Научная статья на тему 'О законодательной регламентации социального сиротства в современной России'

О законодательной регламентации социального сиротства в современной России Текст научной статьи по специальности «Право социального обеспечения»

CC BY
249
36
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / сиротство
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «О законодательной регламентации социального сиротства в современной России»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2009. № 1 (5)

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ регламентации социального сиротства в современной россии

© Т. О. Закомолдина

Закомолдина Тамара Олеговна

кандидат

социологических наук доцент кафедры социального управления филиала ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Тольятти

член Евразийской академии административных наук, Заслуженный работник социальной зашиты населения РФ г. Тольятти

В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия в России в условиях перехода к рыночной экономике возросла опасность социальной напряженности, которая усугубляется такими факторами, как:

— резкое снижение самосознания и обострение национальной нетерпимости,

— экономический кризис, вызывающий обострения и рост хронических заболеваний, инвалидности, рождения детей с различными заболеваниями,

— снижение социального положения, ухудшение стандартов образа жизни и потребления для существенной части населения,

— резкое изменение социальных отношений, ломка привычных стереотипов жизненного опыта,

— потеря социальных перспектив,

— повышение конфликтности, агрессивности в социальных и личностных отношениях [1].

Общественные преобразования, которые происходят в России, захватили и сферу семейных отношений. Острый социальный кризис отразился не только на материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи [2].

В этих условиях как никогда возрастает значимость социальной защиты семьи, материнства и детства как особого вида деятельности, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подчеркнем, что в настоящее время сложились такие условия, при которых семьи, воспитывающие детей, и дети, оставшиеся без попечения родителей, как никогда нуждаются в государственной поддержке.

Россия занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. Население страны по итогам переписи 2002 года составило 145,2 млн. человека, что на 1,8 млн. человек превысило текущую оценку численности населения. По сравнению с переписью населения 1989 года численность населения уменьшилась на 1,8 млн. человек, в том числе в городских поселениях на 1,6 млн. человек, в сельской местности — на 0,5 млн. человек.

Численность женщин на 10 млн. превысила численность мужчин (77,6 млн. человек против 67,6 млн. человек). На 1 000 мужчин приходилось

1 147 женщин (в 1989 г. — 1 140). Преобладающая численность женщин над численностью мужчин отмечается, начиная с 33-летнего возраста.

Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 89,0 млн. человек (или 61%), моложе трудоспособного возраста, т. е. дети — 26,3 млн. человек или 18%, старше трудоспособного возраста — 29,8 млн. человек или 21%.

Как и для большинства европейских стран, для России характерно старение населения. По сравнению с переписью 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на 3 года и составил 37,7 лет: мужчин — 35,2 лет, женщин — 40 лет [3].

Коэффициент рождаемости в настоящее время снизился с 9,6 до 9,4. Почти каждый пятый младенец рождается матерью, не достигшей возраста 20 лет, 3,3 тыс. женщин родили в возрасте 15 лет и моложе, 14,5 тыс. — в возрасте 16 лет, 39,1 тыс. — в возрасте 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составил 4% в общем числе родившихся.

Сокращается число многодетных семей, их удельный вес сократился с 9,9% до 9,4%, в большинстве своем в этих семьях — трое детей, в сельской местности многодетные семьи распространены больше (11,8%), чем в городах (6%) [4].

Семья, являющаяся основным институтом развития ребенка, его социализации, испытывает на себе воздействие как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в обществе. Семья — главная и естественная среда социальной и биологической защиты ребенка — оказалась в современных условиях в критической ситуации. С одной стороны, нагрузка и ответственность родителей в воспитании детей возросли. Значительная часть семей отказывается от услуг детских дошкольных и внешкольных учреждений, полностью возлагая на себя задачи по уходу за детьми и их воспитанию. За родителями и детьми остается выбор мировоззрения и поиск профессиональных ориентиров в новом информационном поле. Основные проблемы, которые тревожат российскую семью, — это неуверенность в будущем — 26%, безысходность и отсутствие перспектив — 25%, усталость, переутомление — 16%, семейные конфликты — 15%. Такая ситуация отрицательно влияет на взаимоотношения в

семье и выполнение родительской роли. Один из факторов, снижающих воспитательные возможности семей, особенно неполных семей, — сверхзанятость родителей, в 30% семей с детьми, где один или оба родителя вынуждены подрабатывать [5].

