Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2009. № 1 (5)
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ регламентации социального сиротства в современной россии
© Т. О. Закомолдина
Закомолдина Тамара Олеговна
кандидат
социологических наук доцент кафедры социального управления филиала ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Тольятти
член Евразийской академии административных наук, Заслуженный работник социальной зашиты населения РФ г. Тольятти
В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия в России в условиях перехода к рыночной экономике возросла опасность социальной напряженности, которая усугубляется такими факторами, как:
— резкое снижение самосознания и обострение национальной нетерпимости,
— экономический кризис, вызывающий обострения и рост хронических заболеваний, инвалидности, рождения детей с различными заболеваниями,
— снижение социального положения, ухудшение стандартов образа жизни и потребления для существенной части населения,
— резкое изменение социальных отношений, ломка привычных стереотипов жизненного опыта,
— потеря социальных перспектив,
— повышение конфликтности, агрессивности в социальных и личностных отношениях [1].
Общественные преобразования, которые происходят в России, захватили и сферу семейных отношений. Острый социальный кризис отразился не только на материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи [2].
В этих условиях как никогда возрастает значимость социальной защиты семьи, материнства и детства как особого вида деятельности, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие детей.
Подчеркнем, что в настоящее время сложились такие условия, при которых семьи, воспитывающие детей, и дети, оставшиеся без попечения родителей, как никогда нуждаются в государственной поддержке.
Россия занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. Население страны по итогам переписи 2002 года составило 145,2 млн. человека, что на 1,8 млн. человек превысило текущую оценку численности населения. По сравнению с переписью населения 1989 года численность населения уменьшилась на 1,8 млн. человек, в том числе в городских поселениях на 1,6 млн. человек, в сельской местности — на 0,5 млн. человек.
Численность женщин на 10 млн. превысила численность мужчин (77,6 млн. человек против 67,6 млн. человек). На 1 000 мужчин приходилось
1 147 женщин (в 1989 г. — 1 140). Преобладающая численность женщин над численностью мужчин отмечается, начиная с 33-летнего возраста.
Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 89,0 млн. человек (или 61%), моложе трудоспособного возраста, т. е. дети — 26,3 млн. человек или 18%, старше трудоспособного возраста — 29,8 млн. человек или 21%.
Как и для большинства европейских стран, для России характерно старение населения. По сравнению с переписью 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на 3 года и составил 37,7 лет: мужчин — 35,2 лет, женщин — 40 лет [3].
Коэффициент рождаемости в настоящее время снизился с 9,6 до 9,4. Почти каждый пятый младенец рождается матерью, не достигшей возраста 20 лет, 3,3 тыс. женщин родили в возрасте 15 лет и моложе, 14,5 тыс. — в возрасте 16 лет, 39,1 тыс. — в возрасте 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составил 4% в общем числе родившихся.
Сокращается число многодетных семей, их удельный вес сократился с 9,9% до 9,4%, в большинстве своем в этих семьях — трое детей, в сельской местности многодетные семьи распространены больше (11,8%), чем в городах (6%) [4].
Семья, являющаяся основным институтом развития ребенка, его социализации, испытывает на себе воздействие как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в обществе. Семья — главная и естественная среда социальной и биологической защиты ребенка — оказалась в современных условиях в критической ситуации. С одной стороны, нагрузка и ответственность родителей в воспитании детей возросли. Значительная часть семей отказывается от услуг детских дошкольных и внешкольных учреждений, полностью возлагая на себя задачи по уходу за детьми и их воспитанию. За родителями и детьми остается выбор мировоззрения и поиск профессиональных ориентиров в новом информационном поле. Основные проблемы, которые тревожат российскую семью, — это неуверенность в будущем — 26%, безысходность и отсутствие перспектив — 25%, усталость, переутомление — 16%, семейные конфликты — 15%. Такая ситуация отрицательно влияет на взаимоотношения в
семье и выполнение родительской роли. Один из факторов, снижающих воспитательные возможности семей, особенно неполных семей, — сверхзанятость родителей, в 30% семей с детьми, где один или оба родителя вынуждены подрабатывать [5].
