Научная статья на тему 'О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАТОРОВ'

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ ЕВРОПЫ / ИНФОРМАТОР / ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / КОРРУПЦИЯ / РОЗЫСК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамедова Лейли Аловсат Гызы

С целью повышения эффективности борьбы с коррупционными преступлениями, в статье анализируются различные подходы по организации борьбы с коррупцией. Одним из них, по примеру ЕС является, принятие Закона «О защите информаторов». Предлагается внести дополнения в Закон АР «Об ОРД», который предусматривает защиту гласного информатора, представившего сведения, о преступлении и др. по мнению автора, указанные дополнения в значительной степени будут способствовать повышению результативности по борьбе с коррупционной экономической преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мамедова Лейли Аловсат Гызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LEGISLATIVE INITIATIVE TO ENSURE THE PROTECTION OF INFORMANTS

In order to improve the effectiveness of the fight against corruption crimes, the article analyzes various approaches to the organization of the fight against corruption. One of them, following the example of the EU, is the adoption of the Law "On the Protection of Informants." It is proposed to add to the Law of the AR "On the ORA," which provides for the protection of a public informant who has submitted information about a crime, etc., according to the author, these additions will significantly contribute to improving the effectiveness of the fight against corruption economic crime.

Текст научной работы на тему «О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАТОРОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_194

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАТОРОВ On the legislative initiative to ensure the protection of informants

МАМЕДОВА Лейли Аловсат гызы,

докторант кафедры криминалистики и судебной экспертизы Бакинского государственного университета. AZ 1148, Республика Азербайджан, г. Баку, ул. З. Халилова, 23. E-mail: ph_d@mail.ru;

MAMEDOVA Leyli Alovsat kyzy,

Doctoral student of the Department of Criminology and Forensic Examination Baku State University.

23 Z. Khalilova str., Baku, AZ 1148, Republic of Azerbaijan. E-mail: ph_d@mail.ru;

Краткая аннотация: С целью повышения эффективности борьбы с коррупционными преступлениями, в статье анализируются различные подходы по организации борьбы с коррупцией. Одним из них, по примеру ЕС является, принятие Закона «О защите информаторов». Предлагается внести дополнения в Закон АР «Об ОРД», который предусматривает защиту гласного информатора, представившего сведения, о преступлении и др. по мнению автора, указанные дополнения в значительной степени будут способствовать повышению результативности по борьбе с коррупционной экономической преступностью.

Abstract: In order to improve the effectiveness of the fight against corruption crimes, the article analyzes various approaches to the organization of the fight against corruption. One of them, following the example of the EU, is the adoption of the Law "On the Protection of Informants." It is proposed to add to the Law of the AR "On the ORA," which provides for the protection of a public informant who has submitted information about a crime, etc., according to the author, these additions will significantly contribute to improving the effectiveness of the fight against corruption economic crime.

Ключевые слова: Совет Европы, информатор, преследование, коррупция, розыск.

Keywords: Council of Europe, informant, prosecution, corruption, search.

Дата направления статьи в редакцию: 10.02.2022

Коррупция стала системным, массовым негативным явлением, пронизывающим все сферы жизнедеятельности [5]. Результаты исследования Евробарометра показывают, что коррупционные преступления обходятся европейской экономике примерно в 120 миллиардов евро в год; три четверти (76%) европейцев считают, что коррупция широко распространена, а более половины (56%) полагают, что уровень коррупции в их стране за последние три года увеличился [18]. Эти данные подтверждаются результатами социологического опроса, где 37% руководителей предприятий ЕС склонны считать, что коррупция является для них проблемой при ведении бизнеса. 60% согласны с утверждением, что взяточничество и использование связей часто являются самым простым способом получения определенных государственных подрядов [26]. Низкий риск и высокая прибыль, связанная с экономической преступностью, делают эту деятельность очень привлекательной для организованных преступных групп [23]. Эта проблема актуальна и для Азербайджанской Республики, где значительно количество преступлений в рассматриваемой сфере. Согласно данных уголовной статистики, за последнее время в Азербайджанской Республике значительно возросло количество преступ -лений в сфере экономической деятельности. Так, в 2018 году было зарегистрировано 26.381 преступлений. В сфере экономической деятельности этот показатель - 12.876 уголовных дел [17, с.15]. За 2020 год было зарегистрировано 26.004 преступления, где значительное количество преступлений было совершено в экономической сфере - 9.712 [2].