Многие из них стремятся обеспечить детям максимальное удовлетворение их потребностей, в том числе и в хорошем образовании, разностороннем развитии, что требует значительных материальных затрат. Но, зарабатывая средства для детей, родители вынуждены лишать их семейного общения.

Ситуация усугубляется еще и тем, что недостаточно развита инфраструктура для семейного отдыха.

Депрессия и снижения самооценки, переживаемые безработными родителями, недостаток материальных средств сказываются на психологическом самочувствии и социальной идентификации детей. Одним из факторов, определяющих социально-экономическое положение детей в России, является общий уровень жизни, среднемесячная заработная плата. В группу малообеспеченных, прежде всего, попадают многодетные и неполные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи с малолетними детьми. В последнее время в тяжелом положении находятся дети-сироты, семьи с детьми, где оба родителя инвалиды [6].

В 2003 году выявлено и учтено в России 127,1 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что на 1 тыс. меньше, чем в 2002 году. Кроме того, в 2002 году выявлено, но не устроено осталось 13 тыс. детей. Таким образом, в 2003 году число нуждающихся в устройстве практически не изменилось.

Наличие выявленных, но не устроенных детей объясняется необходимостью определенного временного интервала на их устройство, в то время как данные статистики собираются на определенный момент времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этот контингент состоит из детей, которые не изъяты из семьи после лишения родительских прав, находятся в приютах, медицинских учреждениях, учреждениях Министерства внутренних дел, дальнейшее устройство которых находится в стадии решения.

Количество выявленных, но не устроенных детей к началу отчетного года достаточно стабильно — если в 2002 году их было 12,0 тыс., то в 2003 году — 12,9 тыс. За 2003 год устроено 126,9 тыс. детей, неустроенными остались на 01.01.2004 г. — 13,2 тыс. детей.

Из сотен тысяч детей-сирот, находящихся на попечении государства, 95% — это сироты при живых родителях. Сохраняется высокий уровень числа новорожденных детей-инвалидов, которых родители вынуждены передавать в государственные учреждения, тк. не налажена работа служб медико-социальной и социально-бытовой помощи в семье, имеющей ребенка-инвалида.

Не может не вызывать тревогу судьба младенцев, оставшихся без родителей после рождения в результате отказа от них. Оказываясь в изоляции сразу после рождения, дети отстают в развитии. Эти потери невосполнимы, дети, разлученные с родителями, утрачивают эмоциональный потенциал, не поддаются реабилитации.

Так, по г. Тольятти Самарской области статистика по количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такова: 1998 год — 1544 чел., 1999 год—1670 чел., 2000 год — 1854 чел., 2001 год —1899 чел, 2002 год — 2147 чел., 2003 год — 2640 чел.

Численность детей, воспитывающихся в государственных и детских учреждениях, увеличилась с 398 чел. в 1998 году до 729 человек в 2003 году [7] .

История показывает, что само наличие беспризорных детей свидетельствует о нездоровье общества, об упадке экономики, морали, нравственности. Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется нестабильностью, низкой культурой внутрисемейных отношений, в связи с чем появилось много вопросов и нерешенных проблем, связанных с устройством детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Теперь как никогда возникла необходимость систематизации и разработки приоритетных направлений, связанных с работой в домах ребенка, в учреждениях для детей специализированного профиля.

Учитывая значимость проблем детства для общества, его настоящего и будущего, они должны ставиться в центр внимания при формировании основных направлений социально-экономической политики современного российского государства [8] .

