Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 215-219. УДК 37.015.3
Использование диагностического инструментария психолога, работающего в системе дошкольного образования
В структуре программы спецкурса для педагогов-психологов ДОУ, представлен не только план проведения занятий, но и весь набор рекомендованного диагностического инструментария, который поможет изучить закономерности в развитии когнитивных процессов, эмоциональных изменений и состояний ребенка, в формировании межличностных отношений между субъектами образовательной организации в условиях ДОУ. Программа спецкурса поможет педагогам-психологам структурировать свою деятельность и использовать предложенный инструментарий для диагностики ранних проявлений с целью дальнейшего психолого-педагогического сопровождения и коррекции в их развитии.
Ключевые слова: спецкурс, диагностика, психолого-педагогическая помощь, комплект диагностического материала, закономерность психического развития, дошкольное образование
г. с. остапенко, д. в. иАСОНОВА
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018
No. 4 (34). pp. 215-219. _ _ _ ^ . . ..
g. s. ostapenkq, d. v. Nasqnqva
The Use of Psychologist's Diagnostic Tools, Operating in Pre-school Educational System
The program structure of special course for teachers-psychologists of pre-K incorporates not only the lesson plan, but the complete set of recommended diagnostic tools intended to assist in investigating the consistency of cognitive processes development, children's emotional variations and status, in interpersonal relationship formation among the subjects of educational establishment within pre-K conditions. The special course program will assist to teachers-psychologists to structurize their activities and to use the proposed tools in early signs diagnosing with the purpose of their further psychological and pedagogical monitoring and adjustment within their development.
Key words: special course; diagnostics; psychological and pedagogical assistance; the set of diagnostic material; consistency of psychological development; pre-school education
Актуальность
ринятие ФГОС дошкольного образования, как основополагающего документа нормативной правовой базы в системе ДОУ, ставит перед всеми субъектами дошкольной образовательной организации важные задачи, одна из которых - это изучение закономерностей психического развития ребенка, оказавшегося в новых для него условиях. Эта задача для педагога-психолога, педагогов и воспитателей является приоритетной, потому что ранняя диагностика на начальном этапе развития ребенка, находящегося в ДОУ, имеет ключевое значение не только для раскрытия связи и взаимопереходов между стадиями и кризисами, а также отслеживания динамики параметрических показаний, его физиологических, функциональных, психических изменений, которые характерны для раннего и гармоничного развития ребенка от 3 до 7 лет. Использование психодиагностического инструментария выступает также в качестве неотъемлемой части организации психологического исследования, повышая его валидность и способствуя накоплению объективных фактов в области изучения психики ребенка в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
В этой связи, психологам ДОУ, был предложен спецкурс, который возможно поможет систематизировать знания по ранней психодиагностике, восполнить знания по курсу психодиагностика, изучаемый в вузе, где обучались специалисты и сформировать кейсы методик, которые могут использовать психологи в ДОУ.
Психодиагностика, как вид деятельности педагога психолога ДОУ, представляет собой научно обоснованную систему методов и приемов постановки психологического диагноза. Под психологическим диагнозом понимают конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей будущей личности с целью оценки актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, которые определяются диагностической задачей, а также построения системы коррекционно-развивающей помощи
всем субъектам образовательной организации. Особое внимание в рамках спецкурса уделяется подбору инструментария и правилам работы с конкретными методиками. Выбор инструмента обусловлен, с одной стороны, особенностями диагностической задачи, а с другой, компетентностью специалиста, проводящего диагностику. Необходимо отметить, что все еще недостаточно специалистов по психодиагностике, в широком смысле слова, и лишь только большинство практикующих психологов специализируются на конкретных направлениях в работе и задачах, которые на данном этапе ставит та организация, в которой работает педагог-психолог. Однако ключевой компетенцией для любого психолога является умение оценить диагностические возможности и ограничения методик, информация о которых представлена в методическом руководстве через психометрические характеристики тестов.
При информировании и обучении слушателей спецкурсов акценты расставлены на работу с тестовыми материалами, в которых отражены стандартные процедуры, а также проведении самого теста и обработки данных, которые необходимо соблюдать предельно строго, чтобы обеспечить достоверность измерения. Авторская программа, которая разработана специалистом нашего центра, направлена на диагностику разностороннего развития детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
Возраст исследования - дошкольный (от 3 лет до 7 лет). Весь предложенный диагностический материал ориентирован на изучение этого периода в онтогенезе человека.
Основной целью повышения эффективности диагностики и оказания психологической помощи обучающимся в дошкольных образовательных организациях - это реализация разработанного спецкурса для педагогов-психологов ДОО «Использование диагностического инструментария психолога, работающего в системе образования» (далее - Спецкурс) в объеме 32 часов в соответствии с программой проведения.
_Содержание программы
Учебно-тематический план
п/п № Наименование разделов Всего часов Формы учебных занятий Назначение методики
1 Деонтология и ее связь с психологией,и педагогикой. 2 Лекция. Психическое развитие ребенка в норме и патологии. Цель: сформировать компетенции по изучению причин нарушения и нормы в младшем возрасте.
