Научная статья на тему 'ОБ АББРЕВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

ОБ АББРЕВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
918
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ГОСУДАРСТВО / СОЮЗНАЯ РЕСПУБЛИКА / СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК / РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / АББРЕВИАЦИЯ / АББРЕВИАТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галузо Василий Николаевич

В статье при анализе литературы и нормативных правовых актов об использовании аббревиации в Российской Федерации высказано несколько суждений: с 25 декабря 1991 г. для названия государства необходимо использовать исключительно термин «Российская Федерация» («РФ»), что необходимо учесть в Конституции РФ (ч. 2 ст. 1); термин «Россия» может рассматриваться в качестве родового для названия государства с 1649 г. по нынешнее время; в научной литературе необходимо разграничивать аббревиатуры «РСцФСР» (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика) и «РСФСцР» (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика), соответственно недопустимо использование аббревиатуры «РСФСР»; аббревиатуры для нормативных правовых актов должны соответствовать правилам аббревиации; для федерального закона РФ - Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - допустимо использование аббревиатуры «КРФоАП»; использование аббревиатур нормативных правовых актов с нарушением правил аббревиации (в частности, «КоАП», «КоАП РФ») должно влечь признание процессуальных документов не имеющими юридической силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ABBREVIATION IN THE RUSSIAN FEDERATION (LEGAL ASPECT)

The article analyzes the literature and normative legal acts on the use of abbreviations in the Russian Federation and makes several judgments: from 25 December 1991 for the name of the state you must use only the term «the Russian Federation» («RF») that must be considered in the Constitution (part 2 article 1); the term «Russia» can be considered as a generic for the name of the state from 1649 to the present time; in scientific literature it is essential to distinguish the abbreviation «RSzFSR» (Russian Socialist Federative Soviet Republic) and «RSFSzR» (Russian Soviet Federative Socialist Republic), respectively do not use the abbreviation «RSFSR»; the abbreviation for normative legal acts must conform to the rules of abbreviations; for the Federal law of the Russian Code of administrative offences - it is acceptable to use the abbreviation «CRFoAO»; the use of abbreviations of normative legal acts violation of the rules of abbreviations (in particular, «CoAO», «CoAO RF») should entail recognition of procedural documents not having legal force.

Текст научной работы на тему «ОБ АББРЕВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

_ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 10(190)

DOI 10.47643/1815-1337_2020_10_90

ОБ АББРЕВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) ГАЛУЗО Василий Николаевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки E-mail: vgrmn@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье при анализе литературы и нормативных правовых актов об использовании аббревиации в Российской Федерации высказано несколько суждений: с 25 декабря 1991 г. для названия государства необходимо использовать исключительно термин «Российская Федерация» («РФ»), что необходимо учесть в Конституции РФ (ч. 2 ст. 1); термин «Россия» может рассматриваться в качестве родового для названия государства с 1649 г. по нынешнее время; в научной литературе необходимо разграничивать аббревиатуры «РСцФСР» (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика) и «РСФСцР» (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика), соответственно недопустимо использование аббревиатуры «РСФСР»; аббревиатуры для нормативных правовых актов должны соответствовать правилам аббревиации; для федерального закона РФ - Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - допустимо использование аббревиатуры «КРФоАП»; использование аббревиатур нормативных правовых актов с нарушением правил аббревиации (в частности, «КоАП», «КоАП РФ») должно влечь признание процессуальных документов не имеющими юридической силы.

Abstract. The article analyzes the literature and normative legal acts on the use of abbreviations in the Russian Federation and makes several judgments: from 25 December 1991 for the name of the state you must use only the term «the Russian Federation» («RF») that must be considered in the Constitution (part 2 article 1); the term «Russia» can be considered as a generic for the name of the state from 1649 to the present time; in scientific literature it is essential to distinguish the abbreviation «RSzFSR» (Russian Socialist Federative Soviet Republic) and «RSFSzR» (Russian Soviet Federative Socialist Republic), respectively do not use the abbreviation «RSFSR»; the abbreviation for normative legal acts must conform to the rules of abbreviations; for the Federal law of the Russian Code of administrative offences - it is acceptable to use the abbreviation «CRFoAO»; the use of abbreviations of normative legal acts violation of the rules of abbreviations (in particular, «CoAO», «CoAO RF») should entail recognition of procedural documents not having legal force.

