Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (СТ. 200.4-200.6 УК РФ)'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (СТ. 200.4-200.6 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЗАКУПКА ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Люпаев Владимир Сергеевич

Автор характеризует содержание проводимой в последнее десятилетие антикоррупционной реформы законодательства о контрактной системе. Важным элементом данной реформы стало включение в Уголовный кодекс РФ ст. 200.4, 200.5 и 200.6, предусмотревших новые составы преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В статье обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования антикоррупционного законодательства в данной сфере. В частности, автор предлагает распространить на ст. 200.4-200.6 УК РФ общие правила изменения наказания в случае злостного уклонения осужденного от уплаты штрафа, предусмотренные в ч. 5 ст. 46 УК РФ: суд должен иметь право заменить штраф на иные виды наказания в пределах санкции соответствующей статьи УК РФ. Для вовлечения граждан в деятельность по выявлению и пресечению фактов коррупционной деятельности автором предложен комплекс мер: во-первых, необходимо вводить институт материального стимулирования осведомителей; во-вторых, важно создать дополнительные гарантии защиты тех лиц, которые выступают в качестве источников информации для оперативных подразделений и в ходе расследования преступлений. В частности, в статье предложено ввести институт освобождения от уголовной ответственности лиц, которые при сообщении о фактах коррупционных преступлений разгласили сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну, либо иную охраняемую законом информацию, а перед этим незаконно ее копировали, сохранили и таким образом их действия подпадают под признаки преступлений, предусмотренных ст. 183, 272 УК РФ и др. Разработаны предложения по совершенствованию примечания 2 к ст. 200.5 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Люпаев Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF CRIMINAL LIABILITY FOR CORRUPTION CRIMES IN THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES TO MEET STATE OR MUNICIPAL NEEDS (ART. 200.4-200.6 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The author characterizes the content of the anti-corruption reform of the legislation on the contract system carried out in the last decade. An important element of this reform was the inclusion of Art. 200.4, 200.5 and 200.6, which provided for new offenses in the procurement of goods, works, services to meet state or municipal needs. The article substantiates the need for further improvement of anti-corruption legislation in this area. In particular, the author proposes to extend to Art. 200.4-200.6 of the Criminal Code of the Russian Federation general rules for changing punishment in case of malicious evasion of the convict from paying a fine, provided for in part 5 of Art. 46 of the Criminal Code of the Russian Federation: the court should have the right to replace the fine with other types of punishment within the limits of the sanction of the corresponding article of the Criminal Code of the Russian Federation. To involve citizens in activities to identify and suppress the facts of corruption, the author proposed a set of measures: first, it is necessary to introduce the institution of material incentives for informants; secondly, it is important to create additional guarantees for the protection of those persons who act as sources of information for operational units and in the course of investigating crimes. In particular, the article proposes to introduce the institution of exemption from criminal liability of persons who, when reporting the facts of corruption crimes, disclosed information constituting commercial, tax, banking secrets, or other information protected by law, and before that they illegally copied it, saved and thus actions fall under the signs of crimes under Art. 183, 272 of the Criminal Code of the Russian Federation, etc. Proposals have been developed to improve Note 2 to Art. 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (СТ. 200.4-200.6 УК РФ)»

Проблемы правового регулирования уголовной ответственности за коррупционные преступления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4-200.6 УК РФ)

Люпаев Владимир Сергеевич,

аспирант, кафедра уголовного права, криминалистики и криминологии. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» E-mail: lyupaev.vladimir@yandex.ru

Автор характеризует содержание проводимой в последнее десятилетие антикоррупционной реформы законодательства о контрактной системе. Важным элементом данной реформы стало включение в Уголовный кодекс РФ ст. 200.4, 200.5 и 200.6, предусмотревших новые составы преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В статье обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования антикоррупционного законодательства в данной сфере. В частности, автор предлагает распространить на ст. 200.4-200.6 УК РФ общие правила изменения наказания в случае злостного уклонения осужденного от уплаты штрафа, предусмотренные в ч. 5 ст. 46 УК РФ: суд должен иметь право заменить штраф на иные виды наказания в пределах санкции соответствующей статьи УК РФ. Для вовлечения граждан в деятельность по выявлению и пресечению фактов коррупционной деятельности автором предложен комплекс мер: во-первых, необходимо вводить институт материального стимулирования осведомителей; во-вторых, важно создать дополнительные гарантии защиты тех лиц, которые выступают в качестве источников информации для оперативных подразделений и в ходе расследования преступлений. В частности, в статье предложено ввести институт освобождения от уголовной ответственности лиц, которые при сообщении о фактах коррупционных преступлений разгласили сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну, либо иную охраняемую законом информацию, а перед этим незаконно ее копировали, сохранили и таким образом их действия подпадают под признаки преступлений, предусмотренных ст. 183, 272 УК РФ и др. Разработаны предложения по совершенствованию примечания 2 к ст. 200.5 УК РФ.

