Научная статья на тему 'О задачах президента России в модернизации страны'

О задачах президента России в модернизации страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
699
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новейшая история России
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕФОРМЫ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВА / PRESIDENT / MODERNIZATION / REFORMS / MARKET ECONOMY / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аринин Александр Николаевич

В статье изложен авторский взгляд на сложившееся социально-экономическое и общественно-политическое положение в России. Автор обосновывает необходимость проведения широкой модернизации страны и формулирует основные задачи Президента России в ее проведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Russian President's tasks in country modernization

Author states his point of view on social, economic and political situation in Russia. He justifies the necessity of country vast modernization and defines Russian president's main tasks in its realization.

Текст научной работы на тему «О задачах президента России в модернизации страны»

А. Н. Аринин

О задачах Президента России в модернизации страны

Аринин Александр Николаевич,

доктор политических наук, академик РАЕН, директор Института Федерализма и гражданского общества (Москва); arinin55@mail.ru

В 2012 г. любой кандидат, победивший на выборах Президента России, будет поставлен перед объективной необходимостью проведения ее модернизации. Это вызвано, прежде всего, слабостью страны — неэффективностью государства и экономики. А также — угрозами национальной безопасности России в связи с надвигающимся мировым кризисом и попытками правящих элит ведущих мировых держав расколоть страну и использовать ее природные ресурсы для поддержания на плаву собственных шатающихся экономик. В этой связи, как нам представляется, будущему Президенту предстоит решить четыре основные задачи.

Первая — активно взаимодействовать с правящей элитой России, являющейся главной движущей силой любых преобразований, побуждая ее представителей к осознанию необходимости этого и обретению политической воли для наведения в стране элементарного порядка.

Вторая — совместно с просвещенной частью правящей элиты и гражданским обществом немедленно приступить к построению в России эффективного государства — основного инструмента элиты по модернизации страны.

Третья — обратиться к гражданам за поддержкой, разъясняя им цели и задачи преобразования страны и используемые для этого средства, а также вовлекать российское общество в процесс осуществления намеченных реформ;

Четвертая — создать необходимые и достаточные условия для появления у населения мотивации к производительному труду.

Прежде чем остановиться на раскрытии содержания данных задач, рассмотрим современное состояние России.

Слабая страна неизбежно теряет суверенитет.

Мировой и отечественный опыт убедительно свидетельствует, что только сильная страна, имеющая эффективное государство, вы-

© А. Н. Аринин, 2012

сокопроизводительную экономику и армию, способную дать отпор любому агрессору, может обеспечить свою национальную безопасность. В настоящее время в России существует крайне неэффективное государство, которое не может обеспечить неукоснительное соблюдение закона всеми без исключения гражданами, защищать их права и свободы (в том числе, экономические), своевременно и компетентно решать возникающие проблемы и способствовать развитию высокопроизводительной экономики. Государство из-за безответственности и, как следствие, некомпетентности чиновников не справляется с элементарными обязанностями практически во всех областях своей деятельности.

К этому следует добавить всеобщую коррупцию, которая стала угрожать национальной безопасности России. По данным международных экспертов, Россия по уровню коррупции в мире в 2011 г. заняла 143 место из 183 стран. Ее соседями по рейтингу стали Коморские острова, Мавритания, Нигерия, Восточный Тимор, Того и Уганда1.

Не менее остра для национальной безопасности России и проблема воровства чиновниками бюджетных средств на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Так, из 5 трлн руб., выделяемых на государственные закупки, 1 трлн разворовывается (и это — заниженные официальные данные). Аудиторами Счетной палаты за 2011 г. выявлено нарушений в расходовании бюджетных средств на 718,5 млрд руб. Сумма поистине астрономическая. Для сравнения, в 2008 г. было вскрыто нарушений на 97 млрд руб., в 2009 г. эта сумма увеличилась до 238 млрд руб., а в 2010 г. достигла 484 млрд руб.2 Таким образом, объем выявляемых нарушений законодательства в сфере расходования бюджетных средств ежегодно возрастает в 1,5-2 раза.

Из-за безответственности, некомпетентности и коррупции судей, сотрудников правоохранительных органов в России плохо работают суды, прокуратура и полиция. В результате в стране повсеместно нарушается закон, не защищаются права и свободы граждан. А это препятствует формированию и развитию высокопроизводительной экономики, росту числа предпринимателей, повышению уровня жизни народа, становлению массового и сильного среднего класса, укреплению демократических процедур. Не случайно поэтому, по данным социологических исследований, от 20 до 22 % российских граждан из-за невозможности реализации ими своих способностей в России хотят уехать за границу3.

О полной неэффективности российского государства свидетельствует его неспособность выполнять свою главную функцию — обеспечивать безопасность граждан. Так, до сих пор не прекращаются террористические акты на Северном Кавказе, уносящие жизни людей вот уже 17 лет. Только за три последних года в стране произошел ряд крупных катастроф, повлекших смерть сотен россиян. Это — авария на Саяно-Шушенской ГЭС, крушение поезда «Невский экспресс», пожар в ночном клубе «Хромая лошадь», взрыв на шахте «Распадская», летние пожары 2010 г., теракт в аэропорту «Домодедово», гибель теплохода «Булга-

рия», крушение «Як-42» с хоккеистами на борту под Ярославлем. Каждый год в России от пожаров гибнет до 15 тыс. человек, а дорожно-транспортные происшествия уносят жизни 30-35 тыс. россиян.

Из-за беззакония, всеобщей коррупции в России не созданы условия для развития полноценной рыночной конкуренции, мотивирующей бизнес к росту производительности труда, а граждан — к ответственной и производительной трудовой деятельности. Как следствие, в России до сих пор нет высокопроизводительной и конкурентоспособной экономики. Последняя по-прежнему очень сильно зависит от внешней конъюнктуры цен на энергоресурсы. Слабость России привела к отсутствию у нее современных Вооруженных сил. При этом чиновниками из года в год проваливается оборонный заказ государства.

Итак, в современном высококонкурентном мире такая страна, как Россия, не может быть слабой. Слабая Россия рано или поздно потеряет суверенитет. Между тем, внешнее давление, оказываемое на нее, а также внутренние дисбалансы и противоречия, как следствия значительного расслоения в доходах между богатыми и бедными гражданами, сегодня только нарастают.

К серьезным внутренним проблемам страны следует отнести низкие доходы и плохие жилищные условия россиян. В настоящее время, по данным экспертов Всероссийского центра уровня жизни, к бедным по доходам относится 13,5 % населения Российской Федерации. По уровню доходов почти половина населения (47,7 %) входит в категорию низкообеспеченных граждан. А люди, обеспеченные ниже среднего уровня, составляют почти треть населения (30,1 %) страны. Фактически, 80 % россиян живут сегодня от зарплаты до зарплаты. Удельный вес среднеобеспеченных составляет только 6,1 % россиян, а к высокообеспеченным социальным группам относится лишь 2,6 % населения4.

По данным Росстата, доходы 10 % самых состоятельных россиян в девять раз превышают совокупный доход 10 % самых бедных слоев населения. А по замерам социологов, разница в доходах между богатыми и бедными доходит до 35-40 раз. Причем подавляющее большинство богатых граждан не заработали свое богатство, получив его в результате весьма сомнительных операций.

По уровню обеспеченности жильем 4,3 % россиян имеют наиболее плохие жилищные условия. Большинство населения (68,6 %) относится к группам, обладающим жилищами плохими или ниже среднего уровня. Средние жилищные условия доступны 16,9 % населения, и только у 10,5 % россиян они хорошие5.

Из-за плохого социально-экономического положения российского народа в стране быстро накапливается социальный протест против политики власти, который в любой момент может вырваться наружу. Фактически, правящая элита России сама щедро разливает по стране «горючий материал» острейших проблем и противоречий. А он может полыхнуть пожаром массовых протестных выступлений от малейшей искры народного недовольства,

подобно выступлению молодежи на Манежной площади. Тем более что зарубежных поджигателей и их отечественных пособников со «спичками» предостаточно.

