Научная статья на тему 'О значимости диагноза в работе педагога-психолога'

О значимости диагноза в работе педагога-психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

231
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диагноз / диагностика / диагностический поиск / диагностическое мышление / диагностическая деятельность педагога-психолога / психолого-педагогическая диагностика / характеристики диагноза / diagnosis / diagnostics / diagnostic search / diagnostic thinking / diagnostic activity of a teacher-psychologist / psychological and pedagogical diagnostics / characteristics of the diagnosis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елшанский Сергей Петрович, Ефимова Ольга Сергеевна

Обсуждается вопрос о роли и значении диагноза и диагностики в профессиональной деятельности педагога-психолога. Анализируется понятие диагноза и его характеристики, место диагноза в психолого-педагогической практике. Деятельность педагога-психолога очевидно относится к видам деятельности, где диагноз необходим, а для его установления необходима психолого-педагогическая диагностика. Подобно медицинскому диагнозу в психолого-педагогической практике диагноз можно рассматривать как заключение относительно психологического состояния ребенка и особенностей его обучения, сущности образовательных трудностей и нарушений поведения, сформулированное языком в принятой в педагогической психологии терминологии и опирающееся на результаты всестороннего и систематического психолого-педагогического исследования ребенка, в отношении которого этот диагноз ставится – начиная с регистрации и анализа его субъективных жалоб, анализа успеваемости, наблюдения за поведением, анализа информации о ребенке, которую могут предоставить учителя, родители и другие дети, изучения истории образовательной проблемы или проблемы поведения и истории жизни, и заканчивая результатами специальных необходимых для установления диагноза психологических исследований. Диагноз дает педагогу-психологу право и основания на психолого-педагогическое воздействие, ведь только поняв, что с ребенком, можно осуществлять коррекцию или терапию. Сделан вывод, что значимость диагноза в работе педагога-психолога представляется не просто высокой, а определяющей саму возможность продуктивной профессиональной деятельности. Поэтому вопросам диагноза и диагностики должно уделяться особое внимание как при подготовке будущих педагоговпсихологов, так и при осуществлении уже состоявшимся педагогом-психологом своей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елшанский Сергей Петрович, Ефимова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the significance of the diagnosis in the work of a teacher-psychologist

The article discusses the role and significance of diagnosis and diagnostics in the professional activity of a teacher-psychologist. The article analyzes the concept of diagnosis and its characteristics, the place of diagnosis in psychological and pedagogical practice. The work of a teacher-psychologist obviously refers to the types of activities where a diagnosis is necessary, and psychological and pedagogical diagnostics is necessary to establish it. Like a medical diagnosis in psychological and pedagogical practice, a diagnosis can be considered as a conclusion regarding the psychological state of a child and the features of his learning, the essence of educational difficulties and behavioral disorders, formulated in language in the terminology accepted in pedagogical psychology and based on the results of a comprehensive and systematic psychological and pedagogical study of the child in respect of whom this diagnosis is made – starting with the registration and analysis of his subjective complaints, the analysis of academic performance, observation of behavior, analysis of information about the child that teachers, parents and other children can provide, studying the history of an educational problem or behavior problem and life history, and ending with the results of special psychological studies necessary for diagnosis. The diagnosis gives the teacher-psychologist the right and grounds for psychological and pedagogical influence, because only after realizing that with a child, it is possible to carry out correction or therapy. It is concluded that the significance of the diagnosis in the work of a teacher-psychologist is not just high, but determines the very possibility of productive professional activity. Therefore, the issues of diagnosis and diagnostics should be given special attention both in the preparation of future teachers-psychologists, and in the implementation of his work by an already established teacher-psychologist.

Текст научной работы на тему «О значимости диагноза в работе педагога-психолога»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 86-91. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021. No. 8. P. 86-91.

