УДК 342.518
О. В. Романовская
доктор юридических наук, профессор заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НАГРАД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается правовой режим государственных наград, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». Указывается, что в соответствии с Конституцией РФ именно глава государства награждает государственными наградами, присваивает почетные звания Российской Федерации. Сами же награды и почетные звания - предмет федерального ведения. В настоящее время отсутствует федеральный закон о государственных наградах. В этом аспекте рассматривается опыт стран-участниц СНГ, где правовой режим государственных наград определяется именно законом. Обращено внимание на Закон Республики Казахстан от 12 декабря 1995 г. № 2676 «О государственных наградах Республики Казахстан», который четко обозначает роль главы государства в наградном процессе.
Ключевые слова: правовой режим, награда, глава государства, закон, звание.
O. V. Romanovskaya
Doctor of law, professor Head of department of State and Legal Subjects Penza State University, Penza, the Russian Federation
LEGAL REGIME OF AWARDS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article discusses the legal regime of state awards provided for by Decree of the President of the Russian Federation of September 7, 2010 no. 1099 «On Measures to Improve the State Award System of the Russian Federation». It is indicated that, in accordance with the Constitution of the Russian Federation, it is the head of state who awards state awards, confers honorary titles of the Russian Federation. Awards and honors themselves are subject to federal jurisdiction. There is currently no federal law on state awards. In this aspect, the experience of the CIS countries is considered, where the law determines the legal regime of state awards. Attention is drawn to the Law of the Republic of Kazakhstan of December 12, 1995 no. 2676 «On State Awards of the Republic of Kazakhstan», which clearly indicates the role of the head of state in the award process.
Key words: legal regime, award, head of state, law, title.
В Российской Федерации существует наградная система, правовые основы которой заложены в Конституции РФ и ряде указов Президента РФ. В соответствии со статьей 89 Конституции РФ Президент РФ «награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания». В соответствии со ст. 71 Конституции РФ награды и почетные звания Российской Федерации -предмет федерального ведения. Конституция РФ не предусматривает прерогативу парламента в определении правового режима государственных наград, относя его лишь к компетенции федеральных органов государственной власти. В отсутствие единого законодательного акта о наградах Президент воспользовался своим полномочием о награждении и распространил его на собственное нормотворчество в указанной сфере.
После появления нового государства (после распада СССР) не его глава, а Президиум Верховного Совета РФ принял Указ от 2 марта 1992 г. № 2424-1 «О государственных наградах Российской Федерации». Но уже после политического кризиса и принятия Основного закона в декабре 1993 г. парламент уже не осмелился на продолжение инициативы. Пробел был восполнен Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации». Чуть позже, в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 1995 г. № 554 Положение о государственных наградах Российской Федерации было изложено в новой редакции. Но и ему суждено было просуществовать относительно недолго, новая редакция была утверждена Указом Президента РФ от 6 января 1999 г. № 19. В настоящее время действует Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», утвердивший Положение о государственных наградах Российской Федерации, статуты высших наград, их описание и рисунки, а также документы о представлении граждан к наградам. Действует также Указ Президента РФ от 1 марта 2017 г. № 94 «Об утверждении состава Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам».
В юридической литературе неоднократно указывалось на необходимость принятия федерального закона о наградах. Косвенным подтверждением данного тезиса выступает опыт наших ближайших соседей, где наградные отношения урегулированы именно законодательным актом. В качестве примера следует привести:
- Закон Азербайджанской Республики от 10 ноября 1992 г. № 370 «Об учреждении орденов и медалей Азербайджанской Республики»;
- Закон Республики Узбекистан от 22 декабря 1995 г. № 176-1 «О государственных наградах» (принят в новой редакции в соответствии с Законом от 11 апреля 2018 г. № ЗРУ-473)
- Закон Республики Армения от 22 апреля 1994 г. № С-1027-1-ЗР-95 «О государственных наградах Республики Армения»;
- Закон Республики Казахстан от 12 декабря 1995 г. № 2676 «О государственных наградах Республики Казахстан»
- Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. № 288-3 «О государственных наградах Республики Беларусь»;
- Закон Туркменистана от 7 декабря 2005 г. № 2 9-Ш «О государственных наградах Туркменистана»;
- Закон Кыргызской Республики от 28 июля 2017 г. № 157 «О государственных наградах и почетных званиях Кыргызской Республики»;
- Закон Республики Таджикистан от 24 февраля 2017 г. № 1378 «О государственных наградах Республики Таджикистан».
Отсутствие законодательного акта способствует различиям в толковании правового режима наград, их свойств и значения. В юридической науке присутствуют разночтения в понимании наградного права. Так, Е.В. Трофимов обосновывает понятие «наградное дело» - совокупность общественных отношений, регулируемых наградным правом [6]. О.Ю. Кокурина систематизировала функции наград, представляя их межотраслевым институтом:
- аксиологическая;
- телеологическая (телеономная);
- премиальная;
- мотивационно-стимулирующая;
- ценностно-ориентирующая;
- воспитательная;
- идеологическая;
- информационно-коммуникативная;
- функция государственной оценки;
- функция социальной солидаризации (интеграции);
- функция культурно-исторической и социальной памяти;
- функция социального статуса и социальной мобильности [3].