Многие из них стремятся обеспечить детям максимальное удовлетворение их потребностей, в том числе и в хорошем образовании, разностороннем развитии, что требует значительных материальных затрат. Но, зарабатывая средства для детей, родители вынуждены лишать их семейного общения.
Ситуация усугубляется еще и тем, что недостаточно развита инфраструктура для семейного отдыха.
Депрессия и снижения самооценки, переживаемые безработными родителями, недостаток материальных средств сказываются на психологическом самочувствии и социальной идентификации детей. Одним из факторов, определяющих социально-экономическое положение детей в России, является общий уровень жизни, среднемесячная заработная плата. В группу малообеспеченных, прежде всего, попадают многодетные и неполные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи с малолетними детьми. В последнее время в тяжелом положении находятся дети-сироты, семьи с детьми, где оба родителя инвалиды [6].
В 2003 году выявлено и учтено в России 127,1 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что на 1 тыс. меньше, чем в 2002 году. Кроме того, в 2002 году выявлено, но не устроено осталось 13 тыс. детей. Таким образом, в 2003 году число нуждающихся в устройстве практически не изменилось.
Наличие выявленных, но не устроенных детей объясняется необходимостью определенного временного интервала на их устройство, в то время как данные статистики собираются на определенный момент времени.
Этот контингент состоит из детей, которые не изъяты из семьи после лишения родительских прав, находятся в приютах, медицинских учреждениях, учреждениях Министерства внутренних дел, дальнейшее устройство которых находится в стадии решения.
Количество выявленных, но не устроенных детей к началу отчетного года достаточно стабильно — если в 2002 году их было 12,0 тыс., то в 2003 году — 12,9 тыс. За 2003 год устроено 126,9 тыс. детей, неустроенными остались на 01.01.2004 г. — 13,2 тыс. детей.
Из сотен тысяч детей-сирот, находящихся на попечении государства, 95% — это сироты при живых родителях. Сохраняется высокий уровень числа новорожденных детей-инвалидов, которых родители вынуждены передавать в государственные учреждения, тк. не налажена работа служб медико-социальной и социально-бытовой помощи в семье, имеющей ребенка-инвалида.
Не может не вызывать тревогу судьба младенцев, оставшихся без родителей после рождения в результате отказа от них. Оказываясь в изоляции сразу после рождения, дети отстают в развитии. Эти потери невосполнимы, дети, разлученные с родителями, утрачивают эмоциональный потенциал, не поддаются реабилитации.
Так, по г. Тольятти Самарской области статистика по количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такова: 1998 год — 1544 чел., 1999 год—1670 чел., 2000 год — 1854 чел., 2001 год —1899 чел, 2002 год — 2147 чел., 2003 год — 2640 чел.
Численность детей, воспитывающихся в государственных и детских учреждениях, увеличилась с 398 чел. в 1998 году до 729 человек в 2003 году [7] .
История показывает, что само наличие беспризорных детей свидетельствует о нездоровье общества, об упадке экономики, морали, нравственности. Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется нестабильностью, низкой культурой внутрисемейных отношений, в связи с чем появилось много вопросов и нерешенных проблем, связанных с устройством детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Теперь как никогда возникла необходимость систематизации и разработки приоритетных направлений, связанных с работой в домах ребенка, в учреждениях для детей специализированного профиля.
Учитывая значимость проблем детства для общества, его настоящего и будущего, они должны ставиться в центр внимания при формировании основных направлений социально-экономической политики современного российского государства [8] .
За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после Первой мировой войны и Октябрьского переворота 1917 г. и после Великой Отечественной войны. Если в 1945 году в России было около 678 тыс. детей-сирот, то сегодня их численность в два раза превышает количество воспитанников детских домов в период разрухи после гражданской и Отечественной войны. Если в первой половине XX века в России основную массу составляли круглые сироты, то в начале XXI века 80-90% — это «социальные» сироты. Ежегодно численность детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает в России примерно на 100 тыс.