Ключевые слова: субъект международного права, государство, союзная республика, Союз Советских Социалистических Республик, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, аббревиация, аббревиатура.

Abstract: Subject of international law, state, Federal Republic, Union of Soviet Socialist Republics, Russian socialist Federative Soviet Republic, Russian Soviet Federative socialist Republic, Russian Federation, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation, code of administrative offences Of the Russian Federation, abbreviation, abbreviation.

Предметом данной статьи является образование аббревиатур (аббревиация) в Российской Федерации.

В наиболее известной энциклопедии Российской Федерации обнаруживаем значение термина «аббревиация»: «1) в лингвистике, существительное, состоящее из усеченных слов исходного словосочетания»[1]. Здесь же дано разъяснение и процесса образования аббревиатур: «Образование А. (аббревиация) как особый способ словообразования, направленный на создание более коротких (по сравнению с исходными) названий, получил широкое распространение в осн. европейских языках в 20 в.»[2]. Этот же термин «аббревиация» оказывается многозначным[3], ибо в этом же энциклопедическом издании, под аббревиацией предложено понимать и «развитие органов или отдельных структур в онтогенезе организмов»[4].

В научной публикации, специально посвященной аббревиации, обнаруживаем следующие обобщающие суждения: «1. Итак, аббревиация представляет сложное, многогранное явление, уходящее своими корнями в глубокое прошлое. Аббревиация прежде всего способ создания номинаций для понятий и реалий, обозначаемых описательно с помощью атрибутивных словосочетаний»; «Первые аббревиатурные лексемы возникли стихийно на базе графических сокращений и были единичными как в русском, так и в других языках. Аббревиация еще не представляла собой сознательно применяемого продуктивного способа словообразования»; «2. «Аббревиатурный взрыв», а конкретно распространение аббревиатурного словотворчества из отдельных очагов и сфер на весь язык в целом

происходит под влиянием экстралингвистических факторов, которые, естественно, не совпадают в языках, у каждого народа своя»; «Для русского языка это были собственные социальные факторы: Октябрьская революция и вызванные ею преобразования в обществе. Русская аббревиация 1920-1930-х годов не может быть объяснена, например, таким фактором, как научно-техническая революция»; «3. В 1940-1960-е годы произошло выравнивание языков в области применения научно-технических сокращений при сохранении неравенства в иных областях»; «Итак, общий вывод: среди аббревиатур существуют образования двух типов - со сложными основами (райком, партбилет, облпотребсоюз) и с простыми, корневыми (вуз, комсомол, зав). Сложные основы поддаются членению на морфемы, но обладают разной степенью членимости. Разумеется, пяти - шести степеней членимости здесь не найдешь (нет объективных оснований), но две степени вполне реальны: а) абсолютно членимые и б) ограниченно членимые аббревиатуры»; «9. Какова же дальнейшая судьба аббревиатур в русском языке? Мы уже не раз приводили высказывания на этот счет Как ни странно, и в прогнозах прошлых лет, и в прогнозах недавних одинаково преобладают пессимистические мотивы. Разумеется, со временем меняются аспекты и концепции, но некий лейтмотив сохраняется»[5].

Представляют несомненный интерес и суждения авторов - единомышленников (Э.Г. Куликова и Н.О. Светличная): «История аббревиации как продуктивного способа словообразования (а не простого технического приема укоротить текст,