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после Первой мировой войны и Октябрьского переворота 1917 г. и после Великой Отечественной войны. Если в 1945 году в России было около 678 тыс. детей-сирот, то сегодня их численность в два раза превышает количество воспитанников детских домов в период разрухи после гражданской и Отечественной войны. Если в первой половине XX века в России основную массу составляли круглые сироты, то в начале XXI века 80-90% — это «социальные» сироты. Ежегодно численность детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает в России примерно на 100 тыс.

Изменились и качественные характеристики данного явления. Истинной причиной социального сиротства становится критическое положение семьи. За период реформ, проводимых в стране, возросло число семей, состоящих на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание. По данным исследования ИСЭПН РАМ, в настоящее время в зоне социального неблагополучия находится 50% людей. Причем, если 20% — люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, 7% — просто неимущие, для которых проблемой является даже поддержание физиологических стандартов питания, то 10% — это социальное дно (ан-декласс) — люди, отвергнутые обществом и вычеркнутые из жизни [9].

Известны целые социальные группы, которые являются областями повышенного риска: это инженерно-технические работники, учителя, бывшие военнослужащие, мигранты, беженцы, одинокие матери, многодетные семьи. За 5 лет социальная несостоятельность этих людей «дала» стране миллион бомжей.

Устарело само понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Это связано с тем, что возникает «скрытое» социальное сиротство,

обусловленное фактическим невыполнением родителями своих обязанностей, и ребенок оставляет семью, в результате чего он остается без присмотра взрослых и предоставлен самому себе, то есть становится безнадзорным.

Безнадзорность — это социальный феномен, основной характеристикой которого является отсутствие у ребенка семьи или государственного попечения, надзора и контроля, обеспечивающих наличие реальных возможностей для его нормального физического, интеллектуального, духовно-нравственного воспитания [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одна из основных причин безнадзорности — это жестокое обращение с детьми — следствие серьезного семейного неблагополучия. Различают четыре формы жестокого обращения:

а) физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, телесных повреждений (травм), которые могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического иди психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. Сюда также относятся тяжелые телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка;

б) сексуальные насилия или развращения — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознающего или не осознающего в силу нефункциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды;

в) психологическое насилие (эмоциональное) — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: унижение достоинства ребенка, открытое, демонстративное его неприятие и неприязнь, оскорбление, угроза в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, и т. д.;

г) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию [11].

Жестокое обращение провоцирует ребенка на уход из семьи. Официальная статистика не в состоянии отразить истинный масштаб этого процесса. Жестокость по отношению к детям, проявляемая не только родителями, но и учителями общеобразовательных школ, воспитателями детских домов и школ-интернатов, приобретает все более распространенный и тяжелый характер и является одной из причин безнадзорности.

Так, в 1996 году 50 тыс. детей ушли из семьи, 20 тыс. — из детских домов и интернатов. Органами милиции принимались меры по розыску 23-24 тыс. без вести пропавших несовершеннолетних. В приемники-распределители было доставлено 58 тыс. детей, из них — 10 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 33 тыс. — ушедших из семьи,

5,8 тыс. — самовольно покинувших детские дома и школы-интернаты, 653 ребенка ушли из специализированных учебно-воспитательных учреждений. Специализированные учреждения для несовершеннолетних всех типов приняли в 1996 году более 100 тыс. детей [12]. За год регистрируется около 6000 обращений в органы опеки по поводу защиты прав детей в семьях.

Федеральные данные о детях, убегающих из дома и живущих на улицах, имеют самый приблизительный характер. По самым скромным подсчетам, беспризорников насчитывается в настоящее время около 4 млн. [13]. В каждом крупном городе обитают от 20 до 45 тыс. беспризорных детей, а в Москве, по некоторым данным, — около 60 тыс. По данным УВД ЦОА Москвы, только в 1997 году в округе выявлено около 2 тыс. беспризорников [14].