Ключевые слова: уголовное право, преступление, закупка товаров, работ, услуг, государственные нужды, коррупция.

Одним из важнейших средств повышения эффективности расходования государственных и муниципальных денежных средств в современной России является использование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Высокий уровень коррупции в данной сфере, отмечаемый многими исследователями[4, с. 59; 9, с. 170], обусловил проведение законодательной реформы, имеющей своей целью значительное повышение качества обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет комплексного совершенствования законодательства о государственных и муниципальных закупках на всех этапах формирования, размещения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов, создания гарантий прозрачности и законности, противодействия коррупции и другим злоупотреблениям на всем цикле закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов [18].

Данная реформа, начавшись с принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ [13] и комплекса связанных с ним законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, повлекла за собой введение большого числа нововведений в сферу государственного и муниципального заказа, в том числе введение механизмов централизации закупок, проведения совместных конкурсов и аукционов, банковского сопровождения контрактов, обязательного обеспечения заявок, новых способов осуществления закупок и др. Также можно отметить значительное усложнение процесса проведения торгов (если прежний закон [16] регулировал только этап размещения заказов, то теперь выделяются и детально регулируются шесть основных этапов закупочной деятельности: планирование закупок, осуществление закупок, мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок), появление новых субъектов государственных закупок: контрактных управляющих, работников контрактных служб заказчика.

Вслед за изменением законодательства о контрактной системе перед правоохранительными органами Президентом РФ были поставлены задачи по совершенствованию уголовного законодательства в части противодействия коррупционным преступлениям и практики их применения [14; 15]. Важным результатом стала подготовка Поста-

5 -о

сз

<

новления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г.№ 24 [17], а также ряда законопроектов по совершенствованию антикоррупционного законодательства в данной сфере.

Отметим, в частности, проект Министерства труда и социальной защиты РФ[12], который, к сожалению, до настоящего времени не принят. Мы согласны с позицией исследователей [19], которые отмечают важность создания эффективной системы защиты и стимулирования тех лиц, которые, обладая информацией о фактах коррупционной деятельности, представляют соответствующие доказательства и дают показания в данной сфере. Только взаимодействие с гражданским обществом способно создать эффективный механизм профилактики и противодействия коррупции в сфере в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Латентность преступлений в данной сфере, наличие зарубежного опыта поощрения лиц, заявляющих о фактах коррупции, как в дальнем зарубежье (Австралия, Великобритания, КНР, США иЮжная Корея, др. [3]), так и в странах бывшего СССР (Украина, Казахстан и др. [7; 2]) и главное огромный экономический ущерб государству от данных преступлений, свидетельствует о целесообразности введения данного института в российское право.

По поручению Президента РФ был подготовлен и законопроект по усилению ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которым УК РФ было дополнен новыми статьями 200.4, 200.5 и 200.6. Необходимость в подобном дополнении уголовного закона была вызвана, в первую очередь, пробелом в правовом регулировании.

Выше мы отмечали, что принятие законодательства о контрактной системе ввело ряд дополнительных субъектов, которые участвуют от имени заказчика в правоотношениях, но при этом не обладают статусом должностных лицили лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации: этоработники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, а также иные уполномоченные лица, представлявшие в соответствии с законодательством о контрактной системе интересы заказчика.

Соответственно, умышленные, причинявшие значительный ущерб бюджетной системе РФ и обладающие высокой степенью общественной опасности нарушения законодательства о контрактной системе (нарушения при определении максимальной (начальной) цены контракта, подготовки кон-5Е трактной документации, принятии решения об от-£ казе в регистрации участника торгов, при опре-§ делении победителя торгов и др.), совершаемые данными субъектами по мотивам корыстной за-Ц интересованности, не подпадали под действие

уголовно-правовых норм и могли влечь за собой лишь административную ответственность.