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости выработки эффективных государственных мер направленных на повышение эффективности борьбы с рассматриваемыми преступлениями. Как отмечает М.Н.Кулакова, такого рода политическое целеполагание требует серьезных научных разработок: во-первых, коррупции как системного криминального явления, выступающего в качестве объекта антикоррупционной политики; во-вторых, политики как сложнейшей системы государственной деятельности, а также организационно-управленческих возможностей этой системы [5]. Аналогичного мнения придерживается Т.В. Филоненко [13].

Для решения рассматриваемых задач существенная роль принадлежит изучению международной практики по борьбе с коррупционными преступлениями. Так, например, Конференция государств - участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая проходила 16-20 декабря 2019 года в Абу-Даби, с целью предупреждения коррупции разработала конкретные рекомендации [4].

За последнее время во многих странах ЕС получило распространение таких нарушений в экономической сфере, как безрассудные инвестиции, искажение финансовых отчетов и сговор с целью манипулирования межбанковскими процентными ставками [23]. Анализ практики ЕС и Совета Европы свидетельствует о выработке и применении эффективного механизма по борьбе с правонарушениями в рассматриваемой сфере [21].

Одним из наиболее эффективных средств в борьбе с преступлениями в экономической сфере, а также преступлениями коррупционного характера, по мнению ECCD, является внедрение в национальном законодательстве государств института «информаторов» [30].

В законодательстве многих зарубежных государств, предусмотрена деятельность гласных «информаторов» (осведомителей). Информатор - это лицо, обычно служащий, который, работая в частной, государственной или иной организации, и узнав о конкретных фактах, незаконной деятельности, связанной с растратой, мошенничеством или злоупотреблением средствами налогоплательщиков и других правонарушений, официально сообщает об этом в контролирующие органы, в средства массовой информации и пр. [20].

Те, кто становятся информаторами, могут, по своему усмотрению, раскрывать информацию или обвинения в адрес руководства орга-

низации по месту работы, как на территории страны, так и за ее пределами [3, с.7].

В настоящее время во многих странах приняты комплексные законы о защите информаторов, которые создают механизмы для сообщения о нарушениях и обеспечивают правовую защиту информаторов. Более 50 стран приняли ограниченные меры защиты в рамках своих законов о борьбе с коррупцией, свободе информации или занятости [19].

Проблема защиты информаторов для республик бывшего СССР не нова. Еще в бытность СССР в практике Коммунистической Партии, которая фактически заменяла органы государственного управления, безопасность граждан с такой позицией обеспечивалась партийными организациями на высшем партийном и государственном уровнях [11].

В 2010 году (Резолюция 1729) Парламентская ассамблея предложила государствам-членам Совета Европы принять законодательство, касающееся защиты информаторов [10]. Позже, на своем 1198-м заседании (30 апреля 2014 г.) Комитет министров Совета Европы принял Рекомендацию CM / Rec (2014) 7 «О защите информаторов», подготовленную Европейским комитетом по правовому сотрудничеству (CDCJ) Совета Европы [22].

При анализе рассматриваемой рекомендации «О защите информаторов» было установлено, что законодательство ЕС недостаточно эффективно защищает лиц, сообщающих о правонарушениях. Это являлось одной из причин того, что граждане ЕС порою уклоняются от активного противодействия рассматриваемым нарушениям. С целью устранения отмеченных недостатков было принято решение о проведении в этом направлении единой законодательной политики Европейского Союза. С этой целью директивой Европейского Союза № 2019/1937 от 23 октября 2019 г. было разработано и утверждено «Руководство Европейского Союза о защите информаторов» [25].

Рассматриваемый документ именуют еще как «Директива о разоблачении». В нем предусмотрен комплекс мер по защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Европейского Союза [16, с. 6]. Директива охватывает как государственный, так и частный секторы и предлагает защиту широкому кругу потенциальных информаторов - лицам, которые им помогают, а также другим связанным с ними физическим и юридическим лицам. Согласно Директиве меры защиты с согласия информатора могут включать следующее: временное назначение на другую должность; перевод в другое бюро или на другие функции, для исполнения которых информатор обладает квалификацией; отправку в специальный отпуск с полным сохранением оклада; или любую иную соответствующую меру, принимаемую на индивидуальной основе, включая меры безопасности [8, с. 9].