А.С. Капусткин рассматривает награду как правовой символ: «Награда высоко ценится в связи с тем, что государством ей придана особая ценность, особое смысловое наполнение. Так, видя на груди у человека медаль «Золотая звезда», мы понимаем, что он удостоен высшей степени отличия нашей Родины - звания «Герой России», что он совершил подвиг, имеет особый статус, установленные законодательством привилегии. При этом, увидев на женском платье золотую брошь, украшенную бриллиантами, имеющую большую ювелирную ценность, чем Звезда Героя, мы, однако, ничего не сможем сказать о правовом статусе ее хозяйки, ее заслугах и их оценке государством» [2].
Г.Р. Хабибуллина формулирует наградное право, подробно останавливаясь на его принципах: публичность, социальный характер (в широком смысле этого слова), добровольность заслуженного поведения, разнообразие наград и др. [8]. Е.В. Трофимов указывает, что награды формируют систему социального этикета [7].
В юридической науке раскрываются и иные проблемы наградного права. Так, Е.В. Сердобинцева поднимает вопрос о конституционной ответственности носителей наград: «Наделение лица почетным статусом награжденного государственной наградой влечет юридические последствия в виде предоставления ему социальных, экономических льгот, гарантий, дополнительных мер поощрения. Необходимо также говорить о «встречной» обязанности награжденного государственной наградой лица. Принимая государственную награду, лицо принимает также статус награжденного такой наградой и, следовательно, обязанность своей деятельностью, личным поведением соответствовать этому статусу. Добросовестное несение награжденным этой обязанности способствует формированию крепкого правосознания в обществе и, следовательно, укреплению государственности» [5]. В юридической практике неоднократно возникает вопрос о наличии у гражданина субъективного права на награду. Если лицо совершило значимый поступок, то может ли оно предъявлять юридически обоснованные требования на получение награды. В начале 90-х гг. прошлого столетия, кстати, такие иски к высшим органам государственной власти имели место. В этих случаях граждане, представляя свои заслуги, писали официальные заявления на имя Президента РФ с просьбой о предоставлении государственной награды. Ввиду отрицательного официального ответа подавались иски в суд, в которых просили в судебном порядке обязать главу государства предоставить соответствующую награду. Абсурдность подобных исков была сразу очевидна, но они обуславливают иную проблему: допустимость использования категории субъективного права при награждении. В.А. Винокуров идет дальше и обосновывает наличие обязанности государственного органа предоставить награду: «В наградных правоотношениях ответной реакцией на осуществление управомоченным лицом активных положительных действий, которые оцениваются как заслуга перед государством, должны быть действия правообязанного лица по представлению управомоченного лица к награждению его наградой государства. Сложностью является оценка действий управомоченного лица, установление его заслуг перед государством. Для решения данной проблемы наградные нормы должны быть сформулированы таким образом, чтобы лицу правообязанному были понятны его действия: представлять к награждению или воздержаться от этого в связи с тем, что условия наградной нормы управомо-ченным лицом не исполнены» [1].
Обратим внимание, что судебная практика показывает недопустимость оспаривания решений о присвоении государственных наград иными лицами, не указанными в данном решении. В этой части следует упомянуть Определение Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. № ГКПИ99-340, которым отказано в принятии заявления о признании незаконным Указа Президента РФ о присвоении почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» председателю
Верховного Суда Республики Башкортостан. Основанием отказа стало то, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в суде, так как оспариваемый акт является ненормативным актом и не имеет отношения к правам и охраняемым законом интересам заявителей. Определением Верховного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № КАС99-159 данное Определение от 19 апреля 1999 г. оставлено без изменения. В указанном аспекте отсутствует нарушенное право, которое требует судебной защиты [4].
В части формулирования права на государственную награду нередко указывают на присвоение звания «Ветеран труда», которое предоставляется каждому гражданину при достижении определенных условий, закрепленных статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Происходит определенная путаница: звание ассоциируется с наградой. По-видимому, это связано с тем, что в СССР предусматривалась именно государственная награда - медаль «Ветеран труда», учрежденная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1974 г. № 5381-VIII. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Ветеран труда - звание, а не государственная награда, определяющее определенный статус, предполагающий дополнительные социальные гарантии и льготы. Это подтверждается судебной практикой. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 29 октября 2018 г. № 58-КГ18-27 отмечается: «Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности». Как видно, высшая судебная инстанция не оперирует термином «государственная награда».