Если говорить о внешних угрозах, они появляются из-за слабости руководства России и правящей элиты в международных отношениях. Следствием этого стали, в частности, недавние уступки Китаю при заключении межгосударственного договора по экспорту нефти с невыгодными для России ценами. В результате, по оценкам экспертов, государственный бюджет Российской Федерации может потерять до 20 млрд. долларов6. Другим примером растущих внешних угроз и прямым следствием слабости России является намерение США разместить системы ПРО возле наших границ.

Серьезные угрозы связаны также с надвигающимся мировым экономическим кризисом, который неминуемо затронет Россию. Он в любой момент может разрушить ту социально-политическую «стабильность», о которой так любят говорить руководство страны и правящая партия, и которой пытаются стыдливо прикрыть предельно неэффективную систему государственного управления и экономику страны.

Итак, существует объективная необходимость модернизации России, а именно — переход ее от того состояния, которое имеется в настоящее время, к тому, которое должно быть в современном высококонкурентном мире. А это требует от будущего президента политической воли и знаний для проведения преобразований. Какие же основные задачи предстоит решать Президенту?

Первая задача — взаимодействие с правящей элитой как движущей силой модернизации России.

Сильной и эффективно развивающейся Россия будет только в том случае, когда ее правящая элита сможет в нужное время и в нужной очередности проводить необходимые преобразования. А для этого ее представители должны стать ответственными, компетентными, и обрести политическую волю. Причем заняться модернизацией страны элиту побуждает, в первую очередь, инстинкт самосохранения и выживания. Ибо только в сильной стране, при эффективном государстве элита может быть надежно защищена от обвинений политических конкурентов.

Под правящей элитой в политологии понимают социальную группу, занимающую вершину государственной власти, контролирующую крупную собственность, значительные финансовые, медийные и иные ресурсы, которые позволяют ей принимать государственные решения, вести за собой общество, определять стратегию развития страны. Иными словами, правящая элита — социальный слой, который контролирует территорию страны (с помощью власти), возможности развития (с помощью финансов), ресурсы развития (с помощью крупной собственности и инфраструктуры), а также формирует общественное видение образов прошлого, настоящего и будущего (с помощью информации), что позволяет ему проводить необходимые преобразования в стране.

При этом движущей силой модернизации России оказывается просвещенная часть элиты, способная видеть перспективы, а не живущая только одним днем. Однако подлинной, просвещенной элита будет лишь тогда, когда начнет отождествлять свои эгоистичные интересы с национальными интересами страны и готова будет в ней постоянно жить и работать. В состав просвещенной элиты входят лишь те представители правящей элиты, кто действует из своих интересов, но согласовывает их с национальными интересами страны.

В настоящее время возникли объективные условия для формирования ответственной, национально ориентированной, компетентной (просвещенной) отечественной элиты. Поэтому у России есть шанс успешно осуществить необходимые преобразования и стать сильной страной. Только просвещенная элита способна осознать необходимость проведения перемен и готова пожертвовать частью своей власти и ресурсов для укрепления страны, а также для совершенствования, «настройки» государства в соответствии с вызовами времени.

Именно она в процессе модернизации должна повести за собой всех остальных — оставшуюся часть элиты, государственную бюрократию, служащих местного самоуправления, бизнес, институты гражданского общества (СМИ, общественные организации, партии, профсоюзы) и простых граждан.

В настоящее время в России возможны два пути дальнейшего развития событий — революционный (путь «снизу») и эволюционный (путь «сверху»). Если российская правящая элита по-прежнему будет заниматься лишь имитацией модернизации, то неизбежен худший вариант — социальный взрыв, способный смести ее с политической арены, лишив ее власти, денег и собственности, и погрузив страну в хаос. Кому это выгодно? Только мировым конкурентам. Нужен ли такой сценарий российской правящей элите? Конечно, нет, да и народу он ни к чему.

Альтернатива социальному взрыву — эволюционный процесс преобразований политических, экономических, социальных отношений, осуществляемых сверху просвещенной частью правящей элиты страны, ставшей движущей силой модернизации. Но для этого российской элите необходимо осознать неотложность преобразований, обрести политическую волю и принять соответствующие решения. При этом возникает тема ответственности просвещенной части правящей элиты, основанной на ее готовности к осуществлению реформ и компетентности — знании того, что, как и в какой последовательности надо делать. По сути, вопрос сейчас стоит не столько о выживании России, так как она в любом случае выстоит и будет благополучно развиваться, как это было уже не единожды в ее истории, сколько о выживании нынешней правящей элиты страны.

Сейчас на повестку дня поставлен вопрос о том, с нынешней элитой или без нее (уже с другой элитой) будет происходить дальнейшее развитие России. А все надежды российской элиты на сохранение в стране политико-экономической стабильности, прочности власти

и обеспечение устойчивого развития России в условиях благоприятного развития мировой экономики и высоких цен на энергоресурсы — в корне ошибочны. Ибо устоявшийся порядок нынешней системы политических, экономических и социальных отношений в стране — иллюзорный и кажущийся, скрывающий истинный беспорядок множества разнонаправленных личных и групповых эгоистичных устремлений и интересов представителей правящей элиты.

Еще больший беспорядок присутствует в деятельности государственных и муниципальных органов законодательной и исполнительной власти и чиновников, озабоченных лишь набиванием мошны, погрязших в коррупции и воровстве бюджетных средств, в массе своей безответственных и некомпетентных. Поэтому без изменения структуры государственно-властных отношений и создания механизмов прозрачности и ответственности, воспроизводящих компетентность всех участников существующей политико-правовой и экономической систем России, невозможно успешное осуществление модернизации страны и сохранение нынешней элитой своих внутренних и внешних позиций.

Чтобы компетентно провести модернизацию России в ближайшие годы, правящей элите надлежит усвоить следующее.

Во-первых, она является единственной реальной силой, способной к проведению в России требуемых преобразований и обладающей для этого всеми необходимыми ресурсами — властью, крупными финансами и собственностью. А тем самым, она возлагает на себя повышенную ответственность перед страной и народом. И именно признание этой ответственности приводит к появлению национально-ориентированной элиты.

Во-вторых, для того чтобы что-либо получить, элите и ее представителям необходимо прежде чем-то пожертвовать, в том числе, поделиться с народом частью властных полномочий и поступиться сверхприбылями. Собственно, определенные уступки народу со стороны элиты и составляют суть любой модернизации. Ибо лучше сохранить что-то, чем потерять все. В этой связи, главным условием самосохранения правящей элиты, от действий и воли которой зависит судьба необходимых преобразований в стране, оказывается не только защита ее представителями личных интересов, но и учет интересов народа, отстаивание национальных интересов России.

В-третьих, чтобы защитить себя от внешних и внутренних конкурентов, обеспечить национальную безопасность России, правящей элите необходима сильная страна. Сильной же Россия может быть только при мощной, эффективно функционирующей экономике, в которой каждый гражданин активно и сознательно работает на себя, но тем самым и на страну, повышая свои ответственность, компетенцию, производительность труда и опираясь на передовые науку и технологии.

Однако мощной и эффективной экономика станет только тогда, когда у каждого гражданина появится мотивация к активному, свободному и производительному труду. А для возникновения у граждан мотивации к труду нужно принять систему побуждающих к этому

государственных законов, стимулирующих частное предпринимательство, и защищающих трудящихся и предпринимателей от необоснованных претензий кого бы то ни было на их собственность и результаты трудовой деятельности. И обеспечить неукоснительное исполнение принятых законов всеми без исключения гражданами страны.

Но для этого необходимо настроить и заставить эффективно функционировать главный инструмент элиты — государство, призванное в первую очередь защищать интересы граждан и бизнеса от недобросовестных конкурентов, коррумпированного чиновничества и безудержных аппетитов монопольного бизнеса.

Вторая задача — создание эффективного государства.

Для успешного преобразования страны президенту и правящей элите предстоит решить основную задачу — сформировать эффективно функционирующее государство, являющееся главным инструментом модернизации России и способное придать процессам реформирования целенаправленный и управляемый характер. При этом совершенствование всей совокупности общественных отношений напрямую зависит, с одной стороны, от обеспечения законности, соблюдения и защиты прав и свобод человека. А с другой стороны — от ответственного, компетентного и своевременного решения возникающих проблем, то есть от эффективности деятельности системы государственного управления. Только эффективное государство способно:

— обеспечить неукоснительное соблюдение законов всеми без исключения;

— устранить условия для коррупции, массового разворовывания бюджетных средств, монополизации бизнеса;

— повысить компетенцию и ответственность государственных служащих, а также мотивацию граждан к производительному труду.

