4. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
5.V. Airapetyan
LEGAL ASPECTS OF THE FORMATION OF A NEW STATE MIGRATION POLICY OF RUSSIA
The article based on an analysis of migration law deals with issues of formation of the state migration policy of Russia.
Key words: migration, migration policy, migration law, legal aspect, labour migration, legal regulation.
УДК 342.51
H.A. Белобрагина, ассист.,
+7(910) 7046415, nbelobragina@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
Рассмотрены полномочия и основные направления работы Президента Российской Федерации в конституционно-правовом механизме обеспечения и защиты права на жизнь.
Ключевые слова: право на жизнь, механизм обеспечения и защиты, Президент Российской Федерации.
Рассматривая субъектный состав конституционно-правового механизма обеспечения и защиты права на жизнь, необходимо отметить, что данный вопрос занимает значительное место в деятельности всех государственных органов, поскольку это их конституционная обязанность. Но решение данной проблемы не является основным содержанием деятельности большинства из них, а подчинено выполнению главных задач, которые поставлены перед конкретным государственным органом, и выступает в качестве одного из условий, способствующих его нормальному функционированию и достижению поставленных целей [1, С.23].
К институтам, на которые возложена основная ответственность за обеспечение и защиту прав и свобод, в первую очередь относятся все ветви власти - как законодательной, так и исполнительной и судебной [2, С.187]. Функция законодательной власти состоит главным образом в формировании правового поля, в рамках которого исполнительная и
судебная ветви власти осуществляют применение и исполнение действующих норм.
На наш взгляд, можно выделить следующие виды деятельности органов государственной власти по обеспечению и защите права на жизнь:
• правотворческая деятельность, направленная на воспроизводство конституционно-правовых норм в сфере права на жизнь;
• правоприменительная деятельность, нацеленная на последовательное и действенное воплощение в жизнь конституционно-правовых норм, обеспечивающих и защищающих право на жизнь;
• контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения и защиты права на жизнь.
Согласно ч.1 ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент России, Федеральное Собрание, Правительство России и суды Российской Федерации.
Особое, ключевое место в механизме обеспечения и защиты права на жизнь занимает глава государства - Президент Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции Президент страны является гарантом прав и свобод человека. Эту функцию Президент реализует как непосредственно в своей деятельности, так и инициируя законы, издавая указы.
Так, учитывая, что только в 2008 г. в следственных изоляторах умерло от имеющихся заболеваний 276 лиц, содержавшихся под стражей, а в 2009 г. от заболеваний умерло 233 человека. При этом подавляющее большинство случаев смерти подозреваемых и обвиняемых обусловлено тем, что они имели тяжелую, нередко трудноизлечимую болезнь. Президент в соответствии с п. «г» ст. 84 Конституции Российской Федерации, 13 сентября 2010 г. внес в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», направленный на смягчение меры пресечения в связи с болезнью подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Данный законопроект был направлен на обеспечение конституционного права подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления на охрану жизни и здоровья [3].
Президент обращает внимание на проблемы обеспечения и защиты права на жизнь, говоря о ситуации на Северном Кавказе [4]. Теракты, похищения, пытки, внесудебные казни, активизация экстремистского подполья - обо всех этих проблемах Президент неоднократно говорил, в том числе в Послании Федеральному Собранию [5]. Был принят целый ряд мер, которые в настоящий момент реализуются. В январе 2010 г. был создан отдельный Северо-Кавказский федеральный округ.
Кроме того, глава государства осуществляет непосредственное руководство организацией и деятельностью правоохранительных органов и среди них - органов внутренних дел. Президент Российской Федерации утверждает систему и структуру органов внутренних дел, назначает их руководителей, осуществляет контроль их деятельности. Так, осуществляя преобразование органов внутренних дел, во исполнение закона «О полиции» Президентом подписан целый ряд указов, которые утверждают положение о Министерстве внутренних дел, о структуре центрального аппарата Министерства, о территориальном органе Министерства внутренних дел в субъекте Федерации. Глава государства выделяет несколько важных направлений деятельности МВД: противодействие терроризму; пресечение экстремистских выступлений, попыток разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды; повышение результативности борьбы с организованной преступностью; борьба с коррупцией [6].