всегда существовавшего на периферии языка) длится уже сто лет. За это время в аббревиатурном арсенале русского языка сформировались свои историзмы и архаизмы, наметилось лексическое «ядро», неподвластное времени. Как и прежде, не иссякает приток аббревиаторных неологизмов. Не случайно XX в. вообще и его вторую половину в частности называют «эпохой активной аббревиации»; «Если аббревиатуры советского времени - это по преимуществу официальные наименования, встроенные в систему формирования серьезного (граничащего со страхом) отношения к социалистическим ценностям, то современная аббревиатура, допускает как пафосное, так и ироническое осмысление»; «Аббревиация - это один из ярких примеров воздействия социума на язык. При создании современных инициальных аббревиатурных неологизмов часто преследуются цели следовать новое слово достаточно благозвучным, не вызывающим нежелательных ассоциаций; нередко при этом аббревиатуру маскируют под обычное слово ... В этом проявляется сознательное и целенаправленное вмешательство общества в стихийные процессы словообразования»; «Дезаббре-виация - это процесс, неотделимый от аббревиации, возникший одновременно с аббревиацией и вместе с ней превратившийся из малозначительного периферийного приема в мощное средство языковой игры. Приоритетные функции дезаббревиа-ции менялись с течением времени: от редко применяемого средства тайноречия (криптолалии) к одному из самых продуктивных источников формирования комического эффекта»[6].

Еще ранее значение аббревиации отмечал Н.В. Гяч: «Проблема аббревиации представляет интерес и в плане общего языкознания, и в плане изучения истории и современного состояния конкретных языков»; «Интерес к теоретическим проблемам аббревиации не случаен»; «К сложным вопросам, непосредственно относящимся к проблеме аббревиации (внутренняя форма аббревиатур, лексико-семантические и грамматические отношения аббревиатуры и прототипа и др.), каждый из которых смог бы быть объектом специального исследования»; «Наблюдается пестрота терминологической картины («аббревиатура», «сокращение», «сокращенное слово», «сложносокращенное слово») свидетельствует о том, что в течение длительного времени происходило стихийное распределение имевшихся в распоряжении терминов по разновидностям соответствующего языкового материала. В литературе лишь в редких случаях можно обнаружить отражение некоторой сознательной установки на разграничение обозначаемых этими терминами понятий»[7].

Иначе говоря, абрревиация во многом предопределена социально-экономическим развитием того или иного государства.

При осуществлении историко-правовых исследований нами на это обращалось внимание[8].

В частности, в советской России (1917-1991) и доныне не познана абревиация аббревиатуры «РСФСР». Выражаясь словами Э.Г. Куликовой и Н.О. Светличной, аббревиатура «РСФСР» имеет «комический эффект».

Ввиду условности термина «советская Россия» нами проведено исследование закономерности о названии государ-ства[9].

Государство «Российская Империя» прекратило существование 2 марта 1917 г., когда было принято известное узаконение «Об отречении Государя Императора Николая II от Престола Государства Российского и о сложении с себя Верховной власти»[10]. В этом узаконении для названия государства использованы два термина: «Государство Российское» и «Россия». Последовавшее вслед за этим узаконение «Об отказе Вели-кого Князя Михаила Александровича от восприятия Верховной власти впредь до установления в Учредительном Собрании образа правления и новых основных законов Государства Российского» от 3 марта 1917 г.[11] примечательно тем, что здесь впервые указано на нового правообладателя «Верховной» власти - «Временное Правительство». Для названия государства в узаконении от 3 марта 1917 г. использованы два термина - «Государство Российское» и «Держава Российская». Деятельность Временного Правительства ограничивалась сроком 26 октября (8 ноября) 1917 г.[12], когда был принят Декрет II Всероссийского Съезда Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов «Об учреждении Совета Народных Комиссаров». Этот же юридический факт закреплен и еще в одном узаконении - Декрете ВЦИК «О полноте власти Советов» от 28 октября 1917 г.[13]

В период существования Временного Правительства правотворческая деятельность осуществлялась достаточно активно. Принимаемые Временным Правительством нормативные правовые акты также нами предлагалось называть узаконениями. В постановлении Временного Правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» от 20 марта 1917 г.[14] для названия государства использован термин «Россия». В постановлении Временного Правительства «О форме присяги для лиц, вступающих в число граждан Российского Государства» от 9 июня 1917 г.[15] для наименования государства использованы термины: «Российское Государство», «Российская Держава», «Россия». Термин «Россия» использован и в названии, и в тексте узаконения «О разрешении последователям секты скопцов возвратиться из Румынии в Россию» от 31 мая 1917 г.[16] Специального узаконения о названии государства во время осуществления «Верховной» власти Временным Правительством в период с 3 марта по 26 октября 1917 г. нами не обнаружено. А поэтому представляется целесообразным в этот период для названия государства использовать термин «Российское Государство».

