Научная статья на тему 'О звании «Ветеран труда» и практике его присвоения гражданам (на примере Иркутской области)'

О звании «Ветеран труда» и практике его присвоения гражданам (на примере Иркутской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2821
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕТЕРАН ТРУДА / ПРИСВОЕНИЕ ЗВАНИЯ "ВЕТЕРАН ТРУДА" / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / VETERAN OF LABOR / CONFERRING OF THE TITLE"VETERAN OF LABOR" / SUBJECTS OF RUSSIAN FEDERATION / DEPARTMENTAL DECORATIONS / THE HUMAN RIGHTS OMBUDSMAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарева Эльвира Степановна, Парягина Ольга Александровна

Анализируется развитие законодательного понятия «ветераны труда» в России, проблемы и ошибки в региональной практике учета ведомственных наград при присвоении гражданам звания«Ветеран труда» (на примере Иркутской области). Авторы связывают предстоящие законодательные изменения порядка и условий присвоения звания с необходимостью усиления защиты прав граждан, повышения статуса ветеранов труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Title «Veteran of Labor» and Practice of its Conferring to Citizens (on Example of Irkutsk Region)

This article examines the development of legislative concept «veterans of labor» in Russia, the problems and mistakes in the regional practice of accounting of departmental decorations for conferring to citizens of the title«Veteran of labor» (on example of Irkutsk region). Authors combine forthcoming legislative changes of the order and the conditions of conferring of the title«Veteran of labor» with the necessary of intensification of defence of the rights of man, the rise of status of veterans of labor.

Текст научной работы на тему «О звании «Ветеран труда» и практике его присвоения гражданам (на примере Иркутской области)»

Вопросы частного права

УДК 349.2/.3:364(571.53)

О ЗВАНИИ «ВЕТЕРАН ТРУДА» И ПРАКТИКЕ ЕГО ПРИСВОЕНИЯ ГРАЖДАНАМ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)

© Бондарева Э. С.1, Парягина О. А.2, 2016

'Аппарат Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, г. Иркутск; Байкальский государственный университет, г. Иркутск

2 Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Анализируется развитие законодательного понятия «ветераны труда» в России, проблемы и ошибки в региональной практике учета ведомственных наград при присвоении гражданам звания «Ветеран труда» (на примере Иркутской области). Авторы связывают предстоящие законодательные изменения порядка и условий присвоения звания с необходимостью усиления защиты прав граждан, повышения статуса ветеранов труда.

Ключевые слова: ветеран труда; присвоение звания «Ветеран труда»; субъекты Российской Федерации; ведомственные награды; уполномоченный по правам человека.

Правовое регулирование в России присвоения гражданам звания «Ветеран труда» имеет корни в отечественном законодательстве. В советскую эпоху термин «ветеран труда» использовался законодателем в связи с учреждением в 1974 г. в государственной наградной системе СССР медали «Ветеран труда» [1]. Этой медалью награждались трудящиеся в знак признания их трудовых заслуг за долголетний добросовестный труд в народном хозяйстве, в области науки, культуры, народного образования, здравоохранения, в государственных учреждениях и общественных организациях и по достижении трудового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет или по старости. В социалистическом государстве награждение медалью «Ветеран труда» являлось мерой морального поощрения рабочих, служащих и колхозников за многолетний труд на благо общества и государства, средством формирования у граждан уважительного отношения к общественно полезной трудовой деятельности, человеку-труженику.

Звание «Ветеран труда» введено в Российской Федерации Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О вете-

ранах» [2]. Согласно п. 1 ст. 7 данного закона к ветеранам труда первоначально были отнесены лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет. Значительную долю лиц, право которых на звание «Ветеран труда» возникло после издания закона, составили те, кто ранее был награжден одноименной медалью. По некоторым данным, на 1 января 1995 г. медали «Ветеран труда» удостоились приблизительно 39 197 100 человек [3]. В свете Федерального закона № 5-ФЗ и изданных на его основе нормативных правовых актов о статусе ветеранов присвоение звания «Ветеран труда» стало наряду с мерой морального поощрения граждан условием предоставления им дополнительных по сравнению с пенсионерами по старости мер социальной поддержки. Это обусловливает настоятельность установления социально и экономически обоснованных, юридически выверенных законодательных и иных нормативных правовых актов о присвоении гражданам звания «Ветеран труда», требует

корректного применения действующих правовых норм на практике.