Отмечая положительную роль данных новелл, которые позволили привлекать к уголовной ответственности лиц, совершающих общественно-опасные деяния в сфере в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, обратим внимание на недостатки антикоррупционного законодательства в данной области и предложим ряд направлений его дальнейшего совершенствования.

Во-первых, считаем, что на данный вид коррупционных преступлений должны быть распространены общие правила изменения наказания в случае злостного уклонения осужденного от уплаты штрафа, предусмотренные в ч. 5 ст. 46 УК РФ. При обсуждении законопроекта данное предложение уже высказывалось [5], но не было учтено. На наш взгляд, высокие суммы штрафа являются наряду с возможностью применения лишения свободы важным средством профилактики коррупции в данной сфере. Соответственно, если назначенный судом штраф за преступления, предусмотренные ст. 200.4, 200.5 и 200.6 УК РФ не был исполнен, суд должен иметь право заменить данный штраф на иные виды наказания в пределах санкции соответствующей статьи УК РФ.

Во-вторых, важным направлениемразвития антикоррупционного законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд является активное вовлечение гражданского общества, работников органов и организаций, в которых реализуются коррупционные схемы, самих участников коррупционных преступлений в деятельность по выявлению и пресечению фактов коррупционной деятельности. Выше мы уже отмечали, что есть опыт ряда стран в ближнем и дальнем зарубежье, которые успешно применяют институт материального стимулирования граждан, должностных лиц, работников организаций, сообщающих о фактах коррупционной деятельности и представляют доказательства. Размеры стимулирования рассчитываются в процентах от причиненного ущерба или в фиксированных суммах. Считаем, что в России необходимо использовать этот опыт.

Не менее важно также ввести дополнительные гарантии защиты тех лиц, которые выступают в качестве источников информации для оперативных подразделений и в ходе расследования преступлений. Отметим, что в данном направлении активно совершенствуется европейское законодательство. 16 декабря 2019 г. начала действовать Директива Европарламента и Совета ^^ 2019/1937 от 23 октября 2019 г. «О защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства ЕС» [11], требующая от всех государств-членов Европейского Союза привести в соответствие с данными едиными требованиями свое законодательство о защите лиц, сообщающих о нарушениях законода-тельства.В частности, государствам предложено создать гарантии защиты информаторов от дей-

ствий репрессивного характера (увольнения, создания карьерных барьеров, лишения премий, лицензий, снижение зарплаты, дискредитации в социальных сетях и т.п.), предоставить информаторам бесплатную юридическую помощь в ходе судопроизводства, в том числе по вопросам правовой защиты от преследования и др. [20, с. 37; 1].

В сфере уголовного права считаем важным введение института освобождения от уголовной ответственности лиц, которые при сообщении о фактах коррупционных преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд разгласили сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну, либо иную охраняемую законом информацию, а перед этим незаконно ее копировали, сохранили и таким образом их действия подпадают под признаки преступлений, предусмотренных ст. 183, 272 УК РФ и др.

Наглядным примером пробельности российского уголовного законодательства в данной сфере является возбуждение30 сентября 2021 г. уголовного дела в отношении гр. С. по ч. 2 ст. 272 УК РФ по факту неправомерного доступа к компьютерной информации, охраняемой законом, ее копирования и передачи представителям СМИ, что повлекло неправомерный доступ к охраняемой законом информации неуполномоченных на то лиц [6]. Без всякого сомнения данное решение с точки зрения действующего законодательства является законным и обоснованным.

Однако, при анализе данной ситуации следует учитывать, что именно публикации полученных гр. С. видеозаписей пыток и изнасилований заключенных повлекли за собой массовые увольнения по отрицательным мотивам руководителей органов и учреждений ФСИН по Саратовской области. Было возбуждено 5 уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступления в колонии. Действия гр. С. были положительно оценены Уполномоченным по правам человека Т. Москальковой, которая отметила важную роль данных записей в обеспечении законности в учреждениях ФСИН [10].

