ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:
О
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ ^
>
Я
Буваева Н. Э. д
W
В статье проведен анализ понятий таможенного дела и таможенного регулирования в свете таможенного законодательства Таможенного союза в рамках
Евразийского экономического сообщества. Предложено авторское определение та- Я
меженного дела, показана взаимосвязь таможенного дела и таможенного регули- "
рования Д
Ч
The article is devoted to the analysis of the concepts of customs business and customs f^
regulation in the customs legislation of the Customs union -within the Eurasian Economic ^
Community. The author proposes definition of customs activity, shows the relationship of Д
customs business and customs regulation О
О
Ключевые слова: таможенное право, таможенное дело, таможенное ^
регулирование, Таможенный союз Н
5Q
Key -words: customs law, customs activity, customs regulation, Customs union ^
>
Фактическое перемещение лиц, товаров, транспортных средств ме^цу- О
народной перевозки через таможенные границы государств и таможенных ^
союзов, а также формально выраженное желание осуществить такое пере- ^
мещение, являются теми жизненными обстоятельствами, которые порож- д
дают возникновение таможенных отношений. Таким образом, таможенные О
отношения представляют собой вид общественных отношений, связанных Д<
с перемещением лиц, товаров через таможенные границы государств и та- ^
моженных союзов. Эти отношения, обладая определенной однородностью и Я
спецификой, выделяются в качестве отдельной группы отношений и регули- ^
руются нормами таможенного права. И
Субъекты таможенных отношений составляют три основные группы: ^
таможенные органы как государственные органы исполнительной власти д
(существующие в России только на федеральном уровне), лица, перемеща- Q
ющие товары через таможенные границы (декларанты), и субъекты деятель- О ности в сфере таможенного дела (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и т.д.).
Поскольку обязательным субъектом таможенных отношений выступают таможенные органы, таможенные отношения являются публично-правовыми отношениями. Цель этих отношений - выражение и защита, в первую очередь, публичного интереса, а не частного. Для регулирования таможенных отношений необходима постоянная деятельность государства по разработке, введению в действие и применению определенных правовых норм,
4
5
правил поведения. Такая деятельность государства, а в настоящее время - и таможенного союза трех государств (России, Белоруссии и Казахстана), выражается в таможенном регулировании. Именно таможенное регулирование, осуществляемое как на национальном, так и на международном и наднациональном уровнях, является тем инструментом, который поддерживает, упорядочивает и направляет развитие таможенных отношений на единой таможенной территории таможенного союза трех государств.
Как определяется понятие таможенное регулирование?
В ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) установлено следующее: «Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - Таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами»1. Таким образом, таможенное регулирование по сути своей есть правовое регулирование таможенных отношений, которые, на основе данной статьи ТК ТС, можно определить как властные отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения перемещаемыми товарами.
Правовое регулирование, в свою очередь, подразумевает установление порядка и правил, касающихся определенных общественных отношений. В случае таможенного регулирования - это порядок и правила перемещения лиц, товаров через таможенные границы Таможенного союза.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Объекты таможенного регулирования перечислены в п. 1 ст. 1 ТК ТС. В целом объектом таможенного регулирования являются таможенные отношения. Содержание их раскрывает также п. 1 ст. 1 ТК ТС. В частности, объекты таможенного регулирования составляют общественные отношения, связанные:
1 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) / СПС КонсультантПлюс.
Таможенное дело и таможенное регулирование...
1)с пересечением таможенной границы;
2) с перевозкой товаров под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза;
3) с временным хранением товаров;
4) декларированием и выпуском товаров;
5) использованием в рамках таможенных процедур;
6) проведением таможенного контроля;
7) уплатой таможенных платежей.
Согласно ст. 1 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: «Таможенноерегулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации»2. На уровне национального таможенного законодательства России появляется понятие «Таможенное дело», которое отсутствует в ТК ТС.
Что понимается под таможенным делом и как это понятие связано с понятием таможенное регулирование? Для того чтобы ответить на эти вопросы необходимо рассмотреть два подхода к пониманию таможенного дела: целевой и сущностный. Если исходить из понимания таможенного дела с точки зрения его целей, то оно представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации3.
Таким образом, таможенное дело является инструментом реализации внешнеторговой политики государств. Перемещение товаров через таможенные границы часто происходит в рамках международной торговли, которая, также как и таможенное дело, носит трансграничный характер. Посредством таможенного дела государства осуществляют регулирование своей внешнеторговой деятельности таможенно-тарифными и нетарифными методами. От лица государства таможенное дело реализуют органы исполнительной власти - таможенные органы. Это целевой подход к пониманию таможенного дела, в соответствии с которым определяется, для чего оно существуют, для каких целей оно необходимо.
