Научная статья на тему 'Предложения о дополнении определенного законом перечня оперативно-розыскных мероприятий'

Предложения о дополнении определенного законом перечня оперативно-розыскных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ЛИЧНЫЙ СЫСК / ОПЕРАТИВНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСТРАОРДИНАРНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛО- ВЕКА / ОПЕРАТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ / ЗАСАДА / ОПРОС С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА / ОПЕРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / LIST OF POLICE FIELD OPERATIONS MEANS / PERSONAL DETECTION / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT / THE USE OF EXTRAORDINARY HUMAN PSYCHO- AND PHYSIOLOGICAL POTENTIAL / POLICE FIELD TALKS / AMBUSH / INTERROGATIONS WITH THE HELP OF POLYGRAPH / OPERATIVE DETENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ширванов Алексей Амирбекович, Ващенко Олег Юрьевич

Рассмотрены, проанализированы и аргументированы предложения о выборочном расшире- нии перечня оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ширванов Алексей Амирбекович, Ващенко Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some proposals for to supplement the lawfully defined list of police field operations measures

Proposals to extend the list of police field operations means envisaged by the Federal Police Field Operations Act are viewed, analyzed and grounded.

Текст научной работы на тему «Предложения о дополнении определенного законом перечня оперативно-розыскных мероприятий»

л Н U О X

л

<

ы н ее

ы ^

is

X а

и ф

о

а

б X

03

S

а ы с

о

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ _ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АЛЕКСЕЙ АМИРБЕКОВИЧ ШИРВАНОВ,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГУ «ВНИИ МВД России»;

ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ ВАЩЕНКО,

научный сотрудник ФГУ «ВНИИ МВД России» главный эксперт отдела правового обеспечения ОРД Уголовно-правового управления Правового департамента МВД России

ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ДОПОЛНЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗАКОНОМ ПЕРЕЧНЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Рассмотрены, проанализированы и аргументированы предложения о выборочном расширении перечня оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Ключевые слова: перечень оперативно-розыскных мероприятий, личный сыск, оперативный психологический портрет, использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека, оперативные переговоры, засада, опрос с применением полиграфа, оперативное задержание.

A.A. Shirvanov, DSc (Law), Professor, Chief Researcher, FPI Russia MI National Research Institute; e-mail: a-shirvanov@yandex.ru; тел.: (495) 667-18-83;

O.J. Vashchenko, Researcher, FPI Russia MI National Research Institute, Chief expert, Police operations legal support section, Russia MI Legal Department; e-mail: oleg777-64@rambler.ru; тел.: (495) 667-83-89.

Some proposals for to supplement the lawfully defined list of police field operations measures.

Proposals to extend the list of police field operations means envisaged by the Federal Police Field Operations Act are viewed, analyzed and grounded.

Key words: list of police field operations means, personal detection, psychological portrait, the use of extraordinary human psycho- and physiological potential, police field talks, ambush, interrogations with the help of polygraph, operative detention.

#

Как известно, оперативно-розыскная деятельность как в бывшем Союзе ССР, так в России, преемницей которого она является, долгое время регламентировалась подзаконными нормативными актами соответствующих правоохранительных ведомств. Только с 1992 г. в связи с принятием первого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» в нашем государстве начинается история законодательного регулирования ОРД в целом и оперативно-розыскных мероприятий в частности1.

1 См.: Закон РФ от 13 марта 1992 г № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 892.

72

Несомненно, что принятие нормативного правового акта федерального уровня имело исключительно важное значение для достижения целей совершенствования правовой базы борьбы с преступными проявлениями. С принятием Закона «Об ОРД в РФ» 1992 г. удалось решить двуединую задачу: создать правовую основу оперативно-розыскной деятельности и придать ей официальный статус государственно-правовой формы борьбы с преступностью2.

В Законе было дано определение опера-

2 См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / Под ред. проф. В.В. Николюка. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Спарк, 1999. С. 4.

тивно-розыскнои деятельности и раскрыто ее содержание, определены задачи и принципы; закреплены права и обязанности лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регламентированы положения, связанные с их социальной и правовой защитой; сформулированы основные положения, устанавливающие правомерность, условия, основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования их результатов в раскрытии преступлений. Оперативно-розыскных мероприятий в принятом Законе было предусмотрено двенадцать: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; контрольные закупки; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; исследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений; цензура корреспонденции осужденных; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.

