О ЮРИДИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И.А. Суханов, магистрант
Научный руководитель: С.Н. Овчинников, канд. юрид. наук, доцент Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-3-196-200
Аннотация. Статья посвящена анализу юридических конструкций таможенного дела и таможенного регулирования. Автор проводит соотношение таможенного дела и таможенного регулирования между собой, а также с иными категориями таможенного права. Отмечается, что основными субъектами таможенных правоотношений выступают таможенные органы и лица, перемещающими товары через таможенную границу. Делается вывод о том, что таможенное регулирование включает в себя правила и порядок перемещения товаров, а таможенное дело вбирает в себя методологическую основу данного процесса, который урегулирован таможенным законодательством.
Ключевые слова: юридическая конструкция, таможенное дело, таможенное регулирование, ТКЕЭАС, таможенное законодательство, таможенное право.
Применительно к таможенному праву можно утверждать, что конструкция таможенного дела является одной из самых значимых. От ее построения и содержания зависит построение таможенного права. В частности, от понимания таможенного дела зависит содержание таможенного законодательства, а вместе с этим содержание и реализация основных институтов таможенного права.
Таможенное дело, согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской" Федерации» представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализу-
ющими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами [1].
Таможенное дело является инструментом реализации внешнеторговой политики государств. Перемещение товаров через таможенные границы часто происходит в рамках международной торговли, которая носит трансграничный характер. Посредством таможенного дела государства регулируют свою внешнеторговую деятельность таможенно-тарифными и нетарифными методами.
Таможенное дело принято определять, как деятельность институтов государственной власти по регулированию перемещения товаров через таможенную границу в целях обеспечения национальной безопасности отдельного государства или союза государств, имеющих общую таможенную границу [2, с. 9].
При этом таможенное дело - это совокупность блоков деятельности, которые формируют таможенные отношения:
- деятельность государственных органов (нормотворчество);
- деятельность таможенных органов (применение права);
- деятельность участников внешнеэкономической деятельности (соблюдение правовых норм).
Традиционно предмет таможенного права определяется как общественные отношения, складывающиеся в сфере таможенного дела.
Примечательно, что значение понятия «таможенные правоотношения» не раскрывается в нормативных актах, как ранее, так и сейчас. Хотя данный термин использовался и в международных нормативных актах [3], и в российском законодательстве [4]. Также, в настоящее время, в п. 5 ст. 1 ТК ЕАЭС говорится о том, как регламентируются отдельные таможенные правоотношения [5]. При этом ни в самой статье, ни в дальнейших положениях ТК ЕАЭС не объясняется, что обозначает данный термин.
Значение таможенного дела в государственно-правовой системе проявляется через призму его целей и задач. К основным целям следует отнести экономические, регулятивные и правоохранительные.
Экономические цели таможенной деятельности - это обеспечение благосостояния государства посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, сборов за таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение, других платежей.
Регулятивные цели таможенной деятельности - это создание правовой основы таможенного дела: установление ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта.
Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, культурных ценностей общества; в охране животных, растений, окружающей природной среды; в борьбе с контрабандой и другое.
В литературе существует и иной взгляд на таможенное дело. Некоторые авторы рассматривают его в качестве своеобразной формы государственной услуги [6, с. 17]. Однако данный подход представляется более узким и не отражающим всей
полноты объективной реальности таможенных отношений.
Также следует сказать, что ряд авторов выделяет такое понятие как "таможенная деятельность", которая определяется как процесс взаимодействия государства и общества по вопросам перемещения товаров с территории одного государства на территорию другого государства, в котором реализуют свои целевые установки таможенные органы (как орган исполнительной власти, наделенный административно-властными полномочиями в таможенном деле), а также юридические и физические лица (участники внешнеэкономической деятельности; лица, оказывающие им посреднические услуги, физические лица, пересекающие таможенную границу и т.п.) как субъекты таможенных правоотношений с одной стороны и как управляемые объекты с другой [7, с. 93]. Термин "таможенная деятельность" часто используется в нормативных правовых актах без детального описания того, что под ним понимается [8, с. 50]. Например, в статье 1 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской" Федерации» [9].
Однако, наделять разным смыслом такие категории как «таможенное дело» и «таможенная деятельность», представляется нецелесообразным. Овчинников С.Н. отмечал тавтологичность названия главы 3 ТК РФ 2003 г. («Деятельность в области таможенного дела»). В виду того, что дело и так представляет собой определенную деятельность [10, с. 36]. Отделять друг от друга данные категории не представляет особого смысла.
Существенно для определения таможенного дела и установление субъектного состава участников таможенного дела.
В. Тимошенко отмечал, что: «таможенное дело - это сфера деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля» [11, с. 20].
Самолаев Ю.Н. считает, что в качестве основного субъекта внешнеторговой деятельности выступает декларант - лицо, которое декларирует товары, либо от имени которого декларируются товары [12].
Исходя из определения таможенного дела, которое приводится в статье 2 Федерального закона № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», можно сделать вывод, что основными участниками таможенной деятельности являются лица, перемещающие товары. Именно по их воле перемещается товар, именно их контролируют таможенные органы на предмет исполнения таможенных обязанностей.
Обратившись к определению понятия «таможенное регулирование», установленного в Таможенном кодексе ЕАЭС, можно прийти к такому же выводу ввиду того, что правовое регулирование отношений между таможенными органами и лицами, перемещающими товары через таможенную границу, а также между таможенными органами и лицами, осуществляющими свою деятельность в сфере таможенного дела или в сфере околотаможенной инфраструктуры, осуществляется прямым воздействием на участников этих отношений, т.к. сами по себе эти отношения не существуют, они создаются именно взаимодействующими лицами и проявляются также только в этом взаимодействии.