Также затруднительно название государства с 26 октября 1917 г. по 10 июля 1918 г. В соответствии с Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 26 октября 1917 г.[17], «для управления страной впредь до созыва Учредительного Собрания» было образовано «временное рабочее и крестьянское правительство», называемое «Советом Народных Комиссаров». В Декрете ЦИК Советов Рабочих и Солдатских Депутатов «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 г.[18] для названия государства использованы термины «Российская Республика» и «Россия». В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» «О правах трудящегося и эксплуатируемого народа» от 6 января 1918 г.[19], действовавшей до 10 июля 1918 г., для названия государства использовано несколько терминов: «Россия», «Республика Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов», «Советская Российская Республика», «Советская Рабоче-Крестьянская Республика».

Мы полагаем целесообразным для названия государства в период с 26 октября 1917 г. до 10 июля 1918 г. использовать термин «Российская Республика».

Особенностью периода с 10 июля 1918 г. до 30 декабря 1922 г. является наличие конституционно-правового обоснования названия государства. Так, в Конституции (Основном Законе) Российской Социалистической Федеративной Советской Республике, принятой V Всероссийским Съездом Советов в заседании 10 июля 1918 г.[20], в разделе первом «Декларация прав трудящегося и эксплоатируемого народа» закреплено название государства - «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика». Здесь же именно для названия государства нами предлагается аббревиатура «РСцФСР», не отождествляемая с аббревиатурой «РСФСР», которая используется для иного названия государства и, по нашему мнению, не столь совершенна. Однако, и в этот период, помимо термина «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» для названия государства использовались иные термины. Так, в постановлении СНК РСФСР «О Красном терроре» от 5 сентября 1918 г.[21] использован термин «Советская Республика». В Декрете СНК «О введении новой орфографии» от 10 октября 1918 г.[22] использован термин «Республика».

Термины «Россия» и «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» использованы в постановлении VI Всероссийского Чрезвычайного Съезда Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов «О точном соблюдении законов» от 8 ноября 1918 г.[23].

Таким образом, для периода с 10 июля 1918 г. по 30 декабря 1922 г. для названия государства правомерным является использование термина «Российская Социалистическая

Федеративная Советская Республика» («РСцФСР»).

Для следующего периода (с 30 декабря 1922 г. по 12 декабря 1991 г.) также имеется конституционно-правовое обоснование названия государства. Речь идет о названии «Союз Советских Социалистических Республик» («СССР»), впервые закрепленном в Договоре об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 г.[24].

В последующем, Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, наряду с Декларацией об образовании Союза Советских Социалистических Республик, были включены в Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик, принятый II сессией ЦИК СССР 1-го созыва 6 июля 1923 г.[25] и в окончательной редакции II Съездом Советов СССР 31 января 1924 г.[26] В соответствии с разделом вторым «Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик» Основного Закона (Конституции СССР) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Р.С.Ф.С.Р.) (именно такая аббревиатура использована законодателем) совместно с Украинской Социалистической Советской Республикой (У.С.С.Р.), Белорусской Социалистической Советской Республикой (Б.С.С.Р.) и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой объединились в «одно союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик». Иначе говоря, отпали основания для использования термина «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» (РСцФСР» - эта аббревиатура предложена нами и отличается от использованной в названном нормативном правовом акте) в качестве названия для государства.

В постановлении XVI Всероссийского Съезда Советов «Об измеении статей 32, 37, 38, 40, 41, 47, 76 и 80 Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» от 23 января 1935 г.[27] для названия государства использован термин «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» (для подобного названия нами предложена аббревиатура «РСцФСР»).

Название государства «Союз Советских Социалистических Ресублик» было закреплено и в Конституции (Основном законе) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденной постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г. (статья 1)[28]. В статье 13 этого же нормативного правового акта указано, что в составе СССР состоит «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» (для этого названия нами предложена иная аббревиатура - «РСФСцР»). Хотя это и не имеет конституционно-правового значения, однако необходимо принять во внимание, что название одной из республик, ранее являвшейся государством, видоизменено: от Российской Социалистической Федеративной Советской Республике к Российской Советской Федера-

тивной Социалистической Республике. Специального нормативного правового акта, закрепившего эту «метаморфозу» с изменением названия государства нами не обнаружено.