Научная статья УДК 37.015.3

doi: 10.24412/2712-827Х-2021 -8-86-91

О значимости диагноза в работе педагога-психолога

1 2 Сергей Петрович Елшанский , Ольга Сергеевна Ефимова

1 2

' Московский экономический институт, Москва, Россия

1 ye_@mail.ru

2 efimovao.s.0303@mail.ru

Аннотация Обсуждается вопрос о роли и значении диагноза и диагностики в профессиональной деятельности педагога-психолога. Анализируется понятие диагноза и его характеристики, место диагноза в психолого-педагогической практике. Деятельность педагога-психолога очевидно относится к видам деятельности, где диагноз необходим, а для его установления необходима психолого-педагогическая диагностика. Подобно медицинскому диагнозу в психолого-педагогической практике диагноз можно рассматривать как заключение относительно психологического состояния ребенка и особенностей его обучения, сущности образовательных трудностей и нарушений поведения, сформулированное языком в принятой в педагогической психологии терминологии и опирающееся на результаты всестороннего и систематического психолого-педагогического исследования ребенка, в отношении которого этот диагноз ставится - начиная с регистрации и анализа его субъективных жалоб, анализа успеваемости, наблюдения за поведением, анализа информации о ребенке, которую могут предоставить учителя, родители и другие дети, изучения истории образовательной проблемы или проблемы поведения и истории жизни, и заканчивая результатами специальных необходимых для установления диагноза психологических исследований. Диагноз дает педагогу-психологу право и основания на психолого-педагогическое воздействие, ведь только поняв, что с ребенком, можно осуществлять коррекцию или терапию. Сделан вывод, что значимость диагноза в работе педагога-психолога представляется не просто высокой, а определяющей саму возможность продуктивной профессиональной деятельности. Поэтому вопросам диагноза и диагностики должно уделяться особое внимание как при подготовке будущих педагогов-психологов, так и при осуществлении уже состоявшимся педагогом-психологом своей работы.

Ключевые слова: диагноз, диагностика, диагностический поиск, диагностическое мышление, диагностическая деятельность педагога-психолога, психолого-педагогическая диагностика, характеристики диагноза.

Для цитирования: Елшанский С.П., Ефимова О.С. О значимости диагноза в работе педагога-психолога // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. No 8. С. 86-91. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-86-91

Original article

On the significance of the diagnosis in the work of a teacher-psychologist

12 Sergey P. Elshansky1, Olga S. Efimova2

12 •

' Moscow Economic Institute, Moscow, Russia

1 ye_@mail.ru

2 efimovao.s.0303@mail.ru

Abstract. The article discusses the role and significance of diagnosis and diagnostics in the professional activity of a teacher-psychologist. The article analyzes the concept of diagnosis and its characteristics, the place of diagnosis in psychological and pedagogical practice. The work of a teacher-

© Елшанский С.П., Ефимова О.С., 2021

psychologist obviously refers to the types of activities where a diagnosis is necessary, and psychological and pedagogical diagnostics is necessary to establish it. Like a medical diagnosis in psychological and pedagogical practice, a diagnosis can be considered as a conclusion regarding the psychological state of a child and the features of his learning, the essence of educational difficulties and behavioral disorders, formulated in language in the terminology accepted in pedagogical psychology and based on the results of a comprehensive and systematic psychological and pedagogical study of the child in respect of whom this diagnosis is made - starting with the registration and analysis of his subjective complaints, the analysis of academic performance, observation of behavior, analysis of information about the child that teachers, parents and other children can provide, studying the history of an educational problem or behavior problem and life history, and ending with the results of special psychological studies necessary for diagnosis. The diagnosis gives the teacher-psychologist the right and grounds for psychological and pedagogical influence, because only after realizing that with a child, it is possible to carry out correction or therapy. It is concluded that the significance of the diagnosis in the work of a teacher-psychologist is not just high, but determines the very possibility of productive professional activity. Therefore, the issues of diagnosis and diagnostics should be given special attention both in the preparation of future teachers-psychologists, and in the implementation of his work by an already established teacher-psychologist.

Keywords: diagnosis, diagnostics, diagnostic search, diagnostic thinking, diagnostic activity of a teacher-psychologist, psychological and pedagogical diagnostics, characteristics of the diagnosis.

For citation: Elshansky S.P., Efimova O.S. On the significance of the diagnosis in the work of a teacher-psychologist. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021;8:86-91. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-86-91

Введение

Внимание диагностическому мышлению педагогов-психологов хоть и недостаточное, но все-таки уделяется отдельными современными исследователями [Ивутина 2008; Касен, Отарбаева 2011; Костромина 2008 и др.], указывается на необходимость формирования такого типа мышления у студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению [Ивутина 2008]. При этом возникает вопрос, а что собственно такое диагноз в работе педагога-психолога.

Основная часть

Наиболее разработаны вопросы и проблемы диагноза и диагностики сегодня в медицинской науке [Абаев 2008; Афанасьев, Кротков 2002; Кротков, Царегородцев, Афанасьев 2004 и др.]. У многих слово «диагноз» даже ассоциируется исключительно с медициной, где диагноз определяется как медицинское заключение относительно состояния здоровья и сущности болезни пациента, сформулированное языком принятой медицинской терминологии и опирающееся на результаты всестороннего и систематического исследования человека (начиная с регистрации и анализа его субъективных жалоб и осмотра, наблюдения за течением болезни, изучения истории болезни и истории жизни, и заканчивая результатами специальных необходимых для установления диагноза медико-диагностических исследований - лабораторных или инструментальных), в отношении которого этот диагноз ставится.