Кроме того, Президент контролирует деятельность правоохранительных органов и в рамках рабочих встреч. Так, например, 29 марта 2011 г. первый заместитель директора ФСБ докладывал Д. Медведеву о результатах спецоперации, проведенной в Ингушетии сотрудниками ФСБ, Следственного комитета, министерств обороны и внутренних дел. Комплекс мероприятий был направлен на выяснение всех обстоятельств совершенного теракта в аэропорту Домодедово. Операция в Ингушетии касалась лиц, причастных к теракту.
В соответствии с п. 4 ст. 78 Конституции Российской Федерации Президент обязан обеспечивать осуществление федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации и, следовательно, контролировать деятельность этих органов, в том числе и через аппарат своей Администрации и через своих полномочных представителей в субъектах Федерации. Президент может отменить постановление или распоряжение Правительства Российской Федерации в случае его противоречия федеральным законам и указам Президента (ст.115 Конституции РФ). Эта норма воспроизведена в ст. 33 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Поэтому, если Президент усмотрит в действиях Правительства нарушение закона, определяющего права и свободы человека и гражданина, он вправе применить указанную выше меру, а если Президент сочтет незаконными действия или решения назначенного им руководителя федерального органа исполнительной власти, он вправе освободить такого руководителя от должности, либо объявить ему дисциплинарное взыскание. В отношении органов исполнительной власти субъектов Федерации контрольные функции Президента закреплены в ст. 85 Конституции Российской Федерации, где указано, что Президент вправе приостанавливать действия актов указанных органов в случае противоречия их Конституции
Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. А таким судом является, прежде всего, Конституционный Суд Российской Федерации, в который Президент Российской Федерации, согласно ст. 125 Конституции Российской Федерации, вправе обращаться с соответствующими запросами.
Глава государства поручает Правительству и другим органам проработать определенные вопросов, связанные с обеспечением и защитой права на жизнь. Можно привести следующий пример. В Российской Федерации сложилась негативная ситуация с безопасностью на автотранспорте, в том числе при перевозках пассажиров. 31 августа 2009 г. Президент утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения, которое состоялось 6 августа 2009 г. Так, Правительству Российской Федерации следует:
- принять необходимые решения, обеспечивающие введение с 1 января 2010г. обязательного требования о наличии ремней безопасности в транспортных средствах, осуществляющих междугородние пассажирские перевозки, а также требования об оборудовании транспортных средств, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха;
- обеспечить доработку совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обратив особое внимание на уточнение вопросов оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях и определения круга лиц, обязанных ее оказывать;
- разработать и утвердить технические регламенты, устанавливающие требования к обеспечению безопасности автомобильных дорог при их эксплуатации, проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте и др. [7].
Учитывая динамику потребления алкоголя и снижение продолжительности жизни людей, увеличения количества преступлений и правонарушений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения или с участием таких лиц, в том числе несовершеннолетними, Президентом были приняты следующие меры. Правительству России Президентом было поручено внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающих внесение в Федеральный закон от 22 ноября 1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» изменений, касающихся, в частности, расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования и контроля розничной продажи алкогольной продукции. Также Правительству было поручено внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Федеральный закон от 7 марта 2005г. №11 -ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» [8].
Помимо вопросов борьбы с преступностью, терроризмом, безопасности на транспорте, профилактики заболеваемости алкоголизмом, Президент России уделяет внимание доступности медицинской помощи, обеспечению ее высокого уровня, борьбе с производственным травматизмом, обеспечению противопожарной, технологической безопасности.
Так, в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., глава государства отмечает, что важнейшим направлением работы должно стать развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики [5].