Таким образом, фактически общественно полезные действия гр. С., повлекшие выявление массовой практики пыток осужденных, прикрываемых, а возможно и санкционированных сотрудниками колонии, в настоящее время квалифицируются как общественно опасные и подлежащие уголовной ответственности. При этом, очевидно, что, если бы записи не было размещены для всеобщего доступа и за этим не последовало публичное обсуждение данной проблемы, преступления в данной колонии продолжались, поскольку должностные лица ФСИН, имевшие доступ к этим видеозаписям, требовали от гр. С. их уничтожения.

Считаем, что лицо, не может привлекаться к ответственности за незаконный доступ и разглашение информации, содержащей охраняемую законом тайну, если соответствующие документы, ви-

део-, аудиозаписи содержат сведения о коррупционных преступлениях, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Нуждается также в расширении нормы УК РФ, освобождающие от уголовной ответственности лиц, выступающих информаторами по делам о коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В настоящее время примечание 2 к ст. 200.5 УК РФ предусматривает освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, предусмотренное ч. 1-3 ст. 200.5 УК РФ, в трех случаях:

1) если данное лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;

2) если данное лицо совершило преступление вследствие вымогательства предмета подкупа;

3) если данное лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, уполномоченный на возбуждение уголовного дела.

В данной норме предлагаем расширить круг органов, куда лицо вправе сообщать о совершенных преступлениях. Так, например, органы прокуратуры в соответствии со ст. 144 УПК РФ [21] не уполномочены принимать постановление о возбуждении уголовного дела, однако в представлении значительной части российских граждан, не имеющих юридического образования, представляют собой ведущий правоохранительный орган в сфере противодействия коррупции [22, с. 248]. Добровольное сообщение о факте коррупционной деятельности в прокуратуру, а также иные государственные органы, должно освобождать от уголовной ответственности, поскольку лицо выполнило свой гражданский долг и сообщило о факте преступления. Правовая оценка такого поведения лица не должна зависеть о того, знает ли он перечень органов, уполномоченных на возбуждение уголовного дела.Соответствующие изменения целесообразно внести и в аналогичные примечания к ст. 200.7, 204, 204.1, 291, 291.1

Кроме того, непонятно, почему добровольное сообщение о совершенном преступлении со стороны уполномоченных лиц заказчика не влечет за собой освобождение их от уголовной ответственности. Заметим, что в условиях высокой ла-тентности данных преступлений, важно использовать все возможные ресурсы для повышения доли выявляемых и пресекаемых коррупционных преступлений, в том числе важно поощрить добровольное содействий со стороны лиц заказчика, которые могут быть не в полной мере добровольно и по своему желанию вовлечены в преступную деятельность. р

В завершение отметим техническую ошиб- Д ку, допущенную законодателем при формулиро- Ч

т

вании названия ст. 200.5 УК РФ. В тексте статьи К в качестве субъектов преступления названы пять ё групп лиц: работники контрактной службы, кон- у трактные управляющие, члены комиссии по осу- А

ществлению закупок, лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, иные уполномоченные лица, представляющие интереса заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Однако, в названии отражены только первые три группы. Поскольку включение в название всех пятерых субъектов неоправданно усложняет формулировку, предлагаем использовать здесь тот же подход, который применен в ст. 204 УК РФ - указание на сферу коррупционной деятельности. Поскольку в ст. 200.5 УКРФ - это сфера закупок, то и название правильнее изложить в следующей формулировке «Подкуп в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

Литература

1. В ЕС вступила в силу Директива о защите осведомителей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://anticor.hse.ru/main/news_ page/v_es_vstupila_v_silu_direktiva_o_zaschite_ osvedomiteley(дата обращения: 10.11.2021 г.).

2. В Украине будут платить за информацию о коррупции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/в-украине-будут-платить-за-информацию-о-коррупции-кому-и-сколько/а-50873184(дата обращения: 10.11.2021 г.).

3. Данные Министерства юстиции РФ об иностранном опыте борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан (Справочная информация). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. minjust.gov.ru/ru/pages/protivodejstvie-korrupcii/ inostrannyj-opyt-borby-s-korrupciej/(дата обращения: 10.11.2021 г.).

4. Ефремова Н.Н. Средства ограничения коррупции и сговора в аукционах по закупке товаров (работ, услуг) для государственных нужд // Финансы и кредит. 2007. № 45 (285). С. 59-69

5. Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ по проекту федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Заочно арестован сообщивший о насилии в саратовских колониях бывший заключенный // Коммерсантъ. 2021. 28 октября.