Причем без изменения всей системы государственно-властных отношений, без создания стимулов к повышению производительности труда, к творческой активности, личной ответственности и компетенции граждан и, в первую очередь, без установления реального, а не на словах верховенства закона невозможно осуществить подлинную модернизацию России. А любые попытки проведения реформ без создания эффективного государства неизбежно будут поверхностными и обреченными на провал.

До тех пор, пока государство не сможет обеспечить неукоснительное соблюдение закона всеми участниками общественно-экономических отношений, и тем самым поставить надежный барьер монополизму сросшихся с чиновниками и силовиками коммерческих структур, не заработает конкуренция — движущая сила рыночной экономики. Только конкуренция способна побудить бизнес к наращиванию производительности труда с помощью внедрения инноваций и организации труда.

При неэффективном государстве, не способном бороться с монополизмом в экономике, нельзя рассчитывать на то, что российские частные и государственно-частные монопо-

лии вдруг начнут заниматься сокращением издержек и повышением производительности труда. Ибо им и так хорошо при современных высоких стоимостях энергоресурсов, в разы завышенных ценах и тарифах на услуги, способствующих заоблачным уровням прибыли.

Поэтому до тех пор, пока государство не начнет эффективно работать, надеяться на успешное проведение модернизации российской экономики — бесполезно. В этой связи важнейшей задачей правящей российской элиты становится срочное проведение активных и компетентных действий по построению эффективного государства.

Если же она этого не сделает, то существующая в стране политико-правовая система неизбежно развалится. А элита будет сметена с политической арены и канет в небытие, как развалились ранее царская Россия и Советский Союз, и исчезли соответствующие элиты.

Но для того чтобы настроить государство на эффективное функционирование, президенту и элите придется кардинально изменить структуру и принципы государственных отношений. Суть этих изменений — во внедрении в структуру властно-государственных отношений механизмов прозрачности и неукоснительной личной ответственности каждого исполнителя. Только прозрачность и ответственность позволят устранить коррупцию, некомпетентность и неэффективность чиновников и государственной системы в целом. А в этом и состоит основной смысл модернизации государства.

Рассмотрим эти механизмы подробнее.

Под прозрачностью следует понимать свободный доступ граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц. Представляется важным конкретизировать понятия, составляющие смысл прозрачности. Свободный доступ граждан к информации о деятельности органов власти подразумевает возможность получения информации, в первую очередь, с помощью системы Интернет. Достоверная информация означает информацию, не вызывающую сомнений. Своевременная — та, которая поступает оперативно и в нужный момент. Регулярная — информация, предоставляемая равномерно и правильно, через определенные промежутки времени. В настоящее время прозрачность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательно не обеспечена, правящей элите необходимо незамедлительно внести в законы соответствующие поправки.

С 1 января 2010 г. вступил в силу закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Он позволил значительно расширить возможности контроля граждан и всего общества над деятельностью органов власти и их должностных лиц. Вместе с тем, в законе отсутствуют механизмы прозрачности. Как следствие, он работает формально, и потому нуждается в значительных дополнениях.

Первое дополнение должно состоять в установлении законодательной нормы, согласно которой все властные учреждения обязаны сообщать для всеобщего сведения полную информацию о своей деятельности, за исключением той, перечень которой определен законом о государственной тайне. Данная норма позволит, во-первых, полнее раскрыть деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц. Во-вторых, она сделает размещаемую информацию об их деятельности императивной. В настоящее время вышеприведенный закон не устанавливает ни полноты, ни обязательности размещаемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Второе дополнение должно предусматривать обязательное упоминание как авторов любых решений, то есть конкретных должностных лиц, подготовивших проекты этих решений, так и лиц, принявших их (в том числе и коллегиально) в органах исполнительной, законодательной и судебной власти и органах местного самоуправления.

Третье дополнение — все принимаемые органами власти решения вступают в силу только после опубликования (размещения) их в Интернете и соответствующих информационных источниках. Работа этих норм и публичность принимаемых решений приведут к повышению персональной ответственности государственных и муниципальных служащих, судей, депутатов, иных представителей власти и их компетентности.

Четвертое дополнение — вся информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления должна быть достоверной, своевременной, регулярной и постоянно обновляемой. Функционирование данной нормы позволит гражданам и всему обществу осуществлять регулярный и повсеместный контроль деятельности государственных и муниципальных служащих, судей, прокуроров, сотрудников органов внутренних дел, иных представителей власти.

Следует подчеркнуть, что прозрачность должна касаться всех ветвей и структур органов государственной власти, а также монополизированного бизнеса. Смысл свободного доступа граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности представителей власти состоит в том, что госслужащие, депутаты, судьи, прокуроры, сотрудники органов внутренних дел, муниципальные служащие и прочие должностные лица всегда должны быть на виду. Ибо закрытость и секретность их деятельности неизбежно приводят к нарушению закона, коррупции, безответственности и некомпетентности.

Имея такую информацию, народ и институты гражданского общества могут оперативно оценивать деятельность органов власти и должностных лиц. При безответственном исполнении последними своих обязанностей и нарушении ими закона российские граждане получат возможность легитимного давления на власть путем проведения журналистских расследований, выступления в СМИ, обращения в органы власти, подачи судебных исков,

перевыборов депутатов всех уровней, глав местного самоуправления, публичных акций — митингов, шествий, демонстраций и т. п.

Законодательное введение механизма прозрачности обеспечит двойной контроль над представителями органов государственной власти. С одной стороны, им придется работать в условиях повышенной ответственности и внутренней конкуренции, так как и руководители, и коллеги будут знать об их деятельности. С другой стороны, все они оказываются под постоянным контролем общества — конкурирующих между собой партий, СМИ, общественных организаций, профсоюзов, рядовых граждан.

Интегрирование указанных выше норм в закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» позволит укрепить правовое обоснование прозрачности, и как следствие — создать благоприятные условия для результативного общественного контроля над деятельностью органов государственных и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Кроме того, прозрачность будет способствовать активному вовлечению институтов гражданского общества (СМИ, общественных палат, партий, общественных организаций, профсоюзов) и простых граждан в процесс модернизации России.

Помимо прозрачности, важная роль в создании эффективной и компетентной власти, а как следствие, эффективного государства принадлежит задействованию механизма всеобщей и неукоснительной ответственности. Для его реализации в закон «О противодействии коррупции» необходимо внести статьи, не утвержденные Государственной Думой при ратификации Россией в 2006 г. «Конвенции ООН против коррупции», — о «конфискации имущества» и «незаконном обогащении». Именно конфискация доходов и имущества, нажитых преступным путем, как убедительно свидетельствует мировой опыт, является наиболее действенным методом повышения ответственности.

Эффективным инструментом ответственности является также норма 20 статьи Конвенции, устанавливающая уголовное наказание за незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Ратификация норм «конфискации» и «незаконного обогащения» и внедрение их в российское законодательство позволят значительно повысить ответственность должностных лиц в государственных органах власти и органах местного самоуправления.

Существенную роль в создании механизма ответственности может сыграть использование такого инструмента, как полиграф (детектор лжи). Практическая польза от применения полиграфа в органах государственной и местной власти очевидна, так как он способен выявлять коррумпированных служащих, пресекать разворовывание государственного бюджета и так называемые «откаты», минимизировать риски, связанные с незаконными действиями недобросовестных чиновников. Применяя полиграф при отборе кадров, уже на началь-

ном этапе можно отсеять тех, кто совершал ранее какие либо преступления (в том числе, не выявленные правоохранительными органами), имеет порочные наклонности (алкоголь, наркотики, азартные игры) или тех, кто на предыдущих местах работы использовал свое служебное положение для личного обогащения. В настоящее время в России отсутствует правовое обеспечение использования полиграфа в органах государственной и местной власти. В этой связи представляется актуальным установление в российском законодательстве норм, касающихся использования полиграфа как одного из инструментов повышения ответственности государственных служащих.

