Научная статья на тему 'О значении понятия «Опцион» в условиях реформирования гражданского законодательства'

О значении понятия «Опцион» в условиях реформирования гражданского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЦИОННЫЙ ДОГОВОР / ЦЕННАЯ БУМАГА / SECURITIES / УСЛОВНАЯ СДЕЛКА / CONDITIONAL CONTRACT / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР / PRELIMINARY CONTRACT / OPTION CONTRACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макарчук С.О.

Анализ действующего российского законодательства с учетом готовящихся к внесению в Гражданский кодекс Российской Федерации поправок позволяет сделать вывод о том, что понятие «опцион» является категорией разноплановой и может быть рассмотрено в нескольких аспектах, а именно: установленное ценной бумагой; возникающее из договора. При этом правовая природа договоров, включающих соответствующий элемент, различна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT VALUE OF THE CONCEPT «OPTION» IN THE CONDITIONS OF REFORMING CIVIL LEGISLATION

The analysis of actual Russian legislation with the taking into account the amendment into the Civil Code of the Russian Federation allows to draw a conclusion that the term «option» is a multi-faceted category and can be viewed in several ways: as a right that established by the securities; as a right arising from the contract. In this case the legal nature of contracts including the corresponding element is various.

Текст научной работы на тему «О значении понятия «Опцион» в условиях реформирования гражданского законодательства»

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ v

Актуальные проблемы гражданского права

О ЗНАЧЕНИИ ПОНЯТИЯ «ОПЦИОН» В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С.О. МАКАРЧУК

преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право E-mail: izkemerovo@mail.ru

Аннотация. Анализ действующего российского законодательства с учетом готовящихся к внесению в Гражданский кодекс Российской Федерации поправок позволяет сделать вывод о том, что понятие «опцион» является категорией разноплановой и может быть рассмотрено в нескольких аспектах, а именно:

- установленное ценной бумагой;

- возникающее из договора.

При этом правовая природа договоров, включающих соответствующий элемент, различна. Ключевые слова: опционный договор, ценная бумага, условная сделка, предварительный договор

ABOUT VALUE OF THE CONCEPT «OPTION»

IN THE CONDITIONS OF REFORMING CIVIL LEGISLATION

s.o. MAKARCHUK

teacher of the civil law and procedure department ofMoscow University of the Ministry of Internal Affairs

Annotation. The analysis of actual Russian legislation with the taking into account the amendment into the Civil Code of the Russian Federation allows to draw a conclusion that the term «option» is a multi-faceted category and can be viewed in several ways:

- as a right that established by the securities;

- as a right arising from the contract. In this case the legal nature of contracts including the corresponding element is various.

Key words: option contracts, securities, conditional contract, a preliminary contract.

В настоящее время в Российской правовой науке и, как следствие, в юридической практике, существует проблема понимания правовой природы такого явления, как «опцион» (от лат. optio — выбор, желание). Осложняется данная проблема тем общепризнанным в научных кругах обстоятельством, что «опцион» является понятием общевидовым, и в то же время разноплановым, что приводит к возможности применения данной категории к различным правовым явлениям. Как правильно было отмечено Н.Б. Шеленковой, существование различных видов «опциона» «соответствует конкретным формам проявления концептуальной материи на практике»1.

Глубинная сущность данного явления в правовой плоскости (и собственно его обобщающий признак) проявляется в том, что определенному субъекту в рамках имеющегося правоотношения (иной

правовой связи) предоставляется право (юридически обеспеченная возможность) альтернативного выбора поведения.

На сегодняшний день можно выделить ряд существующих правовых форм, использующихся в отечественной юридической практике, в которых обнаруживает себя обозначенное явление.

Первой правовой категорией, связанной с «опционом», являются заключаемые на бирже, а также вне ее пределов, договоры (опционные контракты), относящиеся нормативно-правовыми актами к производным финансовым инструментам. Так, в соответствии с п. 3 Положения, утвержденного Приказом ФСФР от 04 марта 2010 г. _№10-13/пз-н «О видах производных финансовых инструментов»2, под опционным договором понимается договор, в содержание которого входит обязанность стороны (сто-

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы гражданского права

рон) договора в случае предъявления требования другой стороной периодически и (или) единовременно уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (значения) базисного (базового) актива или наступления обстоятельства, являющегося базисным (базовым) активом3.

Представляется, что, с указанной точки зрения, договоры, включающие в свое содержание обозначенные выше права и обязанности, образуют группу непоименованных в Гражданском кодексе договоров, обладающих исключительной финансовой природой и имеющих направленность на управление экономическими рисками, а также на получение выгоды, проявляющейся в систематических денежных выплатах.

