Бороздин М.С.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
О ПОНЯТИИ «ВЕДОМСТВЕННЫЙ ЗНАК ОТЛИЧИЯ В ТРУДЕ» (социальное законодательство и правоприменительная практика в Оренбургской и Тульской областях)
В представленной статье рассматривается понятие «ведомственный знак отличия в труде». Автор сравнивает социальное законодательство и правоприменительную практику присвоения звания «Ветеран труда» в Оренбургской и Тульской областях и предлагает определить рассматриваемое понятие в федеральном законодательстве.
Ключевые слова: ведомство, знак отличия в труде, потребительская кооперация, ветеран труда, Оренбургская область, Тульская область.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции РФ наше государство является социальным. В Российской Федерации устанавливаются государственные гарантии социальной защиты населения, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ). По данным предметам ведения могут издаваться федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не должны противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76).
Социальная защита предоставляется и такой категории граждан, как ветераны труда. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» [1] ими являются лица:
1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральный законодатель предпочёл не определять, что необходимо понимать под «ведомством» и «ведомственным знаком отличия в труде». Вместо этого такое право он предоставил субъектам РФ, закрепив в части 4 статьи 7 федерального закона о ветеранах положение о том, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и ины-
ми нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Это вполне сообразуется с вышеперечисленными нормами права, а также положениями Федерального закона РФ от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» [2] и Бюджетного кодекса Российской Федерации [3].
В пункте 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ установлено, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ, за исключением субвенций из федерального бюджета. В силу же статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Во исполнение положений части 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» в Оренбургской области принято постановление Правительства Оренбургской области от 10.07.2006
№239-п «Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» [4], а в Тульской области - Закон Тульской области от 28.02.2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». [5]
Пункт 1 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от
10.07.2006 года №239-п устанавливает, что звание «Ветеран труда» присваивается:
а) лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
б) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Причём далее по тексту определено, что под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке органами государственной власти (управления) СССР, РСФСР или Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Арбитражным судом Российской Федерации, Прокуратурой СССР, РСФСР или Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Государственным банком СССР, РСФСР или Центральным банком Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
В статье 1 Закона Тульской области от
28.02.2007 года №797-ЗТО закреплено, что условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или России, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый
для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
О том, что понимать под ведомственными знаками отличия в труде, в региональном законодательстве Тульской области, как и в федеральном законодательстве, не говорится.
Примеры нормативных правовых актов Оренбургской и Тульской областей наглядно показывают две позиции региональных законодателей относительно понятия «ведомственный знак отличия в труде»:
1. такое понятие не определяется в региональном нормативном правовом акте субъекта РФ об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»;
2. субъекты РФ определяют, что понимать под понятием «ведомственный знак отличия в труде», посредством закрепления конкретной формулировки, как в Оренбургской области, или же отдельного списка ведомственных знаков отличия в труде, как в Удмуртской Республике [6].
Такие подходы региональных законодателей к понятию «ведомственный знак отличия в труде» приводят к разным правоприменительным практикам органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за социальное развитие регионов (далее - уполномоченные органы), по делам о присвоении звания «Ветеран труда» гражданам, имеющим необходимый трудовой стаж и награды, выданные уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, например, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России».
Уполномоченный орган в Оренбургской области отказывает в присвоении звания «Ветеран труда» таким гражданам. Граждане же, не согласные с решением уполномоченного органа, в дальнейшем могут реализовать право, закреплённое в статье 46 Конституции РФ
- обжаловать действия уполномоченного органа в судебном порядке. В Оренбургской области суды первой инстанции в подавляющем большинстве случаев также не признают значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» ведомственным знаком отличия
в труде. Из этого следует, что суды не признают за гражданами, награждёнными такой наградой и имеющими необходимый трудовой стаж, право на присвоение звания «Ветеран труда».
Уполномоченный орган в Оренбургской области традиционно ссылается в суде на нормы права, закреплённые в Федеральном законе от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», а также в постановлении Правительства Оренбургской области от 10.07.2006 №239-п «Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», где прямо закреплено, что понимать под ведомственными знаками отличия в труде.