Однако принятый Закон «Об ОРД в РФ» опередил принятие Конституции РФ 1993 г, и ему оказались свойственны существенные недостатки, так как он стал нормативным правовым актом так называемого переходного периода. В частности, в рассматриваемом законодательном акте прослеживались определенная неконкретность некоторых его положений и недостаточно проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также ограничение возможностей оперативно-розыскной деятельности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Именно поэтому возникла необходимость в принятии нового закона, положения которого полностью соответствовали бы Конституции РФ и потребностям практики правоприменительной деятельности.

5 июля 1995 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»3, действующий в настоящее время. Указанным Законом предусмотрен ряд принципиальных новаций, расширяющих права и возможности оперативных подразделений правоохранительных органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. В Законе более обстоятельно сформулированы меры правовой защиты субъ-

ектов ОРД, регламентированы основания и порядок рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, число которых доведено законодателем до четырнадцати.

В действующем Законе «Об ОРД» откорректированы названия некоторых оперативно-розыскных мероприятий, их перечень увеличился на три, ст. 6 Закона дополнена такими ОРМ, как «оперативное внедрение», «контролируемая поставка» и «оперативный эксперимент», тогда как имевшее место мероприятие «цензура корреспонденции осужденных» включено законодателем в оперативное мероприятие «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений».

Однако вновь включенные оперативно-розыскные мероприятия далеко не новы для российского сыскного дела. Они известны ему достаточно давно, но по какой-то причине не нашли отражения в Законе «Об ОРД в РФ» 1992 г.

Некоторые ученые-юристы считают назревшей необходимостью дальнейшее расширение перечня оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Так, по мнению В.М. Атмажитова и В.Г. Боброва, в действующий Закон «Об ОРД» в качестве ОРМ следует включить личный сыск, использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека, составление оперативного психологического портрета и оперативные переговоры4.

По нашему мнению, предложение уважаемых ученых заслуживает внимания, но внесение перечисленных ими мероприятий в перечень ОРМ, регламентированных законом, вызывает некоторые сомнения.

Так, личный сыск представляет собою не просто оперативно-розыскное мероприятие, а форму реализации совокупности или комплекса ОРМ. Его можно охарактеризовать как обнаружение, выявление, поиск, розыск, т.е. личный сыск - это не разовое или какое-либо отдельное оперативно-розыскное мероприятие, а их совокупность или определенный процесс, при котором осуществляется комплекс целенаправленных ОРМ. В процессе личного сыска реализуются различные ОРМ в любой последовательности и совокупности, диктуемой конкретно складывающейся ситуацией. Например, опрос, наведение

3 См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349. С. 6132-6145.

4 См.: Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. М.: Издатель Шумилова И.И., 2003.

Л Н

и О X

л

<

и н ее

а

X

а

и

ф о

си

О X

ВЭ

5

а и с

о

#

н

и о

X

л

<

и н ее

и ^

X

а

и

Ф О а

О X

03

5

*

а и с

о

справок или наблюдение не могут отождествляться с личным сыском, а должны рассматриваться лишь как его элементы5.

Использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека и составление оперативного психологического портрета относится к нетрадиционным методам раскрытия преступлений6.

Интерес к экстраординарным (экстрасенсорным7 способностям человеческой психики представители правоохранительных органов государства проявляют давно. Характер и содержание деятельности экстрасенсов достаточно многообразны. Применительно к раскрытию и расследованию преступлений можно выделить такие задачи, решаемые с помощью экстрасенсов, как: определение местонахождения искомых объектов; словесное описание людей, местности, помещений; описание круга общения и иных межличностных контактов конкретного человека; получение сведений о том, жив ли человек в данный момент; описание внешних признаков лиц, совершивших преступление; прогнозирование возможного поведения лица. Для решения этих задач возможно использование знаний сведущих лиц в форме биолокации (биоиндикции, лозоходства)8 и ясновидения. В первом случае имеет место обнаружение нечувственно воспринимаемой информации через движение зажатых в руке индикаторов (поиск по карте, схеме); во втором - использование чувственного восприятия для описания событий, происходящих в действительности, имевших место в прошлом (ретроспекция), а также информации о будущих событиях (протоскопия)9.

5 См.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Си-нилова. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 411-416.

6 Это понятие появилось в конце 80-х - начале 90-х годов среди ученых и практиков. Новое направление признавалось перспективным, и для его научно-методического и нормативно-правового обеспечения в составе ВНИИ МВД России в сентябре 1992 г. был организован самостоятельный отдел, а затем - центр психофизиологических проблем раскрытия преступлений и анализа преступного поведения.