Perspectives с^ Science & Education. 2018. 4 (34)
2 Метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей и подростков от 4 до 7 лет Диагностика когнитивной сферы Диагностика внимания 3 Практическое заняние Графический диктант Эльконина Диагностика восприятия Тест Тулуз-Пьерона Цель: диагностика развития моторики Цель: диагностика развития восприятия Цель: Исследование внимания и наличие ММД
3 Эмоциональная сфера Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста 4 Практическое заняние Методика «Кактус» Тест тревожности Методика «Мой автобус» (Г.С.Остапенко) «Паровозик» Цель: определение эмоциональных состояний.наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность. Цель: исследовать тревожность детей по отношению к ряду жизненных ситуаций в общении с другими людьми. Цель: определение степени позитивного и негативного состояния детей
4 Межличностные отношения ребенка 2 Методика Рене Жиля Цель: диагностика межличностных отношений
5 Когнитивная сфера Истощение Н.С. кратковременная и долговременная память 1 Заучивание «10 слов» Цель: исследование кратковременной и долговременной памяти. утомляемости, активности внимания
6 Когнитивная сфера 1 Воспроизведение рассказов Плохой сторож», «Муравей и голубка» Цель: исследование понимания и запоминания
7 Когнитивная сфера 1 «Кубики Коса» Цель: выявление конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, сообразительности, внимания
8 Когнитивная сфера 2 Обучающий эксперимент Ю.Ф. Поляков, А.Я.Иванова Цель: выявление сформи-рованности обобщения на наглядно- действенном и вербальном уровне, выявление возможности сформиро-ванности переноса навыка в новые условия
9 Самооценка 1 Модифицированный вариант исследования самооценки «лесенка» Цель: исследование самооценки дошкольников
10 Когнитивная сфера 1 Запоминание картинок Набор разных цветных картинок Цель: исследование зрительного праксиса дошкольников
Итого: 32 часа 18 час. Защита отчета по спецкурсу: 6 часов Самостоятельная подготовка отчета: 8 часов
Комплект диагностического инструментария, общих характеристиках работоспособности, вра-
который был предложен слушателям спецсе- батываемости, утомляемости, продолжитель-
минара это: Тест Тулуз-Пьерона (корректурная ности цикла устойчивой работоспособности, пе-
проба) с целью получения информации о более риодичности отвлечений и перепадов, а также
скорости в выполнении работы. Для выявления конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, внимания, сообразительности, а также диагностики изменения сосудистого рисунка была рекомендована методика Кубики Кооса», как отдельно взятый субтест Векслера. «Графический диктант» Д.Б.Эльконина, цель которого: исследование ориентации в пространстве, умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой, цель которой исследование обучаемости ребенка, потенциальных способностей к овладению новыми знаниями, заинтересованность и проявление активности при выполнении незнакомого задания. Очередной методикой была «Воспроизведение рассказа», ее цель - это изучение смысловой памяти, точности и последовательности воспроизведения событий. Методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Луриа. Цель задания: исследование кратковременной и долговременной памяти, запоминания, сохранение и воспроизведение слов, активности внимания, утомляемости, астениза-ции нервных процессов. Слушателям спецкурса были предложены методики на изучение агрессивности и эмоциональной неустойчивости это методика «Кактус» М.А. Панфиловой и тест тревожности Р. Теммпл-Дорки И. В.Амен, который направлен на определение эмоциональных состояний ребенка, наличие агрессивности, ее направленности и интенсивности. Авторская методика «Мой автобус» Г. С. Остапенко дополнила перечень диагностического материала, который может использовать педагог-психолог в условиях ДОУ. Цель этой методики - исследование эмоциональной привязанности ребёнка, эмоционально-психического благополучия, формирование жизненных позиций и психологической безопасности. Проективная методика Рене Жиля направлена на изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Формы аттестации и оценочные материалы
Перед началом занятий собирается письменно запрос от участников спецсеминара с целью изучения проблемы использования диагности-
ческого инструментария психологами в ДОУ, и на завершающем этапе спецсеминара дается опросник. Далее дается инструкция в устной форме. Участники отвечают анонимно на поставленные вопросы разработанного блиц-опросника.
Инструкция по опроснику: Внимательно прочтите вопросы и постарайтесь искренне ответить на поставленные вопросы по шкале (от 0 до 10).
1 Понятность и доступность полученной информации (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).
2.Коммуникативность и логика изложения материала по данной проблеме (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).
3.Ценность полученных знаний по предложенному курсу для практической реализации в системе ДОУ (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).
4.Эмоциональная комфортность и психологическая безопасность на занятиях (0 1 2 3 4 5 6 7
8 9 10).
5.Мотивация на реализацию полученных знаний по спецкурсу в достижении собственных результатов по данной проблеме (0 1 2 3 4 5 6 7 8
9 10).
6.Использовали ли Вы диагностический материал, предложенный модератором спецкурса в своей работе диагноста ДОУ (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).
7.Испытали ли Вы желание посетить следующие спецкурсы, этого же модератора (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).