Стоит отметить позитивные изменения, которые претерпело законодательное определение таможенного дела. Смена вектора от определения таможенного дела через таможенную политику, позволило избежать необходимости ограничительного толкования термина «таможенное дело» для ряда статей Кодекса и устранить смысловые несоответствия. После образования Евразийского экономического союза произошло основательное расширение определения таможенного дела. В настоящее время законодатель трактует таможенное дело довольно широко, стараясь отразить все аспекты таможенного дела. Однако, на этом уровне все еще не находят закрепления таможенная статистика и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, которые непосред-
ственно относятся к таможенной деятельности.
Отношения в сфере таможенного дела обладают сложной структурой, так как в определенной мере имеют политический, экономический, финансовый, административный и управленческий характер [13, с. 74].
Структуру таможенного дела РФ можно составить исходя из анализа таможенных правил, предусмотренных таможенным законодательством РФ. Таможенное дело складывается из комплекса мероприятий государства по обеспечению соблюдения таможенных правил, представляющих собой отдельные институты таможенного дела.
С конструкцией таможенного дела, также, тесно связана конструкция таможенного регулирования. Не случайно данные категории в различных нормативных актах регламентируются в одну статью, что показывает их взаимосвязь. Так, например, статья 1 ТК РФ 1993 г. называлась «Таможенное регулирование и таможенное дело» [14]. А в настоящее время в ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» статья 2 устанавливается как: «Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации». В данной статье таможенное регулирование закрепляется как установление порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Из чего можно сделать вывод, что таможенное регулирование представляет собой разновидность нормативно-правового регулирования.
Из законодательного понимания этих категорий можно вывести, что таможенное регулирование включает в себя правила и порядок перемещения товаров. А таможенное дело вбирает в себя методологическую основу данного процесса, который урегулирован таможенным законодательством.
Таможенное дело по своей природе представляет собой инструментарий таможенного регулирования [15, с. 3].
В свою очередь в статье 1 ТК ЕАЭС закрепляется, что в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в се-
бя установление порядка и условий пере- Из данного определения таможенного
мещения товаров через таможенную гра- регулирования следует определенное сме-ницу Союза, их нахождения и использова- шение категорий «таможенное дело» и ния на таможенной территории Союза или «таможенное регулирование». Методоло-за ее пределами, порядка совершения та- гическая основа описываемых процессов моженных операций, связанных с прибы- не раскрывается отдельно, а включается в тием товаров на таможенную территорию понятие таможенного регулирования. Из Союза, их убытием с таможенной терри- чего можно заключить, что таможенное тории Союза, временным хранением това- регулирование возвышается над таможен-ров, их таможенным декларированием и ным делом, что в целом прослеживается и выпуском, иных таможенных операций, в ФЗ «О таможенном регулировании». Ес-порядка уплаты таможенных платежей, ли пытаться их сопоставить на кругах Эй-специальных, антидемпинговых, компен- лера, то мы будем говорить о подчинение сационных пошлин и проведения тамо- таможенного дела (меньший круг) таможенного контроля, а также регламентацию женному регулированию (больший круг). властных отношений между таможенными В этом видится попытка законодателя органами и лицами, реализующими права придать значимость и приоритет правилам владения, пользования и (или) распоряже- перемещения товаров над методами и ния товарами на таможенной территории средствами их перемещения. Однако, как Союза или за ее пределами [16]. кажется, это и так довольно очевидно.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // СПС Кон-сультантПлюс.
2. Вагин В.Д. К вопросу о теории таможенного дела // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2015. - №18. - С. 8-12.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (утратил силу) // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-Ф3 (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // СПС КонсультантПлюс.
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС КонсультантПлюс.
6. Бизюкова К.П., Лузгина Ю.В. Экономика таможенного дела как наука и практика // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы седьмого круглого стола с международным участием. -2020. - С. 16-18.
7. Кожуханов Н.М. Сущность правового обеспечения деятельности таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. - 2019. - №2. - С. 90-95.
8. Барамзин С.Н. О сущности таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. - 2013. - №3. - С. 47-53.
9. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // СПС Кон-сультантПлюс.
10. Овчинников С.Н. О понятии таможенного дела // Современное государство и право: вопросы теории и истории: Сб. научных трудов. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - С. 34-42.
11. Тимошенко И.В. Таможенное право России. - Ростов // Д., 2001. - 511 с.
12. Самолаев Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации (учебное пособие). - М.: "КНОРУС", 2019. - 304 с.
13. Бабанина А.Р. Правоотношения в области таможенного дела // StudNet. - 2020. -№10. - 188 с.
14. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1) (ред. от 26.06.2008) (утратил силу) // СПС КонсультантПлюс.
15. Смирнов Д. А. Таможенное право: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Яр-ГУ, 2017. - 48 с.
16. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС КонсультантПлюс.
ON THE LEGAL CONSTRUCTIONS OF CUSTOMS AFFAIRS AND CUSTOMS
REGULATION
I.A. Sukhanov, Graduate Student
Supervisor: S.N. Ovchinnikov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Far Eastern Federal University (Russia, Vladivostok)
Abstract. The article is devoted to the analysis of legal constructions of customs affairs and customs regulation. The author compares the customs affairs and the customs regulation among himself, as well as with other categories of customs law. It is noted that the main subjects of customs law are the customs authorities and persons moving goods across the customs border. It is concluded that customs regulation includes rules and procedures for the movement of goods, and the customs affairs takes the methodological basis of this process, which is regulated by customs legislation.
Keywords: legal construction, customs affairs, customs regulation, CS EAEU, customs legislation, customs law.