7 Экстрасенс - человек, обладающий особым экстрасенсорным (сверхчувствительным) восприятием, корни которого кроются в особенностях человеческой психики.

8 Биолокация (биоиндикция, лозоходство) - способность живого существа (человека) определять положение какого-либо объекта по отношению к самому себе (направление, расстояние) или свое положение в пространстве (биоориентация) или способность рамки, маятника или жезла приходить в движение под воздействием внешних факторов. С помощью техники биолокации можно искать различные предметы не только на местности, но и по карте. (См.: biomagic.by.ru).

9 См.: Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности:

030501 - юриспруденция. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 230,

231.

Следует отметить, что ответы экстрасенсов носят вероятностный характер и подвержены всевозможным помехам, в связи с этим к участию в раскрытии преступлений целесообразно привлекать несколько специалистов и использовать так называемые усредненные данные.

Оперативный психологический портрет (профиль) отражает внутренние, психологические, поведенческие признаки человека и формируется не на основе достоверных знаний об отражаемых в нем признаках, а на базе знаний вероятностного характера. Как показывает практика, положительный результат от применения этого метода имеет место только по делам о тяжких преступлениях против личности. К тому же метод психологического профиля реализуется только в тех случаях, когда место совершения преступления и состояние жертвы позволяют сделать заключение о наличии у лица, совершившего преступление, каких-либо отклонений в поведении, психике и эмоциональном состоянии.

Однако указанные ограничения не уменьшают значимости данного метода в раскрытии преступлений. Материал, необходимый для построения психологического профиля, собирают путем тщательного изучения жертвы и места совершения преступления. Разработанная в ФБР США процедура составления психологического профиля состоит из пяти этапов, в частности: изучение и анализ природы и сущности преступления и типов лиц (психолого-психиатрическая типология), совершивших подобные деяния в прошлом; анализ места совершения преступления; изучение окружения, занятий и увлечений жертвы преступления и лиц, подозреваемых в его совершении; формирование возможных мотивирующих факторов всех подозреваемых лиц; описание преступника (на основании внешних, поведенческих проявлений его вероятной психологической сущности).

Метод разработки оперативного психологического портрета преступника получил широкое распространение не только в США, но и Великобритании, Голландии и других странах, осваивается российскими специалистами, но, как показывает анализ отечественной практики, привлечение профессиональных психологов к составлению психологического портрета неустановленного преступника по многоэпизодным убийствам по большей части к успеху пока не приводит10.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека и составление оперативного психологического портрета в настоящее время не следует включать в пере-

#

> См.:Там же. С. 224-228.

74

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чень оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных Законом «Об ОРД», в связи с недостаточным исследованием их феномена.

Что касается такого мероприятия, как оперативные переговоры, то его действительно в оперативно-розыскном законе нет. Однако переговоры с преступниками - явление не единичное. Они связаны с преступлениями определенной категории, причем в основном тяжкими, и выступают в качестве альтернативы применению силы путем изменения в ходе общения поведения лиц, совершивших преступление, в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности. Смыслом переговоров с преступниками является склонение их к добровольному отказу от совершения преступления при наличии возможности довести его до конца. Поэтому переговоры - это, несомненно, правовые действия, которые требуют правовой оценки. Возможно, что законодатель по какой-то причине негативно относится к переговорам. Однако запрещения на их ведение с преступниками он не установил, более того, в ст. 11 Закона «О милиции» закреплено, что сотрудники милиции обязаны: «требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления». К тому же согласно ст. 12 этого же Закона милиция обязана предупреждать о намерении использовать применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если «ненасильственные способы» не достигли положительного результата в вопросах пресечения преступлений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям.

Таким образом, законодатель допускает возможность контактов с лицами, совершившими преступление. Более того, он, в соответствии с тем же Законом, делает различия в «ненасильственных способах» борьбы с преступностью и применении физической силы, отводя последнему место лишь в том случае, когда первые не привели к желаемому результату (ст. 13 Закона «О милиции»)11.

По своей смысловой направленности переговоры ведутся для предотвращения опасности, угрожающей гражданам и их правам, интересам общества и государства. Это значит, что опасность может быть устранена правовыми средствами, одобренными законом, в частности посредством проведения переговоров с лицами, совершившими преступление. Однако данный

факт не означает, что переговоры - это диалог специально подготовленных сотрудников оперативных подразделений органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, с преступниками и поэтому проведение переговоров должно быть регламентировано именно Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». По нашему мнению, в системе органов внутренних дел должны быть созданы специальные подразделения, укомплектованные специалистами в области переговорных процессов, чья деятельность должна быть регламентирована положениями Закона «О милиции» и соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами.

