Научная статья на тему 'О защите чести, достоинства и деловой репутации юридического лица — органа государственной власти'

О защите чести, достоинства и деловой репутации юридического лица — органа государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
815
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственная власть / честь / достоинство / деловая репутация / МВД России / state power / honor / dignity / business reputation / the Ministry of internal affairs of Russia

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антон Александрович Ширкин, Дмитрий Николаевич Мухлынин

Разные исследователи по-разному относятся к относимости понятий чести, достоинства и деловой репутации к учреждениям и органам внутренних дел. Могут ли органы государственной власти иметь деловую репутацию и честь и каким образом происходит их защита? Авторы полагают, что, несмотря на лингвистический парадокс, каждое лицо обладает выше обозначенными атрибутами. В статье представлен основанный на практике вариант доказывания нарушений прав в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About protection of advantage and business reputation of legal entity-public authority

Different researchers have different attitudes to the relevance of the concepts of honor, dignity and business reputation to the institutions and bodies of internal affairs. Can public authorities have business reputation and honour and how are they protected? The authors believe that despite the linguistic paradox, each person has the above mentioned attributes. The article presents a practical version of proving the violation of rights in this area.

Текст научной работы на тему «О защите чести, достоинства и деловой репутации юридического лица — органа государственной власти»

УДК 347.94 ББК 67.96

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10317

О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА -ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Антон Александрович ШИРКИН, Дмитрий Николаевич МУХЛЫНИН,

ведущий научный сотрудник ОКОПНИР старший научный сотрудник НИЦ-2

ФКУ НИИ ФСИН России, ФКУ НИИ ФСИН России

кандидат юридических наук E-mail: seadas@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,

прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Разные исследователи по-разному относятся к относимости понятий чести, достоинства и деловой репутации к учреждениям и органам внутренних дел. Могут ли органы государственной власти иметь деловую репутацию и честь и каким образом происходит их защита? Авторы полагают, что, несмотря на лингвистический парадокс, каждое лицо обладает выше обозначенными атрибутами. В статье представлен основанный на практике вариант доказывания нарушений прав в данной области.

Ключевые слова: государственная власть, честь, достоинство, деловая репутация, МВД России.

Annotation. Different researchers have different attitudes to the relevance of the concepts of honor, dignity and business reputation to the institutions and bodies of internal affairs. Can public authorities have business reputation and honour and how are they protected? The authors believe that despite the linguistic paradox, each person has the above mentioned attributes. The article presents a practical version of proving the violation of rights in this area.

Keywords: state power, honor, dignity, business reputation, the Ministry of internal affairs of Russia.

Нередки ситуации, когда о сотрудниках МВД России распространяются сведения, порочащие их честь, достоинство, а также подрывается доверие граждан к системе органов государственной власти в целом.

В динамично развивающемся современном обществе постоянно появляются новые виды общественных отношений1, на всеобщее обозрение попадают видеоролики (например, на видеохостинге «УоиШЬе») с фрагментами телефонных разговоров и иных записей, в которых содержатся сведения, порочащие деловую репутацию сотрудников МВД России. В подобных случаях проводятся служебные проверки, в ходе которых назначаются фоноскопические и лингвистические исследования имеющихся записей для рас-

смотрения вопроса о наличии в записях сведений, порочащих честь, достоинство или подрывающих репутацию сотрудников МВД России.

В справке об исследовании, проведенном экспертным учреждением, должна быть отражена принадлежность соответствующих реплик тому или иному лицу. Кроме того, факт распространения сведений порочащего характера подтверждается протоколом осмотра доказательств, составленным нотариусом. В данном случае нотариус, используя сеть Интернет, находит соответствующий контент, просматривает его и фиксирует содержание самого контента и страницы, на которых он был опубликован.

Рассмотрим ситуацию, когда выявлены сведения, которые носят порочащий характер для МВД России, поскольку содержат утверждение

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

о нарушении юридическим лицом (входящим в структуру МВД России), являющимся составной частью органа государственной власти Российской Федерации, одной из задач которого является борьба с преступностью, действующего законодательства, что дискредитирует деловую репутацию, подрывает имидж и авторитет органов внутренних дел, доверие граждан и общественности.

Данные сведения не соответствуют действительности, носят порочащий характер, так как из них следует, что сотрудники МВД России, являясь лицами, наделенными властью, нарушают закон и профессиональную этику, злоупотребляют должностным положением, что подрывает авторитет органов внутренних дел, доверие граждан и в целом формирует негативное отношение населения как к сотрудникам МВД России, так и к системе государственной власти в целом.

На основании п. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

В соответствии с п. 5 ст. 152 ГК РФ, если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет.

Как предусмотрено п. 8 ст. 152 ГК РФ, если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд. При этом деловая репутация юридического лица может быть нарушена путем распространения порочащих сведений как о самом юридическом лице, так и о лицах, входящих в органы управления юридического лица, а также о работниках этого юридического лица.

Настоящие положения распространяются и на МВД России, поскольку указанный государственный орган Российской Федерации обладает правами юридического лица.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 7 и 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» в отношении дел данной категории, необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Деловая репутация юридических лиц — это нематериальное благо, которое представляет собой оценку деятельности как физического, так и юридического лица с точки зрения его деловых качеств, является одним из условий их успешной деятельности; деловая репутация складывается в процессе профессиональной, произ-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

водственной и иной деятельности гражданина или юридического лица. Обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец должен доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

В качестве актуального примера судебной практики нами рассмотрено гражданское дело по иску ГУ МВД России по Краснодарскому краю к Г. о признании сведений порочащими деловую репутацию и несоответствующими действительности2.