7. Казахстанцев будут по-новому награждать за сообщения о фактах коррупции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// mk-kz.kz/social/2020/04/22/kazakhstancev-budut-ponovomu-nagrazhdat-za-soobshhemya-o-faktakh-korrupcii.html(дата обращения: 10.11.2021 г.).

8. Левин В.Ф., Шигуров А.В. К вопросу о проблемах обеспечения прав оперативных сотрудни-

ков органов внутренних дел и лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Защита прав сотрудников органов внутренних дел: доктрина, практика, техника: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под редакцией Д.Н. Архи-пова, В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2019. С. 131-136.

9. Мельников В.В. Все ли ладно с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов? // ЭКО. 2011. № 1 (439). С.170-178.

10. Москалькова Т. Случай в Саратовской тюремной больнице - не единичный [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://radiovesti.ru/ brand/64267/episode/2607307/ (дата обращения: 10.11.2021 г.).

11. О защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства ЕС: Директива Европарла-мента и Совета (Еи) 2019/1937 от 23.10.2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// eur-lex.europa.eu/eli/dir/2019/1937/oj (дата обращения: 10.11.2021 г.).

12. О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов: Проект Федерального закона (подготовлен Минтрудом России). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

14. О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 12. Ст. 1391

15. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы: Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 15. Ст. 1729.

16. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.

17. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 // Российская газета. 2013. 17 июля.

18. Паспорт проекта Федерального закона № 68702-6 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части регулирования государственных и му-

ниципальных закупок)». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции: научно-практическое пособие / В.Ю. Артемов, Н.А. Голованова, А.Ю. Заксон и др.; отв. ред. А.М. Цирин, Е.И. Спектор. М.: ИЗиСП, 2016. С. 56.

20. Сухаренко А.Н., Трунцевский Ю.В. Деловая коррупция в России: состояние, тенденции и меры противодействия // Безопасность бизнеса. 2020. N 5. С. 37-43

21. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

22. Шигурова Е.И., Шигуров А.В. Направления совершенствования института возвращения уголовного дела прокурору // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 3. С. 247250.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF CRIMINAL LIABILITY FOR CORRUPTION CRIMES IN THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES TO MEET STATE OR MUNICIPAL NEEDS (ART. 200.4200.6 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Lyupaev V.S.

National Research Mordovian State University named after N.P. Ogareva

The author characterizes the content of the anti-corruption reform of the legislation on the contract system carried out in the last decade. An important element of this reform was the inclusion of Art. 200.4, 200.5 and 200.6, which provided for new offenses in the procurement of goods, works, services to meet state or municipal needs. The article substantiates the need for further improvement of anti-corruption legislation in this area. In particular, the author proposes to extend to Art. 200.4-200.6 of the Criminal Code of the Russian Federation general rules for changing punishment in case of malicious evasion of the convict from paying a fine, provided for in part 5 of Art. 46 of the Criminal Code of the Russian Federation: the court should have the right to replace the fine with other types of punishment within the limits of the sanction of the corresponding article of the Criminal Code of the Russian Federation. To involve citizens in activities to identify and suppress the facts of corruption, the author proposed a set of measures: first, it is necessary to introduce the institution of material incentives for informants; secondly, it is important to create additional guarantees for the protection of those persons who act as sources of information for operational units and in the course of investigating crimes. In particular, the article proposes to introduce the institution of exemption from criminal liability of persons who, when reporting the facts of corruption crimes, disclosed information constituting commercial, tax, banking secrets, or other information protected by law, and before that they illegally copied it, saved and thus actions fall under the signs of crimes under Art. 183, 272 of the Criminal Code of the Russian Federation, etc. Proposals have been developed to improve Note 2 to Art. 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: criminal law, crime, purchase of goods, works, services, state needs, corruption.

References

1. In the EU, the Whistleblower Protection Directive entered into force [Electronic resource]. Access mode: https://anticor.hse.ru/ main/news_page/v_es_vstupila_v_silu_direktiva_o_zaschite_ osvedomiteley (date of access: 10.11.2021).

