Научная статья на тему 'О жизненных ценностях представителей рокерской субкультуры'

О жизненных ценностях представителей рокерской субкультуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1283
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ / РОКЕРЫ / СУБКУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болдырева Т.А., Щербинина О.А., Богунова Е.В.

Проведен анализ жизненных ценностей у молодых людей (юношей и девушек) 18-25 лет, причисляющих себя к рокерской субкультуре. Полученные посредством «Морфологического теста жизненных ценностей» данные сопоставлены со значимостью жизненных сфер и ценностей у юношей девушек, не принадлежащих к какой-либо субкультуре. Обнаружено, что у рокеров сфера увлечений превалирует над другими жизненными сферами наряду со значимостью сферы профессиональной жизни; структура и уровень значимости жизненных ценностей существенно не отличаются от таковой у молодых людей, не причисляющих себя к какой-либо субкультуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О жизненных ценностях представителей рокерской субкультуры»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

О ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОКЕРСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Т.А. БОЛДЫРЕВА*, О.А. ЩЕРБИНИНА, Е.В. БОГУНОВА Оренбургский государственный университет

Проведен анализ жизненных ценностей у молодых людей (юношей и девушек) 18-25 лет, причисляющих себя к рокерской субкультуре. Полученные посредством «Морфологического теста жизненных ценностей» данные сопоставлены со значимостью жизненных сфер и ценностей у юношей девушек, не принадлежащих к какой-либо субкультуре. Обнаружено, что у рокеров сфера увлечений превалирует над другими жизненными сферами наряду со значимостью сферы профессиональной жизни; структура и уровень значимости жизненных ценностей существенно не отличаются от таковой у молодых людей, не причисляющих себя к какой-либо субкультуре.

Ключевые слова: жизненные ценности, жизненные сферы, рокеры, субкультура, социальная адаптация, психологический портрет.

Введение

Рок-музыка возникла как символ освобождения от условностей общества, она рассматривается как источник энергии, будоражит эмоции и чувства людей. У рок-музыки много поклонников. Однако степень увлечения ею бывает разной. Выделяется группа людей, которые погружаются в рок-культуру полностью, часто подчиняя свой образ жизни, внешний вид канонам рок-культуры, поскольку именно в рамках этих канонов полагают источники свободы и аутентичного бытия. С другой стороны, человек, увлеченный рок-культурой, может окончательно оградиться от внешнего мира, уподобляясь своим кумирам: увлечься приемом алкоголя и наркотиков, что способствует разрушению личности. Нередко это явление ставят в вину рок-музыкантам. Неординарность и эпа-

© Болдырева Т.А., Щербинина О.А., Богунова Е.В., 2017

* Для корреспонденции:

Болдырева Татьяна Александровна канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета E-mail: ttatianna@yandex.ru

тажность внешнего облика представителей рокерской субкультуры часто рассматриваются как условие остракизма.

Наряду с тенденциями негативными все явственней проступает направленность общества на консолидацию, включения в социально значимые проекты, в политические акции и мероприятия представителей тех или иных субкультур, которые уже обладают устоявшимися традициями и составляют неотъемлемую часть российского общества. В связи с этим поиск «точек единства» для всех культурных сообществ представляется актуальной проблемой [3].

Методика

Проведенное нами исследование было направлено на выявление типов жизненных ценностей представителей рокерской субкультуры периода первой взрослости.

Мы предположили, что жизненные ценности представителей рокерской субкультуры в возрасте 18-25 лет обладают некоторым своеобразием по сравнению с таковыми у молодых людей, не причисляющих себя к какой-либо субкультуре.

Теоретическое и методологическое обоснование нашей гипотезы наиболее полно

может быть представлено в психологическом портрете среднестатистического представителя молодежных субкультур, составленного в результате обобщения и систематизации исследований А.С. Магра-нова (2012) [1], Е.А. Петровой, Л.М. Эррера (2010) [4], А.Е. Семиной (2008) [6], Е.Б. Таракановой (2013) [8], А.А. Тур (2001)[9].

Среднестатистический представитель молодежной субкультуры, согласно составленному нами портрету, представляет собой личность, обладающую выраженной индивидуальностью, часто с довольно высоким уровнем интеллекта, декларирующую стремление к независимости, что сочетается с непосредственностью и неприятием требований этикета, предполагающих элементы лжи и лицемерия. Сочетание этих качеств с точки зрения обывателя может истолковываться как наивность и недостаточная социальная адаптирован-ность. Именно поэтому можно говорить о том, что современные психологические и социально-психологические исследования ориентированы на выявление детерминант присоединения молодого человека (подростка) к субкультуре, и в этом контексте исследуются такие психические феномены, как самоотношение, самоактуализация, рассматривающиеся прежде всего в системе координат принятия - протеста против сложившейся в данный момент системы культурных ценностей. Полагаем, что подобный ракурс рассмотрения проблемы не может дать исчерпывающего ответа на вопрос о присоединении человека в подростковом и/или юношеском возрасте к той или иной субкультуре и уж тем более не может объяснить сохранение субкультурной идентичности у людей, вступивших в период взрослости, часто обладающих всеми объективными признаками социальной успешности.

