Научная статья на тему 'О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПЕРЕЧНЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПЕРЕЧНЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Оперативно-розыскная деятельность / оперативно-розыскные мероприятия / перечень оперативно-розыскных мероприятий.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омелин Виктор Николаевич

. На основе анализа Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», литературных источников в статье рассматриваются дискуссионные вопросы законодательного регулирования перечня оперативно-розыскных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПЕРЕЧНЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-258-261 ОМЕЛИН Виктор Николаевич,

NIION: 2021-0079-9/23-541 Главный научный сотрудник

MOSURED: 77/27-025-2023-09-541 ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор юридических наук, профессор, e-mail: v.omelin@mail.ru

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПЕРЕЧНЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация. На основе анализа Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», литературных источников в статье рассматриваются дискуссионные вопросы законодательного регулирования перечня оперативно-розыскных мероприятий.

Ключевые слова. Оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, перечень оперативно-розыскных мероприятий.

OMELIN Victor Nikolaevich,

Chief research scientist of the Scientific research institute of the Federal service for execution of punishment of Russia Doctor of low, Professor

ON LEGISLATIVE REGULATION OF THE LIST OF OPERATIONAL-SEARCH MEASURES

Annotation. Based on the analysis of the Federal Law "On operational search activities", literary sources, the article discusses controversial issues of legislative regulation of the list of operational search activities.

Key words: Operational search activities, operational search activities, a list of operational search activities.

Каждое оперативно-розыскное мероприятие имеет множество индивидуальных особенностей. Тем не менее, оперативно-розыскные мероприятия нельзя рассматривать как разрозненные и независящие друг от друга способы собирания оперативно-розыскной информации, они представляют собой организованную целостную систему. Такое представление в полной мере относится к упорядоченной совокупности оперативно-розыскных мероприятий, что проявляется в их внутренней взаимосвязи и упорядоченности: все оперативно-розыскные мероприятия имеют общую правовую конструкцию, в равной мере подчинены принципам и нравственным требованиям оперативно-розыскной деятельности, в их основе лежат познавательные и удостоверитель-ные операции, направленные на получение, фиксацию и использование оперативно значимых сведений. Единая познавательная основа, единые правовые и нравственные требования придают совокупности оперативно-розыскных мероприятий внутреннюю целостность и организованность.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее

- Закон об ОРД) при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; получение компьютерной информации.

Большинство оперативно-розыскных мероприятий (опрос, наблюдение, исследование предметов и документов, сбор образцов для сравнительного исследования и др.) было известно с давних времен [1]. Позднее появились и другие оперативно-розыскные мероприятия (контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи, оперативный эксперимент, получение компьютерной информации и др.), дополнившие эту систему.

Сказанное свидетельствует о том, что система оперативно-розыскных мероприятий не является неизменной. Появление новых оперативно-розыскных мероприятий и совершенствование их системы в целом обусловлено стремлением законодателя создать такой «инструментарий» получения и фиксации фактических данных, который бы надежно обеспечивал максимум оперативно значимой информации, содержащейся в оставляемых преступлениями следах в материальной обстановке и в сознании людей.

В современной юридической литературе вопрос о системе оперативно-розыскных мероприятий и ее развитии освещаются в ряде работ. Предлагая внести существенные изменения в нормы, регулирующие оперативно-розыскные мероприятия, В.М. Атмажитов и В.Г. Бобров считали необходимым предусмотреть дополнительно в ст. 6 Закона об ОРД следующие оперативно-розыскные мероприятия: личный сыск; использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека; составление оперативного психологического портрета (вариант: составление психологического портрета лица, причастного к совершению преступления, и иных граждан); оперативные переговоры (вариант: переговоры с лицом, совершившим преступление, и с другими гражданами) [2, С. 14-15].

Выскажем нашу позицию по поводу данного предложения. Против отнесения личного сыска к самостоятельному оперативно-розыскному мероприятию говорят специфические особенности данного способа собирания оперативно значимой информации. Личный сыск представляет собой не отдельное оперативно-розыскное мероприятие, а совокупность (комплекс) взаимосвязанных и взаимообусловленных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых лично уполномоченным субъектом в любой последовательности, диктуемой конкретной сложившейся оперативно-тактической ситуацией и решаемыми задачами в сфере оперативно-розыскной деятельности (наблюдение, опрос, наведение справок, исследование предметов и документов и др.). Указанный признак является основным, отличающим личный сыск от самостоятельных оперативно-розыскных мероприятий.