В то же время, если обратиться к истории сыска, то и настоящий перечень ОРМ, закрепленный законодателем в ч. 1 ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», не является исчерпывающим для практики оперативно-розыскной деятельности, в которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия, не предусмотренные Законом, но и ему не противоречащие.

В частности, в практической деятельности оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, достаточно часто и небезуспешно проводятся такие мероприятия, как засада, захват, опрос с применением полиграфных устройств, являющиеся по своей сути оперативно-розыскными мероприятиями, которые не включены в перечень ОРМ, предусмотренных законом.

Так, «засада» - мероприятие не новое в теории12 и, тем более, в практике оперативно-розыскной деятельности. Это мероприятие проводится достаточно давно, и его эффективность бесспорна13. В том случае если засада не будет являться оперативно-розыскным мероприятием, то ее проведение следует запретить и задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, как результат ее проведения необходимо признавать незаконным, а все сведения, добытые в результате задержания этого лица, - ничтожными. Поэтому запрещать проведение рассматриваемого мероприятия не имеет никакого

11 См.: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; СЗ РФ. 1999. № 33. Ст. 1666; 2000. № 46. Ст. 4537; 2002. № 18. Ст. 1721; № 30. Ст. 3029, 3033.

12 См.: Медведев И.А. Засада как неотложное оперативно-розыскное мероприятие в практике ОВД // Судебная реформа и эффективность деятельности органов суда, прокуратуры и следствия: 2-я научно-практическая конференция молодых ученых. Санкт-Петербург, 24 апреля 1999 г. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1999. С. 19-20.

13 См.: Рыбкин В. Практика уголовного сыска - приемы и

методы // Практика уголовного сыска: Научно-практический

сборник / Сост. А. Ваксян; Под ред. А.И. Алексеева. М.: Лига

Разум, 1999. С. 116.

Л Н

и о

X

л

<

и н ее

а

X а

и ф

о

си

о

X

03

5

а и с

о

#

н

и о

X

л

<

и н ее

и ^

X

а

и

Ф О а

О X

03

5

*

а и с

о

смысла. Аналогичного мнения придерживается и абсолютное большинство опрошенных оперативников.

Следует отметить, что пробелы, имеющие место в Законе «Об ОРД», порождают практически не разрешимую проблему, связанную с легализацией оперативно-розыскной информации, полученной путем проведения действий, не регламентированных законом. Как показало проведенное исследование, «засада» достаточно часто оформляется как «наблюдение». В то же время является очевидным, что между «наблюдением» с целью получения какой-либо интересующей правоохранительные органы информации и «засадой», устраиваемой с целью задержания лиц, совершающих и совершивших преступления, имеются различия.

Так, в словарях русского языка «сделать засаду»14 толкуется как «устроить скрытое место» или «скрытно расположиться где-нибудь»15.

В специальной юридической литературе под засадой понимается разновидность оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого в местах наиболее вероятного совершения преступлений, появления разыскиваемых лиц с целью задержания правонарушителей16. Тогда как наблюдение - это негласное слежение за лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения интересующей правоохранительные органы информации.

По нашему мнению, засада - это оперативно-розыскное мероприятие, проводимое в местах вероятного совершения преступления с целью его предотвращения и задержания лиц, его совершающих, и местах их появления.

Еще одним действием, достаточно часто проводимым оперативными сотрудниками органов внутренних дел, является так называемый захват, который, по сути, представляет собой оперативно-розыскное мероприятие, по каким-то причинам отсутствующее в перечне ОРМ, проводимых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, регламентированном ст. 6 Закона «Об ОРД». Это вызывает проблемы в правоприменительной деятельности оперативных подразделений правоохранительных ве-

14 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А-З. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 564.

15 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО ИТИ Технологии, 2008. С. 219.

16 См.: Голубовский В.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: Словарь-справочник / Авт.-сост. В.Ю. Голубовский. М.: ВНИИ МВД России; СПб.: Лань, 2001. С. 48.