Внедрение в государственно-властные отношения механизма ответственности, включающего перечисленные выше инструменты, откроет возможности для повышения уровня компетенции среди представителей власти на законе естественного отбора. В результате в государственных органах управления останутся те, кто умнее, инициативнее, ответственнее, — люди, способные работать эффективно. А лица, нарушающие закон, вымогающие и берущие взятки, безответственно относящиеся к своим обязанностям и неспособные к компетентной деятельности, сами уйдут со своих постов. При таких условиях естественной конкуренции окажутся не нужными искусственные (президентские, губернаторские и пр.) «списки перспективных кадров».

С использованием механизма ответственности у российских граждан появятся возможности быть востребованными во властных структурах не по принципу личной преданности, дружбы, совместной учебы или службы, но единственно в соответствии с их деловыми и профессиональными, умственными и моральными способностями. А у элиты появится эффективный инструмент ротации кадров.

Огромную роль в создании эффективного государства играют суды, прокуратура и органы внутренних дел. В настоящее время они нуждаются в серьезном реформировании. Изменения судебной и правоохранительной систем будут определять качество и скорость процесса создания эффективного государства. Цель реформы судов, прокуратуры и органов внутренних дел — добиться, чтобы они обеспечивали работу закона в Российской Федерации и строго стояли на его страже. Создание эффективной судебной и правоохранительной систем требует решения ряда взаимосвязанных задач.

Во-первых, деятельность судей, прокуроров, сотрудников внутренних дел следует сделать открытой для контроля общества. Судебная и правоохранительная системы будут оставаться неэффективными, пока не уйдет в прошлое закрытая от общества, бесконтрольная и, как следствие, безответственная и порождающая некомпетентность система государственно-властных отношений. В этой связи задача реформирования судебной и правоохранительной систем состоит в законодательном обеспечении прозрачности и ответственности деятельности судов, прокуратуры и органов внутренних дел, за исключением информации, относящейся к государственной тайне и оперативно-розыскной деятельности. В настоящее

время прозрачность деятельности судов, прокуратуры и органов внутренних дел, равно как и иных органов государственной власти, законодательно не закреплена, поэтому правящей элите необходимо незамедлительно внести в законы соответствующие поправки.

Во-вторых, модернизация судебной и правоохранительной систем должна обеспечить качественную социальную защиту сотрудников органов внутренних дел, судей и прокуроров. Они должны получать достойную заработную плату, иметь гарантированное бесплатное жилье и медицинское обслуживание, солидную пенсию. Если судьи и прокуроры уже обладают такой социальной защитой, то сотрудники органов внутренних дел до вступления в силу 19 июля закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел» такой защиты были лишены. Однако данный закон не снял до конца вопрос о социальных гарантиях сотрудников полиции по сравнению с работниками прокуратуры и судов.

В-третьих, реформа судебной и правоохранительной систем заключается в создании механизма ответственности судей, прокуроров и сотрудников органов внутренних дел. Одной из составляющих механизма ответственности, наряду с прозрачностью, является размещение полной и достоверной информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера судей, прокуроров, руководящих сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей на официальных сайтах данных органов. В настоящее время из-за неполной информации об отчете судей, прокуроров и сотрудников МВД, а также из-за отсутствия проверки достоверности представленных сведений данный механизм не работает должным образом.

Эффективным инструментом механизма ответственности является конфискация имущества и лишение льгот. Однако из-за отсутствия в российском законодательстве международных норм института конфискации, борьба с коррупцией в судебной системе, прокуратуре и органах внутренних дел, равно как и других государственных органах, осуществляется неэффективно. В этой связи необходимо незамедлительно интегрировать нормы международного права института конфискации в российское законодательство, о чем говорилось выше.

Ряд мер по осуществлению реформы МВД в части укрепления ответственности уже закреплен целой серией указов президента России и законопроектов, рассматриваемых сейчас Государственной Думой. В том числе, инициированы поправки в Уголовный кодекс, согласно которым статус сотрудника МВД при совершении им преступления будет считаться отягчающим обстоятельством. В целях создания эффективной правоохранительной системы эта норма должна распространяться также на судей и прокуроров.

Целесообразно добавить в эту норму положение, устанавливающее, что после вступления в силу приговора суда необходимо лишать чинов, званий и наград, служебной квартиры и т. п. осужденных судей, прокуроров и сотрудников полиции. Это заставит их перед совершением правонарушений задумываться о судьбе своих близких в случае уголовного

преследования. Следует также законодательно запретить возможность условного наказания для судей и сотрудников правоохранительных органов.

Прозрачность деятельности судей, прокуроров и сотрудников органов внутренних дел поставит их под действенный контроль российского общества. Институты гражданского общества — СМИ, общественные организации, Общественные палаты, политические партии и граждане — благодаря прозрачности получат возможность осуществлять эффективный контроль над ними в различных формах и способах. В этих целях следует дополнить закон «О полиции» и ряд иных законов соответствующими поправками и дополнениями.

Так, в закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» необходимо ввести следующую норму: «В сети Интернет в обязательном порядке размещать всю информацию о деятельности судов, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну». А пристальный общественный контроль неизбежно заставит суды выносить законные, доказанные и обоснованные решения.

Представляется целесообразным отмена норм, позволяющих судьям выносить субъективные решения, следуя так называемым «личным убеждениям» и тому подобными положениям. Им следует руководствоваться только статьями действующего законодательства с обязательным детальным законодательно-правовым обоснованием выносимых решений. В целях повышения эффективности работы прокуратуры и органов внутренних дел законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об Общественной Палате Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и «О полиции» следует дополнить следующими нормами:

а) «На сайтах Общественных палат и уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации публиковать все жалобы граждан в органы внутренних дел и прокуратуру по ненадлежащему исполнению сотрудниками полиции своих обязанностей. Руководство МВД и прокуратуры обязано отвечать на данные жалобы на этих же сайтах». Российские граждане должны видеть, кто пострадал, кто виноват, и как виновный ответил за нарушение закона. Действуя в условиях прозрачности, судьи, прокуроры и сотрудники внутренних дел будут вынуждены ответственно и компетентно решать свою главную задачу по обеспечению соблюдения законов Российской Федерации, исполнению, охране и защите конституционных прав и свобод граждан; безответственным и некомпетентным сотрудникам придется покинуть службу.

б) «На сайтах Общественных палат и уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации организовать рубрику обращений и жалоб сотрудников органов внутренних дел на произвол начальников в системе МВД. Обязать руководство МВД и прокуратуру отвечать на данные жалобы на этих же сайтах». Такие жалобы откроют для всего общества нарушения в деятельности должностных лиц в органах внутренних дел

и покажут, насколько добросовестно и профессионально они исполняют свои служебные обязанности. Все это повысит ответственность и правовую культуру должностных лиц системы МВД, обеспечит их компетентность.

в) «На сайтах Общественных палат, уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации публиковать данные общественного контроля о деятельности дежурных частей ОВД и порядке содержания граждан в изоляторах временного содержания». Случаи унижения и издевательства над людьми при этом станут открытыми для реагирований Уполномоченного по правам человека и прокуратуры. Это будет способствовать повышению ответственности сотрудников органов внутренних дел при исполнении ими своих служебных обязанностей.

г) «На сайтах Общественных палат, уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации публиковать жалобы граждан на произвол сотрудников ГИБДД, связанные с вымогательством взяток, неполным, необъективным и/или несвоевременным выяснением ими обстоятельств ДТП. Обязать руководство ГИБДД и прокуратуру отвечать на данные жалобы на этих же сайтах».

Реформа судебной и правоохранительной систем достигнет своих целей лишь тогда, когда данные системы станут эффективными. Но для обеспечения эффективной работы судам, прокуратуре и органам внутренних дел необходимы постоянные поддержка и помощь общества. Однако российское общество поддержит их только в том случае, когда увидит в них защитников прав и свобод граждан. А такими судебная и правоохранительная системы станут только тогда, когда будут открытыми для граждан и подконтрольными обществу.