Ослабление контроля и влияния школы тоже является одним из факторов распространения безнадзорности. Тысячи детей школьного возраста не посещают школу. Специалисты считают, что 3-4 месяца в беспризорном режиме составляют порог десоциализации. Чем больше срок беспризорни-чества, тем оно опаснее. У этих детей нет ни профессии, ни образования, ни психологического ресурса, чтобы подняться. Самый распространенный путь — в криминальные группировки. По данным криминологов, через эту полубандитскую школу прошли до 60% подростков, а практически 100% детей, совершивших умышленные преступления, были и остаются членами неформальных и полукриминальных сообществ. Есть данные, что в больших городах нет ни одного ребенка, особенно в маргинальных «спальных» районах, который бы автоматически не попадал в группировку. Причем в 25% случаев это происходило по достижении ребенком 7-8 лет.

Практически не снижается уровень преступности среди детей. В 1999 г. было совершено несовершеннолетними или при их соучастии 208313 преступлений, в 2001 г. — 185379. Специалисты отмечают рост профессионализации детской преступности, возрастающую техническую оснащенность детских банд, их вооруженность. Хотя и имеются данные, что число несовершеннолетних, не имеющих родителей, совершивших правонарушения, снизилось с 31,3 тыс. в 1997 году до 29,1 тыс. в 1999 году [15] (сама цифра не утешает).

Продолжается рост количества детей, употребляющих токсические и наркотические вещества (в 1999 году по сравнению с 1996 годом на 76%). На профилактическом учете (эпизодическое употребление) состоит 7141 ребенок, что больше на 30% по сравнению с 1996 г. В 1997 году за медицинской помощью вследствие отравления алкоголем, ядами обратилось

2 478 детей. В 20% случаев прием яда был совершен сознательно и зарегистрирован как суицидальная попытка. Не снижается уровень наркомании среди детей. Несмотря на некоторое снижение числа детей, помещаемых в центры временной изоляции (в 2000 г. — 30 017, в 2001 г. — 24 441), эти цифры не могут не тревожить.

Еще одной особенностью проявления социального сиротства является уровень здоровья детей. Изначально, еще до попадания ребенка в учреж-

дение, потенциал здоровья во многом определяется уровнем здоровья родителей. Чаще всего родители отказных детей ведут асоциальный образ жизни, пьянствуют, проживают в антисанитарных условиях, имеют социально значимые заболевания (в том числе венерические, туберкулез) и нередко заражают ими детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительно влияние ряда факторов на качество здоровья будущих сирот уже при рождении. Зачастую рождение ребенка у родителей, которых впоследствии лишили родительских прав, не планировалось или было нежелательно, и это отрицательно влияет на внутриутробное развитие. Низкий уровень жизни нередко безработных супругов обусловливает не только негативный эмоционально-психологический фон в период вынашивания ребенка, но и неадекватное потребностям беременных питание будущих матерей. Если от ребенка отказывается «брошенная» женщина, перенесшая стресс во время беременности, это также неблагоприятно отражается на его психическом и физическом здоровье. Среди основных причин, влияющих на внутриутробное развитие, специалисты называют: отсутствие социальной поддержки, многодетность, отсутствие медицинского наблюдения во время беременности. До 35% отказных детей рождаются недоношенными [16].

Дети, оторванные от матери в возрасте до 2-3 лет, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, не подлежащие реабилитации. Ранняя психическая депривация сказывается и на общем соматическом здоровье ребенка [17]. Все это обусловливает низкий уровень потенциала здоровья детей-сирот. Поступающие в дома ребенка дети в большинстве своем уже имеют многочисленные расстройства физического и психического здоровья, что обусловлено негативной наследственностью.

Среди детей, воспитывающихся в домах ребенка, 81% отстают в психическом развитии, у 57% отмечается отставание в физическом развитии [18]. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к 3-5 группам здоровья (наиболее низким). Помимо последствий органического поражения мозга, у 30% отмечается хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, энурезы и т. д. [19] «Дети улицы», попадающие в социозащитные учреждения, ослаблены, нередко страдают туберкулезом, педикулезом, и этим спектр их болезней не исчерпывается.