2. In Ukraine, they will pay for information about corruption [Electronic resource]. Access mode: https://www.dw.com/ru/in-ukraine-will-pay-for-information - corruption-com-and-multi-ple/a-50873184 (date of access: 10.11.2021).

3. Data of the Ministry of Justice of the Russian Federation on foreign experience in combating corruption and increasing the anti-corruption legal awareness of citizens (Reference information). [Electronic resource]. Access mode: https://www.minjust. gov.ru/ru/pages/protivodejstvie-korrupcii/inostrannyj-opyt-bor-by-s-korrupciej/ (date of access: 10.11.2021).

4. Efremova N.N. Means of Limiting Corruption and Collusion in Auctions for the Purchase of Goods (Works, Services) for State Needs // Finance and Credit. 2007. No. 45 (285). S. 59-69

5. Conclusion of the PU of the Office of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on the draft federal law No. 410960-7 "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation". Access from the reference legal system "ConsultantPlus".

6. A former prisoner who reported violence in the Saratov colonies was arrested in absentia // Kommersant. 2021.28 October.

7. Kazakhstanis will be rewarded in a new way for reporting the facts of corruption [Electronic resource]. Access mode: https:// mk-kz.kz/social/2020/04/22/kazakhstancev-budut-ponovomu-nagrazhdat-za-soobshheniya-o-faktakh-korrupcii.html (date of access: 10.11.2021).

8. Levin V.F., Shigurov A.V. On the issue of ensuring the rights of operational officers of internal affairs bodies and persons assisting bodies carrying out operational-search activities // Protection of the rights of employees of internal affairs bodies: doctrine, practice, technology: Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation / Edited by D. .N. Arkhipova, V.M. Baranova. Nizhny Novgorod, 2019. S. 131-136.

9. Melnikov V.V. Is everything okay with the legislation on the placement of state and municipal orders? // ECO. 2011. No. 1 (439). S. 170-178.

10. Moskalkova T. The case in the Saratov prison hospital is not an isolated one [Electronic resource]. Access mode: https://ra-diovesti.ru/brand/64267/episode/ 2607307 / (date of access: 10.11.2021).

11. On the protection of whistleblowers of violations of EU law: Directive of the European Parliament and of the Council (EU) 2019/1937 of 23.10.2019. [Electronic resource]. Access mode: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2019/1937/oj (date of access: 10.11.2021).

12. On the protection of persons who reported corruption offenses from prosecution and infringement of their rights and legitimate interests: Draft Federal Law (prepared by the Ministry of Labor of Russia). Access from the reference legal system "Consultant-Plus".

13. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs: Federal Law dated 05.04.2013 No. 44-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. 2013. No. 14. Art. 1652.

14. On the National Anti-Corruption Plan for 2012-2013 and amendments to some acts of the President of the Russian Federation on anti-corruption issues: Presidential Decree of 13.03.2012 No. 297 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 12. Art. 1391

15. On the National Anti-Corruption Plan for 2014-2015: Decree of the President of the Russian Federation of 11.04.2014 No. 226 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2014. No. 15. Art. 1729.

16. On placing orders for the supply of goods, performance of work, provision of services for state and municipal needs: Federal Law of 21.07.2005 No. 94-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. 2005. No. 30 (part 1). Art. 3105.

17. On judicial practice in cases of bribery and other corruption crimes: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 09.07.2013 No. 24 // RossiyskayaG-azeta. 2013.17 July.

18. Passport of the draft Federal Law No. 68702-6 "On the contract system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" (in terms of regulation of state and municipal purchases)". Access from the reference legal system "ConsultantPlus".

19. Legal protection of persons reporting the facts of corruption: scientific and practical guide / V. Yu. Artemov, N.A. Golovanova, A. Yu. Zaxon and others; otv. ed. A.M. Tsirin, E.I. Spector. Moscow: IZiSP, 2016.S. 56.

5

"O

C3

<

20. Sukharenko A.N., TruntsevskyYu.V. Business corruption in Russia: state, trends and countermeasures // Business Security. 2020. N 5.P. 37-43

21. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 12/18/2001 No. 174-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. 2001. No. 52 (part I). Art. 4921.

22. Shigurova E.I., Shigurov A.V. Directions for improving the institution of returning a criminal case to the prosecutor // Problems of Economics and Legal Practice. 2018.No. 3.P. 247-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.