Научная статья на тему 'Политическая модернизация как главный проект государственной власти в современной России (по материалам посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации)'

Политическая модернизация как главный проект государственной власти в современной России (по материалам посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
312
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / THE STATE OF THE NATION / SOCIO-POLITICAL PROBLEMS OF RUSSIA / POLITICAL MODERNIZATION OF RUSSIA / PUBLIC ADMINISTRATION OF RUSSIA / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Болховитина Татьяна Сергеевна

На основе контент-анализа Посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации автор выявляет мнение представителя высшей государственной власти на основные политические проблемы России, а также предлагаемые Президентом пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL MODERNIZATION AS A MAIN PROJECT OF THE GOVERNMENTAL POWER IN MODERN RUSSIA (ADAPTED FROM THE STATE OF THE NATION TO THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION)

According to the content analysis of the State of the Nation to the Federal Assembly of the Russian Federation the author underlined the representative of the higher governmental power of Russia opinion on main political problems and ways of solution suggested by the President.

Текст научной работы на тему «Политическая модернизация как главный проект государственной власти в современной России (по материалам посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации)»

(-----

79

Политология

Т.С. Болховитина

Политическая модернизация

как главный проект государственной власти

в современной России

(по материалам Посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации)

На основе контент-анализа Посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации автор выявляет мнение представителя высшей государственной власти на основные политические проблемы России, а также предлагаемые Президентом пути их решения.

Ключевые слова: Послание Президента Российской Федерации, социальнополитические проблемы России, политическая модернизация России, государственное управление в Российской Федерации, гражданское общество.

Проблема политической модернизации страны стала одной из главных в повестке дня, оформленной официальным политическим дискурсом в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. Тексты посланий в полной мере отражают специфику реформирования страны.

В 2000-е гг. лейтмотив политических изменений в России формулировался следующим образом.

2000 г. Социально-политические проблемы: буква закона и реальная жизнь далеки друг от друга; не выстроено эффективное взаимодействие между разными уровнями власти; центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой; повсеместно развора-

Политология

чивается борьба мэров и глав муниципальных образований с руководителями регионов за полномочия.

Задачи: укрепление государства; обеспечение гражданских, экономических и политических свобод; укрепление многопартийной системы, парламентаризма; подготовка закона о партиях и партийной деятельности; обеспечение свободы слова, независимости СМИ; обеспечение единого экономического и правового пространства; обеспечение независимости суда и действенной системы правоохранительных органов; формирование единой стратегии развития страны; фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав; укрепление федерализма; реформа Совета Федерации [1].

2001 г. Социально-политические проблемы: борьба между региональными администрациями и органами самоуправления, между мэрами и главами регионов; сопротивление реформам со стороны чиновничьего аппарата.

Задачи: определение более конкретных полномочий центра и субъектов Федерации на основе федеральных законов; наведение порядка в системе территориальных структур федеральных органов исполнительной власти; необходимость судебной реформы; систематизация законодательства; совершенствование практики правоохранительных органов, в том числе прокуратуры; подготовка к административной реформе [2].

2002 г. Социально-политические проблемы: громоздкий, неэффективный государственный аппарат; частое противоречие принятых законов друг другу; низкое качество законодательной базы местного самоуправления; нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти; коррупция; высокий уровень преступности.

Задачи: административная реформа; модернизация системы исполнительной власти в целом; создание эффективной и четкой технологии разработки, принятия и исполнения решений; проведение анализа реализуемых государственных функций и сохранение необходимых; определение перечня информации, которую государственные органы обязаны делать публично доступной [3].

2003 г. Социально-политические проблемы: политическая система развита недостаточно; государственный аппарат малоэффективен; механизмы финансирования политических партий остаются для избирателей «тайной за семью печатями».

Задачи: проведение радикального сокращения функций государственных органов; формирование эффективно работающего механизма разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов; обеспечение

прозрачности партийной жизни; усиление роли партий в обществе; углубление взаимодействия партийных структур с регионами страны, гражданами и общественными организациями [4].

2004 г. Социально-политические проблемы: не все неполитические общественные организации ориентированы на отстаивание реальных интересов людей.

Задачи: сформировать систему оценки планов и показателей работы всех органов исполнительной власти; ориентация на сотрудничество политических партий с гражданскими структурами; повышение партиями уровня политической культуры, освоение ими навыков межпартийного диалога и коалиционных действий, партии должны научиться приходить к власти и расставаться с ней по воле народа; обеспечение преемственности стратегического курса, продолжение преобразований, уже проверенных практикой последних лет; постепенная передача негосударственному сектору функций, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять; использование накопленного в ряде регионов России опыта работы общественных палат [5].