Среди детей-сирот значительна доля детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Исследования, проводимые Центром обучения и исследования благосостояния по организации реабилитационной работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите, показывают, что длительное содержание детей в интернатных учреждениях задерживает их общее интеллектуальное развитие, а не только физическое и психическое.

Таким образом, особенностями проявления социального сиротства в современной России являются:

1. Увеличение доли «социальных» сирот — детей, оставшихся без попечения родителей;

2 Возникновение феномена «скрытого» сиротства, когда дети остаются фактически безнадзорными;

3 Рост численности безнадзорных детей (включая беспризорных), покинувших семьи и учреждения для сирот;

4. Пополнение за счет безнадзорных детей рядов криминальных группировок, повышение уровня детской преступности;

5. Рост детского алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Анализ научных исследований, публицистики показывает, что существует достаточно большое количество причин и условий, приводящих к появлению обездоленных детей. При их конкретизации мы одновременно остановимся и на механизмах решения проблем данной категории детей.

Во-первых, участились случаи отказа родителей от детей, в том числе и при рождении. При этом, как показывают данные, количество детей, от которых отказались родители, постоянно продолжает расти. В основном причинами отказа являются социально-экономические факторы.

Во-вторых, в последние годы появился термин «рыночный ребенок». Молодые женщины приезжают в большие города работать, устроиться не могут и поэтому идут работать на рынок, условий жизни у них нет и потому они оставляют детей в родильных домах. Чтобы устранить это явление, по нашему мнению, необходимо изменить Семейный кодекс, внести поправки в Конституцию, которые бы усилили ответственность родителей за жизнь и воспитание детей.

В-третьих, в последнее время все чаще обнаруживаются факты, когда родители не заботятся о своих детях, а перекладывают воспитание на дедушек, бабушек и других родственников. Отсутствие заботы о ребенке в таком случае очень трудно выявить. Здесь необходим механизм контроля, который может быть следующим: это введение совета по защите прав детей на всех уровнях, который должен выявлять нарушение прав ребенка в семье, образовательных учреждениях. Необходимо также внести изменения в понятия «родительские права» и «родительская ответственность». Для решения этих вопросов необходима программа взаимодействия разных ведомств.

В-четвцртых, имеет место эксплуатация детей в семье (экономическая, сексуальная). Для борьбы с этим явлением необходимо внести поправку в Конституцию РФ или принять закон о предотвращении насилия в семье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-пятых, чрезвычайную распространцнность получили факты жестокого отношения к детям (побои, истязания, безнадзорность). В связи с этим необходимо определиться, кто выявляет таких детей.

В-шестых, вызывает озабоченность состояние здоровья детей (алкоголь, наркомания, токсикомания, психические расстройства). В этом вопросе главная роль отводится здравоохранению (организация центров и лечение в них), образованию и социальной защите (психологические центры, центры реабилитации), но сейчас такой механизм не отработан [20].

Кроме этого, в теории выделяют ряд условий, которые провоцируют социальное сиротство.

1. Социально-экономические — это безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, материального уровня жизни, рост цен, обнищание семьи. К сожалению, нет государственной политики экономической поддержки семьи, потому что самая главная причина, которая порождает сиротство, — это экономическая, она имеет самое трудное устранение. Эта задача должна решаться государством. Сейчас как никогда путем закона о социальных гарантиях граждан введены различные доплаты до уровня прожиточного минимума.

2. Кризис семьи, распад семьи, рост внебрачной рождаемости, семейный алкоголизм, наркомания. Для ликвидации данных явлений надо изменить политику в области подготовки к семейной жизни, ввести учреждения социально-педагогической поддержки.

3. Педагогическая несостоятельность семьи — это утрата традиций семьи, безнадзорность, отсутствие ценностей семьи, снижение воспитательного потенциала. Чтобы устранить эти причины, необходимо формировать ценности ребенка для общества и семьи.

4. Снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение детских общественных организаций, переориентация дополнительного образования.

