Научная статья на тему 'О ВАЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ СВЕРНУТОСТИ И МУЛЬТИЗАДАЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА'

О ВАЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ СВЕРНУТОСТИ И МУЛЬТИЗАДАЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕРНУТОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / МУЛЬТИЗАДАЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОИСК / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елшанский Сергей Петрович, Ефимова Ольга Сергеевна

Обсуждается вопрос о необходимости исследований свернутости и мультизадачности мышления педагога-психолога при решении им диагностических задач. При этом под свернутостью мышления понимается умение мыслить обобщенно, концентрироваться на главном и основном, отбрасывать несущественное, рационально кодировать информацию, улавливая суть познаваемого явления, а под мультизадачностью - возможность выполнять несколько процессов одновременно, переключаясь с одной задачи на другую. Показано, что мультизадачность связана со свернутостью мышления, так как переключение между задачами заставляет «сворачивать» одну задачу и «развертывать» другую. В этом режиме формирование суждений и построение обобщений происходит в условиях неопределенности, что выступает возможной причиной когнитивных искажений. Обсуждается влияние свернутости и мультизадачности на эффективность диагностического мышления, диагностического поиска педагога-психолога, на возможность появления диагностических ошибок. Поставлены вопросы, на которые необходимо ответить для понимания роли свернутости и мультизадачности при решении диагностических задач педагогом-психологом. Понимание роли свернутости и мультизадачности в структуре диагностического поиска педагога-психолога поможет повысить эффективность диагностической деятельности. Изучение обозначенной проблемы откроет новые возможности развития диагностической компетенции педагога-психолога, позволит понять, как должен работать педагог-психолог, занимаясь диагностикой, чтобы его работа была продуктивной и происходила без диагностических ошибок, насколько допустимы «свернутые» решения, в частности, являющиеся возможным следствием мультизадачности. Сделаны выводы о важности исследований свернутости и мультизадачности в структуре диагностического мышления педагога-психолога и о необходимости разработки их методологического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPORTANCE OF RESEARCH ON CURTAILMENT AND MULTITASKING IN THE STRUCTURE OF DIAGNOSTIC THINKING OF A TEACHER-PSYCHOLOGIST

The question of the need to study the convolution and multitasking thinking of a teacher-psychologist when solving diagnostic tasks is discussed. At the same time, the convolution of thinking is understood as the ability to think generically, concentrate on the main, discard the unimportant, rationally encode information, capturing the essence of the phenomenon being known, and multitasking is the ability to perform several processes simultaneously, switching from one task to another. It is shown that multitasking is associated with the collapse of thinking, since switching between tasks forces one task to "collapse" and "deploy" another. In this mode, the formation of judgments and the construction of generalizations occurs under conditions of uncertainty, which is a possible cause of cognitive distortions. The influence of convolution and multitasking on the effectiveness of diagnostic thinking, diagnostic search of a teacher-psychologist, on the possibility of diagnostic errors is discussed. The questions that need to be answered in order to understand the role of convolution and multitasking in solving diagnostic problems by a teacher-psychologist are posed. Understanding the role of convolution and multitasking in the structure of the diagnostic search of a teacher-psychologist will help to increase the effectiveness of diagnostic activities. The study of the indicated problem will open up new opportunities for the development of the diagnostic competence of a teacher-psychologist, will allow you to understand how a teacher-psychologist should work when doing diagnostics so that his work is productive and occurs without diagnostic errors, how acceptable are "collapsed" solutions, in particular, which are a possible consequence of multitasking. Conclusions are drawn about the importance of research studies of convolution and multitasking in the structure of diagnostic thinking of a teacher-psychologist and the need to develop their methodological support.

Текст научной работы на тему «О ВАЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ СВЕРНУТОСТИ И МУЛЬТИЗАДАЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 7. С. 96-101. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021. No. 7. P. 96-101.

Научная статья УДК 37.015.3

doi: 10.24412/2712-827Х-2021 -7-96-101

О важности исследований свернутости и мультизадачности в структуре диагностического мышления педагога-психолога

1 2 Сергей Петрович Елшанский , Ольга Сергеевна Ефимова

1 2

' Московский экономический институт, Москва, Россия

[email protected]