На совещании по вопросам улучшения условий труда рабочих, которое состоялось 5 апреля 2011 г., Президентом России отмечалось, что сейчас более четверти рабочих трудятся в условиях, не отвечающих санитарным нормам. Растет и число профзаболеваний, и, к сожалению, растет число погибших от несчастных случаев на производстве. Инвалидами стали около 8 тысяч человек. На обрабатывающих предприятиях в прошлом году погибло 537 человек, на предприятиях по добыче полезных ископаемых - 279 человек, на металлургических предприятиях - 82 человека. По мнению главы государства, необходимо ускорить внедрение современной системы управления профессиональными рисками. Надо создавать и механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда и охраны труда, в частности, через возможную дифференциацию страховых взносов [9].
Помимо указанных нами направлений деятельности главы государства в механизме обеспечения и защиты права на жизнь, можно выделить еще некоторые.
Перед Президентом ставится задача гарантировать суверенитет, независимость и целостность государства. Так, Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» была утверждена Стратегия национальной безопасности современной России, которая является базовым документом по планированию развития системы
обеспечения национальной безопасности России, основой для обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Согласно Концепция внешней политики Российской Федерации утвержденной Президентом Российской Федерации 15 июля 2008 г., Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности, за укрепление правовых основ в международных отношениях, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства.
В своем выступлении 24 сентября 2009 г. на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент России говорил о процессе многостороннего разоружения под эгидой Организации Объединенных Наций, что служит делу обеспечения права на жизнь.
Таким образом, обобщая все выше изложенное, можно назвать следующие направления деятельности Президента в рамках конституционно-правового механизма обеспечения и защиты права на жизнь:
- проведение внешней политики, направленной на разоружение, прекращение производства оружия массового поражения;
- борьба с преступностью, терроризмом, экстремизмом;
- борьба с производственным травматизмом, обеспечение противопожарной, технологической, продовольственной, экологической безопасности, безопасности на транспорте;
- снижение смертности, профилактика заболеваемости, наркомании и алкоголизма, доступность медицинской помощи.
Список литературы
1. Бутылин В.Н., Гончаров И.В. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в деятельности ОВД. Учебное пособие. -М., 2002.
2. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека: Учебное пособие / Под ред. проф. И.И. Лукашука. - М.: Академический правовой университет, МЗ ПРЕСС, 2002 г.
3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». -[Электронный документ]. - URL: ЬИр://президент.рф/новости/8898 (по состоянию на 16.03.2011 г.).
4. Стенографический отчет о заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека от 19 мая
2010г. - [Электронный документ]. - URL:
ЬИр://президент.рф/выступления/7792 (по состоянию на 16.03.2011 г.).
5. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. - [Электронный документ]. - URL: ЬИр://президент.рф/выступления/5979 (по состоянию на 16.03.2011 г.).
6. Стенографический отчет о совещании по основным вопросам деятельности МВД от 7 февраля 2011 г. - [Электронный документ]. - URL: ЬИр://президент.рф/выступления/10261 (по состоянию на 16.03.2011 г.).
7. Перечень поручений по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения от 31 августа 2009 г. -[Электронный документ]. - URL:
ЬИр://события.президент.рф/новости/5328 (по состоянию на 16.03.2010 г.).
8. Об исполнении поручения Президента о внесении изменений в законодательство, связанных с регулированием и контролем розничной продажи алкогольной продукции от 1 февраля 2011 г. -[Электронный документ]. - URL: Шр://события.президент.рф/поручения/10623 (по состоянию на 10.05.2011 г.).
9. Совещание по вопросам улучшения условий труда рабочих 5 апреля 2011 г. - [Электронный документ]. - URL:
ЬИр://события.президент.рф/новости/10828 (по состоянию на 16.07.2011 г.). N.A. Belobragina
THE PRESIDENT OF RUSSIAN FEDERATION IN THE CONSTITUTIONAL LAW MECHANISM OF ENSURING AND PROTECTION OF THE RIGHT TO LIFE
In this paper consideration is given to the powers and the main areas of activity of the President of Russian Federation in the constitutional law mechanism of ensuring and protection of the right to life.
The key words: the right to life, the mechanism of ensuring and protection, the President of Russian Federation.