В Директиве отдельно указаны защитные функции по объектам информации, одним из наиболее важнейших которых является злоупотребления при осуществлении государственных закупок. Сектор государственных закупок является важным компонентом экономики и, следовательно, уязвимым местом для коррупции [27]. По оценкам специалистов, около 1% бюджета ЕС, который составляет более 1 миллиарда евро, ежегодно расходуется не по назначению [24, с. 4]. В 2014 году в антикоррупционном отчете ЕС подчеркнули, что государственные закупки особенно подвержены коррупции в странах-членах ЕС из-за несовершенных механизмов контроля и отсутствия подходов к управлению рисками [18].

Для противодействия этому, Европейский Союз в своих Директивах о государственных закупках ввел меры, направленные на выявление коррупционных практик (таких как использование электронных закупок, ведение документации и механизмы конфликта интересов и др.). Однако, несмотря на это, незаконная практика все еще имеет место. В то же время, согласно закону об «Информаторах», благодаря тесному контакту с системой закупок, граждане, работающие в рассматриваемом секторе, могут эффективно способствовать выявлению незаконных процедур при государственных закупках, раскрывая информацию, которая может быть недоступна или очевидна. Следовательно, их защита способствует борьбе с коррупцией [27].

Чтобы иметь эффективных информаторов, необходимо надлежащим образом внедрять и продвигать системы защиты. Это в числе других мер обеспечивается за счет соблюдения принципа конфиденциальности. Так, данные о личности информатора, обратившегося за консультацией относительно информирования о подозреваемом нарушении, подлежат защите. Конфиденциальность будет снята лишь в случае его четко выраженного согласия на это, за исключением случая очевидной и неминуемой опасности для этого или иного лица. Их имена не будут разглашаться лицу (лицам), потенциально причастным к подозреваемому нарушению, или любому иному лицу, если только информатор не даст личного разрешения на раскрытие данных о себе [3, с.8].

Однако, к сожалению, несмотря на предпринимаемые действия и меры по защите в настоящее время согласно исследованию Ев-робарометра, трое из четырех европейцев ставших свидетелями коррупции не сообщили о ней из-за страха репрессий [27]. Поэтому, ЕС рекомендовало широко информировать сотрудников об их правах как информаторов, на защиту и о том, как на законных основаниях сообщать о нарушениях внутри организации и за ее пределами.

Для реализации изложенных рекомендаций Центральная служба по предупреждению коррупции Франции (Service central de prevention de la corruption /SCPC), которая осуществляет систематический мониторинг ситуации в области коррупции в стране и за рубежом, готовит ежегодные отчеты по наиболее острым проблемам, направляемые в заинтересованные официальные инстанции (Администрация Президента, Председатель Правительства, профильные министерства, Счетная палата, Сенат, Национальное Собрание). Указанные отчеты носят публичный характер и размещаются на сайте службы в «Интернете». Особое внимание уделяется обеспечению безопасности лиц - информаторов сообщивших о фактах коррупции [9]. Аналогичная практика ЕС по защите информаторов, успешно применяется и в других странах, в частности в США. Федеральный Закон США «О защите информаторов» был принят в 1989 году [23].

Согласно рассматриваемому Закону, информатор (осведомитель) - это лицо, который публично сообщает какую - либо информацию о деятельности, которая считается незаконной, неэтичной, или не соответствующей законодательным и нормативным актам США [24]. Законы

США о защите информаторов гарантируют свободу слова для служащих и подрядчиков в определенных ситуациях. Информаторы защищены от преследований за раскрытие информации, которая, по разумному мнению сотрудника или заявителя, свидетельствует о нарушении любого закона, правила, постановления, грубейшей бесхозяйственности, растрате бюджетных средств, злоупотреблении властью или существенной и конкретной опасности для здоровья населения [25].

С целью повышения эффективности деятельности информаторов Институт общественного антикоррупционного надзора в США предусматривает на основе Закона 1966 г. «О свободе информации» (Freedom of Information Act, P.L.89-554) полное или частичное раскрытие ранее засекреченной информации, находящейся в ведении федерального правительства. Данный законодательный акт устанавливает виды документов, подлежащих огласке, детально описывает процедуру их рассекречивания. [9].

Защита информаторов в Италии осуществляется в соответствии «Руководством Европейского Союза о защите информаторов» принятой директивой Европейского Союза № 2019/1937 от 23 октября 2019 г. и Законом Итальянкой Республики «О борьбе с коррупцией» [27]. Закон Итальянской Республики «О борьбе с коррупцией» предусматривает комплексную защиту информаторов, в форме юридических обязательств государства, в отношении информаторов регламентирует процедуру защиты информаторов в период представления информации, обеспечивает справедливое обращение с информатором после раскрытия информации [28].