Постановлением же Совета Центрсоюза Российской Федерации №31-с от 26.07.2002 года «О наградах Центрсоюза РФ» утверждено Положение о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в соответствии с которым указанным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центрсоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности. Награждение значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» производится Президиумом Совета Центрсоюза на основании решений советов, президиумов советов республиканских, краевых, областных потребсоюзов. В трудовой книжке награжденного производится запись о награждении значком с указанием даты и номера соответствующего постановления Президиума Совета Центрсоюза РФ.
Кроме того, Закон РФ от 19.06.1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [7] устанавливает в статье 1, что:
- потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов;
- центральный союз потребительских обществ России (центрсоюз) - добровольное объе-
динение потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 3 указанного нормативного правового акта говорит также, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов. А часть 1 статьи 31-что Союз потребительских обществ является некоммерческой организацией и действует на основании устава и учредительного договора.
Так как центральный союз потребительских обществ России является добровольным объединением потребительских обществ и (или) региональных союзов, он не является органом государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, следовательно, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», учреждённый Центрсою-зом, не будет являться ведомственным знаком отличия в труде в Оренбургской области.
Вынося решение, суд учитывает и то, что уполномоченные органы субъектов РФ могут не руководствоваться указанными ниже письмами, так как данные письма не являются нормативными правовыми актами, имеющими силу:
- письмо Минтруда РФ №2026-ВЯ и письмо Минсоцразвития РФ №4276/1-30 от 10.11.1995 года «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» (Минюст отказал в государственной регистрации документа, а письмом Минтруда РФ от 08.08.2001 года №5813-ЮЛ «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» установлено, что дальнейшее использование совместного письма Минтруда РФ и Минсоцразвития РФ не представляется возможным);
- письмо Минтруда РФ от 15.09.1997 года №4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» (документ утратил силу в связи с изданием письма Минтруда РФ от
07.10.1998 года №5635-КС);
- письмо Министерства труда РФ от
07.10.1998 года №5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» (документ утратил силу в связи с изданием письма Минздравсоцраз-вития РФ от 02.06.2008 года №3854-ЮВ).
Подобной логики придерживаются не только уполномоченный орган и суды первой инстанции в Оренбургской области [8], но и Оренбургский областной суд как суд апелляционной инстанции, осуществляющий производство в соответствии с главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 года №138-ФЗ. [9]
Необходимо заметить, что судом первой инстанции в Оренбургской области за последнее время было вынесено лишь одно решение, [10] которое выбивается из складывающейся правоприменительной практики. Указанным судебным решением требования заявителя З. были удовлетворены в полном размере, и за ним признано право на присвоение звания «Ветеран труда». Суд обязал министерство социального развития Оренбургской области включить
З. в проект Указа Губернатора Оренбургской области о присвоении звания и выдать З. соответствующее удостоверение.
Суд мотивировал своё решение тем, что в нормативных правовых актах РФ отсутствует определение ведомственного знака отличия в труде, нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», как и нет определения понятия «ведомство». Суд ссылается на Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, который определяет «ведомство» как совокупность учреждений, состоящих в определенной подчиненности друг к другу, заведующих известным кругом дел. Центральный союз потребительских обществ России согласно ФЗ о потребительской кооперации является союзом потребительских обществ России, созданным потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг. Суд приходит к выводу, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вы-
шестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ. Данные признаки характеризуют ведомство как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народное хозяйство).
Кроме того, из статей 2 и 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Суд считает, что необходимо исходить из положений части 1 статьи 19 Конституции России о равенстве всех перед законом, а также положений части 2 статьи 55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, допускающие «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении №8 от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2), 57 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» является ведомственным знаком отличия в труде, данный знак отличия получен за успехи истца в трудовой деятельности, факт наличия стажа, необходимого для назначения пенсии, подтверждается данными трудовой книжки.