Изменились и качественные характеристики данного явления. Истинной причиной социального сиротства становится критическое положение семьи. За период реформ, проводимых в стране, возросло число семей, состоящих на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание. По данным исследования ИСЭПН РАМ, в настоящее время в зоне социального неблагополучия находится 50% людей. Причем, если 20% — люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, 7% — просто неимущие, для которых проблемой является даже поддержание физиологических стандартов питания, то 10% — это социальное дно (ан-декласс) — люди, отвергнутые обществом и вычеркнутые из жизни [9].
Известны целые социальные группы, которые являются областями повышенного риска: это инженерно-технические работники, учителя, бывшие военнослужащие, мигранты, беженцы, одинокие матери, многодетные семьи. За 5 лет социальная несостоятельность этих людей «дала» стране миллион бомжей.
Устарело само понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Это связано с тем, что возникает «скрытое» социальное сиротство,
обусловленное фактическим невыполнением родителями своих обязанностей, и ребенок оставляет семью, в результате чего он остается без присмотра взрослых и предоставлен самому себе, то есть становится безнадзорным.
Безнадзорность — это социальный феномен, основной характеристикой которого является отсутствие у ребенка семьи или государственного попечения, надзора и контроля, обеспечивающих наличие реальных возможностей для его нормального физического, интеллектуального, духовно-нравственного воспитания [10].
Одна из основных причин безнадзорности — это жестокое обращение с детьми — следствие серьезного семейного неблагополучия. Различают четыре формы жестокого обращения:
а) физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, телесных повреждений (травм), которые могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического иди психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. Сюда также относятся тяжелые телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка;
б) сексуальные насилия или развращения — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознающего или не осознающего в силу нефункциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды;
в) психологическое насилие (эмоциональное) — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: унижение достоинства ребенка, открытое, демонстративное его неприятие и неприязнь, оскорбление, угроза в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, и т. д.;
г) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию [11].
Жестокое обращение провоцирует ребенка на уход из семьи. Официальная статистика не в состоянии отразить истинный масштаб этого процесса. Жестокость по отношению к детям, проявляемая не только родителями, но и учителями общеобразовательных школ, воспитателями детских домов и школ-интернатов, приобретает все более распространенный и тяжелый характер и является одной из причин безнадзорности.
Так, в 1996 году 50 тыс. детей ушли из семьи, 20 тыс. — из детских домов и интернатов. Органами милиции принимались меры по розыску 23-24 тыс. без вести пропавших несовершеннолетних. В приемники-распределители было доставлено 58 тыс. детей, из них — 10 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 33 тыс. — ушедших из семьи,
5,8 тыс. — самовольно покинувших детские дома и школы-интернаты, 653 ребенка ушли из специализированных учебно-воспитательных учреждений. Специализированные учреждения для несовершеннолетних всех типов приняли в 1996 году более 100 тыс. детей [12]. За год регистрируется около 6000 обращений в органы опеки по поводу защиты прав детей в семьях.
Федеральные данные о детях, убегающих из дома и живущих на улицах, имеют самый приблизительный характер. По самым скромным подсчетам, беспризорников насчитывается в настоящее время около 4 млн. [13]. В каждом крупном городе обитают от 20 до 45 тыс. беспризорных детей, а в Москве, по некоторым данным, — около 60 тыс. По данным УВД ЦОА Москвы, только в 1997 году в округе выявлено около 2 тыс. беспризорников [14].