2005 г. Социально-политические проблемы: коррумпированность, безответственность и непрофессионализм чиновников и судей; нарушение прав предпринимателей; споры в распределениях полномочий между государственными органами субъектов РФ в процессе их объединения; угроза террористической агрессии на территории Российской Федерации.

Задачи: развитие России как свободного, демократического государства (обеспечение прав и свобод граждан, соблюдение принципов справедливости и равенства возможностей, создание эффективной правовой и политической системы); развитие государства (укрепление федерации, построение эффективного государства); укрепление правопорядка; устранение источников террористической агрессии на территории России; повышение эффективности правосудия; развитие личности и гражданского общества в целом; предотвращение деградации государственных и общественных институтов; повышение эффективности государственного управления; строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению; обеспечение права граждан на объективную информацию; укрепление роли партий в формировании государственной власти [6].

2006 г. Социально-политические проблемы: коррупция; террористическая угроза; низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти.

Задачи: повышение качества жизни граждан; обеспечение прав и свобод граждан; эффективная организация государства; развитие демокра-

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

тии и гражданского общества; развитие государственной и политической системы; поднятие престижа государственной службы; повышение доверия людей к государству [7].

2007 г. Социально-политические проблемы: формирование дееспособного гражданского общества; строительство эффективного государства; борьба с коррупцией.

Задачи: развитие демократических институтов и процедур; поддержка институтов гражданского общества; укрепление государственности; борьба с коррупцией и терроризмом; модернизация правоохранительных органов; повышение уровня влияния партий на формирование демократической власти; рост конкуренции между партиями; улучшение качества российской политической системы; принятие поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за экстремистские действия; увеличение объема полномочий региональных и местных властей; усиление связи верхней палаты Федерального Собрания с регионами РФ; разработка показателей оценки эффективности работы региональных властей и муниципалитетов [8].

2008 г. Социально-политические проблемы: массовый правовой нигилизм; коррумпированность чиновников.

Задачи: стремление к демократии, справедливому обществу свободных людей; обеспечение политических свобод граждан; выполнение обязательств перед людьми; формирование качественно новой правовой системы и независимого суда; избавление от правового нигилизма; повышение уровня и качества народного представительства во власти; развитие гражданского общества; совершенствование судебной, правоохранительной системы; повышение требований к государственным и муниципальным служащим; достижение оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами; формирование государственного кадрового резерва; повышение ответственности руководителей; выполнение государством всех своих обязательств перед людьми; укрепление доверия граждан к власти и солидарность общества; развитие судебной системы; определение схемы оптимального размещения по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти [9].

2009 г. Социально-политические проблемы: модернизация экономики и технического развития; проблемы в организации выборов; низкий уровень политической культуры; дефицит глубоко проработанных альтернативных предложений по вопросам социально-экономического развития; коррупция.

Задачи: оптимизация участия государства в деятельности некоммерческих организаций; укрепление политической системы и правовых

институтов, социальная стабильность; создание условий для развития гражданского общества; следование интересам и учет мнений граждан; сохранение политического многообразия; улучшение качества народного представительства; создание условий для свободной, цивилизованной конкуренции между партиями; укрепление демократических институтов на региональном уровне; повышение уровня информационной открытости власти.

Предложены меры, направленные на реформирование избирательной системы, в первую очередь, на региональном уровне.

1. Введение единого критерия установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

2. Все партии, представленные в региональных парламентах, должны получить возможность формировать фракции. Всем должно быть гарантировано, что из их представителей будут замещаться депутатские вакансии для работы на постоянной основе и на руководящих постах.

3. Там, где это еще не установлено, партии, за которые на региональных выборах проголосовало более 5% избирателей, должны получить гарантии представительства в законодательном органе субъекта Федерации.

4. Партии, не представленные в Государственной Думе, но имеющие фракции в законодательных собраниях субъектов Федерации, следует освободить от сбора подписей для участия в региональных выборах в соответствующих регионах. Такой же принцип можно установить и для муниципальных выборов.

5. В перспективе следует отказаться от сбора подписей как метода допуска партии к выборам.

6. Было бы целесообразно, чтобы органы законодательной власти всех уровней как минимум одно заседание в году посвящали заслушиванию и обсуждению сообщений и предложений партий, не представленных в законодательных органах.

