № 3.
6. Жуков В.А. Проблемы, которые мы решаем // Финансовый контроль в зарубежных странах. 2008. № 5.
7. Чернявский В.С. Государственный финансовый контроль - проблемы эффективности // Право и политика. 2007. № 6.
O.Yu. Goryachenko The Individual Legal Act of Management
and the Individual Tax-Legal Act: General and Particular
Formal features of individual legal act of management and individual tax-legal act in the comparative context are analyzed. The author's definition of the individual tax-legal act is formulated.
Key words and word-combinations: individual legal act of management, individual tax-legal act, body of taxation, legal norm.
В сравнительном контексте анализируются формальные признаки индивидуального правового акта управления и индивидуального налогово-правового акта. Формулируется авторское определение индивидуального налоговоправового акта.
Ключевые слова и словосочетания: индивидуальный правовой акт управления, индивидуальный налогово-правовой акт, налоговый орган, правовая норма.
УДК 347.73 ББК 67.402.23-32
О.Ю. Горяченко
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ УПРАВЛЕНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ НАЛОГОВО-ПРАВОВОЙ АКТ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Вье функции по исчислению и уплате налогов, осуществлению налогового контроля и привлечению к налоговой ответственности регламентированы законом [1, с. 56]. Уровень законности деятельности налоговых органов выражается в содержании и сущности действий и решений, которые исходят от самих налоговых органов и их должностных лиц. Соответствующие действия и решения должны облекаться в письменную форму. Имеется в виду процессуальный документ - индивидуальный налоговый правовой акт, выступающий итогом деятельности по применению норм налогового права [2, с. 12; 3, с. 16].
В настоящее время понятие «индивидуальный налоговый правовой акт» не урегулировано налоговым законодательством, но в юридической науке достаточно подробно разработана тематика индивидуального правового акта управления [4, с. 14; 5, с. 89]. В связи с этими обстоятельствами, по нашему мнению, представляется важным и необходимым проанализировать правовые характеристики индивидуального налогового правового акта в сравнении с индивидуальным правовым актом управления [6, с. 46].
Индивидуальные правовые акты управления являются правовой формой публичного управления - управленческих, внутриорганизационных и административно-юрисдикционных отношений [7, с. 56]. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в соответствующей сфере правового регулирования, например: назначение органом социального обеспечения пенсии конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом. Этот акт рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности [8, с. 23; 9, с. 12].
Индивидуальные правовые акты являются и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативноправовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства, такими, как суд или исполнительные органы власти [10, с. 8]. Однако источниками права данные правовые акты не являются, поскольку норм права не содержат. Их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям [11, с. 43].
Индивидуальные налогово-правовые акты оформляют отношения иного рода, а именно властно-имущественные, налоговые правоотношения. Названные акты могут выступать юридическими фактами, влекущими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых правоотношений. Они носят властный характер. Принятие многих индивидуальных налогово-правовых актов влечет ограничение прав налогоплательщиков, привлечение их к налоговой ответственности [12, с. 12].
В то же время единых нормативно закрепленных требований к индивидуальным налогово-правовым актам Налоговый кодекс РФ не содержит. Процедура принятия индивидуальных налогово-правовых актов должным образом не урегулирована. В настоящее время эта область регулируется как Налоговым кодексом РФ, так и подзаконными актами. Например, индивидуальным налогово-правовым актом является налоговое уведомление (п. 3 ст. 363 НК РФ), направляемое налоговым органом налогоплательщику, - требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Следовательно, индивидуальный налогово-правовой акт не является в полном смысле слова индивидуальным правовым актом управления [13, с. 8].
Считаем, что по своему значению индивидуальные правовые акты управления и индивидуальные налогово-правовые акты следует относить к актам, исследуемым в рамках административно-правовой науки. Индивидуальные пра-
вовые акты управления возникают в связи с исполнительно-распорядительной деятельностью органов исполнительной власти, а индивидуальные налоговоправовые акты могут возникать и в деятельности судебной власти. Кроме того, индивидуальные правовые акты управления принимаются в сфере действия административного права, тогда как индивидуальные налогово-правовые акты - в сфере налогового права и вызывают налоговые правоотношения, которые обладают властно-имущественным характером.
Имеются и общие черты у индивидуальных налогово-правовых актов и индивидуальных правовых актов управления. Например, органы государственной исполнительной власти, действующие в сфере государственного управления финансами, принимают и индивидуальные налогово-правовые акты, и индивидуальные правовые акты управления [14, с. 16].
Для наиболее точного определения соотношения индивидуальных налогово-правовых актов с индивидуальными правовыми актами управления необходимо отталкиваться от того, что индивидуальные правовые акты управления понимаются в узком и широком значении.
В широком значении индивидуальные правовые акты управления включают большую часть индивидуальных налогово-правовых актов, так как их характеризует ряд одинаковых признаков:
- индивидуальные налогово-правовые акты, как и индивидуальные правовые акты управления, принимаются при осуществлении государственной публичной власти, выступают правовой формой исполнительно-распорядительной деятельности;
- и тот и другой вид актов являются властным волеизъявлением, содержат односторонние государственно-властные, обязательные к исполнению индивидуальные предписания;
- индивидуальные налогово-правовые акты, как и индивидуальные правовые акты управления, вызывают юридические последствия, выражающиеся в возникновении, изменении или прекращении конкретных правоотношений;
- оба вида актов принимаются уполномоченными органами и должностными лицами исполнительной власти [15, с. 41].