домств ввиду того, что в практике уголовного судопроизводства достаточно часто ставится под сомнение законность и обоснованность задержания лиц, подозреваемых оперативными работниками в совершении преступлений. Это связано с тем, что фактическое задержание в форме «захвата», несомненно, ограничивает конституционное право граждан на свободу и личную неприкосновенность. К тому же захват как оперативно-розыскное мероприятие не является объектом судебного контроля и прокурорского надзора из-за того, что его проведение не предусмотрено в Законе «Об ОРД» и ведомственных нормативных актах правоохранительных ведомств и специальных служб. Как считает Н.И. Крашенинников, проблема действительно существует и ее решение имеет большое практическое значение, так как захват, проведенный оперативными работниками, и в особенности захват с поличным, достаточно часто является началом всего уголовного судопроизводства по выявленному преступлению17.

К тому же оперативный захват - это отправной момент задержания лица по подозрению в совершении преступления, а в ряде случаев он может являться основанием задержания подозреваемого, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ, «когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения».

Все сказанное выше подтверждает необходимость принятия законодательного решения о внесении рассматриваемого действия в перечень оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных ст. 6 Закона «Об ОРД», но, на наш взгляд, в несколько иной интерпретации.

Так, слово «захват» в толковых словарях русского языка трактуется недостаточно понятно по отношению к оперативным действиям и правоприменительной практике в целом18. Однако «задержать» толкуется в тех же словарях русского языка как «останавливать, не пускать, не давать воли, свободы, ходу»19 или «принудить задержаться»20, что, на наш взгляд, является более приемлемым для определения оперативно-розыскного мероприятия при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Поэтому рассматриваемое мероприятие следовало бы назвать не «захват», а «оперативное задержание», под которым надо понимать оперативное мероприятие, заклю-

17 См.: Крашенинников Н.И. Получение оперативно-процессуальной информации о преступлениях и использование ее в оперативной судебно-следственной практике. СПб.: Экстрапринт, 2001. С. 51.

18 Даль В.И. Указ. раб. С. 223.

19 Там же. С. 617.

20 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. раб. С. 203.

#

76

чающееся в запланированном, внезапном, фактическом лишении лица, подозреваемого в совершении преступления, свободы передвижения.

Что касается применения полиграфа, то целесообразность психофизиологического метода «детекции лжи» в качестве опроса с применением полиграфа, осуществляемого при раскрытии преступлений оперативными подразделениями правоохранительных органов, не вызывает каких-либо сомнений.

По мнению, высказанному Р.С. Белкиным, уже в существующем виде полиграф - это достаточно точный прибор, достоверно отражающий психофизиологическое состояние организма испытуемого лица. Этот факт, по его мнению, не отрицают, да, в сущности, и не могут отрицать и противники полиграфа, поскольку он представляет собой комплекс приборов, давно и надежно зарекомендовавших себя в медицинской практике и практике психофизиологических экспериментальных исследований21.

Знание индивидуально-психологических особенностей человека дает возможность не только выявить предоставляемую им ложную информацию, но и создать комплексный подход к ее исследованию с помощью фиксации и изучения психологических и психофизиологических особенностей этого человека. Специальный прибор, именуемый полиграфом, является вспомогательным техническим средством, фиксирующим психофизиологические реакции организма человека на задаваемые ему вопросы. Слово «полиграф» заимствовано из греческого языка («поли» - много и «графос» - писать), что в переводе означает «множество записей».

Основным правовым актом, регламентирующим применение полиграфа в России, является Закон «Об ОРД», в котором в качестве одного из оперативно-розыскных мероприятий предусмотрено проведение опросов граждан, в том числе с применением технических средств. Применение технических средств в ОРД регламентируется также ведомственными приказами, инструкциями и другими нормативными актами, которые устанавливают перечень технических средств оперативно-розыскного значения и порядок их использования, документальное оформление и

др.22

При проведении опроса с применением полиграфа предметом исследования являются психофизиологические реакции опрашиваемого, т.е.

процессы, протекающие в организме человека. В основе опроса с применением полиграфа лежит научно обоснованный факт, согласно которому любое противоправное действие, как и информация о таком действии, находит свое отражение в степени нервно-эмоционального напряжения, влияющего на всю систему психофизиологических показателей человека. К этим психофизиологическим показателям относятся: частота пульса, характер дыхания, кровенаполнение периферических сосудов, артериальное давление, двигательная активность, которые можно зафиксировать с помощью специальных приборов23.