Национальной антикоррупционной комиссией Таиланда (НАК) разработана и одобрена стратегия по борьбе с коррупцией, включающая возможность быстрого и безопасного информирования населением правоохранительных органов о фактах коррупции, а также разработка инициатив по поощрению и защите информаторов [9].

В настоящее время специальные законы «О защите информаторов» приняты в Австралии, Канаде, Европейском Союзе, Ямайке, Индии, Ирландии, Нидерландах, Швейцарии [29]. С учетом изложенного, считаем необходимым Милли Меджлису Азербайджанской Республики, по примеру вышеуказанных стран, принять Закон АР «О защите информаторов» [27].

Наряду с изложенным требуется «разработка и совершенствование законодательства по правовому статусу должностного лица осуществляющего оперативно-розыскную деятельность новыми формами и методами борьбы с правонарушениями [6].

Одновременно по нашему мнению целесообразно внести дополнение в п. а. ст. 10 Трудового Кодекса АР, предусматривающего основные обязанности работника по трудовому договору, дополнения следующего содержания: «... работник обязан сообщить о грубых нарушениях законодательств, о фактах коррупции, растраты, злоупотребления и другие правонарушения в соответствующие исполнительные и надзорные органы» [12].

Библиогра фия:

1. Агарков А.В. Проблемы отечественного оперативно-розыскного законодательства и предложения по их разрешению с учетом опыта некоторых стран СНГ. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otechestvennogo-operativno-rozysknogo-zakonodatelstva-i-predlozheniya-po-ih-razresheniyu-s-uchetom-opyta-nekotoryh-stran;

2. Анализ результатов деятельности органов внутренних дел республики, по борьбе с преступностью и обеспечению общественной безопасности в 2020 году. Итоговый анализ 2020 года. Министерство внутренних дел Азербайджанской Республики. Раздел статистики. https://www.mia.gov.az/?/ru/content/29289/

3. Информирование о нарушениях и защита от преследования в ВОЗ. Политика и процедуры. Сборник. М., 2015.

4. Конференции государств - участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Восьмая сессия. Абу-Даби, 16-20 декабря 2019 года, пункт 4. Предупреждение коррупции. https:/www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/C0SP/session8/V1909654r.pdf

5. Кулакова М.Н. Предупреждение коррупционных преступлений в оценке общественного мнения (прикладное исследование)//Бизнес. Образование. Право.

2018, № 4.

6. Куртяк А.И. Правовой статус должностного лица органа внутренних дел, осуществляющего оперативно розыскную деятельность. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербург, 2020.

7. Мельников А.В. Правовой статус субъектов принятия процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2021.

8. Меры защиты. Сборник. Информирование о нарушениях и защита от преследования в ВОЗ. Политика и процедуры. М., 2015.

9. Министерство Юстиции Российской Федерации. Международный Юридический форум. Противодействие коррупции. Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение анти коррупционного правосознания граждан (Справочная информация). 14 июня 2020; https://www.minjust.gov.ru/ru/pages/protivodejstvie-korrupcii/inostrannyj-opyt-borby-s-korrupciej/

10. Резолюция 1729 принята в 2010 году; https:/tenders.guru/ publications/ whistleblower-protection.

11. Столетова А.С. Кадровая политика середины 1970-х годов и правящая номенклатура в представлениях советской общественности // https://www.nauka-dialog.ru/jour/article/download/1629/1328+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=az

12. Трудовой кодекс Азербайджанской Республики. Утвержден Законом Азербайджанской Республики от 1 февраля 1999 года № 618-IQ с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.12.2020 г.

13. Филоненко Т.В. Анти коррупционная политика России. Роль органов прокуратуры в ее формировании и реализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Владивосток, 2021.

14. Хабибов С.А. Организация взаимодействия органов внутренних дел республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями террористического характера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2020.

15. Шульгин Е.П. Правовые и организационные основы деятельности органов досудебного расследования МВД республики Казахстан, осуществляющих производство в электронном формате. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2021.

