Научная статья на тему 'О ЗАКАЛИВАНИИ ОРГАНИЗМА ПРИ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ '

О ЗАКАЛИВАНИИ ОРГАНИЗМА ПРИ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЗАКАЛИВАНИИ ОРГАНИЗМА ПРИ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ »

Полученные нами данные физического развития сельских школьников были сравнены с материалами изучения его у учащихся сельских районов Украины за 1924, 1936 и 1957 гг. (С. М. Экель; М. Л. Казакевич; Г. И. Яковенко и соавторы). Соответствующие сведения представлены на рис. 1 и 2. Как видно на этих рисунках, рост и вес обследованных нами детей почти во всех возраст-но-половых группах выше тех же показателей у сверстников, обследованных в предыдущие годы.

Эти положительные сдвиги, несомненно, обусловлены улучшением благосостояния сельских жителей Украины.

При сравнении основных атропо-метрических данных учащихся Киевской области с теми же показателями у городских школьников (Киева, Харькова, Ростова-на-Дону) отмечено отставание сельских детей по росту,, весу, а в отдельных возрастных группах и по окружности грудной клетки. Эти различия, очевидно, связаны с особенностями сельского быта, в частности с более активным и длительным участием сельских школьников в трудовой деятельности, а также и с тем, что они менее, чем городские школьники, вовлечены в спортивные мероприятия.

Показатели физического развития различны в городах и на селе, поэтому и нормативы их не могут быть универсальными. Следовательно, при оценке физического развития сельских школьников стандарты его у городских школьников использованы быть не могут.

ЛИТЕРАТУРА

Казакевич М. Л. Педиатрия, 1940, № 11, с. 91. — С т а в и ц к а я А. Б., А р о н Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959.— Экел ь С. М. Материалы о санитарном быте, заболеваемости и физиологическом развитии сельских школьников на Украине. Харьков, 1925, с. 16. — Яковенко Г. И., Вайнруб Е. М., Приталюк М. С. Краткие методические указания по изучению и оценке физиологического развития школьников. Киев, 1960, с. 14.

Поступила 22/Х 1965 г.

УДК 613.955:613.735

О ЗАКАЛИВАНИИ ОРГАНИЗМА ПРИ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ школьников

Г. Л. Туровец

Кафедра гигиены и кафедра врачебного контроля за физическим воспитанием и лечебной физкультуры Ленинградского института усовершенствования врачей им. С. М. Кирова

Стремясь выяснить некоторые вопросы, связанные с закаливанием школьников, мы провели 3 серии исследований учащихся в возрасте 11—14 лет. В I серии, в октябре—• декабре, было изучено 40 здоровых нетренированных школьников, 37 детей, занимающихся гимнастикой, и 40 юных пловцов, а также 21 ребенок с хронической пневмонией в фазе ремиссии. Во II серии, в марте—мае, были повторно обследованы те же группы детей. И, наконец, в III серии, в июне—августе, исследовано 53 ребенка, больных хронической пневмонией и находившихся в специализированном детском санатории в Сест-рорецке. Детей обследовали при поступлении и к моменту выписки из санатория, через 2 месяца. Для контроля тогда же однократно обследована еще одна группа здоровых школьников (52 человека).

so

*5

СО

30

го

? /о -" /г /з г с о в s /о // /? гз п

возраст

Дебочки

Рис. 2. Сравнительные данные веса сельских школьников Украины. Обозначения те же, что на рис. 1.

Критерием для суждения о закаленности организма ребенка служили изменения температуры слизистой оболочки носа и температуры кожи стопы в ответ на местное охлаждение. После получасовой адаптации исследовали изменения температуры слизистой оболочки носа и кожи тыла правой стопы под влиянием 2-минутного погружения стоп в воду, температура которой не превышала 15°. Температура воздуха в лаборатории была постоянной, на уровне 18—19°.

