Научная статья на тему 'Проблематика добровольчества в посланиях Президента Российской Федерации'

Проблематика добровольчества в посланиях Президента Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
379
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОСЛАНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / STATE / PRESIDENT OF RUSSIAN FEDERATION / MESSAGE / CHARITY / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Луговая Елена Александровна

В статье анализируются положения и роль ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ в контексте их влияния на добровольческую деятельность. Формулируется авторская точка зрения на то, какие вопросы добровольчества должны быть рассмотрены в этом документе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present paper analyzes the annual messages of President of Russian Federation to Federal Assembly in the aspect of their influence on the volunteering. In this article the author represents her point of view on the volunteering content.

Текст научной работы на тему «Проблематика добровольчества в посланиях Президента Российской Федерации»

Елена ЛУГОВАЯ

ПРОБЛЕМАТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В ПОСЛАНИЯХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются положения и роль ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ в контексте их влияния на добровольческую деятельность. Формулируется авторская точка зрения на то, какие вопросы добровольчества должны быть рассмотрены в этом документе.

The present paper analyzes the annual messages of President of Russian Federation to Federal Assembly in the aspect of their influence on the volunteering. In this article the author represents her point of view on the volunteering content.

Ключевые слова:

государство, Президент Российской Федерации, послание, благотворительность, добровольчество; state, President of Russian Federation, message, charity, volunteering.

На протяжении ХХ в. наше государство выступало главным актором социальной политики. Эта ситуация не изменилась и в последние два десятилетия. Но реалии современной жизни оказывают непосредственное влияние на правительственные социальные приоритеты и задачи. В решении новых общественных проблем на помощь приходят негосударственные субъекты: НКО, НПО, благотворители и добровольцы. В добровольческой деятельности сегодня проявляется активность и инициативность гражданского общества, его потенциал. Этим в значительной степени обусловливается актуальность рассматриваемого вопроса.

Вопросы становления правового государства и гражданского общества регулярно поднимаются в текстах посланий президента. Тема развития гражданского общества непосредственно связана с выражением активной гражданской позиции, становлением некоммерческого или общественного сектора, эффективностью проводимой социальной политики. Именно в этом контексте чаще всего упоминается о проблемах развития добровольчества, т.к., во-первых, добровольцы — это люди с активной жизненной позицией, во-вторых, как правило, институционализация добровольцев проходит в рамках некоммерческих общественных организаций и, в-третьих, их деятельность носит социальную направленность. В данной статье исследуются послания Президента РФ в качестве основы определения политики в сфере добровольчества как формы благотворительности в России. Рассмотрим их содержание с точки зрения отражения заявленного вопроса, выделив при этом ключевые моменты. Важно отметить, что данная проблема затрагивалась в посланиях первого президента РФ Б.Н. Ельцина, в нескольких посланиях В.В. Путина и во всех ежегодных посланиях (за исключением 2010 г.) действующего президента Д.А. Медведева.

В первом послании Президента РФ от 24 февраля 1994 г. внимание акцентировалось на том, что «одним из факторов, осложняющих формирование политической системы демократического типа и гражданского общества», является «слабость и аморфность общественных организаций» и «принятие раздельных законодательных актов о партиях и об общественных организациях (объединениях)», что позволит развести «политическую активность и деятельность организаций и граждан, направленную на решение неполитических проблем. Это вовлечет общественные организации в осущест-

ЛУГОВАЯ

Елена

Александровна — аспирант Энгельсского технического иаститута Саратовского госуЛирственного технического университета Саfhiоtory@pаgs.ru

вление социальной политики государства»1. В тексте Послания также отмечается необходимость принятия закона об общественных организациях, о благотворительной деятельности, в котором должны быть отражены механизмы государственной финансовой помощи, контроля за ее использованием, а также механизмы стимулирования благотворительной деятельности при помощи налоговых льгот. В 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В Послании Президента РФ от 17 февраля 1998 г. в п. 4 президент выражает веру в подъем страны силами общества словами: «Судьба российской демократии зависит теперь уже не столько от преобразований внутри системы власти, сколько от появления в России влиятельных институтов гражданского общества»2. Здесь же президент ссылается на послание от 1994 г., в котором была сформулирована задача поддержки институтов гражданского общества. Один из акцентов сделан на необходимость организационного содействия общественным объединениям, в частности на избавление их от бюрократических препон, с которыми они сталкиваются в процессе своего функционирования, затрачивая на это время, необходимое для социально полезной деятельности. Президент Б.Н. Ельцин отмечает открытие в России неисчерпаемого ресурса свободной общественной инициативы, которую предлагает включить в стратегию подъема государства.

В своем первом послании от 8 июля 2000 г., обращенном к Федеральному Собранию, В.В. Путин обращает внимание на необходимость активизации деятельности правительства и выделяет шесть ее направлений. Говоря о реалистичной социальной политике, президент отмечает экономическую невозможность и политическую нецелесообразность всеобщего государственного патернализма,

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 24.02.1994 г. «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)» // Справочноправовая система «КонсультантПлюс»

2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 17.02.1998 г. «Общими силами — к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики РФ)» // Справочноправовая система «КонсультантПлюс»

отказ от которого позволит «включить стимулы развития, раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя, за благополучие своих близких»3. То есть, дать человеку мотивацию и возможность для реализации его активной гражданской позиции в социальной сфере.