16. Электронный справочник ВОЗ, раздел XII .14.1 «Fraud policies and reporting of suspected fraud», пункт 150. http://emanual.who.int/p12/s14/ Pages/XII141 Fraud Policies and Reporting of SuspectedFraud.aspx;

17. Azerbaycan Respublikasinda 2018-ci ilde Cinayetkarligin veziyyeti ve dinamikasi. Baki, 2019.

18. Anti-Corruption Experience Exchange Program, Official Website of the European Union, https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/policies/ organized crime and human trafficking/corruption/experience-sharing program

19. Bangsar, Whistleblowing: International Standards and Developments, in corruption and transparency: a debate between government, market and society, I. Sandoval, ed., World Bank - Institute for Social Research, UNAM, Washington DC, 2011. Online at ssrn.com informant; https://en.wikipedia.org/wiki/ Whistleblower.

20. Company, Houghton Mifflin Harcourt Publishing. American Heritage Dictionary: The Whistleblower. www.ahdictionary.com. in informant materials; https: //en.wikipedia.org/wiki/Whistleblower/ Chalouat, Iheb; Carrion-Crespo, Carlos; Licata, Margarita. Whistle-blower Protection Law and Practice in Public and Financial Services (PDF). International Labor Office, Geneva. Retrieved 17 March 2021 in whistleblower materials; https://en.wikipedia.org/wiki/ Whistleblower.

21.Department of Economic Crimes and Cooperation https://www.coe.int/ en/web/corruption

22. Directive (EU) 2019/1937 of the European parliament and of the council of 23 October 2019 on the protection of persons who report breaches of Union law

23. Economic crime, Europol; https://www.europol.europa.eu/crime-areas-and-trends/crime-areas/economic-crime

24. Fighting economic crime in the European arena Angel Christian Academy of Economic Studies, Bucharest, page 4.; file:/c:/users/user/downloads /fighting_economic_crime_in_the_european_arena.pdf

25. "Improving the protection of whistle-blowers all over Europe" Parliamentary Assembly Recommendation 2162 (2019) (Reply adopted by the Committee of Ministers on 22 April 2020at the 1374th meeting of the Ministers' Deputies)https://tenders.guru/publications/whistleblower-protection

26. Latest Surveys & Publications 3 latest surveys standard Eurobarometer| may 2021 | European commission Standard Eurobarometer 94 - Winter 2020-2021 - Public Opinion in the European Union

27. Publications Guide to EU Directive on Whistleblower Protection Key Elements relevant to Public Procurement; https://tenders.guru/publications/ whistleblower-

protection.

28. The main legislation for anti-bribery and anti-corruption in Italy is provided for by the Italian Criminal Code (ICC), Legislative Decree no. 231/2001 on corporate criminal liability (231 Decree) and other specific anti-corruption legislation (e.g. Law no. 190/2012, the newly adopted Spazzacorrotti Law no. 3/2019, etc.). In addition, some criminal offences are provided for by the Italian Civil Code (ICIC).

29. U.S.C. 5 /2302(b)(8)-(9), Pub. L. 101-12 as amended.

30. Whistleblower Protection Consulting, Project against Economic Crime in Kosovo (PECK III); Department of Economic Crimes and Cooperation; https//www.coe.int/en/web/corruption.

References:

1. Agarkov A.V. Problems of domestic operational-investigative legislation and proposals for their resolution, taking into account the experience of some CIS countries. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otechestvennogo-operativno-rozysknogo-zakonodatelstva-i-predlozheniya-po-ih-razresheniyu-s-uchetom-opyta-nekotoryh-stran;

2. Analysis of the results of the activities of the internal affairs bodies of the republic to combat crime and ensure public safety in 2020. The final analysis of 2020. Ministry of Internal Affairs of the Republic of Azerbaijan. Statistics section. https://www.mia.gov.az/?/ru/content/29289/

3. Reporting violations and protection from prosecution in WHO. Policies and procedures. Collection. M., 2015.

4. Conferences of the States Parties to the United Nations Convention against Corruption. Eighth session. Abu Dhabi, December 16-20, 2019, item 4. Prevention of corruption. https:/www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/C0SP/session8/V1909654r.pdf

5. Kulakova M.N. Prevention of corruption crimes in the assessment of public opinion (applied research)//Business. Education. Right. 2018, № 4.

6. Kurtyak A.I. The legal status of an official of the internal affairs body carrying out operational investigative activities. Dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. St. Petersburg, 2020.

7. Melnikov A.V. The legal status of the subjects of the adoption of a procedural decision on the refusal to initiate a criminal case. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. Moscow, 2021.

8. Protection measures. Collection. Reporting violations and protection from prosecution in WHO. Policy and procedures. M., 2015.