Ослабление контроля и влияния школы тоже является одним из факторов распространения безнадзорности. Тысячи детей школьного возраста не посещают школу. Специалисты считают, что 3-4 месяца в беспризорном режиме составляют порог десоциализации. Чем больше срок беспризорни-чества, тем оно опаснее. У этих детей нет ни профессии, ни образования, ни психологического ресурса, чтобы подняться. Самый распространенный путь — в криминальные группировки. По данным криминологов, через эту полубандитскую школу прошли до 60% подростков, а практически 100% детей, совершивших умышленные преступления, были и остаются членами неформальных и полукриминальных сообществ. Есть данные, что в больших городах нет ни одного ребенка, особенно в маргинальных «спальных» районах, который бы автоматически не попадал в группировку. Причем в 25% случаев это происходило по достижении ребенком 7-8 лет.
Практически не снижается уровень преступности среди детей. В 1999 г. было совершено несовершеннолетними или при их соучастии 208313 преступлений, в 2001 г. — 185379. Специалисты отмечают рост профессионализации детской преступности, возрастающую техническую оснащенность детских банд, их вооруженность. Хотя и имеются данные, что число несовершеннолетних, не имеющих родителей, совершивших правонарушения, снизилось с 31,3 тыс. в 1997 году до 29,1 тыс. в 1999 году [15] (сама цифра не утешает).
Продолжается рост количества детей, употребляющих токсические и наркотические вещества (в 1999 году по сравнению с 1996 годом на 76%). На профилактическом учете (эпизодическое употребление) состоит 7141 ребенок, что больше на 30% по сравнению с 1996 г. В 1997 году за медицинской помощью вследствие отравления алкоголем, ядами обратилось
2 478 детей. В 20% случаев прием яда был совершен сознательно и зарегистрирован как суицидальная попытка. Не снижается уровень наркомании среди детей. Несмотря на некоторое снижение числа детей, помещаемых в центры временной изоляции (в 2000 г. — 30 017, в 2001 г. — 24 441), эти цифры не могут не тревожить.
Еще одной особенностью проявления социального сиротства является уровень здоровья детей. Изначально, еще до попадания ребенка в учреж-
дение, потенциал здоровья во многом определяется уровнем здоровья родителей. Чаще всего родители отказных детей ведут асоциальный образ жизни, пьянствуют, проживают в антисанитарных условиях, имеют социально значимые заболевания (в том числе венерические, туберкулез) и нередко заражают ими детей.
Значительно влияние ряда факторов на качество здоровья будущих сирот уже при рождении. Зачастую рождение ребенка у родителей, которых впоследствии лишили родительских прав, не планировалось или было нежелательно, и это отрицательно влияет на внутриутробное развитие. Низкий уровень жизни нередко безработных супругов обусловливает не только негативный эмоционально-психологический фон в период вынашивания ребенка, но и неадекватное потребностям беременных питание будущих матерей. Если от ребенка отказывается «брошенная» женщина, перенесшая стресс во время беременности, это также неблагоприятно отражается на его психическом и физическом здоровье. Среди основных причин, влияющих на внутриутробное развитие, специалисты называют: отсутствие социальной поддержки, многодетность, отсутствие медицинского наблюдения во время беременности. До 35% отказных детей рождаются недоношенными [16].
Дети, оторванные от матери в возрасте до 2-3 лет, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, не подлежащие реабилитации. Ранняя психическая депривация сказывается и на общем соматическом здоровье ребенка [17]. Все это обусловливает низкий уровень потенциала здоровья детей-сирот. Поступающие в дома ребенка дети в большинстве своем уже имеют многочисленные расстройства физического и психического здоровья, что обусловлено негативной наследственностью.
Среди детей, воспитывающихся в домах ребенка, 81% отстают в психическом развитии, у 57% отмечается отставание в физическом развитии [18]. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к 3-5 группам здоровья (наиболее низким). Помимо последствий органического поражения мозга, у 30% отмечается хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, энурезы и т. д. [19] «Дети улицы», попадающие в социозащитные учреждения, ослаблены, нередко страдают туберкулезом, педикулезом, и этим спектр их болезней не исчерпывается.