При этом такие опционные сделки являются, безусловно-алеаторными. Данное свойство проявляется в том, что до момента исполнения обязательства ни одна из сторон отношения наверняка не может знать конечный сложившийся экономический результат. Это обстоятельство является одним из важных отличий опционов от договоров купли-продажи, к которым первых в научной литературе зачастую пытаются причислить.

Следующим случаем проявления «опцион-ности», вытекающим непосредственно из закона, является опционное право, представленное в виде ценной бумаги — так называемый «опцион эмитента». Под ним понимается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента4. Опцион эмитента является именной ценной бумагой.

Порядок выпуска и передачи таких ценных бумаг, а также удовлетворение соответствующих (опционных) прав в полной мере подчиняется правовому режиму, установленному для бездокументарных ценных бумаг. При этом цена размещения лежащих в основе опциона эмитента акций устанавливается в соответствии с ценой, определенной в самом опционе.

Помимо прочего, в настоящее время Законодателем также подготовлен Проект изменений в ГК5, которым, в частности, предусматривается ввести новый для отечественного права договорный механизм — опционный договор.

В соответствии с п. 1 ст. 429.2 Проекта по опционному договору (опциону) одна сторона посредством безотзывной оферты предоставляет другой стороне безусловное право заключить договор на условиях, предусмотренных опционом.

опцион предоставляется за плату или иное встречное предоставление либо безвозмездно, если выдача опциона обусловлена иным охраняемым законом интересом, вытекающим из отношений сторон.

Абзацем 3 того же пункта определено, что в течение всего срока действия опциона другая сторона вправе заключить договор путем акцепта такой оферты в порядке и на условиях, предусмотренных опционом.

Внедрение соответствующей модели «опциона» в Гражданский кодекс назревало уже давно. При этом стоит отметить что, ни в научной среде, ни у правоприменителей не было, и нет единого подхода, ни к определению целей регламентирования обозначенной конструкции, ни соответственно в подходах к постановке задач, достигающих эти цели.

Главным образом, необходимость в соответствующем механизме возникла из неоднозначной, и в тоже время сжатой формулировки нормы, регулирующей осуществление сделок, совершаемых под условием6.

Так, в соответствии со ст. 157 ГК РФ сделкой совершенной под условием (отлагательным, отме-нительным), признается сделка, по которой стороны поставили возникновение (прекращение) прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

Из содержания указанного правила как на док-тринальном, так и на правоприменительном уровне была сформирована превалирующая позиция относительно существа условий, которые могут порождать правовые последствия — это обстоятельства относительно которых неизвестно наступят они или нет. В связи с этим действительные факты, в той или иной мере носящие волевой характер, зачастую условием в смысле ст. 157 ГК РФ не признаются.

В тоже время, в связи со стремительным за последнее время развитием и усложнением экономического оборота в нашей стране, а также с учетом выхода России на путь международной интеграции,

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы гражданского права

все более востребованным стало наличие возможности обусловливать возникновение (прекращение) прав и обязанностей наступлением условий полностью или преимущественно зависящих от воли сторон. Прежде всего, это касается отношений существующих в финансовой, инвестиционной и корпоративной сферах.

В результате, вследствие найденного между сторонниками и противниками условий зависящих от воли сторон компромисса, ст. 157 ГК РФ предполагается дополнить отдельным пунктом, в соответствии с которым «сделка не может быть совершена под условием, наступление которого исключительно или преимущественно зависит от воли одной из сторон сделки, если иное не установлено законом или не вытекает из существа сделки» (имеется ввиду обозначенный Проект); т.е. технически, с одной стороны, в качестве общего правила, условия в той или иной мере зависящие от воли сторон, из гипотетического перечня «обстоятельств», являющихся условиями возникновения (прекращения) прав и обязанностей, исключены. Но в тоже время, самим законодательством, в качестве специального правила, могут предусматриваться нормы, прямо позволяющие совершать сделки под такими условиями. одной из таких норм как раз таки и является норма, закрепленная в ст. 429.2 Проекта.

Между тем представляется, что соответствующая конструкция, имея в качестве предмета деятельность по совершению юридических действий направленных на заключение конкретного вида договора, является чуть ли не единственным случаем, полностью подпадающим под диспозицию ст. 157 ГК РФ, т.е. является сделкой совершенной под отлагательным условием в чистом виде так как в норме, регламентируемой указанной статьей, речь идет именно о возникновении гражданских прав и обязанностей. В качестве же объекта вытекающей из опционного договора возможности выступает конкретное субъективное право, которое должно возникнуть в момент получения лицом, направившем оферту, ее акцепта.