Составление психологического портрета предполагаемого преступника опирается на всестороннее изучение материалов уголовных дел и дел оперативного учета. В разработке участвуют научные и практические работники разных специальностей - криминалисты, криминологи, психологи, психиатры. Использование психологического портрета предполагаемого преступника в следственной и розыскной практике призвано облегчать проведение целенаправленного поиска преступника; построение следственных версий,

исключать подозреваемых и фокусировать внимание на реальном подозреваемом. Вместе с тем, составление психологического портрета предполагаемого преступника с формированием его розыскных признаков самостоятельным оперативно-розыскным мероприятием не является.

Другим нетрадиционным средством получения криминалистически значимой информации в ходе раскрытия преступлений является использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека (экстрасенсов). Применительно к раскрытию и расследованию преступлений выделяют такие задачи, решаемые с помощью экстрасенсов: определение местонахождения искомых объектов; словесное описание людей, местности, помещений; описание круга общения и иных межличностных контактов конкретного человека; получение сведений о том, жив ли человек в данный момент; описание внешних признаков лиц, совершивших преступление; прогнозирование возможного поведения лица [3, С. 74].

Использование экстраординарных способностей отдельных лиц при решении задач ОРД неубедительно рассматривать в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия. Вместе с тем экстрасенсы могут использоваться в рамках отдельных оперативно-розыскных мероприятий (например, опроса, исследования предметов и документов и др.), в частности, с целью розыска лиц, пропавших без вести. Однако следует признать, что на сегодняшний день применение таких приемов при решении задач оперативно-розыскной деятельности не имеет не только нормативно-правовой базы, но и достаточно определенной методики участия экстрасенсов в оперативно-розыскных мероприятиях.

По мнению других авторов, в практической деятельности органами, осуществляющими ОРД, достаточно давно совершаются действия, не входящие в перечень оперативно-розыскных мероприятий, например, засада, захват, применение полиграфа, тарификация соединений, которые можно отнести непосредственно к оперативно-розыскным мероприятиям [4, С. 207].

Под засадой предлагается понимать оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в негласном контроле помещения, местности и иной территории, где наиболее вероятно появление преступника или объекта оперативной заинтересованности в целях его задержания; во внезапном задержании лица, совершившего преступление, разыскиваемого лица и иного объекта оперативной заинтересованности [4, С. 212].

Против отнесения засады и захвата к самостоятельным оперативно-розыскным мероприятиям могут быть выдвинуты следующие контраргументы. Полагаем, что засада как оператив-

но-розыскное действие не обладает какой-либо системой познавательных приемов и операций, предназначенных для выявления и фиксации оперативно значимой информации (фактических данных), составляющих суть каждого оперативно-розыскного мероприятия. Выявление и закрепление следов преступления не является непосредственной целью засады и захвата. Такие действия оперативного сотрудника можно именовать оперативно-тактическими. Сходной позиции придерживается А.Ю. Шумилов, определяя захват как оперативно-розыскную меру пресечения [5, С. 281].

Засада заключается в заблаговременном и скрытном расположении оперативного сотрудника (группы сотрудников) на путях движения преступника или иного объекта оперативной заинтересованности для внезапного его задержания.

Как представляется, неоправданным является и предложение о включении в перечень оперативно-розыскных мероприятий применение полиграфа. К полиграфам относятся приборы, используемые для фиксации психофизиологических параметров (реакций) человека посредством датчиков. Использование полиграфа при опросе граждан является разновидностью оперативно-розыскного мероприятия «опрос» с использованием технических средств. В этой связи следует заметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий разрешается использовать «видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде».

Полагаем, что в предложенной формулировке тарификацию соединений - получение информации о соединениях абонента по каналам связи, также сведений об абонентах, с которыми происходили соединения интересующего лица [4, С. 213], - вряд ли можно отнести к самостоятельному оперативно-розыскному мероприятию. Получение через операторов компаний сотовой связи биллинговых данных о соединениях абонентов с привязкой к базовой станции и указанием индивидуальных идентификационных номеров охватывается оперативно-розыскным мероприятием «снятие информации с технических каналов связи» ( п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД).

Особого рассмотрения заслуживает вопрос об отнесении к самостоятельному оперативно-розыскному мероприятию переговоров с лицом, совершившем преступление. В действую-

щем законодательстве ведение переговоров возможно в ходе контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции. При этом при ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования [6].