Что касается второго срока пребывания В.В. Путина на посту президента РФ, то следует отметить, что вопросы общественных объединений и добровольчества поднимались в трех из четырех посланий Федеральному Собранию РФ. В тексте Послания Президента РФ от 26 мая 2004 г. констатируется, что «в нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов». Выделяются также негативные стороны их деятельности: ориентация на получение зарубежного финансирования, обслуживание коммерческих интересов и пр. При этом проблемы граждан нередко остаются вне поля зрения этих организаций. Для снижения подобных издержек и стимулирования роста институтов гражданского общества предлагается «постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять»4. Но вопрос о механизме такой передачи и финансировании (хотя бы на грантовой основе) в тексте Послания не оговаривается.

В следующем 2005 г., выступая перед Федеральным Собранием, президент говорил о продвижении России по пути признания и расширения прав человека, понимания необходимости заботы о малоимущих и слабых, уделил внимание моральной стороне общественной деятельности, высокому уровню нравственности и в царской России, и во времена существования СССР (при некоторых издержках). Непреложными и непреходящими ценностями в нашем государстве были названы «крепкая дружба, взаимовыручка, доверие, товарищество и надежность». Эти ценности смело можно назвать лежащими в основе любой добровольческой деятельности. Президент

3 Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 08.07.2000 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4 Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от

26.05.2004 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

цитирует известного российского теоретика государства и права профессора Л. Петражицкого, который отмечал, что «обязанность помогать нуждающимся — это в первую очередь этическая норма»1.

В Послании Президента ФС РФ от 26 апреля 2007 г. акцентируется внимание на увеличении государственной поддержки общественных организаций. В частности, называется сумма 500 млн руб., затраченных государством на эти цели в 2006 г., которую планируется увеличить в 2,5 раза в 2007 г. Президент сосредоточивает внимание на том, что «в стране растет и число действующих неправительственных организаций. А также их членов — добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Их в России уже около 8 млн человек»2. Подводя итог, В.В. Путин называет все это реальными индикаторами формирования в нашей стране активного гражданского общества. Можно заметить, что термин «доброволец» впервые непосредственно используется в тексте послания.

Достаточно активно обращает внимание на вопросы благотворительной деятельности и добровольчества действующий президент РФ Д.А. Медведев. В своем первом послании от 5 ноября 2008 г.3 он главное внимание сосредоточил на необходимости самого активного участия общественных объединений — правозащитных, добровольческих, благотворительных — в избрании представительных органов местного самоуправления. Таким образом, предполагается обеспечить большую включенность граждан в политическую жизнь. Более того, общественные организации имеют право выдвигать свои избирательные списки на выборах в муниципальные органы власти.

Особое внимание хочется уделить Посланию Президента ФС РФ от 12 ноября 2009 г., т.к. в нем наиболее подробно рассматриваются вопросы поддержки добровольчества, поощрения социальной

1 Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от

25.04.2005 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

2 Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007 г. // http://archive.kremlin.ru/ appears/2007/04/26/1156_type63372type63374type8 2634_125339^Мт1

3 Послание Президента РФ ФС от 5.11.2008 г. //

http://archive.krem1in.rU/appears/2008/11/05/1349 _ ype63372type63374type63381type82634_208749.shtm1

активности некоммерческих организаций и благотворительной деятельности. Одной из задач государства называется развитие гражданского общества, чтобы неравнодушные к нашей действительности люди «имели все возможности для реализации своих благородных устремлений»4.

Анализ президентских посланий за период с 1994 по 2010 г. показывает, что рассматриваемой проблеме отводилось различное место в системе приоритетных направлений внутренней политики России. В текстах некоторых посланий (например, послания от 1995, 1997, 2001, 2002, 2003, 2006 и 2010 гг.) вопросы развития добровольчества не поднимаются даже в контексте. На наш взгляд, это свидетельствует о недостаточном внимании к рассматриваемой проблеме, хотя в ней продолжает существовать ряд нерешенных задач.

Среди них можно выделить отсутствие базового федерального закона, в котором был бы строго определен статус добровольца. Также требуется совершенствование правовых и экономических механизмов на основе зарубежного и отечественного опыта. Эти меры могут способствовать формированию системного подхода и целенаправленной политики государства на различных уровнях для поддержки гражданских добровольческих инициатив.

Следующей проблемой остается недостаточная популярность добровольчества, низкая информированность общества об инновационных моделях и современных технологиях организации такого рода деятельности. Мы убеждены, что сам факт упоминания этого вопроса в посланиях содействует популяризации, повышению престижа и своеобразной легитимации добровольчества.

Подводя итоги нашего анализа президентских посланий, следует отметить, что внимание государства к вопросам поддержки добровольчества необходимо, но одновременно нужно соблюдать определенную дистанцию и сохранять отношения на уровне партнерских. В противном случае произойдет огосударствление добровольчества, и оно перестанет являться платформой «третьего» сектора, а это уже противоречит его основным принципам.

4 Послание Президента РФ ФС от 12.11.2008 г. // http://президент.рф/transcripts/5979

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.