На завершающем этапе контроля знаний слушателей спецкурса дается задание подготовить отчеты о проводимой диагностической работе в ДОУ по месту своей работы. Для этого каждый слушатель- психолог ДОУ самостоятельно проводит исследование по предложенным методикам и сдает отчет в письменном и электронном виде.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы обеспечено: разработкой презентаций, использованием активных методов преподавания, раздаточного материала. Представлен весь диагностический материал, который включает адекватно подобранные и соответствующие задачам спецкурса методики. Раздаточный материал методик. Использование всего арсенала технических средств центра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Яссман Л.В. Данюков В.Н. Основы детской психопатологии: Учебно-методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов. М.: «Олимп»; «ИНФАМ»,1999. 256 с.
2. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1997. 240 с.
3. Психологический практикум (задачи, этюды, решения) / В.А.Сонин. Смоленск, 1995г. Тест тревожности. Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен.
4. Практикум по психодиагностике. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Сост. С. В. Величева. СПб: Речь, 2007.240 с.
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
5. Мягков И.Ф. Психологическая диагностика и коррекция личности школьников: Методические рекомендации для студентов пединститутов и школьных психологов. Воронеж, 1991. 263 с.
6. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакутсто. Изд. 6-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 442 с.
7. Электронный ресурс FB.ru: http://fb.ru/article/222699/chto-takoe-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-obrazovatelnyie-programmyi-dlya-dou (дата обращения: 20.06.2018)
8. Афонькина Ю. А. Повышение квалификации педагогов-психологов в современных условиях развития дошкольного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kvalifikatsii-pedagogov-psihologov-v-sovremennyh-usloviyah-razvitiya-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.06.2018).
9. Барабаш А. Э., Купыра Е. А. Организация деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани // Magister Dixit. 2014. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-deyatelnosti-po-psihologo-pedagogicheskoy-diagnostike-doshkolnikov-v-sootvetstvii-s-federalnym-gosudarstvennym (дата обращения: 20.06.2018).
10. Юдина Е.Г. Психолого-педагогическая диагностика в системе дошкольного образования: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2000. № 4.
1. Yassman L.V., Danyukov V.N. Fundamentals of Child Psychopathology: Educational and methodological manual for the psychological faculties of pedagogical universities. Moscow, Olympus Publ., 1999. 256 p. (in Russian)
2. Klyueva N.V. Kasatkina Yu.V. Teach children to communicate. Character, sociability. A popular manual for parents and teachers. Yaroslavl, Academy of Development, 1997. 240 p. (in Russian)
3. Psychological practical work (tasks, studies, solutions) / V.A. Sonin. Smolensk, 1995. Anxiety test. R.Temml, M.Dorky, V.Amen. (in Russian)
4. Workshop on psychodiagnostics. Diagnosis of mental states of preschool children. Teaching-methodical manual / Comp. S. V. Velicheva. Saint-Petersburg, Speech Publ., 2007.240 p. (in Russian)
5. Myagkov I.F. Psychological diagnostics and correction of the personality of schoolchildren: Methodical recommendations for students of pedagogical institutes and school psychologists. Voronezh, 1991. 263 p. (in Russian)
6. Istratova O.N. Handbook of the psychologist of primary school / O.Istratova, T.V. Exakutsto. Ed. 6th. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2008. 442 p. (in Russian)
7. Electronic resource FB.ru. Available at: http://fb.ru/article/222699/chto-takoe-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-obrazovatelnyie-programmyi-dlya-dou (accessed June 20, 2018) (in Russian)
8. Afonkina Yu. A. Improvement of professional skills of pedagogical psychologists in the current conditions of development of preschool education. Scientific provision of the system for improving the qualification of personnel. 2012. no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kvalifikatsii-pedagogov-psihologov-v-sovremennyh-usloviyah-razvitiya-doshkolnogo-obrazovaniya (accessed June 20, 2018). (in Russian)
9. Barabash A.E., Kupyra E.A. Organization of activity in psychological and pedagogical diagnostics of preschool children in accordance with the federal state educational standard of preschool education. Magister Dixit. 2014. No. 1 (13). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-deyatelnosti-po-psihologo-pedagogicheskoy-diagnostike-doshkolnikov-v-sootvetstvii-s-federalnym-gosudarstvennym (accessed June 20, 2018). (in Russian)
10. Yudina E.G. Psychological and pedagogical diagnostics in the system of preschool education: problems and prospects. Psychological science and education. 2000. no. 4. (in Russian)
REFERENCES
Информация об авторах Остапенко Галина Сергеевна
(Россия, Воронеж) Доцент, кандидат психологических наук, психолог
Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей
Information about the authors
Galina S. Ostapenko
(Russia, Voronezh) Associate professor, PhD in Psychological Sciences, Psychologist
Center for Psychological and Pedagogical Support and Development of Children
Насонова Дина Викторовна
(Россия, Воронеж) Заместитель руководителя Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей
Dina V. Nasonova
(Russia, Voronezh) Deputy Head
Center for Psychological and Pedagogical Support and Development of Children