Именно прозрачность деятельности судей, прокуроров и сотрудников органов внутренних дел поможет сформировать ответственные государственно-властные отношения. В результате судьи, прокуроры и работники полиции начнут следить за обеспечением и соблюдением закона всеми участниками общественных отношений — должностными лицами органов государственной и местной власти, бизнесменами и обычными гражданами. А Россия начнет двигаться по пути создания эффективного государства. Но для того чтобы внедрить механизмы прозрачности и ответственности в деятельность государства, от современной российской элиты требуется проявить желание и политическую волю.

Третья задача — модернизация экономики.

Как уже отмечалось, конечной целью модернизации является становление России сильной страной с эффективной экономикой. А главная задача в построении эффективной экономики — создание оптимальных условий для мотивации населения к высокопроизводительному труду. Но такие условия могут быть сформированы лишь эффективным государством, своевременно и компетентно разрешающим возникающие проблемы и базирующимся на неукоснительном исполнении закона всеми без исключения гражданами страны. Однако определяющую роль во всем этом играет наличие политической воли у правящей элиты.

Только при верховенстве закона, приводящем к возрастанию ответственности граждан, государство может обеспечить реальную конкуренцию в сферах политики и экономики и, как следствие, развитие демократии и свободного рынка. В свою очередь, конкуренция среди участников экономических отношений неизбежно будет способствовать возрастанию их личной ответственности за свою жизнь и судьбу, побуждать к повышению уровня компетентности и создавать мотивацию к производительному труду.

Чтобы выжить в условиях непрестанной конкуренции, бизнес будет вынужден наращивать производительность труда с помощью новых технологий и методов организации труда. Таким образом, рыночные отношения, опирающиеся на принципы свободной конкуренции, компетенции и ответственности, оказываются теми естественными регуляторами, которые борются с безответственностью, глупостью, леностью и иждивенчеством, и в конечном счете ведут к повышению эффективности экономики страны.

В настоящее время в экономических отношениях из-за массовых нарушений закона широко распространились воровство и коррупция, доминирует монополизм, постоянно происходят незаконные захваты частной собственности, отсутствует подлинная свобода предпринимательства. Как результат, в России вместо рыночной сформировалась монополизированная государственно-бюрократическая,рентная, неконкурентоспособная экономика, в которой у граждан нет мотивации к производительному труду, а у бизнеса отсутствуют стимулы к внедрению наукоемких технологий и новых принципов организации труда. Поэтому правящей элите следует предпринять незамедлительные меры по наведению порядка в стране посредством установления верховенства закона и повышения всеобщей ответственности, а также создать условия, способствующие мотивации граждан к производительному труду. Но для этого, в первую очередь, надо построить эффективное государство, которое является главным инструментом модернизации страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разразившийся в 2008 г. мировой финансовый кризис наглядно продемонстрировал опасность ориентации России на экспортно-сырьевую модель развития. Была надежда, что кризис подвигнет правящую элиту к обновлению страны, к использованию более прогрессивных моделей развития.

Однако этого не случилось. Абсолютно неэффективное российское государство, неспособное обеспечить условия для мотивации граждан к производительному труду, в 2008-2011 гг. не смогло создать каких-либо серьезных структурно-технологических сдвигов в экономике России.

Более того, в стране продолжилось углубление технологического кризиса. Это подтверждается ускоряющейся деградацией обрабатывающей промышленности, а также подписанием долгосрочных соглашений по поставкам топлива в Западную Европу и Китай, закрепляющих за Россией роль сырьевого донора.

За последние два десятилетия, отдав предпочтение либеральному экономическому курсу развития, российское правительство так и не сумело компетентно распорядиться промышленным сектором экономики. За этот период в России произошло вымывание наукоемких отраслей, являющихся генераторами инновационного спроса, что выразилось в сокращении инновационной активности российских предприятий, падении всех основных показателей инновационной деятельности, низкой востребованности результатов научной деятельности, сокращении научно-технического потенциала.

Все это сказалось на падении конкурентоспособности отечественной экономики, потери Россией позиций на мировых рынках высокотехнологичной продукции. В настоящее время ее доля составляет только 0,3-0,5 %. Сложившаяся ситуация создает реальную стратегическую угрозу постепенной утраты основных, крайне важных структур научно-технического и производственного потенциала страны, абсолютно необходимых для обеспечения не только устойчивого экономического роста, но также технологической, а как следствие, и национальной безопасности.

Россия пока еще сохраняет лидирующие позиции по узкому кругу отдельных областей науки и техники, в рамках которых она способна расширить свое присутствие на мировых высокотехнологичных рынках до 10-15 %. К таким областям относятся авиастроение, ракетнокосмические системы, реакторы для мирного использования атома, некоторые сегменты рынка наноиндустрии, определяющие приоритеты научно-технологического развития России.

Однако, учитывая крайнюю изношенность производственной базы российской экономики, страна вряд ли может реализовать свои преимущества в рамках вышеназванных приоритетов, если не будет решена задача создания мотивации к росту производительности труда и обновлению промышленности. Следует отметить, что модернизация лишь тогда становится успешной, когда речь идет не о простой замене оборудования, а о переходе к высокопроизводительным технологиям, позволяющим выпускать конкурентоспособные товары повышенного качества. И это очень важно, поскольку в настоящее время лишь 13 % импорта оборудования отвечает требованиям сегодняшнего дня.

В настоящее время в России отсутствуют реальные условия для развития и внедрения инновационных разработок. Монополизированный бизнес ориентирован только на рост цен и тарифов, в силу опоры на чиновников и сложившихся коррупционных связей с различными финансово-экономическими группами и кланами, озабоченными единственно растаскиванием госбюджетных средств.

Поэтому любые научно-технологические новации, предусматривающие снижение расходов, сокращение себестоимости продукции и рост производительности труда, оказываются невостребованными. А намерения правящей элиты по обновлению производства на основе передовых инновационных разработок в условиях неэффективного государства и отсутствия конкуренции — неисполнимы.

Прежде чем заводить об этом речь, необходимо расчистить «авгиевы конюшни» российского государства. «Догоняющий путь с элементами прорывных технологий» — это путь в никуда, гарантирующий отставание России от передовых стран Запада на десятилетия, если не на столетие.

Сегодня на повестке дня стоит задача модернизационного прорыва страны во всех сферах общественно-государственных политико-экономических отношений, в том числе, и в инновационном научно-техническом и технологическом развитии. А единственный инструмент, позволяющий этого достичь, — эффективное государство.

Пока оно не будет создано, любые попытки правящей элиты придать системность разработке основных стратегических программных документов, закрепляющих инновационный курс страны в качестве магистрального пути развития и обеспечить строгую увязку целей, задач и ключевых показателей следующих документов: Долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и его социально-экономических последствий 2030, Концепции долгосрочного социально-экономического развития 2020, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии инновационного развития 2020, дополнив эту цепочку Комплексной программой научно-технологического развития, которая станет основой для разработки долгосрочных целевых программ и трехгодичных бюджетов и т. п., — изначально обречены на провал. И даже дополнение «стратегических программных документов формированием системы мер и соответствующих механизмов для достижения целей, задач и ключевых показателей инновационного развития» здесь не поможет.

Что касается топливно-сырьевого сектора, то речь не идет об отказе от экспорта нефти, газа и других энергоносителей, которые еще надолго останутся важными источниками наполнения бюджета. Но—лишь о глубокой технологической переработке сырья, позволяющей в разы увеличить бюджетные поступления.

Четвертая задача — вовлечение гражданского общества в процесс модернизации России.

4.1. Для успешной модернизации страны властной элите следует подготовить гражданское общество к проведению реформ и вовлечь население в процесс необходимых преобразований. Между тем, в 2000-2011 гг. государственная власть не использовала мо-дернизационный потенциал российского народа. Это порождало у граждан недоверие к государственной власти. Однако без поддержки гражданского общества невозможна подлинная модернизация России. Без такой поддержки правящая элита не в состоянии создать эффективное государство, а страна не может стать сильной.

Протестные митинги российских граждан против нарушения властью закона, прошедшие 10 и 24 декабря 2011 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах России продемонстрировали, что народ в лице среднего класса становится политичес-

кой силой, с которой высшая власть и правящая элита в целом должны считаться и проводить необходимые реформы. Чтобы процесс преобразований в стране был эффективным, президенту и правящей элите необходимо активнее вовлекать граждан в процесс модернизации.