Однако вынесенное судом первой инстанции решение немедленно было обжаловано уполномоченным органом в Оренбургский областной суд, который отменил решение суда первой инстанции и вынес по делу новое решение. [11] Основанием для отмены решения явилось неправильное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права (пункт 4
части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ). В постановлении Правительства Оренбургской области от 10.07.2006 года №239-п чётко указано, какие награды относятся к ведомственным знакам отличия в труде. Такая правоприменительная практика не противоречит судебной практике Конституционного Суда РФ (Определение от 21 апреля 2011 г. №544-О-О, Определение от 17 июня 2010 г. №763-О-О и Определение от 17 декабря 2009 г. №1588-О-О) и Верховного Суда РФ (Определение от 6 июля 2011 г. №31-Г11-3).
Несколько иначе складывается правоприменительная практика в Тульской области из-за того, что в законодательстве Тульской области не закреплено, какие награды относятся к ведомственным знакам отличия в труде. Суды первой инстанции выносят решения, которые удовлетворяют требования заявителей к уполномоченному органу в Тульской области [12]. Тульский областной суд, если уполномоченный орган в Тульской области обжалует решения суда первой инстанции, имеет позицию, тождественную позиции судов первой инстанции. Так кассационным определением (новый порядок в соответствии с федеральным законом от 09.12.2010 года №353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» начал действовать только с 1 января 2012 года) [13] Тульского областного суда от 25 марта 2010 года решение Центрального районного суда г. Тулы оставлено без изменения, а кассационная жалоба уполномоченного органа - без удовлетворения. [14]
В Тульской области награды, выданные уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в частности значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», признают-
ся ведомственными знаками отличия в труде. Уполномоченный орган в Тульской области, учитывая региональную судебную практику, также на сегодняшний день признаёт такие знаки отличия в труде ведомственными.
Можно обобщить, что социальные законодательства о присвоении звания «Ветеран труда» в Оренбургской и Тульской областях отличаются друг от друга в части закрепления в них понятия «ведомственный знак отличия в труде», что порождает разновекторную правоприменительную практику в регионах. Нельзя сказать, что законодательства Оренбургской и Тульской областей противоречат законодательству федерального уровня. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда полностью определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, то данные публично-правовые образования на сегодняшний день вправе самостоятельно определять перечень ведомственных знаков отличия в труде. Перечни таких ведомственных знаков отличия в труде в субъектах РФ существенно разнятся.
В целях приведения к единообразию законодательств и правоприменительной практики в разных регионах по присвоению звания «Ветеран труда» гражданам, имеющим необходимый трудовой стаж и знаки отличия в труде, выданные уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, предлагаем определить понятие «ведомственный знак отличия в труде» в федеральном законе «О ветеранах», закрепив соответствующую норму-дефиницию или же отсылочную норму - положение о том, что перечень ведомственных знаков отличия в труде определяется Правительством РФ, а затем разработать и принять соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации.
31.11.2012
Список литературы:
1. Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» // Российская газета. №261. 21.11.2011.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.03.2012. №10. Ст. 1158.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 30.07.2012. №31. Ст. 4317.
4. Постановление Правительства Оренбургской области от 10.07.2006 №239-п «Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» // Оренбуржье. №181. 30.11.2010.
5. Закон Тульской области от 28.02.2007 №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» // Тульские известия. №110. 29.07.2010.
6. Указ Президента Удмуртской Республики от 27.01.2006 №8 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Удмуртской Республике» // Известия Удмуртской Республики. №2. 12.01.2012.
7. Закон РФ от 19.06.1992 №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» // Парламентская газета. №16. 27.04-11.05.2012.
8. Решение Центрального районного суда г. Оренбурга по гражданскому делу №2-1427/2012 от 29.03.2012 года по иску Д. к министерству социального развития Оренбургской области.
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ // Российская газета. №272. 02.12.2011.
10. Решение Центрального районного суда г. Оренбурга по гражданскому делу №2-33-41-12 от 09.08.2012 по иску З. к министерству социального развития Оренбургской области.
11. Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 25.10.2012 года по делу по апелляционной жалобе З. на решение Центрального районного суда г. Оренбурга по гражданскому делу №2-33-41-12 от 09.08.2012 по иску З. к министерству социального развития Оренбургской области.
12. Судебное решение Центрального районного суда г. Тулы от 29.12.2009 по делу по иску С. к Комитету социальной защиты населения г. Тулы Департамента социального развития Тульской области, Департаменту социального развития Тульской области // Официальный сайт Центрального районного суда г. Тулы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://centralny.tula.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=520 (проверено: 20.10.2012 г.).