7. Непарламентским партиям также нужно гарантировать возможность постоянного участия в работе Центральной и региональных избирательных комиссий.

8. Навести порядок с досрочным голосованием на местных выборах. Законы о выборах Президента и депутатов Государственной Думы строго ограничивают сроки этой процедуры и четко определяют, в каких случаях она используется. Взяв эти нормы за основу, нужно продолжить корректировку федерального и регионального законодательства. Необходимо проанализировать практику использования открепительных удостоверений, принять необходимые меры для предотвращения незаконных

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

манипуляций. Предоставить всем партиям равные возможности в использовании муниципальных зданий для проведения агитационной работы в ходе избирательных кампаний.

9. Рекомендуется принять законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах.

10. В уставы и конституции субъектов Российской Федерации предлагается включить статьи о ежегодном отчете руководителей исполнительной власти перед местным парламентом по аналогии с Конституцией России.

11. Внедрение электронных средств подсчета голосов и обработки информации на избирательных участках будет способствовать борьбе со злоупотреблениями в ходе избирательных кампаний. Следует сделать избирательную систему на региональном уровне более прозрачной [10].

2010 г. Социально-политические проблемы: всестороннее обновление жизни общества; необходимость новых стандартов в деятельности органов государственного управления и оказании публичных услуг, в работе судебной и правоохранительной системы; необходимость современных форм участия граждан в развитии своего города и села, их большее влияние на деятельность муниципальных органов [11].

Необходимо решить следующие задачи.

1. Создание системы оказания государственных и муниципальных услуг населению; обеспечение прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина.

2. Привлечение некоммерческих организаций (НКО) к оказанию социальных услуг населению.

3. Формирование политической системы, характеристиками которой будет функционирование справедливых законов, независимых и уважаемых судов и органов правопорядка.

4. Борьба с коррупцией; коммерческий подкуп, дача и получение взятки могут наказываться штрафами в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки. В связи с наличием сформировавшегося нового вида преступной деятельности - посредничества во взяточничестве - следует внести это понятие в уголовный закон.

5. Обязательное использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек. Политическая конкуренция на низовом уровне призвана способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями.

6. Развитие института прямой (непосредственной демократии); расширение практики общественных слушаний.

2011 г. Социально-политические проблемы: комплексная реформа политической системы; модернизация требует «умной политики», обеспечивающей условия всестороннего обновления жизни общества [12].

Задачи: дать всем активным гражданам возможность участия в политической жизни; перейти к выборам руководителей субъектов Федерации прямым голосованием жителей регионов; ввести упрощенный порядок регистрации партий (по заявке от 500 чел., представляющих не менее 50% регионов страны); отменить сбор подписей для участия в выборах в Государственную Думу и региональные законодательные органы, сократить количество подписей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тыс., а для кандидатов непарламентских партий -до 100 тыс.; изменить систему выборов в Государственную Думу; ввести пропорциональное представительство по 225 округам; изменить порядок формирования Центральной избирательной комиссии; расширить представительство партий в избиркомах; осуществить перераспределение властных полномочий в пользу регионов и муниципалитетов; начать обсуждение по формированию открытого правительства.

Таким образом, анализ содержания посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации свидетельствует, что проблематика политической модернизации в России нашла в них достаточно полное отражение. Под воздействием посланий Президента России и влиянием институтов гражданского общества в настоящее время заметно изменение политических и правоприменительных практик.

Библиографический список

1. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.03.2013).

2. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 3 апреля 2001 г. // URL: http://www.newsruss.ru/ (дата обращения: 12.03.2013).

3. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 г. // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.03.2013).

4. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 г. // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.03.2013).

5. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г. // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 12.03.2013).

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

6. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2005 г. // Президент России. URL: http://www.archive. kremlin.ru/ (дата обращения: 12.03.2013).

7. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.03.2013).

8. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г. // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 12.03.2013).

9. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. // Президент России. URL: Й1р://президент.рф/ transcripts/messages/ (дата обращения: 12.03.2013).

10. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2009 г. // Президент России. URL: http://президент.рф/transcripts/ messages/ (дата обращения: 12.03.2013).

11. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 г. // Президент России. URL: http://президент.рф/ transcripts/messages/ (дата обращения: 12.03.2013).

12. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 22 декабря 2011 г. // Президент России. URL: http://президент.рф/ transcripts/messages/ (дата обращения: 12.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.