И в последней советской конституции имеется конституционно-правовое обоснование для названия государства. Так, в соответствии со статьей 1 Конституции (Основного закона) Союза Советских Социалистических Республик, принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.[29], закреплено следующее положение: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». В статье 71 этого же нормативного правового акта приведен исчерпывающий перечень союзных республик, в который включена и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСцР).

Постановлением Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» от 12 декабря 1991 г.[30] Союз Советских Социалистических Республик прекратил существование. Этот нормативный правовой акт является основанием для выделения еще одного, заключительного, периода - с 12 декабря 1991 г. по нынешнее время.

На основании изложенного, этап существования «советской России» нами представлен в виде нескольких периодов:

3 марта 1917 г. — 26 октября 1917 г.: название государства «Росийское Государство»;

26 октября 1917 г. — 10 июля 1918 г.: название государства «Российская Республика»;

10 июля 1918 г. — 30 декабря 1922 г. - название государства «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» («РСцФСР);

30 декабря 1922 г. — 12 декабря 1991 г. - название государства «Союз Советских Социалистических Республик» («СССР»).

Теперь непосредственно о нарушении правил аббревиации в нормативных правовых актах Российской Федерации.

Первоначально обращаем внимание на нормативный правовой акт в котором воедино сведены нормы об административных отношениях, и который по юридической силе приравнен к федеральному закону РФ[31]. Это - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г., с последующими многочисленными и даже трудно поддающимися подсчету изменениями, в том числе и в связи с принятиями постановлений Конституционного Суда РФ[32]. Данный Федеральный закон РФ от 20 декабря 2001 г. введен в действие с 1 июля 2002 г.[33] Название данного нормативного правового акта в официальном источнике опубликования по-

зволяет применять лишь одну аббревиатуру, а именно - КРФо-АП[34].

По меньшей мере вызывает удивление факт использования аббревиатуры «КоАП» в решениях суда специальной юрисдикции[35] - Конституционного Суда РФ[36].

В этом же контексте необходимо рассматривать и распоряжение Администрации Президента РФ (№ 943), Аппарата Правительства РФ «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти» (№ 788) от 16 июля 2008 г.[37] Фактически все сокращения, предусмотренные в данном подзаконном нормативном правовом акте, нуждаются в уточнении (например, «Министерство внутренних дел Российской Федерации» - не «МВД России», «МВД РФ»; «Министерство иностранных дел Российской Федерации» - не «МИД России», а «МИД РФ»; «Министерство обороны Российской Федерации» - не «Минобороны России», а «МО РФ»; «Министерство юстиции Российской Федерации» - не «Минюст России», а «МЮ РФ»). Явно ошибочно название «Министерство регионального развития Российской Федерации» («Минре-гион России»), ибо в Российской Федерации нет регионов, а есть субъекты Российской Федерации (всего 85)[38].

Таким образом, аббревиация в Российской Федерации фактически осуществляется без учета достижений филологической, исторической и юридической наук.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, с 25 декабря 1991 г. для названия государства необходимо использовать исключительно термин «Российская Федерация» («РФ»), что необходимо учесть в Конституции РФ (ч. 2 ст. 1).

Во-вторых, термин «Россия» может рассматриваться в качестве родового для названия государства с 1649 г. по нынешнее время.

В-третьих, в научной литературе необходимо разграничивать аббревиатуры «РСцФСР» (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика) и «РСФСцР» (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика), соответственно недопустимо использование аббревиатуры «РСФСР».

В-четвертых, аббревиатуры для нормативных правовых актов должны соответствовать правилам аббревиации.

В-пятых, для федерального закона РФ - Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -допустимо использование аббревиатуры «КРФоАП».

В-шестых, использование аббревиатур нормативных правовых актов с нарушением правил аббревиации (в частности, «КоАП», «КоАП РФ») должно влечь признание процессуальных документов не имеющими юридической силы.

Библиография:

1. Большая Российская энциклопедия. В 30 т. Т. 1 «А - Анкетирование» / Отв. ред. С.Л. Кравец. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. С. 14.