2efimovao. s.0303 @mail.ru

Аннотация. Обсуждается вопрос о необходимости исследований свернутости и мультизадачности мышления педагога-психолога при решении им диагностических задач. При этом под свернутостью мышления понимается умение мыслить обобщенно, концентрироваться на главном и основном, отбрасывать несущественное, рационально кодировать информацию, улавливая суть познаваемого явления, а под мультизадачностью — возможность выполнять несколько процессов одновременно, переключаясь с одной задачи на другую. Показано, что мультизадачность связана со свернутостью мышления, так как переключение между задачами заставляет «сворачивать» одну задачу и «развертывать» другую. В этом режиме формирование суждений и построение обобщений происходит в условиях неопределенности, что выступает возможной причиной когнитивных искажений. Обсуждается влияние свернутости и мультизадачности на эффективность диагностического мышления, диагностического поиска педагога-психолога, на возможность появления диагностических ошибок. Поставлены вопросы, на которые необходимо ответить для понимания роли свернутости и мультизадачности при решении диагностических задач педагогом-психологом. Понимание роли свернутости и мультизадачности в структуре диагностического поиска педагога-психолога поможет повысить эффективность диагностической деятельности. Изучение обозначенной проблемы откроет новые возможности развития диагностической компетенции педагога-психолога, позволит понять, как должен работать педагог-психолог, занимаясь диагностикой, чтобы его работа была продуктивной и происходила без диагностических ошибок, насколько допустимы «свернутые» решения, в частности, являющиеся возможным следствием мультизадачности. Сделаны выводы о важности исследований свернутости и мультизадачности в структуре диагностического мышления педагога-психолога и о необходимости разработки их методологического обеспечения.

Ключевые слова: свернутость мышления, мультизадачность мышления, диагностический поиск, диагностическая деятельность педагога-психолога, психолого-педагогическая диагностика

Для цитирования: Елшанский С.П., Ефимова О.С. О важности исследований свернутости и мультизадачности в структуре диагностического мышления педагога-психолога // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 7. С. 96-101. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-7-96-101

Original article

On the importance of research on curtailment and multitasking in the structure of diagnostic thinking of a teacher-psychologist

12 Sergey P. Elshanskiy1, Olga S. Efimova2

12 •

' Moscow Economic Institute, Moscow, Russia

[email protected]

2efimovao. s.0303 @mail.ru

© Елшанский С.П., Ефимова О.С., 2021

Abstract. The question of the need to study the convolution and multitasking thinking of a teacher-psychologist when solving diagnostic tasks is discussed. At the same time, the convolution of thinking is understood as the ability to think generically, concentrate on the main, discard the unimportant, rationally encode information, capturing the essence of the phenomenon being known, and multitasking is the ability to perform several processes simultaneously, switching from one task to another. It is shown that multitasking is associated with the collapse of thinking, since switching between tasks forces one task to "collapse" and "deploy" another. In this mode, the formation of judgments and the construction of generalizations occurs under conditions of uncertainty, which is a possible cause of cognitive distortions. The influence of convolution and multitasking on the effectiveness of diagnostic thinking, diagnostic search of a teacher-psychologist, on the possibility of diagnostic errors is discussed. The questions that need to be answered in order to understand the role of convolution and multitasking in solving diagnostic problems by a teacher-psychologist are posed. Understanding the role of convolution and multitasking in the structure of the diagnostic search of a teacher-psychologist will help to increase the effectiveness of diagnostic activities. The study of the indicated problem will open up new opportunities for the development of the diagnostic competence of a teacher-psychologist, will allow you to understand how a teacher-psychologist should work when doing diagnostics so that his work is productive and occurs without diagnostic errors, how acceptable are "collapsed" solutions, in particular, which are a possible consequence of multitasking. Conclusions are drawn about the importance of research studies of convolution and multitasking in the structure of diagnostic thinking of a teacher-psychologist and the need to develop their methodological support.

Keywords: curtailment of thinking, multitasking thinking, diagnostic search, diagnostic activity of a teacher-psychologist, psychological and pedagogical diagnostics

For citation: Elshanskij S.P., Efimova O.S. On the importance of studies of folding and multi-task in the structure of diagnostic thinking of a teacher-psychologist. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021;7:96-101. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-7-96-101

Введение

Под свернутостью мышления в общем понимают умение мыслить обобщенно, концентрироваться на главном, отбрасывая при этом несущественное, рационально кодировать информацию и улавливать суть познаваемого явления [Свернутость мышления эл.р.]. Свернутому мышлению противопоставляют развернутое. Развернутое мышление является дискурсивным. При этом свернутое представлено сознанию как «автоматическое», интуитивное, «схватывание», «видение сути» [Развернутое и свернутое мышление эл.р.].