Важно отметить, что ни в коем случае не следует рассматривать полиграф в качестве прибора - «обнаружителя» лжи, а только лишь как средство для сравнения зафиксированных психофизиологических реакций человека на наличие или отсутствие стрессового состояния на задаваемые ему вопросы, вызванные страхом существующей возможности выявления знаний о совершенном преступлении, которыми он располагает. Полиграф является лишь вспомогательным техническим средством для фиксирования физиологических реакций человека. Принцип опроса с применением полиграфа заключается в том, что человек, скрывающий информацию, испытывает эмоциональный дискомфорт, выражающийся в физиологических реакциях, происходящих в его организме. Наличие информации о совершенном им преступлении при применении опроса с использованием полиграфа активизирует психофизиологические реакции организма человека, которые могут быть зарегистрированы с помощью специальных технических средств, т.е. специальных приборов, в частности прибора, называемого «полиграф».

Следует отметить, что опрос с применением полиграфа является исключительной прерогативой работы высококвалифицированного специалиста-психолога, которым изначально должен делаться акцент на изучении индивидуальных психологических особенностей опрашиваемого лица, а не специалиста-техника или оперативного сотрудника, обладающих навыками пользования полиграфом как прибором, при помощи которого проводится опрос. При этом особое внимание должно быть уделено правильному, в определенной последовательности формулированию и постановке перед опрашиваемым лицом вопросов. Этот вид опроса не наносит

21 См.: Белкин Р.С. Курс криминалистики: В 3 т. Т. 3.: Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М.: Юрист, 1997. С. 44.

22 См.: Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Рос-

сийский Закон о милиции. М.: Вердикт, 1992. С. 159.

23 См.: Временные методические указания по проведению опроса граждан с использованием полиграфа // Использование полиграфных устройств в органах внутренних дел / Под ред. А.И. Скрыпникова. М.: ВНИИ МВД России, 1996. С. 46.

Л Н

и о

X

л

<

и н ее

а

X а

и ф

о

си

о

X

03

5

а и с

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

#

ja н и

0

1

ja <

ш н ос

£

X

х

и

ъ

0

а

1

CD

1 оа S

ь

а

ы

С

о

вреда здоровью человека, давшего согласие на его проведение. Однако существуют некоторые противопоказания. Так, опрос с применением полиграфа не следует проводить в случаях наличия психических расстройств или обострения заболеваний, связанных с нарушением деятельности сердечно-сосудистой или дыхательной систем; выраженного физического и психического истощения; шокового или предшокового состояния; снижения интеллекта; алкогольного или наркотического опьянения опрашиваемого субъекта.

В том случае если поведение опрашиваемого лица и обстоятельства совершенного преступления свидетельствуют о его причастности к совершенному преступлению, а психофизиологические реакции, наоборот, говорят о его непричастности, то специалист-полиграфолог формирует заключение о непричастности опрошенного лица к совершенному преступлению24.

Анализ результатов опроса с применением полиграфа в баллах описан в литературе для чернильно-пишущих полиграфов25. Результаты опросов, проведенных на компьютерных полиграфах, составляются в процентах и условных единицах. Способ обработки результатов этих опросов зависит от марки полиграфа и компьютерной программы, заложенной в него.

Правовое регулирование применения полиграфа, на наш взгляд, несомненно, нуждается в дальнейшей доработке, но путем принятия соответствующего Федерального закона,

устанавливающего единые требования к порядку применения полиграфа и не только в рамках оперативно-розыскной деятельности в качестве оперативно-розыскного мероприятия. По всей видимости, именно поэтому в 1998 г. Государственной Думой ФС РФ был отклонен законопроект о признании опроса с применением полиграфа оперативно-розыскным мероприятием.

Как уже было сказано выше, в связи с тем, что опрос с применением полиграфа является безвредным для здоровья человека и его проведение не противоречит действующему законодательству, применять его в рамках оперативно-розыскной деятельности вполне правомочно. При этом в обязательном порядке должно быть получено согласие на его проведение у опрашиваемого лица, а также соблюдены требования Закона «Об ОРД» к опросу как оперативно-розыскному мероприятию с применением технических средств. Поэтому включать опрос с применением полиграфных устройств в перечень оперативно-розыскных мероприятий как отдельное оперативно-розыскное мероприятие, по нашему мнению, не следует.

Несомненно, что практически все из перечисленных выше мероприятий требуют изучения с точки зрения не только разработки дефиниций их понятий, но и научного рассмотрения оснований и условий их проведения, что представляет собой предмет нескольких самостоятельных диссертационных исследований.

24 См.: Feldman G. Lie - detection manyal. Alison - press. USA, 1982. Р. 132-133.

25 См.: Скрыпников А.И., Варламов В.А., Зубрилова И.С., Богданова Т.С. Применение полиграфа в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел России: Методическое пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1995. С. 55-58.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.