5. Социальная политика государства — отсутствие государственной социальной политики защиты и поддержки детства, чтобы эти причины преодолеть, необходимо создать в каждом районе, городе системы социально-педагогической поддержки детства с учетом региональных условий.

6. Исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками, родителями по месту жительства. Для восстановления этой работы необходимо проведение на муниципальном уровне различных праздников, акций, игр, клубов.

7. Развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных форм духовности и нравственности. Для этого необходимо создавать молодежные организации с идеалами духовности и нравственности, привлекать к этой работе служителей церкви, прививать любовь к Отечеству.

8. Недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав, также является важной проблемой сиротства в России.

Кроме того, дети, которые нуждаются в государственной помощи и поддержке, — прежде всего, это дети муниципального образования, района, области. Помощь и поддержку им необходимо оказывать на месте, по месту жительства ребенка.

Недопустимым должно стать положение о том, что ребенка нужно отправить за несколько тысяч километров от места его жительства и забыть о нем, пока он не вернется взрослым.

Анализ основных факторов попадания детей в разного рода учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, врожденными хроническими патологиями, инвалидностью. Эти причины разнообразны, но они подтверждают, что сиротство в России является проблемой.

«Самым главным недостатком является то, что момент выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, отстает от возможности оказания им помощи» [21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такая важная социальная проблема, как проблема сиротства в России, должна разрешаться поэтапно, с привлечением различных служб и ведомств, в том числе и законодателей.

Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года призваны обеспечить мобилизацию финансовых, материальных и других ресурсов для решения приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, создание им благоприятных условий для развития не только в семье, но и в домах ребенка.

Анализ основных факторов еще раз подтверждает, что сиротство в России сформировалось как проблема, над которой необходимо работать как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Закомолдина Т. О. Информационная поддержка принятия решений в области социальной защиты населения региона : автореф. дис. ... канд. соц. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001. С. 3—4.

2. Павленок П. Д. Проблемы семьи. М. : Прогресс, 2001. С. 14.

3. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. М. : Госкомстат России КРОС, 2003.

4. Гусарова Г. Н. О положении детей в РФ. М., 2002. С. 13.

5. Голов С. И. Стабильность семьи. М., 2001. С. 17.

6. Ваганов Н. Н. Стратегия охраны здоровья женщин и детей // Семья в России. 2003. № 1. С. 23.

7. Светкина Г. Д. Доклад на коллегии Главного Управления социальной защиты населения Самарской области (декабрь 2003 г.). Самара, 2003.

8. Харчев Н. Г. Современная семья и ее проблемы. М, 1995. С. 12.

9. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми и модель образовательного учреждения нового типа для детей, нуждающихся в государственной защите: сб. матер. Вып. 1. М. : Квадра-тум, 2000. С. 7.

10. Рыбинский Е. М. Социальные реальности детства в современном российском обществе. Дисс... дсоц.н. в виде научного доклада / НИИ детства РДФ. М., 1998. С. 40.

11. Гайдаренко Н. В., Ярославская Н. Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми // Актуальные проблемы современного детства : сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. Е М. Рыбинского. М. : НИИ детства РДФ, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Новая модель организации работы местного самоуправления.. С. 7.

13. Там же. С .8.

14. Рыбинский Е. М. Указ. раб. С. 41.

15. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в РФ». 2000 год. М. : Синергия, 2000. С. 58.

16. Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы) : учеб.-метод пособие. М., 1994. С. 85—87, 100—122.

17. Брутман В. И. Причины социального сиротства: аналитический взгляд на проблему // Социальная работа. 1998. № 2/5. С. 36—41.

18. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в РФ». 2000 год. С. 42.

19. Концепция предупреждения социального сиротства и развитие образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М. : ИСПиП, 2000. С. 8—9.

20. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Опыт исследований обездоленных детей. М. : Изд. УРАО, 2003. С. 25—27.

21. Быков А. В. Положение детей в России. М., 2003. С. 32.