Многозадачность называют возможность выполнять несколько когнитивных процессов одновременно, при этом переключаясь с одной задачи на другую. С одной стороны, многозадачность является полезным свойством, так как позволяет охватить больше задач, требует развития - аналитического мышления, системного подхода, высокой организованности, но с другой стороны, утверждается, что она увеличивает когнитивную нагрузку, снижает продуктивность работы в целом, так как в многозадачном режиме возникает много отвлекающих факторов, снижает способность к концентрации на задаче, приводит к выгоранию из-за значительной психической нагрузки [Многозадачность эл.р.]. Недостатками режима многозадачности называют поверхностную обработку информации, высокую вероятность ошибок из-за недостаточной концентрации на задаче или ошибочного переноса данных одной задачи в другую, рассеивание внимания, повышенную утомляемость, вследствие чего снижается продуктивность, рост числа неоконченных дел и нерешенных задач [там же]. Многозадачность часто рассматривается как нечто противопоставленное сосредоточенности [Многозадачность против... эл.р.].

Выполняя рабочую задачу, современный специалист постоянно отвлекается, то на электронную почту, то на рабочие чаты или социальные сети, параллельно пытаясь еще какие-то дела. Это снижает его продуктивность. Утверждается, сохранить высокую когнитивную продуктивность в условиях многозадачности невозможно [Компернолле 2018, 2019; Почему многозадачность. эл.р.]. Этот режим ведет к растрате сил и времени, приводит к стрессу. Переключение с задачи на задачу рассматривается ка источник производственных проблем (хотя и гиперподключенность тоже является их источником - то есть современный специалист должен уметь находить оптимальный режим в этом аспекте) [Компернолле 2018, 2019].

Основная часть

Многозадачность можно успешно развивать. Это подтверждают эксперименты У. Найссера, Э. Спелке и У. Херста, проведенные в семидесятые годы прошлого века на студентах-биологах. Но она может развиваться и сама, в условиях изменяющегося мира. Так, у современных детей многозадачность развита лучше, чем у детей предыдущих поколений, у которых не было необходимости постоянных переключений между различными источниками информации [Фаликман эл.р.]. Регулярные тренировки на мобильных тренажерах улучшают такие необходимые для успешной многозадачности навыки, как решение задач пространственного переключения внимания, зрительного поиска, быстрого ответа на сигнал, решения в условиях конфликтных стимулов и др. [там же].

Многозадачность часто связана со свернутостью мышления, так как переключение между задачами заставляет «сворачивать» одну задачу и «развертывать» другую. В этом режиме формирование суждений и построение обобщений происходит часто в условиях неопределенности, что может быть причиной когнитивных искажений, в основе которых лежат эвристики мышления - в психологии мышления (в частности, в теории ограниченной рациональности Д. Канемана [Канеман 2005]) это правила сокращения «пространства» поиска, ускоряющие поиск решения, но не гарантирующие нахождение правильного ответа [Фаликман эл.р.] и, соответственно, ведущие к когнитивным ошибкам. Эвристики выступают когнитивными искажениями, которые субъективно позволяют адаптироваться, но реально могут привести к когнитивным ошибкам. Зачастую научные эксперименты бессознательно выстраиваются ученым так, чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, при этом возможности ее опровержения игнорируются - люди неосознанно стремятся получать выгодные им результаты. Другой пример когнитивного искажения - установка на выбор определенного (знакомого, привычного) метода решения при существовании другого, более эффективного [там же].

Сегодня популярным стало говорить о «клиповом» мышлении, подразумевая под этим рассредоточенный и мультирежимный подход к потреблению информации [Многозадачность против... эл.р.]. При этом отмечается, что клиповое мышления - это вариант адаптации к новым условиям жизни, к тотальной цифровизации, что сегодня адаптивной является низкая степень погруженности в информационный поток, когда приходится мельком просматривать заголовки, бросать быстрый взгляд на картинку, пролистать ленту в мессенджере и т.д. [там же]. Называют факторы, влияющие на формирование дефрагментированного и рассредоточенного мышления. Это ускорение темпа жизни и рост информационного потока, рост требований к скорости информации, рост разнообразия информации, рост количества дел, которыми человек должен заниматься одновременно. Человек современного мира не может позволить себе надолго задерживать на чём-то внимание [там же].

Возникает вопрос, как влияют свернутость и мультизадачность на эффективность диагностического мышления, диагностического поиска педагога-психолога.

Здесь можно обозначить несколько моментов.