В узком значении индивидуальные правовые акты управления обладают совокупностью специальных признаков. Именно в этом случае становится заметным их различие с индивидуальными налогово-правовыми актами.
Специальными признаками индивидуальных правовых актов управления, как считает И.В. Дементьев, является то, что таковые:
- принимаются органами исполнительной власти в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности;
- регулируют управленческие отношения;
- адресованы конкретным линейно или функционально подчиненным субъектам публичного управления;
- носят подзаконный характер;
- оформляются в письменной и / или устной форме;
- принимаются в ходе административного процесса;
- влекут юридические последствия [16, с. 8].
Индивидуальные налогово-правовые акты обладают специфическими признаками, которые отличают их от индивидуальных правовых актов управления и обусловлены особенностями предмета финансового права. В соответствии с этим индивидуальный налогово-правовой акт:
- выражает волю принявшего его субъекта;
- принимается уполномоченными органами государственной исполнительной и судебной власти по вопросам финансовой деятельности;
- регулирует конкретные (единичные) имущественные налоговые отношения посредством применения налогово-правовых норм;
- адресуется конкретным функционально подчиненным субъектам налогового права - налогоплательщику, налоговому агенту, банку;
- выражает индивидуальное предписание;
- носит подзаконный характер, то есть принимается исключительно на основе закона - Налогового кодекса РФ, который предусматривает закрытую систему этих актов;
- оформляется только в письменной форме и поэтому является документом;
- принимается в ходе налогового процесса, регламентированного нормами Налогового кодекса РФ;
- влечет юридические последствия - возникновение, изменение или прекращение конкретного имущественного налогового правоотношения;
- может быть недоговорным и договорным, то есть заключаться на основе волесогласования;
- обладает условной обязательностью, неокончательным характером;
- отражает специфику компетенции налоговых органов.
Указанное позволяет сделать вывод, что индивидуальный налогово-правовой акт - это правовой акт-документ, принятый уполномоченным государственным органом, осуществляющим функции в сфере налогообложения или судом в пределах предоставленной им законом компетенции, адресованный конкретным субъектам налогового права - налогоплательщику, налоговому агенту, банку и влекущий возникновение, изменение или прекращение имущественного (обязательственного) налогового правоотношения, выражающий волю принявших его лиц, принятый в ходе налогового процесса с соблюдением специальной формы и соответствующий требованиям закона.
Правоотношения, возникающие в ходе принятия индивидуальных налогово-правовых актов, правовые требования к процедуре, срокам принятия, содержанию и форме этих актов должны регулироваться финансовым, а не административным правом. Но в настоящее время эти вопросы не урегулированы налоговым законодательством. Помочь в реализации данного вопроса и его совершенствованию должна финансово-правовая наука, самостоятельной категорией которой являются индивидуальные налогово-правовые акты.
Библиографический список
1. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: в 3 т. М., 2002. С. 56-78.
2. Титова М.В. Налоговые льготы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 12-17.
3. Новикова А.И. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник. 2009. № 11. С. 16-19.
С.А. Рвачёв
4. Дементьев И.В. Налоговое право. М., 2006. С. 14-18.
5. Российская юридическая энциклопедия / под ред. А.Я. Сухарева. М., 2009. С. 89-94.
6. Кустова М.В., Ногина O.A., Шевелева H.A. Налоговое право России: учебник. Изд. 3-е, перераб. М., 2008. С. 46-47.
7. Гончаренко Л.И., Грунина Д.К., Мельникова Н.П. Основы налогообложения. М., 2008.
8. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учебник. М., 2008. С. 23-34.
9. Верстова М.Е. К вопросу о месте налогового права в системе права // Законодательство и экономика. 2007. № 8. С. 12-14.
10. Ильин A.B. Современное российское законодательство о налогах и сборах // Финансы.
2009. № 7. С. 8-10.
11. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный): учеб. пособие / сост. С.Д. Шаталов. Изд. 2-е, доп. М., 2008. С. 43-53.
12. Красноперова O.A. «Налоговый процесс» на федеральном уровне // Гражданин и право. 2008. № 1. С. 12-14.
13. Орлов МЮ. Особенности норм налогового права // Финансовое право. 2007. № 2. С. 8-12.
14. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М., 2009. С. 16-19.
15. Постатейный комментарий: Налоговый кодекс РФ, часть первая / под ред. В.И. Слома. Изд. 2-е. М., 2009. С. 41-47.
16. Сорокин A. О местных сборах и налоге на имущество // Экономика и жизнь. 2009. № 2. С. 8-10.
S.A. Rvachyov
The Problem of Determining
the Category of “Corporate Disputes”
The category of “corporative disputes” is studied in the legal context. The semantic and practical meaning of this category is revealed.
Key words and word-combinations: corporate disputes, corporate conflicts, legal definition.
В правовом контексте исследуется категория «корпоративные споры». Выявляется семантико-практический смысл данной категории.
Ключевые слова и словосочетания: корпоративные споры, корпоративные конфликты, легальное определение.
УДК 347.91/.95 ББК 67.410
С.А. Рвачёв
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ
«КОРПОРАТИВНЫЕ СПОРЫ»
К орпоративные споры являются одним из самых распространенных видов экономических споров. Они ведутся по вопросам управления акционерным обществом, осуществления хозяйственной деятельности, внешней экономической деятельности. Чаще всего корпоративные споры возникают на почве конфликтов из-за имущества либо по поводу имущества. Типичными являются также случаи корпоративных споров, связанных с нарушением прав акционеров.
Корпоративные споры охватывают боль-