В соответствии с п. «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, а также административного права, трудового права, связанные с установлением правового статуса ветеранов труда, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Централизованно, на федеральном уровне правового регулирования, предусматриваются государственные награды и почетные звания СССР и Российской Федерации за особые трудовые заслуги граждан перед обществом и государством [4], формулируется концепт «ветераны труда». С 1 января 1999 г. в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ закреплена и ныне содержится в подп. 4 ст. 7 норма о том, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На региональном уровне правового регулирования подлежат учету ведомственные знаки отличия в труде, предусматривается комплекс мер социальной поддержки для ветеранов труда. Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 145-ФЗ [5], п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [6] финансирование мер социальной поддержки ветеранов труда возложено на региональные бюджеты. Из сказанного следует, что субъекты Российской Федерации в течение продолжительного периода реализуют широкие полномочия в правовом регулировании присвоения гражданам звания «Ветеран труда», уровня социальной защиты данной категории ветеранов.

Между тем, по общему признанию, в постсоветской России наметилась тенденция к сокращению численности ветеранов труда. Причины этого явления множественны, в том числе естественная убыль граждан, награжденных в свое время медалью «Ветеран труда». Анализируя динамику законодательства о ветеранах, едва ли можно упрекнуть федерального законодателя в прямом или немотивированном огра-

ничении установленного вначале круга лиц, признаваемых ветеранами труда. Согласно действующей редакции ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ статусом ветеранов труда наделены лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (подп. 1 п. 1); кроме ранее предусмотренных законом категорий граждан, ветеранами труда названы лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2 п. 1).

На федеральном уровне правового регулирования не получила воплощения законодательная инициатива Московской областной думы (2000 г.) и законодательных органов ряда иных субъектов Российской Федерации о присвоении звания «Ветеран труда» лицам, имеющим общий трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, независимо от наличия у них государственных наград и без учета начала трудовой деятельности в период Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте. Заметим, что согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ присвоение званий некоторым другим категориям ветеранов (например, ветеранам боевых действий) не обусловлено обязательным получением ими государственных наград. Провозглашая необходимость обеспечения достойной жизни, почета и уважения для всех граждан, имеющих длительный трудовой стаж, федеральный законодатель дифференцирует уровень их социальной защиты, остается приверженцем узкой законодательной концепции понятия «ветераны труда» и в последнее время осуществляет шаги по ее более последовательной легализации.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» [7] с 1 июля 2016 г. вступает в силу новая редакция подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, предусматривающая несколько, как представляется, логичных изменений и дополнений в понятии «ветераны труда». Во-первых, исходя из названного понятия, право на

присвоение звания «Ветеран труда» недвусмысленно обретают лица, награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации. Данное нововведение отражает развитие российского законодательства о награждениях граждан за заслуги перед государством или значительный вклад в реализацию государственной политики Российской Федерации [8] и является позитивным, так как влечет расширение круга ветеранов труда, позволяет упорядочить практику присвоения звания «Ветеран труда». Во-вторых, в обновленной дефиниции понятия привлекает внимание обозначение требований к трудовому (страховому) стажу ветеранов труда, учитываемому для назначения пенсии: не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуга лет, необходимая для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. При этом для присвоения звания «Ветеран труда» лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе), необходима продолжительная работа (служба) в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) — не менее 15 лет. По нашему мнению, установление в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ определенных требований к продолжительности трудового (страхового) стажа, продолжительности работы (службы) граждан, отмеченных ведомственными наградами, в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) является социально оправданным, придает получению этого звания заслуженный характер. В-третьих, согласно грядущему определению понятия «ветераны труда» в их число включены лица, награжденные не «ведомственными знаками отличия в труде», а «ведомственными знаками отличия за заслуги в труде». Терминологическая замена в законодательной норме-понятии выглядит неслучайной, ориентирует на необходимость учета в законодательстве и правоприменительной практике весомых оснований (достижений в труде) для ведомственного награждения работников. Подводя итог характеристике отмеченных законодательных новаций, можно предположить, что их реализация несколько усложнит условия формирования права граждан на звание «Ветеран труда», но послужит повышению престижа данного звания.