Отсутствие системности связано, прежде всего, с отсутствием федерального закона, который бы четко определил перечень государственных наград, их классификацию, порядок предоставления, лишения и другие наиболее значимые вопросы. Возможно перераспределение властных полномочий, как это хорошо видно в Законе Республики Казахстан от 12 декабря 1995 г. № 2676 «О государственных наградах Республики Казахстан». В данном документе не принижается роль главы государства. Так, Президент Республики Казахстан:
- утверждает описание государственных наград, образцы книжек ордена «Алтын Кыран» (знак высшей степени отличия), «Халы; КаЪарманы», «Казакстан-ныц Ецбек ЕрЬ, орденских книжек, удостоверений к медалям и о присвоении почетных званий, порядок представлений к государственным наградам и вручения их, другие документы и правила (статья 3);
- определяет кандидатуры для награждения орденом «Алтын Кыран» (ст. 4);
- утверждает состав Комиссии по государственным наградам и положение о ее деятельности (ст. 7);
- производит лишение государственных наград Республики Казахстан (ст. 40).
В нашей стране Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 расширяет полномочия главы государства, дополнительно устанавливает, что федеральные ордена, знаки отличия и медали устанавливаются только им. Данное правило относится и к почетным званиям Российской Федерации.
Статья 1 Закона Кыргызской Республики от 28 июля 2017 г. № 157 «О государственных наградах и почетных званиях Кыргызской Республики» определяет исключительность собственного ведения: «Не допускается включение или установление государственных наград и почетных званий в других законах».
Таким образом, следует подчеркнуть особое значение наградного дела в любой стране мира, поскольку именно оно определяет порядок оценки особых заслуг граждан перед собственным государством. В Российской Федерации сформирована правовая база, определяющая правила награждения государственными знаками отличия, что не снимает актуальности принятия специального федерального закона «О государственных наградах».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Винокуров В.А. Юридическая обязанность государства пожаловать награду /
B.А. Винокуров // Юрист. — 2010. — № 7. — С. 9-16.
2. Капусткин А.С. Награда как правовой символ / А.С. Капусткин // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — № 5. — С. 15-19.
3. Кокурина О.Ю. Основные функции межотраслевого института наград государства в российском праве: ценностно-нормативный подход / О.Ю. Кокурина // Административное право и процесс. — 2017. — № 12. — С. 9-15.
4. Романовский Г.Б. Конституционное право граждан на судебную защиту / Г.Б. Романовский / / Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2015. — Т. 3, № 1 (9). — С. 57-67 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: / /esj.pnzgu. ru/íiles/esj.pnzgu.ru/romanovsky_bg_15_1_06.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
5. Сердобинцева Е.В. К вопросу о конституционно-правовой ответственности в сфере государственных наград / Е.В. Сердобинцева // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 8. — С. 34-36.
6. Трофимов Е.В. Наградное дело и наградное право / Е.В. Трофимов // Административное право и процесс. — 2012. — № 4. — С. 71-73.
7. Трофимов Е.В. Роль наград в правовой деятельности органов государственной власти / Е.В. Трофимов // Спорт: экономика, право, управление. — 2007. — № 4. —
C. 23-24.
8. Хабибуллина Г.Р. Принципы наградного права и практика Конституционного Суда Российской Федерации и уставных судов субъектов Федерации / Г.Р. Хабибуллина // Современное право. — 2015. — № 3. — С. 69-72.
REFERENCES
1. Vinokurov V. A. Legal obligation of the state to award. Iurist = Jurist, 2010, no. 7, pp. 9-16 (in Russian).
2. Kapustkin A. S. Award as a legal symbol. Gosudarstvennaia vlast' i mestnoe samou-pravlenie = State Power and Local Self-government, 2012, no. 5, pp. 15-19 (in Russian).
3. Kokurina O. Iu. Main functions of inter-branch state award institution in Russian law: value-based regulatory approach. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative Law and Procedure, 2017, no. 12, pp. 9-15 (in Russian).
4. Romanovsky G. B. The constitutional right of citizens of judicial protection. El-ektronnyi nauchnyi zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2015, vol. 3, no. 1 (9), pp. 57-67 (in Russian). Available at: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/romanovsky_bg_15_1_06.pdf (accessed 20.01.2019).
5. Serdobintseva E. V. To a question of constitutional and legal responsibility in the sphere of the state awards. Gosudarstvennaia vlast i mestnoe samoupravlenie = State Power and Local Self-government, 2010, no. 8, pp. 34-36 (in Russian).
6. Trofimov E. V. Award case and award right. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative Law and Procedure, 2012, no. 4, pp. 71-73 (in Russian).
7. Trofimov E. V. Role of awards in legal activity of public authorities. Sport: ekonomika, pravo, upravlenie = Sport: economy, right, management, 2007, no. 4, pp. 23-24 (in Russian).
8. Khabibullina G. R. Principles of reward law and practice of the Constitutional Court of the Russian Federation and Constitutional (Charter) Courts of subjects of Federation. Sov-remennoepravo = Modern Law, 2015, no. 3, pp. 69-72 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Романовская Ольга Валентиновна — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: vlad [email protected].
AUTHOR
Romanovskaya Olga Valentinovna — Doctor of law, professor, Head of department of State and Legal Subjects, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Романовская О.В. Правовой режим наград в Российской Федерации / О.В. Романовская // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Romanovskaya O.V. Legal regime of awards in the Russian Federation. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).