Так, согласно выводам заключения лингвистической экспертизы в представленном фрагменте речевого акта имеются выражения, которые можно воспринимать от гражданина Г. как сведения, носящие обобщающую негативную информацию о работниках МВД России и их профессиональной деятельности и затрагивающие честь и достоинство этих работников. Это слова «крышуют», «покрывают», это выражение «он деньги платит, а я не платил и в итоге пострадал», что является со стороны гражданина Г. голословным обвинением данных работников в совершении неблаговидных действий.

Ответчик, в свою очередь, не представил суду каких-либо доказательств, подтверждающих действительность распространенных им сведений. Распространенные сведения представляют собой утверждения о конкретных фактах совершения сотрудниками полиции проступков, носящих противоправный характер. Ответчиком распространены порочащие сведения об истце, которые дискредитируют его, подрывают деловую репутацию, приводят к формированию негативного мнения о сотрудниках органов внутренних дел у окружающих.

В связи с этим ответчик обязан опровергнуть сведения, сообщенные им в ходе телефонного разговора с неустановленным лицом, впоследствии использованного в видеоролике, размещенном в сети Интернет на видеохостинге «УоиШЬе», способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет.

Так, в данной ситуации для доказывания своей позиции в суде после выявления видеоролика, порочащего честь, достоинство, деловую репутацию, необходимо обратиться:

1. К нотариусу за составлением протокола осмотра доказательства, чтобы зафиксировать, что сведения распространялись публично.

2. К владельцу соответствующего интернет-ресурса с требованием (судебный запрос или запрос органа дознания) предоставить информацию о лице, разместившем информацию.

3. В экспертное учреждение за проведением фоноскопической и лингвистической экспертизы, чтобы установить человека, которому принадлежит голос, используемый в видеоролике, а также определить, являются ли использованные в видеоролике слова и выражения порочащими честь, достоинство и деловую репутацию.

В целом современными исследователями вопросов чести, достоинства, морали и права отмечается отсутствие морально-правовой системы действий в решении социальных проблем3.

Мы полагаем, что обобщение правовой практики по исследуемому вопросу, издание соответствующих правовых обзоров с рекомендациями и предложениями должны стать актуальным ответом на попытки информационного давления. Таким образом, необходимо защищать честь, достоинство и деловую репутацию правоохранительных органов и их сотрудников, чтобы не допустить нанесения непоправимого ущерба авторитету органов государственной власти.

1 Бертовский Л.В., Глазунова И.В. Обеспечение судебной экспертизы по делам об экономической преступлениях как тактическая операция // Бизнес в законе. Эко-номико-юрид. журнал. 2016.

2 Решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 29.05.2018 г. по иску ГУ МВД России по Краснодарскому краю к Г. // Офиц. сайт суда: 1аЫш-gor.krd.sudrf.ru

3 Шестаков С.А., Мухлынина М.М. Некоторые аспекты концептуально-доктринальной, морально-этической и правовой основ организации правоохранительных органов в России // Вестник Моск. финансово-юрид. инта. 2016.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» от 24.02.2005 г. // СПС «Консультант Плюс»

3. Решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 29.05.2018 г. по иску ГУ МВД России по Краснодарскому краю к Г. // Офиц. сайт суда: 1abins-gor.krd.sudrf.ru

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

4. Бертовский Л.В., Глазунова КВ. Обеспечение судебной экспертизы по делам об экономической преступлениях как тактическая операция / Бизнес в законе. Экономико-юрид. журнал. 2016 // Ы1р8://суЪег1ептка.ги/аг11с1е/п/оЪе8ресЬете-8идеЪпоу-ек8регИ2у-ро-де1ат-оЪ-екопот1сЬе8к1Ь-рге81ир1еп1уаЬ-как-1акИсЬе8кауа-орега181уа

5. Шестаков С.А., Мухлынина М.М. Некоторые аспекты концептуально-доктринальной,

морально-этической и правовой основ организации правоохранительных органов в России / Вестник Моск. финансово-юрид. ин-та. 2016 // ЬИр8://суЪег1еп1пка.ги/агИс1е/п/пеко1огуе-асреМу-коМверШаЫо-ёокЫпаЫоу-тогаЫо-еисЬескоу-1-ргауоуоу-оспоу-ог§аш2а18П-ргауооЬгапИе1пуЬ-ог§апоу-у-госсИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Инвестиционная политика

в условиях цифровизации

Инвестиционная политика в условиях цифровизации.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Финансы и кредит», «Экономика», «Менеджмент» / Под ред. Н.Н. Никулиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 471 с. — (Серия «Magister»).

Представлены теоретические основы и аналитический обзор инвестиционной политики по отраслям и сферам деятельности. Дана оценка системы государственного регулирования инвестиционной политики в условиях цифровизации. Обоснована необходимость обеспечения национальных интересов развития информационного общества в соответствии со «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы». Рассмотрены особенности государственной поддержки инвестиций и значение применения новейших технологий, развивающих цифровизацию.

Для бакалавров, специалистов, магистров направлений «Финансы и кредит», «Финансовый менеджмент», «Корпоративные и государственные финансы», а также для преподавателей экономических и юридических вузов, руководителей финансовых структур.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.