Если диагност будет решать несколько различных диагностических задач одновременно, постоянно переключаясь с одной на другую, или если он будет сочетать диагностический поиск с другими видами деятельности, то будет ли это влиять на продуктивность его диагностического решения, повысит ли это вероятность диагностической ошибки? Насколько диагносту необходимо для эффективной диагностики, эффективного «включения» своего диагностического мышления сосредоточенность только на одной когнитивной задаче (диагностической)?

Если диагностическое решение «всплывает» в сознании диагноста «свернуто», интуитивно, без понимания или отражения приведшей к нему логической цепочки, то приведет ли это в диагностической ошибке, и если приведет, то в каких случаях и почему?

Насколько свернутыми могут быть хрестоматийные образы категорий диагностируемого, должны ли эти образы присутствовать в сознании диагноста при диагностическом поиске? Или допустимо, что какая-то часть логического процесса будет происходить интуитивно, неосознанно, и лишь решение будет проявляться в сознании?

На каких этапах диагностического поиска возможна, а на каких - невозможна многозадачность?

Как связаны свернутость и многозадачность в структуре диагностического поиска? Например, если диагностическое решение «приходит» интуитивно и при этом диагност пытается делать сразу несколько дел, является ли интуитивность решения результатом многозадачности, при однозадачном режиме была ли такая же картина осознанности решения (например, логики, алгоритма диагностического решения, вероятности возможных диагностических ошибок и т. п.)?

В отличие от более разработанных видов диагностики, например, медицинской или технической, психолого-педагогическая диагностика обладает высокой степенью диффузности, часто границы между классами диагностируемого нечетки, и диагносту приходится самому эти границы определять в рамках диагностики. Требует ли это большей дискурсивности при диагностике?

Если постулировать, что эффективная диагностическая деятельность педагога-психолога требует ухода от свернутости и многозадачности (к дискурсивности, прозрачности диагностической логики и сосредоточенности исключительно на диагностической деятельности), то как нужно организовать диагностическую работу педагога-психолога, чтобы обеспечить это условие?

Здесь мы не можем ответить на все эти вопросы, но необходимо понять их значимость, актуальность и важность их изучения.

Возникает вопрос, насколько важно исследовать обозначенные моменты?

Представляется, что понимание роли свернутости и многозадачности в структуре диагностического поиска педагога-психолога (как и в структуре диагностического мышления других специалистов, в рамках деятельности которых диагностика является значимым элементом) поможет повысить эффективность диагностической деятельности. Поскольку данный вопрос пока практически никем не поднимался и не обсуждался, изучение обозначенной проблемы откроет новые возможности развития диагностической компетенции педагога-психолога, позволит понять, как должен работать педагог-психолог, занимаясь диагностикой (насколько здесь допустима многозадачность и не ведет ли она к росту диагностических ошибок), что его работа была продуктивной и происходила без диагностических ошибок, и насколько допустима интуиция (свернутые решения, в частности, являющиеся возможным следствием многозадачности, при которой вероятность «ухода» логического процесса из сознания возрастает из-за интерференции другими задачами) при принятии диагностического решения.

Заключение

Исследования, которые смогут пролить свет на обозначенную проблему, определенно помогут повысить как эффективность диагностической деятельности, диагностического мышления уже работающих педагогов-психологов, так и откроют новые возможности эффективной подготовки педагогов-психологов в рамках высшего образования в аспекте развития их диагностической компетенции (нужно отметить, что формирование диагностической компетенции педагогов-психологов является требованием существующих стандартов высшего профессионального образования по данному направлению подготовки как для бакалавриата, так и для магистратуры [ФГОС; ФГОС1]). Такие исследования очевидно потребуют определенных методологических разработок, поэтому для их успешной реализации необходимо внимание не только современных исследователей, но и разработчиков методов эмпирических и экспериментальных исследований.

Список литературы

1. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Харьков: Гуманитарный центр, 2005. 632 с.

2. Компернолле Т. Мозг освобожденный. М.: Альпина Паблишер, 2018. 571 с.

3. Компернолле Т. Освободи мозг. Что делать, когда слишком много дел. М.: Альпина, 2019.

127 с.

4. Многозадачность [Электронный ресурс]. URL: https://www.calltouch.ru/glossary/mnogozadachnost/ (дата обращения: 21.09.2020).

5. Многозадачность против сосредоточенности иди почему клиповое мышление это не катастрофа [Электронный ресурс]. URL: https://hr-portal.ru/article/mnogozadachnost-protiv-sosredotochennosti-ili-pochemu-klipovoe-myshlenie-eto-ne-katastrofa (дата обращения: 21.09.2020).