2. Большая Российская энциклопедия. В 30 т. Т. 1 «А - Анкетирование» / Отв. ред. С.Л. Кравец. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. С. 14.

3. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. 3-е изд., перераб. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 55—57; Словарь современного русского литературного языка. Т. 7. «Н». М., Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Стб. 214—215; Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. 5-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. С. 239, 585; Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. С. 356; Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Первый выпуск / Под общ. руководством Ю.Д. Апресяна. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 186-191; Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. 5-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1998.

4. Словарь русского языка: В 4 т. Т. II. «К-О». 4-е изд., стереотип. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. С. 354; Словарь синонимов русского языка: В 2 т. Т. 1. «А-Н» / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: АСТ, 2001. С. 580.

5. Большая Российская энциклопедия. В 30 т. Т. 1 «А - Анкетирование» / Отв. ред. С.Л. Кравец. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. С. 14.

6. Алексеев Д.И. Сокращенные слова в русском языке: Монография. Изд. 2-е, доп. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. С. 302-318.

7. Куликова Э.Г., Светличная Н.О. Лингвопрагматика современного русского словообразования (аббревиация и дезаббревиация): Монография. М.: ФЛИНТА, 2015. С. 112-115.

8. Гяч Н.В. Вопросы лексической аббревиации (на материале немецкого и русского языков): Автореферат дисс. ... канд. филологических наук. Л., 1971. С. 3, 6.

9. Галузо В.Н. Власть прокурора в России (историко-правовое исследование): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008; он же: Должность прокурора в России (1825-1917) (историко-правовое исследование). Часть II. Действенность права: Монография. М.: Изд-во СГУ, 2011.

10. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.

11. СУ ВП. 1917. № 54 (отдел первый). Ст. 344.

12. СУ ВП. 1917. № 54 (отдел первый). Ст. 345.

13. СУ РКП. 1918. № 19 (отдел первый). Ст. 289.

14. Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. 28 октября; СУ РКП. 1917. № 1 (отдел первый). Ст. 5.

15. СУ ВП. 1917. № 70 (отдел первый). Ст. 400.

16. СУ ВП. 1917. № 189 (отдел первый). Ст. 1117.

17. СУ ВП. 1917. № 211 (отдел первый). Ст. 1363.

18. Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. 28 октября; СУ РКП. 1917. № 1. Ст. 1.

19. Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. 12 ноября; СУ РКП. 1917. № 3 (отдел первый). Ст. 31.

20. СУ РКП. 1918. № 15 (отдел первый). Ст. 215.

21. Известия ВЦИК. 1918. 19 июля; СУ РКП. 1918. № 51 (отдел первый). Ст. 582.

22. Известия ВЦИК. 1918. 10 сентября; СУ РКП. 1918. № 65 (отдел первый). Ст. 710.

23. Известия ВЦИК. 1918. 13 октября; СУ РКП. 1918. № 74 (отдел первый). Ст. 804.

24. Известия ВЦИК. 1918. 6 декабря; СУ РКП. 1918. № 90 (отдел первый). Ст. 908.

25. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922-1936): Сборник / Под ред. И.П. Трайнина. М.: ВС РСФСР, 1940. С. 19-22.

26. Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1923. 7 июля; ВП СССР. 1923. № 2; СУ РКП. 1923. № 81 (отдел пер-вый) Ст. 782.

27. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922-1936). С. 41-49.

28. СУ РКП РСцФСР. 1935. № 9. Ст. 94.

29. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922-1936). С. 179-192.

30. Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

31. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1799.

32. Татаров Л.А., Галузо В.Н. Об оригинальности структурирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Закон и право. 2020. № 6. С. 121-124.

33. СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1; ...; Официальный интернет - портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.06.2020.

34. Федеральный закон РФ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 20.12.2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 2.

35. Доказывание при правоприменении в Российской Федерации: Монография / Под ред. В.Н. Галузо. 4-е изд., испр. и доп. М.: ТЕИС, 2018).

36. Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.

37. СЗ РФ. 2019. № 27. Ст. 3655; 2019. № 47. Ст. 6737; 2020. № 6. Ст. 744.

38. РГ. 2008. 1 августа; 2010. 29 сентября.

39. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.