Примеры сохранения верности идеалам выбранной в отрочестве и/или юношестве субкультуры состоявшихся, социально успешных взрослых людей, также позволяют усомниться в теории недостаточности социальной адаптированности представителей

субкультур. В качестве примера приведем обобщенную социально-психологическую характеристику молодых людей, которые участвовали в нашем исследовании в качестве основной экспериментальной группы.

Например, девушка в возрасте двадцати трех лет, имеет постоянную работу на заводе. Живет отдельно от родителей, состоит в гражданском браке около двух лет. Волевая и сильная, знает, чего хочет в жизни и проходит все тяготы жизни самостоятельно. Жить отдельно от родителей начала с подросткового периода, будучи еще студентом в колледже. Несмотря на ранний отрыв от семьи, она не потеряла рвения выделиться и быть не похожей на своих сверстниц. Всегда на ней были мрачные одеяния, навевающие страх на окружающих. Сейчас ее внешний вид более женственный, эпатаж окружающих не представляет для нее особого интереса. Она ведет размеренный, спокойный образ жизни, но любит активные спортивные тренировки дома. Можно выделить одну слабость этой испытуемой, которая является одним из ее смыслов жизни: любовь и уход за животными. Она не может пройти мимо бездомного котенка, который мокнет под дождем. Также эта девушка очень любит детей и задумывается о замужестве. К работе относится ответственно и выполняет все поручения максимально полно.

Или другой пример: молодой человек, ему двадцать один год. Живет на съемной квартире, частично материально зависит от родителей. Сам иногда подрабатывает на непостоянной работе, так как учится в институте на дневной форме обучения. Не женат, считает себя слишком молодым для такого серьезного шага. Этот парень часто посещает разнообразные концерты и вечеринки в стиле рок. Ему интересно пообщаться с людьми своего круга, познакомиться с кем-нибудь и встретиться со знакомыми людьми. Работает для того, чтобы были средства на походы в рок-клуб и в подобные места. Любит выделяться из толпы, но внимания на этом не акцентирует.

Еще пример: девушка в возрасте двадцати четырех лет. Живет в квартире, доставшейся ей от родителей, одна. Не замужем и считает, что еще рано задумываться о семье. Девушка работает на постоянной работе библиотекарем. Она призналась, что коллеги по работе не знают о ее увлечениях и интересах и не поймут этого. Очень любит проводить время с друзьями, ходить на концерты, в гости и гулять по улицам, веселясь и общаясь с такими же людьми, как она. Эта девушка - приверженец ярких одеяний, красочного макияжа. Основными чертами характера можно назвать самолюбие, спонтанность и смелость. Если она что-то задумала, то всегда этого добьется. К числу увлечений относятся: путешествия по разным странам мира, архитектура.

Приведенные описания позволяют констатировать, что единообразия в декларируемых ценностных ориентациях, равно как и в представлениях о жизни у представителей рокерской субкультуры нет. Причины и предпосылки создания эпатажного имиджа крайне разнообразны, объединяет их скорее обращение именно к рокерской, а не к какой-либо иной субкультуре, нежели собственно личностные характеристики.

В качестве группы сравнения выступили молодые люди, - юноши и девушки, не принадлежащие к какой-либо субкультуре. По таким аспектам, как социально-психологический статус, семейное положение, экономическая самостоятельность, главный вид занятий (учеба или работа) на момент проведения исследования, группа сопоставима с респондентами, составившими основную экспериментальную группу.

Основная экспериментальная группа -20 человек, группа сравнения - 21 человек.

Именно жизненные ценности стали предметом нашего исследования у молодых людей (юношей и девушек), которые принадлежат к рокерской субкультуре и тех, которые не причисляют себя к представителям той или иной субкультуры.

Основной метод исследования - экспериментальный, - был реализован по-

средством частной психодиагностической методики «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной [7], достоверность различий определялась с помощью 11-критерия Стью-дента.

Результаты

Как видно из представленной таблицы 1, достоверны различия между группами только по одной сфере - сфере увлечения. Для респондентов, причисляющих себя к рокерской субкультуре, значимость этой сферы несколько выше, чем для респондентов группы сравнения.

Помимо приоритета сферы увлечений у респондентов, позиционирующих себя как рокеры, отмечены различия в ранжировании значимости жизненных сфер.