Одновременно следует высказать некоторые сомнения относительно долговечности избранной законодательной концепции понятия «ветераны труда». В общественном мнении продолжает вызывать неприятие то, что ветеранами труда не могут быть официально признаны лица, добросовестно проработавшие на общественном производстве 40 и более лет, но не получившие соответствующих наград. Отказы органов государственной власти в присвоении звания «Ветеран труда» в указанных случаях основаны на действующих законодательных правилах, но в глазах народа выглядят как неправовые. В перспективе законодателю целесообразно пересмотреть концепцию понятия «ветераны труда», усилить ее социальную обоснованность, не сбрасывать со счетов то, что наделение граждан статусом ветеранов труда служит их моральному удовлетворению, мотивирует добросовестный и продолжительный труд членов общества, уважительное отношение к людям труда.

В современных реалиях, как показывает анализ, на численности ветеранов труда в России негативно сказывается, а главное, сопровождается нарушениями прав граждан практика незаконного отказа им в присвоении звания «Ветеран труда» уполномоченными региональными органами исполнительной власти. Незаконность отказа нередко выявляется при рассмотрении соответствующих судебных споров, обращений и жалоб граждан в органы по защите их прав. Так, в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина за 2012 и 2014 гг. высказана критика в адрес Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в связи со случаями неправомерного отказа в присвоении звания «Ветеран труда» отдельным гражданам [9].

Чаще всего при установлении права граждан на присвоение звания «Ветеран труда» проблемы и споры вызывает учет, пользуясь действующей пока законодательной терминологией, ведомственных знаков отличия в труде. В юридической науке давно и справедливо указывают на неоднозначность учета ведомственных наград на основе регионального законодательства [10], признают, что нормативные правовые акты отдельных субъектов Российской Федерации лишают граждан, имеющих ведомственные знаки отличия в труде, права

на присвоение звания «Ветеран труда» [11]. Не помогли преодолеть возникающие затруднения в региональной практике учета ведомственных наград при наделении граждан статусом ветеранов труда носящие рекомендательный характер разъяснения по данным вопросам федерального органа исполнительной власти по труду [12].

Причины ошибок в практическом решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» гражданам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, носят как объективный, так и субъективный характер. Объективный характер причин заключается в том, что законодательные нормы субъектов Российской Федерации действуют в отсутствие системного правового регулирования рассматриваемых отношений на федеральном уровне и являются непростыми для восприятия и толкования. Субъективный характер причин выражается в том, что специалисты уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не всегда должным образом учитывают законодательно установленные условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», сложившуюся правоприменительную и судебную практику по данному вопросу, допускают избирательность при определении права граждан на искомое звание. Ошибки, существующие в регионах при решении вопроса о присвоении гражданам звания «Ветеран труда», являются во многом однотипными и повторяющимися.

В Иркутской области, например, в обоснование отказа в присвоении звания «Ветеран труда» отдельным гражданам систематически утверждается, что термины «ведомственная награда» и «ведомственный знак отличия в труде» в Законе Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 44-ОЗ «Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" в Иркутской области» [13] неопределенны, а соответствующие им понятия различны. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области неоднократно обосновывал абсурдность изложенного аргумента. Если мы обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова [14], то увидим, что понятие «отличие» определяется через понятие «награда». Это позволяет сделать вывод, что понятия «ведомственные знаки отличия» и «ведомственные награды» могут использоваться как синонимы. В ст. 4

Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 44-ОЗ к ведомственным знакам отличия в труде относятся учрежденные за особые отличия в труде награды (почетные и похвальные грамоты и т. д.). При этом термин «ведомственные знаки отличия в труде» используется в качестве обобщающего словосочетания, как это сделано и в п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, а именно: «награжденные ведомственными знаками отличия в труде». Эта формулировка позволяет говорить о равнозначности понятий «ведомственная награда» и «ведомственный знак отличия в труде». Иначе говоря, ведомственная награда — это ведомственный знак отличия в труде, а ведомственный знак отличия в труде — это ведомственная награда. Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в апелляционном определении от 29 ноября 2012 г. № 33-9467/2012 четко указала, что ведомственная награда в виде Почетной грамоты, учрежденной Министерством обороны Российской Федерации и врученной гражданке Л. за достижение высоких показателей в выполнении своих трудовых обязанностей, относится к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» [15]. Однако и в 2014 г., несмотря на состоявшуюся судебную практику, должностные лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области прибегли к указанному аргументу при обосновании отказа в присвоении звания «Ветеран труда».