Для этого просвещенной части элиты надо:

— обратиться к народу за поддержкой и регулярно общаться с ним, разъясняя намеченные цели и применяемые средства, необходимые для проведения насущных реформ;

— срочно приступить к проведению необходимых преобразований политико-экономических отношений в стране;

— навести в стране элементарный порядок, обеспечив всеобщее и неукоснительное соблюдение закона и неотвратимость ответственности, наступающей за его нарушения, невзирая на лица и занимаемые ими должности;

— «сдать» народу наиболее запачканных в воровстве и криминале высокопоставленных своих представителей;

— продемонстрировать гражданам политическую волю и готовность элиты поступиться частью своих властных полномочий, прибылей и преференций;

— показать наглядный личный пример строгим и последовательным соблюдением законности;

— обеспечить прозрачность деятельности государства и монополизированного бизнеса, создав соответствующие инструменты для контроля над ними гражданского общества;

— вовлекать народ и институты гражданского общества (СМИ, общественные организации, партии, профсоюзы) в процессы преобразований, создавая условия для проведения эффективного общественного контроля над деятельностью органов государственной власти;

— создать конструктивную неантагонистическую оппозицию и предложить гражданам новых лидеров, не только умеющих красиво говорить ни о чем, но прежде всего, обладающих новыми идеями и знаниями, способных увлечь и повести за собой по пути эволюционного реформирования страны значительную часть активного населения страны.

4.2. Создание эффективного государства как главного инструмента модернизации страны требует расширения демократических принципов и процедур. Однако из-за противодействия правящей элиты, высокого уровня бедности населения, отсутствия правового государства и массового среднего класса они пока не получили в России должного развития.

Для укрепления демократии в России президенту и правящей элите предстоит сделать следующее.

Во-первых, на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне местного самоуправления законодательно обеспечить для граждан:

— предоставление полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности государственных органов власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

— оказание всесторонних электронных услуг в режиме реального времени;

— широкое внедрение современных инструментов электронной демократии путем помощи гражданам в организации дискуссионных групп в Интернете, проведения опросов общественного мнения в режиме он-лайн, обследований, дебатов, голосований и петиций, обращений граждан в государственные органы (федеральные и региональные) и органы местного самоуправления.

Все это поставит деятельность органов власти федерального центра, регионов и местного самоуправления под контроль граждан и их институтов — СМИ, партий, общественных организаций, профсоюзов. В условиях сложившейся прозрачности и электронной демократии федеральные министры и другие высшие чиновники, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, должностные лица регионов, депутаты законодательных собраний, главы местного самоуправления, служащие органов региональной власти и местного самоуправления вынуждены будут работать ответственно, а следовательно — эффективно и компетентно.

В результате в России будут созданы условия для соблюдения закона всеми участниками общественных отношений и своевременного решения возникающих проблем, а у населения появится мотивация к активной общественно-политической деятельности.

Во-вторых, правящая элита должна прислушиваться к мнениям граждан, используя императивные и консультативные институты непосредственной демократии. В этих целях следует активнее проводить референдумы, общественные экспертизы законопроектов, публичные слушания, общественные обсуждения проектов законов и иных вопросов государственной жизни, опросы граждан по проектам правовых актов органов государственной власти или местного самоуправления и другим важным проблемам общественно-политической жизни.

Своевременное проведение референдумов — императивного (обязательного) института непосредственной демократии — будет не только способствовать решению многих сложных и спорных вопросов в стране, в регионах и на уровне местного самоуправления, но и позволит элите прикрываться мнением граждан в борьбе с политическими конкурентами.

Регулярное проведение общественной экспертизы законопроектов, предлагаемых правительством, федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации, а также проектов правовых актов органов местного самоуправления, будет препятствовать включению в них коррупционно емких норм, а также способствовать вовлечению в законотворческий процесс институтов гражданского общества (Общественных палат, общественных организаций, партий, профсоюзов, СМИ).

Кроме того, активное использование властью консультативного института непосредственной демократии — публичных слушаний и обсуждений с представителями бизнеса, СМИ, партий, общественных организаций состояния дел в стране, регионах, муниципальных

образованиях и перспективах их развития — позволит эффективно решать назревшие социально-экономические и политические вопросы.

Своевременные и регулярные референдумы, общественные экспертизы законопроектов, публичные обсуждения, слушания и опросы позволят федеральной элите, а также элитам регионов и местного самоуправления услышать конструктивные предложения граждан по эффективному решению возникающих проблем. А открытый диалог власти с людьми приведет не только к установлению элитой обратной связи с обществом, но и к обретению ею доверия и поддержки населения.

В-третьих, исполнительным и представительным органам власти в регионах и муниципальных образованиях следует активнее и шире применять такие формы непосредственной демократии, как:

— индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы (федеральные и региональные), органы местного самоуправления по вопросам общественного значения;

— участие граждан в управлении делами общества через органы местного самоуправления, собрания и сходы граждан, публичные слушания;

— народные правотворческие инициативы;

— гражданские инициативы;

— митинги и демонстрации;

— формирование общественного мнения с помощью СМИ.

Таким образом, вовлечение граждан в процесс создания эффективного государства, призванного стать главным инструментом модернизации России, требует от правящей элиты обеспечить условия для широкого раскрытия потенциала народовластия. При этом для вовлечения гражданского общества в процесс необходимых преобразований нужна активность таких его институтов, как СМИ и политические партии.

4.3. Ведущее место среди институтов гражданского общества занимают СМИ, и от их активности и профессиональности во многом зависит эффективность необходимых преобразований. Можно выделить четыре основных предназначения СМИ в предстоящем процессе модернизации страны:

— как инструмента просвещения гражданского общества, правящей элиты, государственной, региональной и местной властей;

— как организатора и участника общественного контроля над деятельностью исполнительной, судебной, законодательной властей и органов местного самоуправления;

— как средства мониторинга процесса модернизации страны;

— как механизма вовлечения общества в процесс модернизации.

С точки зрения просвещения власти и общества относительно целей, задач и средств модернизации России, журналистское сообщество сегодня работает неудовлетворительно,

хотя могло бы внести весомый вклад в процесс информирования власти, бизнеса и граждан. Однако оно пока еще само не разобралось в основных проблемах модернизации, а потому не способно выступить в качестве инструмента просвещения.

Поэтому СМИ необходимо обращаться к компетентным специалистам, способным простым и доступным языком объяснять людям основные цели, задачи и средства предстоящей модернизации страны. Именно они должны стать основным источником просвещения в СМИ. Важная роль при этом отводится правящей элите, которой надлежит найти таких людей и представить их СМИ в качестве субъектов повышенного общественного внимания. Но для этого властная элита должна обрести политическую волю.

Значительная роль принадлежит СМИ в организации и проведении общественного контроля над деятельностью государственных структур, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также в борьбе с коррупцией. Все это призвано содействовать повышению ответственности и компетентности государственных и муниципальных служащих и представителей монополизированного бизнеса, а также эффективности государства. В настоящее время журналисты плохо используют инструменты общественного контроля. Достаточно привести только два примера.

Первый — формальная работа журналистского сообщества по реализации Федерального закона «О противодействии коррупции», вступившего в силу 25 декабря 2008 г. В частности, статья 8 об обязанностях государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах и имуществе пока не используется журналистами как инструмент общественного контроля.

Между тем, журналисты могли бы провести свои расследования и по их итогам обратиться в органы прокуратуры в связи с несоответствием расходов и доходов отдельных представителей власти. Неудовлетворительно работают СМИ и по реализации статьи 6 закона, определяющей меры по профилактике коррупции. Также нет результатов работы СМИ по вскрытию конфликта интересов на государственной и муниципальной службах, которые определены в 10 статье закона.

Второй пример — с 1 июля 2010 г. вступил в силу закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации», который позволяет гражданам получать доступ к информации о деятельности судов, размещенной на соответствующих сайтах в Интернете. Эта информация дается по запросам граждан, журналистов, общественных объединений, партий или профсоюзов, если объем информации, который размещен на сайте того или иного суда, не устраивает пользователей.