При этом сам процесс постановки (установления) диагноза называют диагностикой [Елшанский, Ефимова 2021; Сокрынин 2020: 90-97]. Интересно, что в отношении диагноза используются глаголы «ставится», «устанавливается». То есть, по смыслу действия присутствует некий момент, в который это происходит - до которого не было диагноза, а после которого он появляется, поставлен, установлен.

В медицине существуют различные варианты диагноза: первоначальный, предварительный, окончательный и др. Окончательный диагноз при этом может быть «прямым» (очевидным), когда заболевание отчётливо ясно диагносту, так и дифференциальным, когда диагност сразу не может определиться и намечает круг возможных заболеваний, последовательно исключая затем не подходящие по результатам проводимых исследований. Диагноз всегда может оказаться ошибочным, поэтому

принимаются специальные меры для снижения вероятности ошибки диагноза, в частности, назначаются и проводятся дополнительные обследования и анализ. При постановке диагноза врач действует не спонтанно. Существует четкий пошаговый алгоритм постановки диагноза, который изучается врачом в виде блок-схемы алгоритма или разбитой на этапы инструкции [Абаев 2008; Healey, Jacobson 2006; Johnson 2002]. Значимость диагноза для врача крайне высока. Без диагноза он не сможет лечить больного.

Диагноз ставится не в рамках придуманных диагностом категорий, а в рамках известных классификаций болезней, хрестоматийные образы классов которых должны быть усвоены врачом до того, как он приступит к диагностике, и выступают необходимым условием успешной диагностики.

Аналогично происходит установление диагноза и в других сферах практики, где необходим диагноз, хотя при этом алгоритмы и критерии установления этого диагноза описаны и сформулированы не так четко, как в медицине.

Очевидно, что роль диагноза в практике педагога-психолога крайне важна. Деятельность педагога-психолога очевидно относится к видам деятельности, где диагноз необходим, а для его установления необходима психолого-педагогическая диагностика. Подобно медицинскому диагнозу в психолого-педагогической практике диагноз можно рассматривать как заключение относительно психологического состояния ребенка и особенностей его обучения, сущности образовательных трудностей и нарушений поведения, сформулированное языком в принятой в педагогической психологии терминологии и опирающееся на результаты всестороннего и систематического психолого-педагогического исследования ребенка, в отношении которого этот диагноз ставится (начиная с регистрации и анализа его субъективных жалоб, анализа успеваемости, наблюдения за поведением, анализа информации о ребенке, которую могут предоставить учителя, родители и другие дети, изучения истории образовательной проблемы или проблемы поведения и истории жизни, и заканчивая результатами специальных необходимых для установления диагноза психологических исследований).

Как и в медицине, психолого-педагогический диагноз должен находиться в рамках известных классификаций трудностей обучения или нарушений поведения и других сфер, хрестоматийные образы классов которых должны быть усвоены психологом-диагностом до того, как он приступит к диагностике, и выступают необходимым условием успешной диагностики.

К сожалению, такие классификации пока описаны не так четко и дифференцировано, как в медицине. Поэтому под одним и тем же словом или словосочетанием, отражающим диагностическое заключение диагноста, разные специалисты, сталкивающиеся в своей деятельности с этим диагнозом, могут понимать разные вещи. Такая ситуация может быть причиной непонимания и негативно влиять на эффективность образовательной и воспитательной деятельности в школе.

Насколько необходим диагноз педагогу-психологу? Представляется, что необходимость диагноза для педагога-психолога является абсолютной и диагноз в его работе присутствует так или иначе всегда. Ведь без диагноза педагог-психолог не сможет работать с ребенком, не будет знать, что, собственно, с ним нужно делать.

Диагноз дает педагогу-психологу право и основания на психолого-педагогическое воздействие, ведь только поняв, что с ребенком, можно осуществлять коррекцию или терапию. Должен быть ясны предмет воздействия и цель этого воздействия, а их можно определить только поставив психолого-педагогический диагноз. Аналогично этому врач не может прописать лекарство или какие-либо лечебные процедуры, не зная диагноза, не зная, что с больным, на какой орган должен быть направлено лечение и т. п.