Сосудистая реакция кожи стопы под действием холодового раздражения в разные сезоны года была различна. Осенью сразу же после охлаждения температура кожи стопы снижалась у гимнастов и особенно у пловцов меньше, чем у неспортсменов. У больных детей это снижение оказалось более выраженным, чем у здоровых. Исходный уровень температуры кожи стопы восстанавливался особенно быстро у пловцов, затем у гимнастов. У неспортсменов такое восстановление протекало медленнее. У больных детей температура стопы не восстанавливалась до исходного уровня к 10-й минуте после ванны. Весной реакция кожи стопы становилась более выраженной, чем осенью, у всех групп детей, несколько удлинялся период восстановления исходного уровня температуры. У ослабленных детей тогда же почти полностью отсутствовала тенденция к восстановлению температуры кожи, тогда как у спортсменов и особенно у пловцов замедление восстановления было выражено крайне незначительно и уже к 5-й минуте после ножной ванны температура кожи стопы достигала исходного уровня. Весной число пловцов, у которых температура стопы возвращалась к исходному уровню, оставалось прежним; в других группах таких детей было меньше; поэтому различия между пловцами и остальными детьми становились еще более резкими.

В III серии наблюдений изучены реакции детей, больных хронической пневмонией, и воздействие на них закаливания в условиях санаторного режима. Как известно, в санатории закаливание является неотъемлемой частью комплексного лечения. Воздушные и солнечные ванны, морские купания, длительное пребывание детей на воздухе независимо от погоды, ежедневное обливание ног холодной водой с постепенным снижением ее температуры — все это сочетается с широким использованием лечебной физкультуры.

При поступлении больных детей в санаторий температура слизистой оболочки полости носа снижалась у них после ножной ванны в среднем на 1°. Это снижение было статистически достоверным (Ж0,05). К концу пребывания в санатории снижение температуры слизистой оболочки носа почти отсутствовало, так же как и у здоровых детей (контрольная группа). В момент выписки из санатория значительно изменился характер сосудистой реакции кожи стопы на охлаждение: меньше снижалась температура кожи под влиянием холодовой ванны и быстрее восстанавливался ее исходный уровень после прекращения действия холодового раздражителя.

При поступлении в санаторий у больных детей к 10-й минуте после ножной ванны температура стопы не восстанавливалась до исходного уровня. Перед выпиской у них восстанавливалась температура кожи стопы к 10-й минуте почти полностью, так же как у здоровых детей (контрольная группа).

Таким образом, выявлены различия в реакции на холодовую нагрузку не только между больными и здоровыми детьми, но и между детьми с различной физической подготовкой. Спортсмены проявляют более высокую устойчивость к холоду по сравнению со здоровыми нетренированными детьми. Это свидетельствует о том, что занятия физическими упражнениями способствуют повышению закаленности детей. Особенно велик эффект упражнений в плавании, связанных с одновременным охлаждением, но и занятия гимнастикой также дают определенные сдвиги.

Весной отмечается некоторое ухудшение изученных показателей у всех детей. У здоровых это ухудшение выражено мало. Наименьшие сезонные различия терморегуляции наблюдаются у юных спортсменов, особенно у пловцов. По-видимому, эти изменения зависят не только от внешних факторов среды, но в значительной мере от внутреннего состояния самого организма. Постоянная тренировка и в связи с этим совершенствование терморегуляторного аппарата приводят к более совершенной адаптации организма к внешней среде.

Благоприятные сдвиги в терморегуляции у детей, больных хронической пневмонией, во время пребывания их летом в санатории значительно более выражены, чем сезонные сдвиги у аналогичной группы детей. Терморегуляция улучшается за сравнительно короткий срок, в течение которого не выявляется существенных изменений в ходе хронического заболевания детей. Это позволяет считать, что недостаточная закаленность ослабленных детей — не только непосредственный результат основного заболевания, но в той или иной мере зависит от «тепличных» условий жизни таких школьников и от оберегания их от внешних воздействий. Необходимо решить, как и насколько можно улучшить систему закаливания ослабленных детей, какие меры должны быть приняты для упорядочения их физического воспитания.

Поступила 30/VIII 1965 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.