Однако пока СМИ неудовлетворительно ведут контроль над деятельностью судов, которые нередко выносят недоказанные, необоснованные, а подчас и незаконные вердикты. Между тем, без контроля СМИ, равно как и других институтов гражданского общества над деятельностью судов, последние не будут работать эффективно. Во многом поэтому суды

по-прежнему не обеспечивают работу закона и, как следствие, в Российской Федерации крайне слаба мотивация к производительному труду.

Отсутствие результативного общественного контроля в стране обусловлено и институциональными причинами. Так, для осуществления эффективного общественного контроля, в котором СМИ играют ведущую роль, необходимо законодательно обеспечить прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Хотя с 1 января 2010 г. и вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления», правоприменительная практика показывает, что он во многом работает формально из-за нормы, устанавливающей, что орган власти «может» разместить ту или иную информацию. Норма должна быть императивной: орган власти «обязан размещать всю информацию».

Получается, что губернатор, председатель суда, председатель законодательного собрания или глава местного самоуправления могут решать вопросы в соответствии с требованиями времени, обеспечивая прозрачность своей деятельности и вверенных им органов власти, но могут и оставаться закрытыми для общества, не отчитываясь о своей деятельности в полном объеме, своевременно и регулярно.

До тех пор, пока отсутствуют законодательно установленные обязательные нормы прозрачности, не будет работать ни закон «О противодействии коррупции», ни закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ни закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления». А СМИ не смогут выполнять своих задач по результативному осуществлению общественного контроля.

Третье предназначение СМИ — мониторинг деятельности органов государственной власти по осуществлению модернизации России, предполагающий контроль над деятельностью государства с целью корректировки процесса модернизации. Мониторинг СМИ, как представляется, должен решать задачу доведения до граждан, во-первых, оценок специалистов в лице представителей социологических служб, исследователей и аналитиков по эффективности осуществляемых преобразований. Во-вторых, — информацию по предлагаемым корректирующим воздействиям на процесс модернизации, если последние необходимы.

По сути, СМИ выступают как инструмент общественного мнения, воздействующего на правящую элиту, государственную и местную власть по принятию соответствующих решений. Но вместе с тем — и как средство формирования и корректировки общественного мнения. Представляется, что основными функциями СМИ при осуществлении мониторинга процесса модернизации России будут являться:

— наблюдение и освещение хода реформ;

— обобщение выявленных изменений в общественных отношениях в соответствии с требованиями модернизации;

— анализ и информирование граждан о произошедших изменениях;

— отражение оценок специалистами результатов проводимых преобразований;

— освещение прогнозов развития общественных отношений в связи с осуществляемыми реформами.

СМИ, как механизм вовлечения общества в процесс модернизации России, должны обеспечить доступ граждан к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц следующим образом. У всех редакций есть доступ к сети Интернет. Журналисты, проанализировав информацию о деятельности исполнительной, законодательной и судебной власти, а также органов власти местного самоуправления, могут размещать данную информацию в том или ином виде на своих сайтах, в газетах, журналах, на телевидении и радио. В настоящее время это делается крайне непоследовательно — от случая к случаю, не системно и неквалифицированно.

СМИ могут организовать консультативные формы прямого волеизъявления граждан с помощью публичных слушаний, общественных обсуждений, опросов граждан. Они могут использовать и регулятивные формы прямого волеизъявления граждан. Это обращения через журналистов в органы прокуратуры, суды, органы исполнительной власти, местного самоуправления. Кроме того, СМИ могут обобщать наказы граждан, формулировать и поддерживать гражданские инициативы.

Реализация данных предложений позволит СМИ, с одной стороны, вовлечь российских граждан в процесс создания эффективного государства — главного инструмента модернизации страны, а с другой стороны — повысить их политическую и правовую культуру.

4.4. Опыт стран с развитой демократией убедительно свидетельствует: когда есть реальная политическая конкуренция партий, тогда создаются условия для активной общественно-политической жизни, успешного осуществления необходимых преобразований. Действительно, в борьбе за власть и голоса избирателей партии постоянно осуществляют контроль над деятельностью исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, защищают права граждан и интересы общества, устраивая публичные дебаты, слушания и дискуссии, митинги и демонстрации.

Для повышения своей конкурентоспособности и доверия у граждан, партии регулярно проводят ротацию кадров, публично формируют списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, проводят праймериз — предварительные (первичные) выборы. Политическая конкуренция партий, с одной стороны, заставляет государственную власть проводить необходимые реформы и корректировать свою политику в интересах большинства

общества. А с другой стороны, способствует расширению политического участия граждан в жизни своих стран.

До выборов в Государственную Думу 4 декабря 2011 г. в стране отсутствовала полноценная конкуренция партий. Это препятствовало работе механизма оздоровления политической элиты, осуществлению результативного общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как результат, наблюдался застой в общественно-политической жизни страны, безответственность, неэффективность и коррумпированность руководителей партий, должностных лиц органов государственной власти (на федеральном и региональном уровне), органов власти местного самоуправления.

Отсутствие политической конкуренции партий обусловило их закрытость для российских граждан. Нет открытых партийных дискуссий по базовым вопросам. Нет постоянной ротации председателей партий. Не проводятся (за исключением «Единой России» летом 2011 г.) публичные предварительные (первичные) выборы, в ходе которых выдвигаются кандидаты в депутаты Государственной Думы, региональных и местных представительных учреждений, и на иные выборные должности. А без этого не может быть и внутрипартийной свободы. Как же внутренне несвободные партии могут создавать свободное и конкурентоспособное общество?

До сих пор закрытым для самих членов партии и остальных граждан остается процесс формирования списков кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления. Теневой характер формирования партийных списков кандидатов порождает коррупцию в политической жизни партий, препятствует выдвижению наиболее достойных кандидатов, а в итоге — не дает развиваться здоровой внутрипартийной конкуренции.

Как следствие, у членов партии отсутствует ответственность, и проявляется некомпетентность при работе в Государственной Думе, законодательных собраниях субъектов Российской Федерации, представительных органах местного самоуправления, иных выборных органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также нежелание активно участвовать в политической жизни на местах в период между выборами. По-прежнему нет достоверной информации в режиме реального времени о полной деятельности партий и их руководящих органов. Наконец, закрытой для граждан остается информация о формировании и расходовании политическими партиями денежных средств.

Все это вызывает у российских граждан недоверие к партиям, которые по этому показателю среди основных государственных и общественных институтов занимают вместе с милицией последнее место. Так, по данным Института социологии РАН, в марте 2010 г. не доверяло политическим партиям 58 % российских граждан, а доверяло только 12 %. Для сравнения: президенту России доверяло 71 % граждан и не доверяло лишь 13 %; соответ-

ственно — правительству страны — 57 и 21; руководителям субъектов Российской Федерации — 45 и 29; Совету Федерации — 27 и 35; Государственной Думе — 25 и 44; судебной системе — 19 и 53; телевидению — 38 и 37; газетам и журналам — 31 и 43; профсоюзам — 23 и 40; церкви — 56 и 15; общественным организациям — 35 и 25 %7.

Как преодолеть политический монополизм? Что надо сделать партиям, чтобы стать эффективными в содействии необходимым преобразованиям в стране, и тем самым обрести доверие у общества? Для решения этих вопросов Президент и правящая элита должны создать и внести в деятельность политических партий механизмы прозрачности и ответственности и законодательно их закрепить.

Во-первых, руководству партий следует постоянно проводить открытые партийные дискуссии по главным вопросам общественно-политической жизни и публиковать их в сети Интернет. Вся информация о деятельности партийных организаций должна размещаться на соответствующих сайтах.

Во-вторых, необходимо регулярно проводить внутрипартийные предварительные (первичные) выборы, в ходе которых следует выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы, региональных законодательных собраний и местных представительных учреждений и на другие выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В данных выборах необходимо обеспечить обязательное участие руководителей партий8.

В-третьих, для повышения ответственности и компетентности руководящих деятелей партий необходимо своевременно и регулярно осуществлять ротацию председателей партий и их руководящего состава.

В-четвертых, размещать в Интернете всю информацию о принятых партийными органами решениях и их исполнении.