Как получается диагноз? Диагноз устанавливается в результате определенного диагностического алгоритма, определенной схемы диагностических действий, реализации сформированных профессиональных паттернов диагностического мышления. Момент установления диагноза иногда называют диагностическим решением.

Как можно характеризовать диагноз? Какие характеристики диагноза существуют? Помимо применяемых в медицине характеристик подтвержденности/неподтвержденности, предварительности/окончательности, полноты/неполноты, первоначальности/вторичности/ конечности, очевидности/дифференциальности, можно выделить также характеристику четкости/диффузности по отношению к категории диагностируемого (классу классификации, например, трудностей в обучении, в рамках которой проводится диагностический поиск).

Четкий диагноз позволяет однозначно отнести наблюдаемое к определенному классу, диффузный - нет, при этом в последнем случае могут быть обозначены несколько классов, к которым может относиться наблюдаемое, а какие-то классы - однозначно отвергнуты. В отдельных случаях можно говорить о «негативном» диагнозе, то есть о наличии однозначно отвергнутого класса, том, что точно не может быть рассмотрено в качестве диагностического решения.

Постановка диагноза предполагает выдвижение и проверку диагностической гипотезы или гипотез. Диагноз неразрывно связь с гипотезой. Поэтому понимание алгоритма работы с диагностической гипотезой выступает необходимым компонентом эффективного диагностического поиска.

Такая характеристика, как верность, правильность диагноза (и противопоставленная ей неверность, неправильность, ошибочность) также может применяться к диагнозу. В принципе, диагноз никогда не может быть 100 %-ным. Так как получаемая информация о диагностируемом с определенной вероятностью может быть ошибочной или могут быть допущены ошибки в диагностической логике. Поэтому всегда существует определенная вероятность диагностической ошибки. Чем она меньше, тем увереннее можно быть в выбранном диагнозе.

При этом можно, аналогично тому, как это делается в статистике, выделить ошибки первого и второго рода. Ошибка первого рода - ситуация, когда отвергнута правильная гипотеза, происходит ошибочное отвержение, а ошибка второго рода - ситуация, когда принята неправильная гипотеза. Всегда существует определенная вероятность обоих типов ошибок - как 1-го, так и 2-го рода. С вероятностью ошибки связано понятие надежности диагноза.

Представляется, что диагностические ошибки являются крайне важной составляющей диагностики, диагност должен целенаправленно изучать возможные ошибки, иметь о них (об их признаках, типах) четкие представления, возможности выявления и анализа своих ошибок. Необходимость анализа возможных диагностических ошибок в структуре диагностического поиска представляется очевидной, такой анализ является крайне целесообразным, выступает важным этапом диагностического процесса, повышающим эффективность диагностики. Неправильный диагноз может сослужить плохую службу в рамках осуществляемой по результату диагностики коррекционной работы или при реализации какого-то другого психолого-педагогического воздействия.

Помимо характеристик диагноза, можно говорить о характеристиках постановки диагноза. Тут можно говорить о таких вопросах, как интуитивность-дискурсивность, этапность, алгоритмированность, сложность/легкость. Как можно обеспечить необходимые параметры постановки диагноза в диагностической работе? Например, алгоритмированность или развернутость (дискурсивность) постановки диагноза? Для этого должна осуществляться специализированная подготовка педагогов-психологов к диагностической работе, специализированное обучение основам психолого-педагогической диагностике.

Заключение

Интуиция при постановке диагноза играет важную роль, часто алгоритм диагностического поиска «свернут» и в сознании диагноста «всплывает» лишь конечный результат. Такое может быть характерно для опытных диагностов, однако, в любом случае, возможность отследить и понять полную логику диагностики (всю логическую цепочку,

приводящую к определенному диагностическому решению) представляется преимуществом в аспекте возможностей объяснения диагноза другим и поэтому высокая дискурсивность постановки диагноза должна считаться предпочтительной по отношению к высокой интуитивности.

Итак, значимость диагноза в работе педагога-психолога представляется не просто высокой, а определяющей саму возможность продуктивной профессиональной деятельности. Поэтому вопросам диагноза и диагностики должно уделяться особое внимание как при подготовке будущих педагогов-психологов, так и при осуществлении уже состоявшимся педагогом-психологом своей работы.

Список литературы

1. Абаев Ю. К. Диагностическое мышление врача и законы логики // Военная медицина: Журнал. 2008. № 2. С. 66-69.

2. Афанасьев И.Ю., Кротков Е.А. Общая технология врачебной диагностики. Учебное пособие. Белгород: Белогорье, 2002. 182 с.

3. Ивутина Е.П. Формирование диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки: дис. ... к. пед. н. Киров, 2008. 172 с.