9. Ministry of Justice of the Russian Federation. International Legal Forum. Anti-corruption. Foreign experience in combating corruption and increasing the anticorruption legal awareness of citizens (Background information). February 14, 2020; https://www.minjust.gov.ru/ru/pages/protivodejstvie-korrupcii/inostrannyj-opyt-borby-s-korrupciej/

10. Resolution 1729 was adopted in 2010; https:/tenders .guru / publications/ whistleblower protection.

11. Stoletova A.S. Personnel policy of the mid-1970s and the ruling nomenclature in the views of the Soviet public // https://www.nauka-dialog.ru/jour/article/download/1629/1328 +&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=az

12. Labor Code of the Republic of Azerbaijan. Approved by the Law of the Republic of Azerbaijan No. 618-IQ of February 1, 1999 and with amendments and additions as of 12/18/2020.

13. Filonenko T.V. Anti-corruption policy of Russia. The role of the Prosecutor's office in its formation and implementation. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. Vladivostok, 2021.

14. Khabibov S.A. Organization of interaction between the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan and the Russian Federation in the field of operational investigative activities to combat terrorist crimes. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. Moscow, 2020.

15. Shulgin E.P. Legal and organizational bases of the activities of the pre-trial investigation bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, conducting proceedings in electronic format. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. Moscow, 2021.

16. WHO Electronic Handbook, section XII.14.1 "Fraud Policy and reporting of suspected fraud", paragraph 150. http://emanual.who.int/p12/s14 / Pages/XII141 Fraud Policy and Reporting of Alleged Fraud.aspx;

17. Azerbaycan Respublikasinda 2018-ci ilde Cinayetkarligin veziyyeti ve dinamikasi. Baku, 2019.

18. Anti-Corruption Experience Exchange Program, Official website of the European Union, https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/policies / organized crime and human trafficking/corruption/experience exchange program

19. Bangsar, Exposure: International Standards and Developments, in Corruption and Transparency: Debates between Government, Market and Society, I. Sandoval, ed., World Bank - Institute for Social Research, UNAM, Washington, DC, 2011. Online at ssrn.com informant; https://en.wikipedia.org/wiki/ The informant.

20. The company, Houghton Mifflin Harcourt Publishing House. Dictionary of American Heritage: A Whistleblower. www.ahdictionary.com . in the informant's materials; https: //en.wikipedia.org/wiki/Whistleblower / Shalouat, Iheb; Carrion-Crespo, Carlos; Licata, Margarita. The law and practice of protecting informants in the field of public and financial services (PDF). International Labour Office, Geneva. Verified on March 17, 2021 in the materials of informants; https://en.wikipedia.org/wiki/ The informant.

21.Department for Combating Economic Crimes and Cooperation https://www.coe.int / ru/web/corruption

22. Directive (EU) 2019/1937 of the European Parliament and of the Council of 23 October 2019 on the protection of persons reporting violations of Union legislation

23. Economic crime, Europol; https://www.europol.europa.eu/crime-areas-and-trends/crime-areas/economic-crime

24. Fighting economic crime in the European arena, Christian Academy of Economic Research, Bucharest, page 4.; file:/c:/users/user/downloads /fighting_economic_crime_in_the_european_arena.pdf

25. "Improving the protection of informants across Europe" Recommendation 2162 of the Parliamentary Assembly (2019) (Response adopted by the Committee of Ministers on April 22, 2020 at the 1374th meeting of Deputy Ministers)https://tenders.guru/publications/whistleblower-protection

26. Recent surveys and publications 3 recent surveys standard Eurobarometer| May 2021 | Standard Eurobarometer 94 of the European Commission - Winter 20202021 - Public opinion in the European Union

27. Publication Guidelines of the EU Directive on the Protection of Informants Key elements related to public procurement; https://tenders.guru/publications / informant

protection.

28. The main anti-bribery and corruption legislation in Italy is provided for by the Italian Criminal Code (ICC), Legislative Decree No. 231/2001 on Corporate criminal liability (Decree 231) and other specific anti-corruption legislation (for example, Law No. 190/2012, recently adopted Law Spazzacorrotti No. 3/2019, etc.). In addition, some criminal Crimes are provided for by the Italian Civil Code (ICIC).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. U.S.C. 5 /2302(b)(8)-(9), Pub. L. 101-12 as amended.

30. Consultations on the protection of informants, Project on Combating Economic Crimes in Kosovo (PECK III); Department of Economic Crimes and Cooperation; https//www.coe.int/en/web/corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.