В-пятых, обеспечить доступ граждан с помощью Интернета к документам и материалам формирования и расходования денежных средств политических партий, а также сведениям о личных доходах и расходах партийных лидеров и депутатов.

В-шестых, необходимо создать механизм прозрачности формирования партийных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы, законодательных собраний субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления.

Реализация данных предложений по созданию условий для прозрачной деятельности партий позволит:

— повысить их мотивацию к активной и результативной защите прав и свобод граждан;

— осуществлять контроль над деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— бороться с коррупцией;

— способствовать проведению в стране необходимых преобразований.

В итоге возрастет самоотдача партий и их политическая конкуренция, необходимые для эффективного функционирования государства и интенсивного развития общественнополитической жизни.

4.5. Для результативной модернизации России Президенту и правящей элите необходимо вовлечь гражданское общество в системы законодательного процесса и парламентского контроля. Это можно сделать с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволят элите и власти обсуждать с обществом особо значимые законопроекты, советоваться с народом по их принятию, активнее устанавливать обратную связь с избирателями в округах, вовлекать институты гражданского общества в процесс парламентского контроля. Иными словами, элита должна получить посредством Интернета прямое волеизъявление российских граждан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что здесь имеется в виду конкретно?

Первое. В Федеральном Собрании и законодательных собраниях субъектов Российской Федерации следует начать проводить парламентские слушания по актуальным законопроектам с помощью Интернета в режиме реального времени. Это расширит аудиторию, сделает федеральный парламент и законодательные собрания ближе к избирателям.

Второе. В качестве учета общественного мнения можно практиковать Интернет-голосование в режиме реального времени по актуальным законопроектам, имеющим большое общественное значение. Итоги голосования следует публиковать на сайтах Государственной Думы, Совета Федерации и законодательных собраний субъектов Российской Федерации, что позволит укрепить обратную связь законодателей с обществом.

Третье. При внесении парламентских запросов на федеральном и региональном уровнях важно использовать Интернет. Это позволит в режиме реального времени обобщать мнения граждан по острым проблемам, имеющим большое общественное значение.

Четвертое. При обращении с вопросами к членам Правительства Российской Федерации и исполнительной власти регионов целесообразно учитывать мнение российских граждан, предварительно организовав с помощью Интернета обсуждение соответствующих проблем.

Пятое. Каждому депутату необходимо отчитываться перед избирателями конкретного округа по проделанной работе на специально созданном сайте. Здесь же депутату целесообразно открыть Интернет-приемную для избирателей округа, в которой следует собирать обращения граждан.

Интернет-приемная позволит депутату оперативно обрабатывать жалобы населения на нарушения закона и своевременно обращаться к соответствующим должностным лицам с требованием принятия мер по немедленному пресечению обнаруженных нарушений прав граждан. Ее деятельность способна ускорить решение возникающих вопросов, повысить от-

ветственность и компетентность помощников, занимающихся анализом и обработкой обращений граждан.

Реализация этих предложений позволит, с одной стороны, поставить депутатов под постоянный контроль граждан, тем самым заставив их стать ответственными и, как следствие, компетентными. С другой стороны, прозрачность деятельности депутатов сделает их ближе к избирателям, повысит уважение и доверие к ним населения. Как результат, на следующих выборах депутаты либо получат поддержку избирателей, либо будут ими отвергнуты.

Итак, чтобы эффективно провести модернизацию России, Президент и просвещенная правящая элита должны готовить и вовлекать гражданское общество в процесс необходимых преобразований. Повышение активности российских граждан в общественно-политической жизни Российской Федерации, целенаправленная и продуманная работа СМИ, рост самоотдачи и политической конкуренции партий, раскрытие потенциала народовластия позволят включить общество в процесс модернизации государства и всей страны в целом.

Результатом активного участия гражданского общества в необходимых реформах станет возрастание ответственности государственных и муниципальных служащих и депутатов всех уровней, а также правовой и политической культуры граждан. В итоге данный процесс будет способствовать созданию эффективного государства, обеспечивающего соблюдение закона всеми участниками общественных отношений, что сделает Россию сильнее и благополучнее. Законность создаст условия для мотивации населения к производительному труду, частной инициативе, активному развитию малого и среднего бизнеса и инновациям. Результатом станет формирование и развитие в России полноценной и высокоэффективной рыночной экономики. Рыночные отношения, в свою очередь, представляют собой естественно функционирующий механизм ответственности, воспроизводящий компетентность в производстве и экономике в целом. Это обусловлено тем, что движущей силой рыночной экономики является конкуренция, мотивирующая бизнес к эффективности. В условиях конкурентных отношений бизнес будет вынужден выживать за счет снижения себестоимости и издержек, повышения производительности труда и инноваций, а не посредством подкупа чиновников и теневых сделок. Полноценное функционирование рыночной экономики, в свою очередь, сформирует массовый средний класс, поднимет уровень жизни, обеспечит современное здравоохранение, образование, науку, общую и физическую культуру, спорт высоких достижений. Как следствие, в стране сформируется высокое качество человеческого потенциала.

В результате в России появится сильное гражданское общество, состоящее из умных, свободных и ответственных людей, способных демонстрировать и повышать компетенцию и ответственность, правовую и политическую культуру, самоорганизацию и самоуправление.

Таким образом, строительство эффективного государства позволит обеспечить функционирование конкурентоспособной высокоэффективной экономики, сформировать активное

и ответственное гражданское общество. А модернизация, достигнув своих целей, приведет к преобразованию России в сильную, конкурентоспособную, благополучную страну.

1 Transparency International: Россия по уровню коррупции занимает 143 место в мире // ЕвроСМИ — Европейская информационно-аналитическая газета. — Режим доступа: http://www.evrosmi.ru/transparencv international rossiya po urovnyu korruptsii zanimaet 143 mesto v mire.html (дата обращения: 27.01.2012.)

2 Счетная палата недосчиталась 700 млрд рублей // Новости Санкт-Петербурга — Известия. — Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/511590 (дата обращения: 27.01.2012.)

3 Пустая страна. Совместный проект «Новой газеты» и Левада-центра. 10.07.2011 // Новая Газета. — Режим доступа: http://www.novavagazeta.ru/societv/47313.htmL (дата обращения: 27.01.2012.)

4 Бобков В. Н. Социальные структуры и неравенство распределения населения по качеству и уровню жизни. М., 2011. С. 16-17.

5 Там же. С. 17.

6 Цена вопроса: Россия может потерять 20 млрд долларов на нефтяном контракте с Китаем / Надежда Край // Россия и мир. — Режим доступа: http://expert.ru/2011/10/13/tsena-voprosa/ (дата обращения: 27.01.2012.)

7 Готово ли российское общество к модернизации. Аналитический доклад Института социологии РАН. М., 2010. С. 86. — Электронную версию см. в Интернет:

http://www.isras.ru/fiLes/FiLe/DocLad/gotovo li rossijskoe obshestvo k modernizacii.pdf

8 Первые попытки проведения праймериз в Государственную Думу в июле-августе 2011 г. партией «Единая Россия» показали, что некоторые руководители партии, целый ряд губернаторов единороссов и другие лидеры не пожелали проходить первичные выборы из-за боязни не пройти их.

Arinin A. N. About Russian President's tasks in country modernization.

ABSTRACT: Author states his point of view on social, economic and political situation in Russia. He justifies the necessity of country vast modernization and defines Russian president's main tasks in its realization.

KEYWORDS: P resident, modernization, reforms, market economy, civil society.

AUTHOR: Ph.D. in political science, member of Russian Natural Sciences Academy, director of Federalism and Civil Society Instute (Moscow); arinin55@mail.ru

REFERENCES:

1 http://www.evrosmi.ru/transparency_international_rossiya_po_urovnyu_korruptsii_ zanimaet_143_mesto_v_mire.html

2 http://www.izvestia.ru/news/511590

3 http://www.novayagazeta.ru/society/47313.htm

4 Bobkov V. N. Social'ny'e struktury' i neravenstvo raspredeleniya naseleniya po kachestvu i urovnyu zhizni. Moscow, 2011.

5 http://expert.ru/2011/10/13/tsena-voprosa/

6 Gotovo li rossijskoe obshhestvo k modernizacii. Analiticheskij doklad Instituta sociologii RAN. Moscow, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.