Другой аргумент, используемый сотрудниками указанного исполнительного органа государственной власти Иркутской области для обоснования отказа в наделении граждан статусом ветерана труда, формулируется так: ведомственная награда, которой удостоен гражданин, не соответствует определению ведомственного знака отличия в труде, установленному ст. 4 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 44-ОЗ. Между тем такого определения нет и на федеральном уровне правового регулирования. Виды ведомственных наград, порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде устанавливаются нормативными правовыми актами министерств и ведомств, иных федеральных органов исполнительной власти. Действие

этих актов не ограничивается территорией Иркутской области. Министерства и ведомства, федеральные органы исполнительной власти осуществляют награждение знаками отличия в труде и их вручение гражданам. В отечественной практике награждение некоторыми ведомственными знаками отличия в труде от имени министерств и ведомств производилось также администрацией и профсоюзным комитетом предприятия. Данные подходы к учету ведомственных наград находят подтверждение в практике Верховного Суда Российской Федерации [16]. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством. В силу п. 4 ст. 4 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 44-ОЗ перечень ведомственных знаков отличия в труде, содержащийся в указанной статье, не является исчерпывающим и может быть дополнен в установленном законодательством порядке. С учетом изложенного не могут служить препятствием к установлению права граждан на присвоение звания «Ветеран труда» отсутствие определения ведомственного знака отличия в труде и его наименования в региональном законе, а равно существующие сложности в работе с многочисленными федеральными правовыми актами о ведомственных наградах за труд. При рассмотрении споров о праве на присвоение звания «Ветеран труда» Верховный Суд Российской Федерации признает достаточным для установления этого права наличие у гражданина ведомственного знака отличия в труде и требуемого трудового стажа [17].

При обосновании уполномоченными органами социальной защиты населения отказа в присвоении звания «Ветеран труда» несостоятельными являются доводы о возможности избирательного учета ведомственных знаков отличия в труде. Очевидно, что такая селективность противоречит действующему законодательству, не согласуется с принципом конституционного равноправия граждан. Субъекты Российской Федерации при присвоении звания «Ветеран труда» не вправе ограничивать те возможности, которые уже предоставлены гражданам федеральным законодательством, и могут следовать лишь принципу улучшения, расширения этих возможностей. В научных исследованиях обоснованно под-

черкнуто, что стратегией правового развития современной России является необходимость обеспечения прав граждан всеми доступными государственному регулированию способами [18].

Заметим, что некоторые спорные вопросы присвоения звания «Ветеран труда» могут быть разрешены для граждан положительно, если учитывать особенности учреждения и оформления ведомственных наград за труд. Так, рассматривая одно из заявлений граждан о присвоении звания «Ветеран труда», должностные лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отказались признать ведомственной награду за труд, предусмотренную в приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. № 99 «Об учреждении памятной медали «За строительство автодороги «Амур» [19]. Отказ был аргументирован тем, что данная награда не включена в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 г. № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации», в том числе при внесении в приказ 23 сентября 2013 г. изменений в связи с учреждением новых ведомственных наград [20]. Согласно позиции Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области названным приказом утвержден перечень ведомственных наград. В действительности приказ перечня как такового не содержит. Как и другие министерства и ведомства, Министерство транспорта Российской Федерации самостоятельно решает вопрос об учреждении ведомственных знаков отличия в труде и выбирает форму их учреждения. Ведомственные награды могут предусматриваться отдельными приказами либо единым приказом, в который вносятся изменения при учреждении новых наград. Приказ от 20 апреля 2010 г. № 99 «Об учреждении памятной медали «За строительство автодороги «Амур» имеет одинаковую юридическую силу с приказом от 18 октября 2005 г. № 130, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, опубликован в установленном порядке и имеет статус действующего. Следовательно, памятную медаль «За строительство автодороги «Амур» надо считать ведомственной наградой. Заметим также, что при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран

труда» учитывается награждение любым орденом или медалью СССР или Российской Федерации, присвоение почетного звания СССР или Российской Федерации вне зависимости от того, существует ли в настоящее время данная государственная награда [21]. Целесообразно руководствоваться такими правилами относительно всех государственных наград и ведомственных знаков отличия в труде при установлении права граждан на звание «Ветеран труда».