Глубоко и обстоятельно исследовал правовые, организационные и оперативно-тактические основы переговоров с преступниками В.П. Илларионов. Раскрывая характеристику ситуаций, требующих переговоров с преступниками, он писал, что, прежде всего, переговоры необходимы при захватах заложников (при захватах и угонах воздушных судов, в случаях захвата заложников в исправительных учреждениях). Переговоры с преступниками требуются и по ряду других опасных преступлений, в частности, совершаемых с использованием взрывчатых, отравляющих, радиоактивных и бактериологических веществ. Нередки случаи, когда приходится вести переговоры с преступниками при их задержании [7, С. 57].

Представляется, что с предложением дополнить ст. 6 Закона об ОРД оперативно-розыскным мероприятием «переговоры с лицом, совершившим преступление» [7, С. 120] можно согласиться. Важнейшим критерием отнесения данного действия к самостоятельному оперативно-розыскному мероприятию может послужить его пригодность к выявлению фактических данных, недоступных любому другому способу получения необходимых оперативно значимых сведений. В этой связи нельзя не заметить, что материалы переговоров с преступниками являются незаменимым средством доказывания по уголовным делам, позволяют осуществлять сложные идентификационные исследования (вокалоско-пические, вокалографические, акустические). Они имеют особое значение для определения лица, с которым велись переговоры по телефону, радио или в устной форме при проведении операции по освобождению заложников.

Приведенные соображения заставляют подходить с известной осторожностью к предложениям об увеличении количества оперативно-розыскных мероприятий. С познавательной точки зрения дополнение перечня оперативно-розыскных мероприятий будет оправданно, когда оно позволит обнаружить и получить такую оперативно значимую информацию, которая не может быть получена при проведении других оперативно-розыскных мероприятий.

Список литературы:

[1] Елинский В.И., Исаков В.М. Становление и развитие уголовного сыска в России (Х - нач. ХХ вв.). - М., 1998.

[2] Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности. Научный доклад. - М., 2003. С.14-15.

[3] Ширванов А.А., Ващенко О.Ю. Предложения о дополнении определенного законом перечня оперативно-розыскных мероприятий // Научный портал МВД России. 2010. № 1 (11). С. 74.

[4] Захарцев С.И., Вихров В.А., Игнащенков Ю.Ю., Сальников В.П. Оперативно-розыскная деятельность и военная безопасность / Под ред. С.И. Захарцева: Монография. - М.: «Граница», 2017.

[5] Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2007. С. 281.

[6] Статья 16 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 374-Ф3 (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» // СПС «КонсультантПлюс».

[7] Илларионов В.П. Переговоры с преступниками (правовые, организационные, оперативно-тактические основы). - М., 1994.

[1] Elinskij VI., 1эао V.M. Stanovlenie i razvitie ugolovnogo syska V Rossii (Н - паНКН ш). - М.,

1998.

[2] Atmazhitov V.M., Bobrov V.G. О zakonodatel'nom regulirovanii operativno-rozysknoj deyatel'nosti. Nauchnyj doklad. - М., 2003. S.14-15.

[3] SHirvanov А.А., Vashchenko О. YU. Predlozheniya о dopolnenii ор^е1епподо zakonom perechnya operativno-rozysknyh тетрпуа^ // ро^а1 MVD Rossii. 2010. № 1 (11). С. 74.

[4] Zaharcev S.I., Vihrov VA., Ignashchenkov YU.YU., Sal'nikov V.P. Operativno-rozysknaya deya-tel'nost' / voennaya bezopasnost' /Pod ^. S.I. Zaharceva: Мопод^Луа. - М.: «Granica», 2017.

[5] SHumilov А^и. Кигэ osnov operativno-rozysknoj deyatel'nosti: Uchebnik dlya vuzov. - 2-е . dop. / реттЬ. - М.: Izdatel,skij dom SHumilovoj 1.1., 2007. S. 281.

[6] Stat'ya 16 Federal'nogo zakona RF ot 06.03.2006 № 374-FZ (^. ot 10.07.2023) «О protivodejstvii terrorizmu» // SPS «Копэи1^а^Р1уиэ».

[7] Шarюnov V.P. Peregovory э prestupnikami (pravovye, organizacionnye, оре^^по^аМ/^еэк/е osnovy). - М., 1994.

Spisok Шега^гу:

J

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИи излает научные журналы:

* Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный БАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12,00.01,12,00.02), выходит 1 раз в месяц.

ЮРКОМПАНИ

юы w. 1а уу-Ьоокз, г и

• Научно-правовой журнал чПрано и жизнь», рецензируемый (РИПЦ, Е-ЫЬгагу), выхолит 1 раз в 3 месяца.

Г

•<$ттттт$$ттттттттттттштттттттттт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.