6. Почему многозадачность главный враг успеха на работе [Электронный ресурс]. URL: https://forbes.ru/s/karera-i-svoy-biznes/375579-pochemu-mnogozadachnost-glavnyy-vrag-uspeha-na-rabote (дата обращения: 21.09.2020).

7. Развернутое и свернутое мышление [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologos.ru/ articles/view/razvernutoe-i-svernutoe-myshlenie (дата обращения: 21.09.2020).

8. Свернутость мышления [Электронный ресурс]. URL: https://studref.com/502840/psihologiya/svernutost_myshleniya (дата обращения: 21.09.2020).

9. Фаликман М. Многозадачность и ловушки мышления. [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/longreads/82274 (дата обращения: 21.09.2020).

10. ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2016 г. № 549 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)». [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/5/1868 (дата обращения: 26.06.2020).

11. ФГОС1 — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки - 44.03.02 психолого-педагогическое образование. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от от 14 декабря 2015 г. № 1457 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/1/1642 (дата обращения: 26.06.2020).

References

1. Kaneman D., Slovik P., Tverski A. Prinyatie reshenii v neopredelennosti: Pravila i predubezhdeniya [Decision-making in uncertainty: Rules and biases]. Kharkiv: Gumanitarnyi tsentr, 2005, 632 р. (In Russ.)

2. Kompernolle T. Mozg osvobozhdennyi [Brain freed]. Moscow: Al'pina Pablisher, 2018, 571 р. (In Russ.)

3. Kompernolle T. Osvobodi mozg. Chto delat' kogda slishkom mnogo del [Free the brain. What to do when there are too many things to do]. Moscow: Al'pina, 2019, 127 р. (In Russ.)

4. Mnogozadachnost' [Multitasking]. Available at: https:.www.calltouch.ru,glossary,mnogozadachnost, (accessed: 21.09.2020). (In Russ.)

5. Mnogozadachnost' protiv sosredotochennosti idi pochemu klipovoe myshlenie eto ne katastrofa [Multitasking vs. focus go why clip thinking is not a disaster]. Available at: https:.hr-portal.ru,article,mnogozadachnost-protiv-sosredotochennosti-ili-pochemu-klipovoe-myshlenie-eto-ne-katastrofa (accessed: 21.09.2020). (In Russ.)

6. Pochemu mnogozadachnost' glavnyi vrag uspekha na rabote [Why multitasking is the main enemy of success at work]. Available at: https:.forbes.ru,s,karera-i-svoy-biznes,375579-pochemu-mnogozadachnost-glavnyy-vrag-uspeha-na-rabote (accessed: 21.09.2020). (In Russ.)

7. Razvernutoe i svernutoe myshlenie [Expanded and collapsed thinking]. Available at: https:.www.psychologos.ru,articles,view,razvernutoe-i-svernutoe-myshlenie (accessed: 21.09.2020). (In Russ.)

8. Svernutost' myshleniya [Mindfulness]. Available at: https:.studref.com,502840,psihologiya,svernutost_myshleniya (accessed: 21.09.2020). (In Russ.)

9. Falikman M. Mnogozadachnost' i lovushki myshleniya [Multitasking and Thinking Traps]. Available at: https:.postnauka.ru,longreads,82274 (accessed: 21.09.2020). (In Russ.)

10. FGOS - Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.02 Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury) [GEF -Federal State Educational Standard for Higher Education for Training 44.04.02 Psychological and Pedagogical Education (Master's Level)]. (12.05.2016, no.549). Available at: http:.fgosvo.ru,news,5,1868 (accessed: 26.06.2020). (In Russ.)

11. FGOS1 - Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya - bakalavriat. Napravlenie podgotovki - 44.03.02 psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie [FGOS1 - Federal state educational standard of the higher education. The level of higher education is undergraduate. Direction of training - 44.03.02 psychological and pedagogical education]. (14.12.2015 no.1457). Available at: http:.fgosvo.ru,news,1,1642 (accessed: 26.06.2020). (In Russ.)

Информация об авторах С.П. Елшанский — доктор психологических наук, профессор, Московский экономический институт;

О. С. Ефимова — кандидат психологических наук, Московский экономический институт.

Information about the authors S.P. Elshansky — Grand Ph.D. (Psychology ),Professor, Moscow Economic Institute;

O.S. Efimova — Ph.D. (Psychology), Moscow Economic Institute.

Статья поступила в редакцию 30.08.2021; одобрена после рецензирования 06.09.2021; принята к публикации 06.09.2021.

The article was submitted 30.08.2021; approved after reviewing 06.09.2021; accepted for publication 06.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.