Что же составляет основное содержание таможенного дела как совокупности методов и средств обеспечения соблюдения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности?
Основываясь на анализе положений ТК ТС и ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», можно прийти к выводу, что к основным
2 Федеральный закон от 27.11.2010 № ЗИ-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Ст. 1. / http://www.pravo.gov.ru
3 Там же. Ст. 2.
составляющим таможенного дела относятся:
1) совершение таможенных операций (как предшествующих подаче таможенной декларации, так и связанных с помещением товаров под таможенную процедуру);
2) таможенные процедуры;
3) таможенный контроль;
4) борьба с таможенными правонарушениями.
С точки зрения сущностного подхода к рассмотрению понятия таможенного дела, под ним следует понимать сферу деятельности государства, в рамках которой таможенные органы обеспечивают определенные порядок и правила перемещения лиц, товаров, транспортных средств международной перевозки через таможенные границы Таможенного союза.
Иными словами, таможенное дело - это определенная сфера деятельности государства, в рамках которой обеспечивается реализация и защита таможенными органами публичных интересов в области внешнеторговой политики, национальной и экономической безопасности государства.
Содержанием таможенного дела выступает деятельность таможенных органов и всех лиц, связанных с перемещением через таможенные границы (декларантов, субъектов деятельности в сфере таможенного дела). Таможенные органы в рамках таможенного дела обеспечивают определенный порядок перемещения через таможенные границы Таможенного союза лиц, товаров и транспортных средств международной перевозки.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации, непосредственное руководство таможенным делом осуществляют таможенные органы Российской Федерации4.
Согласно ст. 3 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.
А что включает в себя порядок перемещения товаров через таможенную границу, которые обеспечивают таможенные органы в рамках таможенного дела?
Данный порядок предполагает необходимость соблюдения мер
4 Федеральный закон от 27.11.2010 № ЗИ-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Ст. 3. / http://www.pravo.gov.ru.
Таможенное дело и таможенное регулирование...
таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также необходимость подвергнуться средствам обеспечения соблюдения этих мер, то есть совершить таможенные операции и пройти таможенный контроль, в рамках которых таможенные органы проверят (проконтролируют) реализацию мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности лицами, перемещающими товары через таможенную границу.
Таким образом, основным содержанием таможенного дела с точки зрения целевого подхода, зафиксированного в ст. 1 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», являются совершение таможенных операций, применение таможенных процедур и таможенный контроль как средства обеспечения соблюдения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Порядок перемещения товаров лицами и порядок перемещения самих лиц предполагает соблюдение ими основных положений, правил о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о таможенном деле, которые необходимо соблюсти, чтобы переместить товары и транспортные средства через таможенную границу. То есть в основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу лежит соблюдение определенного порядка и правил перемещения, включающих необходимость соблюдения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, совершение таможенных операций и прохождение таможенного контроля, как средств обеспечения этих мер.
Таким образом, по сути, таможенные отношения, в свете изложенного, представляют собой отношения, возникающие в процессе реализации таможенного дела, то есть в процессе совершения таможенных операций, применения таможенных процедур, таможенного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями.
Другими словами, реализация таможенного дела выступает тем фактом или жизненным обстоятельством, который порождает возникновение таможенных отношений, которые регулируются таможенным правом. А нормы таможенного права, в свою очередь, являются результатом таможенного регулирования.
Таможенное дело своим существованием обусловливает необходимость таможенного регулирования, которое в качестве обратной связи, создает правовые основы таможенного дела. Без четких правил, регламентирующих реализацию таможенного дела, и определяющих само содержание таможенного дела невозможно также существование таможенного дела.
С учетом вышеизложенного можно определить цели таможенного регулирования, вытекающие, в том числе из целей таможенного дела:
- обеспечение применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- обеспечение экономической и национальной безопасности;
- создание благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности и свободного перемещения лиц через таможенные границы с учетом обеспечения защиты национальных (публичных) интересов государства.
Делая выводы, можно отметить, что таможенное дело нуждается в упорядочивающем воздействии, это, в свою очередь, находит свое выражение в таможенном регулировании. А регулирование чего-либо осуществляется с помощью установления определенного порядка и правил поведения. Таким образом, понятия таможенное дело и таможенное регулирования тесно связаны между собой. Их взаимодействие является динамичным и эффективность таможенного дела напрямую зависит от эффективности таможенного регулирования.