Среди детей-сирот значительна доля детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Исследования, проводимые Центром обучения и исследования благосостояния по организации реабилитационной работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите, показывают, что длительное содержание детей в интернатных учреждениях задерживает их общее интеллектуальное развитие, а не только физическое и психическое.
Таким образом, особенностями проявления социального сиротства в современной России являются:
1. Увеличение доли «социальных» сирот — детей, оставшихся без попечения родителей;
2 Возникновение феномена «скрытого» сиротства, когда дети остаются фактически безнадзорными;
3 Рост численности безнадзорных детей (включая беспризорных), покинувших семьи и учреждения для сирот;
4. Пополнение за счет безнадзорных детей рядов криминальных группировок, повышение уровня детской преступности;
5. Рост детского алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Анализ научных исследований, публицистики показывает, что существует достаточно большое количество причин и условий, приводящих к появлению обездоленных детей. При их конкретизации мы одновременно остановимся и на механизмах решения проблем данной категории детей.
Во-первых, участились случаи отказа родителей от детей, в том числе и при рождении. При этом, как показывают данные, количество детей, от которых отказались родители, постоянно продолжает расти. В основном причинами отказа являются социально-экономические факторы.
Во-вторых, в последние годы появился термин «рыночный ребенок». Молодые женщины приезжают в большие города работать, устроиться не могут и поэтому идут работать на рынок, условий жизни у них нет и потому они оставляют детей в родильных домах. Чтобы устранить это явление, по нашему мнению, необходимо изменить Семейный кодекс, внести поправки в Конституцию, которые бы усилили ответственность родителей за жизнь и воспитание детей.
В-третьих, в последнее время все чаще обнаруживаются факты, когда родители не заботятся о своих детях, а перекладывают воспитание на дедушек, бабушек и других родственников. Отсутствие заботы о ребенке в таком случае очень трудно выявить. Здесь необходим механизм контроля, который может быть следующим: это введение совета по защите прав детей на всех уровнях, который должен выявлять нарушение прав ребенка в семье, образовательных учреждениях. Необходимо также внести изменения в понятия «родительские права» и «родительская ответственность». Для решения этих вопросов необходима программа взаимодействия разных ведомств.
В-четвцртых, имеет место эксплуатация детей в семье (экономическая, сексуальная). Для борьбы с этим явлением необходимо внести поправку в Конституцию РФ или принять закон о предотвращении насилия в семье.
В-пятых, чрезвычайную распространцнность получили факты жестокого отношения к детям (побои, истязания, безнадзорность). В связи с этим необходимо определиться, кто выявляет таких детей.
В-шестых, вызывает озабоченность состояние здоровья детей (алкоголь, наркомания, токсикомания, психические расстройства). В этом вопросе главная роль отводится здравоохранению (организация центров и лечение в них), образованию и социальной защите (психологические центры, центры реабилитации), но сейчас такой механизм не отработан [20].
Кроме этого, в теории выделяют ряд условий, которые провоцируют социальное сиротство.
1. Социально-экономические — это безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, материального уровня жизни, рост цен, обнищание семьи. К сожалению, нет государственной политики экономической поддержки семьи, потому что самая главная причина, которая порождает сиротство, — это экономическая, она имеет самое трудное устранение. Эта задача должна решаться государством. Сейчас как никогда путем закона о социальных гарантиях граждан введены различные доплаты до уровня прожиточного минимума.
2. Кризис семьи, распад семьи, рост внебрачной рождаемости, семейный алкоголизм, наркомания. Для ликвидации данных явлений надо изменить политику в области подготовки к семейной жизни, ввести учреждения социально-педагогической поддержки.
3. Педагогическая несостоятельность семьи — это утрата традиций семьи, безнадзорность, отсутствие ценностей семьи, снижение воспитательного потенциала. Чтобы устранить эти причины, необходимо формировать ценности ребенка для общества и семьи.
4. Снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение детских общественных организаций, переориентация дополнительного образования.