В свою очередь, договоры, направленные на исполнение фактических действий по передаче товара, оказанию услуги, выполнению работы к чисто условным сделкам отнесены быть не могут. Полагаем, что в их случае наступлением соответствую-

щего обстоятельства обуславливается возможность осуществления субъективного права и исполнения обязанности.

Следующей предпосылкой включения нормы, предусматривающей обозначенный механизм, явилась объективная потребность участников гражданских правоотношений в новых механизмах, позволяющих организовывать их взаимосвязи для будущего товарообмена.

Так, например, в интервью, данном телеканалу «РБК-ТВ» в апреле 2012 г., председателем Высшего арбитражного суда Ивановым А.А., было указано «на ряд разумных и вполне обоснованных правил», вводимых в Гражданский кодекс в рамках ФЗ-№ 47538-6. В составе предполагаемых нововведений был выделен и опционный договор. При этом необходимость инкорпорирования положений об опционе из англо-саксонской правовой системы Иванов А.А. обосновал недостаточностью механизмов, направленных на организацию отношений.

Действительно, с одной стороны, применение субъектами гражданского права соответствующей договорной конструкции предопределяет обязательность последующего вступления одного из участников в иное основное договорное отношение в случае поступления соответствующего требования. В этом, как было отмечено в литературе, у опционного договора имеется сходство по своим функциям с реализацией правил отечественного предварительного

договора, в котором обязанность заключить основ" 7

ной договор возложена только на одну сторону'.

С другой стороны, возможное наличие встречного предоставления, проявляющегося в ином, нежели обязанность не отзывать оферту, действии отличает опционный договор от предварительного договора, являющегося всегда безвозмездным.

Еще одно важное несоответствие указанных форм проявляется в установленном порядке достижения цели, хотя она и является для обоих договоров тождественной. Реализация возможности по опционному договору, само по себе, как было отмечено ранее, приводит к возникновению основного правоотношения. При предварительном договоре для достижения желаемого правового результата субъекту необходимо предъявить требование, которое, в свою очередь, основное обязательство автоматически не образует.

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы гражданского права

Подводя итог, можно отметить, что на сегодняшний день категория «опцион» в отечественном правовом поле используется при обозначении права: $ установленного ценной бумагой; ф которое вытекает из договоров.

При этом правовая природа договоров, включающих соответствующий элемент, различна.

Соответственно, для правильного определения места понятия «опцион» в системе современных гражданских правовых отношений и для исчерпывающей его квалификации необходимо учитывать различные правовые проявления обозначенной категории.

1 Шеленкова Н.Б. Правовая природа биржевых опционных операций. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. М., 1994. С. 15.

2 Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 4 марта 2010 г. № 10-13/пз-н г. Москва «Об утверждении Положения о видах производных финансовых инструментов».

3 Помимо данной дефиниции, Положением предусматривается ряд иных определений опционного договора, которые, по мнению автора к производным финансовым инструментам могут быть отнесены условно.

4 Ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., № 39-Ф3.

5 Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 47538-6.

6 Например, см. поправки к опубликованному тексту законопроекта о внесении изменений в ГК РФ в части общих вопросов, подготовленные подгруппой по общим вопросам гражданского права, сформированной Министерством экономики РФ, сайт www.economy.gov.ru.

7 Васильев A.B. Предварительный договор в праве России и США: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 115.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В.В. ПАРАЩЕНКО

докторант ФПНП и НК Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

Рецензент: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Т.М. гандилов

E-mail: victor1770@yandex.ru

Аннотация. Освещаются отдельные особенности правового режима иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Отмечается, что в настоящее время в целом он соответствует требованиям норм международного права; однако пробелы в законодательстве, имеющие место в силу объективных причин, требуют своего разрешения. Предлагаются конкретные пути по совершенствованию действующего законодательства Республики Беларусь в рамках обозначенной проблемы.

Ключевые слова: инвестор, инвестиции, инвестиционное законодательство, правовой режим, национальный режим.

THE LEGAL STATUS OF FOREIGN INVESTMENTS IN BELARUS

v.v. parashenko

doctoral candidate FPNP and NK the Moscow university of the Ministry of internal Affairs of Russia,

the candidate of jurisprudence, docent

Annotation. The article highlights some features of the legal regime of foreign investment in Belarus. Noted that at the present time on the whole it meets the requirements of international law, but there are objective reasons gaps in the law that must be solved. Suggests specific ways to improve the existing legislation of the Republic of Belarus within the specified problem.

Key words: investor, investment, investment legislation, legal regime, national treatment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.