13. Федеральный закон от 09.12.2010 №353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010. №50. Ст. 6611.
14. Кассационное определение Тульского областного суда от 25.03.2010 по делу по кассационной жалобе Департамента социального развития Тульской области на решение Центрального районного суда г. Тулы от 29.12.2009 года по делу по иску С. к Комитету социальной защиты населения г. Тулы департамента социального развития Тульской области, Департаменту социального развития Тульской области // Официальный сайт Тульского областного суда [Электронный источник]. - Режим доступа: http://oblsud.tula.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=673 (проверено: 10.10.2012 г.).
Сведения об авторе:
Бороздин Михаил Сергеевич, преподаватель кафедры теории государства и права и конституционного права Оренбургского государственного университета, аспирант 460048, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, ауд. 7206, е-mail: [email protected]
UDC 342.734 Borozdin M.S.
Orenburg state university, е-mail: [email protected]
THE NOTION «CORPORATE LABOUR MARK OF DISTINCTION» (SOCIAL LEGISLATION AND LAW ENFORCEMENT IN THE REGIONS OF ORENBURG AND TULA)
In presented article the notion «Corporate labour mark of distinction» is considered. The author compares social legislation and law enforcement of Orenburg and Tula regions on affairs about decoration assignment «Labour veteran». The author suggests implementing considered concept in the federal legislation.
Key words: corporation, labour mark of distinction, consumer’s co-operation, labour veteran, Orenburg region, Tula region.
Bibliography:
1 Federal law from 12.01.1995 №5-FZ «About veterans»// Newspaper “Rossyiskaya”. №261. 21.11.2011.
2 Federal law from 06.10.1999 №184-FZ «About the general principles of the organization legislative (representative) and executive powers of the government of subjects of the Russian Federation» // Collection of the RF laws. 05.03.2012. №10. P. 1158.
3 Budgetary code of the Russian Federation from 31.07.1998 №145-FZ // Collection of the RF laws. 30.07.2012. №31. P. 4317.
4 Governmental order of the Orenburg region from 10.07.2006 №239-p «About the position statement about an order and conditions of assignment mark of distinction «Labour veteran» // Orenburzhye. №181. 30.11.2010.
5 Law of the Tula region from 28.02.2007 №797-ZTO «About conditions and an order of mark of distinction assignment «Labour veteran» // Tulskiye izvestiya. №110. 29.07.2010.
6 Decree of the President of the Udmurt Republic from 27.01.2006 №8 «About an order and conditions of mark of distinction assignment «Labour veteran » in the Udmurt Republic» // News of the Udmurt Republic. №2. 12.01.2012.
7 Law of the Russian Federation from 19.06.1992 №3085-1 «About consumers’ co-operative society (consumer societies, their unions) in the Russian Federation» // Parlamentskaya gazeta. №16. 27.04 - 11.05.2012.
8 Decision of the Central district court of Orenburg on a civil case №2-1427/2012 from 29.03.2012.
9 Civil procedural code of the Russian Federation from 14.11.2002 №138-FZ // Newspaper “Rossyiskaya”. №272. 02.12.2011.
10 Decision of the Central district court of Orenburg from 09.08.2012 on civil case under Z. to the Ministry of social development of the Orenburg region.
11 Appeal decision of the Orenburg regional court from 25.10.2012 on civil case under Z. to the Ministry of social development of the Orenburg region
12 Decision of the Central district court of Tula from 29.12.2009 // The Official site of the Central district court of Tula [the Electronic resource]. An access mode: http://centralny.tula.sudrf.ru/modules.php? name=docum_sud&id=520 (date of application: 20.10.2012).
13 Federal law from 09.12.2010 №353-FZ «About modification of the Civil procedural code of the Russian Federation» // Collection of the RF laws. 13.12.2010. №50. P. 6611.
14 Cassation definition of the Tula regional court from 25.03.2010 on civil case // The Official site of the Tula regional court [the Electronic source]. An access mode: http://oblsud.tula.sudrf.ru/modules.php? name=docum_sud&id=673 (date of application: 10.10.2012).