5. Социальная политика государства — отсутствие государственной социальной политики защиты и поддержки детства, чтобы эти причины преодолеть, необходимо создать в каждом районе, городе системы социально-педагогической поддержки детства с учетом региональных условий.
6. Исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками, родителями по месту жительства. Для восстановления этой работы необходимо проведение на муниципальном уровне различных праздников, акций, игр, клубов.
7. Развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных форм духовности и нравственности. Для этого необходимо создавать молодежные организации с идеалами духовности и нравственности, привлекать к этой работе служителей церкви, прививать любовь к Отечеству.
8. Недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав, также является важной проблемой сиротства в России.
Кроме того, дети, которые нуждаются в государственной помощи и поддержке, — прежде всего, это дети муниципального образования, района, области. Помощь и поддержку им необходимо оказывать на месте, по месту жительства ребенка.
Недопустимым должно стать положение о том, что ребенка нужно отправить за несколько тысяч километров от места его жительства и забыть о нем, пока он не вернется взрослым.
Анализ основных факторов попадания детей в разного рода учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, врожденными хроническими патологиями, инвалидностью. Эти причины разнообразны, но они подтверждают, что сиротство в России является проблемой.
«Самым главным недостатком является то, что момент выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, отстает от возможности оказания им помощи» [21].
Такая важная социальная проблема, как проблема сиротства в России, должна разрешаться поэтапно, с привлечением различных служб и ведомств, в том числе и законодателей.
Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года призваны обеспечить мобилизацию финансовых, материальных и других ресурсов для решения приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, создание им благоприятных условий для развития не только в семье, но и в домах ребенка.
Анализ основных факторов еще раз подтверждает, что сиротство в России сформировалось как проблема, над которой необходимо работать как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Закомолдина Т. О. Информационная поддержка принятия решений в области социальной защиты населения региона : автореф. дис. ... канд. соц. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001. С. 3—4.
2. Павленок П. Д. Проблемы семьи. М. : Прогресс, 2001. С. 14.
3. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. М. : Госкомстат России КРОС, 2003.
4. Гусарова Г. Н. О положении детей в РФ. М., 2002. С. 13.
5. Голов С. И. Стабильность семьи. М., 2001. С. 17.
6. Ваганов Н. Н. Стратегия охраны здоровья женщин и детей // Семья в России. 2003. № 1. С. 23.
7. Светкина Г. Д. Доклад на коллегии Главного Управления социальной защиты населения Самарской области (декабрь 2003 г.). Самара, 2003.
8. Харчев Н. Г. Современная семья и ее проблемы. М, 1995. С. 12.
9. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми и модель образовательного учреждения нового типа для детей, нуждающихся в государственной защите: сб. матер. Вып. 1. М. : Квадра-тум, 2000. С. 7.
10. Рыбинский Е. М. Социальные реальности детства в современном российском обществе. Дисс... дсоц.н. в виде научного доклада / НИИ детства РДФ. М., 1998. С. 40.
11. Гайдаренко Н. В., Ярославская Н. Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми // Актуальные проблемы современного детства : сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. Е М. Рыбинского. М. : НИИ детства РДФ, 1993.
12. Новая модель организации работы местного самоуправления.. С. 7.
13. Там же. С .8.
14. Рыбинский Е. М. Указ. раб. С. 41.
15. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в РФ». 2000 год. М. : Синергия, 2000. С. 58.
16. Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы) : учеб.-метод пособие. М., 1994. С. 85—87, 100—122.
17. Брутман В. И. Причины социального сиротства: аналитический взгляд на проблему // Социальная работа. 1998. № 2/5. С. 36—41.
18. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в РФ». 2000 год. С. 42.
19. Концепция предупреждения социального сиротства и развитие образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М. : ИСПиП, 2000. С. 8—9.
20. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Опыт исследований обездоленных детей. М. : Изд. УРАО, 2003. С. 25—27.
21. Быков А. В. Положение детей в России. М., 2003. С. 32.