В правоприменительной практике не выдерживает критики попытка Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оправдать избирательный подход при учете ведомственных наград за труд ссылкой на то, что предоставляемые меры социальной поддержки ветеранам труда являются расходными обязательствами Иркутской области. Справедливости ради следует заметить, что состоявшееся правовое регулирование по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» и организации предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда всегда вызывало вопросы и даже недовольство субъектов Российской Федерации. Ведь, как уже отмечалось, учреждение орденов, медалей, почетных званий СССР или Российской Федерации, ведомственных знаков отличия в труде — это полномочие федерального уровня, как, впрочем, и решение вопроса о награждении. Определение же и предоставление мер социальной поддержки — это полномочие субъектов Российской Федерации. При ограниченности финансовых средств у субъектов Российской Федерации всегда возникает соблазн — ограничить количество граждан, обладающих званием «Ветеран труда», что, в свою очередь, будет способствовать уменьшению объема обязательств. Надо признать, что в действующем законодательстве противоречиво распределены и обеспечены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при наделении граждан статусом ветерана труда. Тем не менее обстоятельства финансового характера не имеют юридического значения при установлении прав граждан на присвоение звания «Ветеран труда», не могут быть уважительной причиной для нарушений этих прав. В правоприменительной практике нельзя допускать случаи отказа гражданам в присвоении звания по надуманным, неправовым причинам.

Полагаем, что отмеченные нами и иные проблемы, накопившиеся в региональной практике наделения граждан статусом ветерана труда, подготовили почву для появления с 1 июля 2016 г. в ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ не только нового и проанализированного выше понятия «ветераны труда». Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ указанная статья дополнена п. 1.1, согласно которому порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», и порядок награждения указанными знаками отличия определяются Правительством Российской Федерации. Иные федеральные государственные органы, руководство деятельностью которых не осуществляет Правительство Российской Федерации, государственные корпорации будут самостоятельно определять порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», самостоятельно определять порядок награждения указанными знаками отличия. Важно, чтобы ожидаемая централизация и унификация законодательного регулирования порядка и условий наделения граждан статусом ветерана труда позволила облегчить правоприменительную практику, повысила гарантии реализации законных прав граждан на звание «Ветеран труда», включая финансовое обеспечение мер социальной поддержки этой категории ветеранов. Жизнь покажет, будет ли рациональным предстоящее изменение порядка и условий присвоения гражданам звания «Ветеран труда». По нашему мнению, государству при решении общезначимых задач в социально-экономической сфере необходимо, в том числе путем совершенствования практики награждений граждан, культивировать статус ветеранов труда, не снижать их численность и, может быть, предусмотреть, что звание «Ветеран труда» является почетным в государственной наградной системе Российской Федерации. ^

1. Об учреждении медали «Ветеран труда» : указ Президиума Верхов. Совета СССР от 18 янв. 1974 г. № 5381-VIII // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1974. № 4. Ст. 76.

2. О ветеранах : федер. закон от 12 янв. 1995 г. № 5-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 168. Далее — Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ.

3. Медаль «Ветеран труда» [Электронный ресурс]. URL: https:/ / ru.wikipedia.org/wiki/.

4. Положение о государственных наградах Российской Федерации : утв. Указом Президента РФ от 7 сент. 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» / / Собр. законодательства РФ. 2010. № 37. Ст. 4643.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ // Собр. законодательства РФ 1999. № 42. Ст. 5005.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости : федер. закон от 29 дек. 2015 г. № 388-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2016. № 1 (ч. 1). Ст. 8. Далее — Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ.

8. См.: Положение о Почетной грамоте Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации : утв. Указом Президента РФ от 11 апр. 2008 г. № 487 // Собр. законодательства РФ. 2008. № 16. Ст. 1673.

9. Лукин В. А. Доклад «О положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Иркутской области в 2012 году». Иркутск, 2013. С. 13—14; Он же. Доклад «О положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Иркутской области в 2014 году». Иркутск, 2015. С. 64-66.

10. См., напр.: Поздняков С. А., Дуда И. И. О практике присвоения звания «Ветеран труда» // Гражданин и право. 2001. № 12. С. 75-79; Чижов Б. А. Гарантии и компенсации работникам / / Экономико-правовой бюллетень. 2012. № 10.

11. См.: Пелешенко Ю. Звание «Ветеран труда»: порядок присвоения, льготы // Вопр. трудового права. 2010. № 8. С. 50.

12. Подр. см.: Чижов Б. А. Особенности применения трудового законодательства для отдельных категорий граждан. М., 2010. С. 125-127.

13. Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области : закон Иркут. обл. от 18 июля

2008 г. № 44-ОЗ // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. 2008. № 44 (т. 2). Ст. 38. Далее - Закон Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 44-ОЗ.

14. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2004. С. 596.

15. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29 ноября 2012 г. № 33-9467/2012 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

16. См., напр.: Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2011 г. № 31-Г11-3; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 г. : утв. Президиумом Верхов. Суда РФ от 1 июня 2011 г.; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сент. 2011 г. № 19-В11-17 // КонсультантПлюс.

17. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта

2009 г. № 1-Г09-8 // КонсультантПлюс.

18. См.: Стратегии правового развития России / под ред. О. Ю. Рыбакова. М., 2016. С. 216-217.

19. Об учреждении памятной медали «За строительство автодороги «Амур» : приказ М-ва транспорта РФ от 20 апр. 2010 г. № 99 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 21.

20. О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации : приказ М-ва транспорта РФ от 18 окт. 2005 г. № 130 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 48.

21. См.: Чижов Б. А. Указ. соч. С. 125; Белянинова Ю. В., Гурина О. А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (постатейный) // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

список литературы

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости : федер. закон от 29 дек. 2015 г. № 388-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2016. - № 1 (ч. 1). - Ст. 8.

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

О ветеранах : федер. закон от 12 янв. 1995 г. № 5-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1995. -№ 3. - Ст. 168.

Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области : закон Иркут. обл. от 18 июля 2008 г. № 44-ОЗ // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. -2008. - № 44 (т. 2). - Ст. 38.

Об учреждении медали «Ветеран труда» : указ Президиума Верхов. Совета СССР от 18 янв. 1974 г. № 5381-УШ // Ведомости Верхов. Совета СССР. -1974. - № 4. - Ст. 76.

Положение о Почетной грамоте Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации : утв. Указом Президента РФ от 11 апр. 2008 г. № 487 // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 16. - Ст. 1673.

Положение о государственных наградах Российской Федерации : утв. Указом Президента РФ от 7 сент. 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. -2010. - № 37. - Ст. 4643.

О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации : приказ М-ва транспорта РФ от 18 окт. 2005 г. № 130 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 48.

Об учреждении памятной медали «За строительство автодороги «Амур» : приказ М-ва транспорта РФ от 20 апр. 2010 г. № 99 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2010. - № 21.

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 г. : утв. Президиумом Верхов. Суда РФ от 1 июня 2011 г. // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2009 г. № 1-Г09-8 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2011 г. № 19-В11-17 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2011 г. № 31-Г11-3 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от

29 ноября 2012 г. № 33-9467/2012 // Кон-сультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Белянинова Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (постатейный) / Ю. В. Белянинова, О. А. Гурина ; под ред. Т. С. Гусевой // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система, 2013.

Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Астрель, АСТ, 2004. -1280 с.

Лукин В. А. Доклад «О положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Иркутской области в 2012 году» / В. А. Лукин. — Иркутск, 2013. - 175 с.

Лукин В. А. Доклад «О положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Иркутской области в 2014 году» / В. А. Лукин. — Иркутск, 2015. — 175 с.

Медаль «Ветеран труда» [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

Пелешенко Ю. Звание «Ветеран труда: порядок присвоения, льготы // Вопр. трудового права. — 2010. — № 8. — С. 50—68.

Поздняков С. А. О практике присвоения звания «Ветеран труда» / С. А. Поздняков, И. И. Дуда // Гражданин и право. — 2001. — № 12. — С. 75—79.

Стратегии правового развития России : монография / под ред. О. Ю. Рыбакова. — М. : Юстиция, 2016. — 624 с.

Чижов Б. А. Гарантии и компенсации работникам // Экономико-правовой бюллетень. — 2012. — № 10.

Чижов Б. А. Особенности применения трудового законодательства для отдельных категорий граждан / Б. А. Чижов. - М. : ЗАО Юстицинформ, 2010. - 152 с.

About the Title «Veteran of Labor» and Practice of its Conferring to Citizens (on Example of Irkutsk Region)

© Bondareva E., Paryagina O., 2016

This article examines the development of legislative concept «veterans of labor» in Russia, the problems and mistakes in the regional practice of accounting of departmental decorations for conferring to citizens of the title «Veteran of labor» (on example of Irkutsk region). Authors combine forthcoming legislative changes of the order and the conditions of conferring of the title «Veteran of labor» with the necessary of intensification of defence of the rights of man, the rise of status of veterans of labor.

Key words: veteran of labor; conferring of the title «Veteran of labor»; subjects of Russian Federation; departmental decorations; the Human Rights ombudsman.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.