4. Елшанский С.П., Ефимова О.С. О важности исследований свернутости и многозадачности в структуре диагностического мышления педагога-психолога // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 7. С. 96-101.

5. Касен Г.А., Отарбаева А.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие. Алматы: Алишер, 2011. 160 с.

6. Костромина С.Н. Структурно-функциональная организация психодиагностической деятельности специалистов образования: дис. ... д. психол. н. СПб., 2008. 508 с.

7. Кротков Е.А., Царегородцев Г.И., Афанасьев Ю.И. Рациональная медицина: универсальные алгоритмы врачебной диагностики. Белгород.: Изд-во «Белгородский государственный университет», 2004. 312 с.

8. Сокрынин А.А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 90-97.

9. Healey P. M., Jacobson E. J. Common medical diagnoses: an algorithmic approach. Saunders Elsevier, 2006. 242 p.

10. Johnson K. A. Automated Medical Algorithms: Issues for Medical Errors (англ.) // Journal of the American Medical Informatics Association. 2002. Vol. 9. No. 90061. P. 56-57. doi:10.1197/jamia.M1228 419420

References

1. Abaev Yu. K. Diagnosticheskoe myshlenie vracha i zakony logiki [Diagnostic thinking of a doctor and the laws of logic]. Voennaya meditsina: Zhurnal, 2008, no. 2, p. 66-69. (In Russ.)

2. Afanas'ev I.Yu., Krotkov E.A. Obshchaya tekhnologiya vrachebnoi diagnostiki [General technology of medical diagnostics]: uchebnoe posobie. Belgorod, Belogor'e, 2002, 182 p. (In Russ.)

3. Ivutina E.P. Formirovanie diagnosticheskoi kompetentnosti u studentov pedagogicheskikh spetsial'nostei v protsesse professional'noi podgotovki [Formation of diagnostic competence among students of pedagogical specialties in the process of professional training]. PhD thesis. Kirov, 2008, 172 p. (In Russ.)

4. Elshanskii S.P., Efimova O.S. O vazhnosti issledovanii svernutosti i mnogozadachnosti v strukture diagnosticheskogo myshleniya pedagoga-psikhologa [On the importance of research on folding and multitasking in the structure of diagnostic thinking of a teacher-psychologist]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya, 2021, no. 7, pp. 96-101. (In Russ.)

5. Kasen G.A., Otarbaeva A.B. Vvedenie v psikhologo-pedagogicheskuyu deyatel'nost' [Introduction to psychological and pedagogical activity]: uchebnoe posobie. Almaty, Alisher, 2011, 160 p. (In Russ.)

6. Kostromina S.N. Strukturno-funktsional'naya organizatsiya psikhodiagnosticheskoi deyatel'nosti spetsialistov obrazovaniya [Structural and functional organization of psychodiagnostic activity of education specialists]. Doctoral dissertation. Saint Petersburg, 2008, 508 p. (In Russ.)

7. Krotkov E.A., Tsaregorodtsev G.I., Afanas'ev Yu.I. Ratsional'naya meditsina: universal'nye algoritmy vrachebnoi diagnostiki [Rational medicine: universal algorithms for medical diagnosis]. Belgorod, Belgorodskii gosudarstvennyi universitet, 2004, 312 p. (In Russ.)

8. Sokrynin A.A. K voprosu o strukture psikhologicheskogo blagopoluchiya lichnosti [On the question of the structure of the psychological well-being of the individual]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya, 2020, no. 2, pp. 90-97. (In Russ.)

9. Healey P. M., Jacobson E. J. Common medical diagnoses: an algorithmic approach. Saunders Elsevier, 2006, 242 p.

14. Johnson K. A. Automated Medical Algorithms: Issues for Medical Errors (англ.) // Journal of the American Medical Informatics Association. 2002. Vol. 9. No. 90061. P. 56-57. doi:10.1197/jamia.M1228 419420

Информация об авторах С.П. Елшанский - доктор психологических наук, профессор, Московский экономический институт;

О. С. Ефимова - кандидат психологических наук, Московский экономический институт.

Information about the authors S.P. Elshansky - Grand Ph.D. (Psychology), Professor, Moscow Economic Institute;

O.S. Efimova - Ph.D. (Psychology), Moscow Economic Institute.

Статья поступила в редакцию 08.09.2021; одобрена после рецензирования 14.10.2021; принята к публикации 14.10.2021

The article was submitted 08.09.2021; approved after reviewing 14.10.2021; accepted for publication 14.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.