Так, сфера увлечений для рокеров оказывается наиболее значимой, а сфера образования, которая у респондентов, не причисляющих себя к каким-либо субкультурам, стоит на первом месте, находится лишь на третьем, после сферы профессиональной жизни.

Сфера профессиональной жизни у респондентов обеих групп занимает по значимости второе место, но по величине среднегруппового значения выше у респондентов, не принадлежащих к какой-либо субкультуре.

Профессионализация, освоение профессиональных навыков, становление себя как социально-полезного члена общества, -все это важнейшие задачи возрастного развития в 18-25 лет. Поиск своей профессии, того вида деятельности, который позволит не только обеспечить материальное благосостояние, но и определить собственный образ жизни, основные координаты жизненного пространства, выступает важнейшим содержанием возраста первой взрослости. Однако с высокой долей уверенности можно говорить о том, что, если молодые люди, причисляющие себя к рокерской субкультуре, ориентированы на выполнение

этой важнейшей возрастной задачи за счет сферы увлечений, то для молодых людей, не причисляющих себя к какой-либо субкультуре, обозначен путь разрешения ее через получение образования, через обучение.

Общим для молодых людей, вне зависимости от их принадлежности к субкуль-

турам, оказалось самое низкое значение сферы физической активности и общественной жизни. Тем не менее по величине среднегруппового значения и та, и другая сферы более значимы для респондентов, причисляющих себя к рокерской субкультуре.

Таблица 1

Среднегрупповые значения и эмпирическое значение ^критерия по значимости жизненных сфер у респондентов, принадлежащих к рокерской субкультуре и не причисляющих себя

к какой-либо субкультуре

Жизненная сфера Среднегруппо-вое значение для группы рокеров Стандартное отклонение для группы рокеров Среднегруппо-вое значение по группе не принадлежащих к какой-либо субкультуре Стандартное отклонение для группы не принадлежащих к какой-либо субкультуре 1-эмп.

Сфера профессиональной жизни 58,90 12,53 59,19 8,41 0,09

Сфера обучения и образования 54,62 16,29 60,57 9,71 1,44

Сфера семейной жизни 52,33 11,71 53,62 10,39 0,38

Сфера общественной жизни 50,38 12,99 49,19 10,60 0,33

Сфера увлечений 59,90 10,96 52,47 8,65 2,44

Сфера физической активности 47,43 13,0 41,95 8,13 1,64

Примечание: полужирным выделены сферы и эмпирическое значение ^критерия, свидетельствующее о достоверности различий в распределении признака по выборке

Значимых различий по параметрам ценностей, согласно полученным с помощью «Морфологического теста жизненных ценностей», у респондентов сравниваемых групп, как видно из таблицы 2, не отмечается.

Обращает на себя внимание и приоритетность ценности духовной удовлетворенности в сочетании с ценностью сохранения собственной индивидуальности у респондентов обеих групп. Этот факт позволяет констатировать, что на уровне жизненных ценностей субкультурная принадлежность не является возможной предпосылкой развития асоциальности.

Принадлежность к рокерской субкультуре также не предполагает сама по себе возникновения психологических барьеров, выступающих основным катализатором дезадаптации личности [2, с. 109].

Тем не менее специфичность в значимости жизненных ценностей связана с тем, что

ценности креативности, активных социальных контактов и собственного престижа более важны для представителей рокерской субкультуры, чем для респондентов, не причисляющих себя к какой-либо субкультуре. Нельзя не отметить, что речь идет не столько о доминировании означенных ценностей, сколько о том, что уровень выраженности этой потребности несколько выше у представителей рокерской субкультуры.

В ряде исследований приводятся сведения о том, что в целом для исследуемой нами возрастной категории ценность креативности, активных социальных контактов и собственного престижа очень важны, прежде всего, в контексте субъективного благополучия молодых людей 18-25 лет. Эти ценности отражают сформирован-ность установки на внешнее соответствие стереотипам социально успешного человека, нежели потребности в эмоциональном

комфорте и стабильности, когда трансли- человека интериоризуется личностью [5, с. руемый средствами массовой информа- 144], но не становится основанием, инте-ции креативного и популярного молодого грирующим личность.

Таблица 2

Среднегрупповые значения и эмпирическое значение t-критерия по жизненным ценностям у респондентов, принадлежащих к рокерской субкультуре и не причисляющих себя

к какой-либо субкультуре

Ценности Средне-групповое значение для группы рокеров Стандартное отклонение для группы рокеров Среднегруппо-вое значение по группе не принадлежащих к какой-либо субкультуре Стандартное отклонение для группы не принадлежащих к какой-либо субкультуре t-эмп.

Развитие себя 40,43 9,53 40,67 5,64 0,1

Духовная удовлетворенность 45,48 6,98 43,33 5,12 1,14

Креативность 38,67 8,62 35,29 7,09 1,39

Активные социальные контакты 40,19 8,30 39,10 6,50 0,47

Собственный престиж 35,29 10,28 34,67 10,06 0,2

Достижения 38,38 11,58 38,71 6,33 0,11

Материальное положение 39,71 10,64 40,52 6,97 0,29

Сохранение собственной индивидуальности 43,52 8,80 43 5,62 0,23

Заключение

Таким образом, жизненные ценности обладают некоторым своеобразием по сравнению с таковыми у молодых людей, не причисляющих себя к какой-либо субкультуре. Наиболее значимым отличием является большая значимость для представителей рокерской субкультуры сферы увлечений при сохранении значимости сфер образования и профессии. Структура жизненных ценностей представителей рокерской субкультуры в целом идентична таковой у молодых людей, не причисляющих себя к какой-либо субкультуре, однако в ней отражается явно выраженная потребность реализации именно в сфере общественной жизни, социальных контактов.

Литература

1. Магранов А.С. Интеграция молодежных субкультур в социокультурное пространство современного общества // Исторические, философские, политические и юри-

дические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 7-3. - С. 122-126.

2. Манина В.А. Понятие психологического барьера в зарубежной психологии // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4. -С. 108-111.

3. Опарин Г.А. Альтернативная культура // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 891-895.

4. Петрова Е.А., Эррера Л.М. Психологические аспекты изучения личности и имиджа представителей молодежных субкультур // Ученые записки Российского государственного социального университета. -2010. - № 6. - С. 201-214.

5. Салихова И.Р. Отношения с семьей как фактор качества жизни у студентов // Вестник магистратуры. - 2015. - № 1-1(40). - С. 142-146.

6. Семина А.Е. Молодежная субкультура в эстетическом воспитании подростков // Искусство и образование. - 2008. - № 3. -С. 110-116.

7. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: руковод-

ство по применению. - Самара: СамИКП, 2002. - 56 с.

8. Тараканова Е.Б. Глобальная молодежная субкультура: духовно-нравственный аспект // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 1. - С. 26-28.

9. Тур А.А. Молодежная субкультура как социальное явление // Вологдинские чтения. - 2001. - № 21. - С. 35-36.

References

1. Magranov AS. Integratsiya molodezhnykh subkul'tur v sotsiokul'turnoye prostranstvo sovremennogo obshchestva. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki 2012; 7-3:122-126 (In Russian).

2. Manina VA. Ponyatiye psikhologicheskogo bar'yera v zarubezhnoy psikhologii. Samarskiy nauchnyy vestnik 2013; 4:108-111 (In Russian).

3. Oparin GA. Al'ternativnaya kul'tura. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» 2016; 15:891-895 (In Russian).

4. Petrova YeA, Errera LM. Psikhologicheskiye aspekty izucheniya lichnosti i imidzha predstaviteley molodezhnykh subkul'tur. Uchenyye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta 2010; 6:201-214 (In Russian).

5. Salikhova IR. Otnosheniya s sem'yey kak faktor kachestva zhizni u studentov. Vestnik magistratury 2015; 1-1(40):142-146 (In Russian).

6. Semina AYe. Molodezhnaya subkul'tura v esteticheskom vospitanii podrostkov. Iskusstvo i obrazovaniye 2008; 3:110-116 (In Russian).

7. Sopov VF, Karpushina LV. Morfologicheskiy test zhiznennykh tsennostey: rukovodstvo po primeneniyu. Samara: SamIKP 2002: 56 (In Russian).

8. Tarakanova YeB. Global'naya molodezhnaya subkul'tura: dukhovno-nravstvennyy aspekt. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka 2013; 1:26-28 (In Russian).

9. Tur AA. Molodezhnaya subkul'tura kak sotsial'noye yavleniye. Vologdinskiye chteniya 2001; 21:35-36 (In Russian).

LIFE VALUES OF ROCK SUBCULTURE REPRESENTATIVES

T.A. BOLDYREVA, O.A. SHCHERBININA, E.V. BOGUNOVA

Orenburg State University

The current article presents the analysis of social values in young adults aged 18-25 years belonging to the rock subculture. The data was obtained using the Morphological life values test and compared with life values among young adults who do not belong to any subculture. It was found that rockers' interest in hobbies prevails over the other spheres of life, along with the importance of the sphere of professional life; the structure and level of significance of life values did not differ from those of young people who did not consider themselves to belong to any subculture.

Keywords: life values, life sphere, rockers, subculture, social adaptation, psychological portrait.

Address:

Boldyreva T.A., Ph.D.,

Associate Professor of the Department

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of General Psychology and Psychology of Personality,

Orenburg State University

E-mail: ttatianna@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.