Научная статья на тему 'Таможенное дело и таможенное регулирование: определение понятий и их взаимосвязь'

Таможенное дело и таможенное регулирование: определение понятий и их взаимосвязь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2847
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS LAW / CUSTOMS ACTIVITY / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буваева Наталья Эрнестовна

В статье проведен анализ понятий таможенного дела и таможенного регулирования в свете таможенного законодательства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Предложено авторское определение таможенного дела, показана взаимосвязь таможенного дела и таможенного регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS ACTIVITY & CUSTOMS REGULATION: DEFENTION OF THE CONCEPTS & THEIR CORRELATION

The article is devoted to the analysis of the concepts of customs business and customs regulation in the customs legislation of the Customs union within the Eurasian Economic Community. The author proposes definition of customs activity, shows the relationship of customs business and customs regulation

Текст научной работы на тему «Таможенное дело и таможенное регулирование: определение понятий и их взаимосвязь»

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:

О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ ^

>

Я

Буваева Н. Э. д

W

В статье проведен анализ понятий таможенного дела и таможенного регулирования в свете таможенного законодательства Таможенного союза в рамках

Евразийского экономического сообщества. Предложено авторское определение та- Я

меженного дела, показана взаимосвязь таможенного дела и таможенного регули- "

рования Д

Ч

The article is devoted to the analysis of the concepts of customs business and customs f^

regulation in the customs legislation of the Customs union -within the Eurasian Economic ^

Community. The author proposes definition of customs activity, shows the relationship of Д

customs business and customs regulation О

О

Ключевые слова: таможенное право, таможенное дело, таможенное ^

регулирование, Таможенный союз Н

5Q

Key -words: customs law, customs activity, customs regulation, Customs union ^

>

Фактическое перемещение лиц, товаров, транспортных средств ме^цу- О

народной перевозки через таможенные границы государств и таможенных ^

союзов, а также формально выраженное желание осуществить такое пере- ^

мещение, являются теми жизненными обстоятельствами, которые порож- д

дают возникновение таможенных отношений. Таким образом, таможенные О

отношения представляют собой вид общественных отношений, связанных Д<

с перемещением лиц, товаров через таможенные границы государств и та- ^

моженных союзов. Эти отношения, обладая определенной однородностью и Я

спецификой, выделяются в качестве отдельной группы отношений и регули- ^

руются нормами таможенного права. И

Субъекты таможенных отношений составляют три основные группы: ^

таможенные органы как государственные органы исполнительной власти д

(существующие в России только на федеральном уровне), лица, перемеща- Q

ющие товары через таможенные границы (декларанты), и субъекты деятель- О ности в сфере таможенного дела (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и т.д.).

Поскольку обязательным субъектом таможенных отношений выступают таможенные органы, таможенные отношения являются публично-правовыми отношениями. Цель этих отношений - выражение и защита, в первую очередь, публичного интереса, а не частного. Для регулирования таможенных отношений необходима постоянная деятельность государства по разработке, введению в действие и применению определенных правовых норм,

4

5

правил поведения. Такая деятельность государства, а в настоящее время - и таможенного союза трех государств (России, Белоруссии и Казахстана), выражается в таможенном регулировании. Именно таможенное регулирование, осуществляемое как на национальном, так и на международном и наднациональном уровнях, является тем инструментом, который поддерживает, упорядочивает и направляет развитие таможенных отношений на единой таможенной территории таможенного союза трех государств.

Как определяется понятие таможенное регулирование?

В ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) установлено следующее: «Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - Таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами»1. Таким образом, таможенное регулирование по сути своей есть правовое регулирование таможенных отношений, которые, на основе данной статьи ТК ТС, можно определить как властные отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения перемещаемыми товарами.

Правовое регулирование, в свою очередь, подразумевает установление порядка и правил, касающихся определенных общественных отношений. В случае таможенного регулирования - это порядок и правила перемещения лиц, товаров через таможенные границы Таможенного союза.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Объекты таможенного регулирования перечислены в п. 1 ст. 1 ТК ТС. В целом объектом таможенного регулирования являются таможенные отношения. Содержание их раскрывает также п. 1 ст. 1 ТК ТС. В частности, объекты таможенного регулирования составляют общественные отношения, связанные:

1 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) / СПС КонсультантПлюс.

Таможенное дело и таможенное регулирование...

1)с пересечением таможенной границы;

2) с перевозкой товаров под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза;

3) с временным хранением товаров;

4) декларированием и выпуском товаров;

5) использованием в рамках таможенных процедур;

6) проведением таможенного контроля;

7) уплатой таможенных платежей.

Согласно ст. 1 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: «Таможенноерегулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации»2. На уровне национального таможенного законодательства России появляется понятие «Таможенное дело», которое отсутствует в ТК ТС.

Что понимается под таможенным делом и как это понятие связано с понятием таможенное регулирование? Для того чтобы ответить на эти вопросы необходимо рассмотреть два подхода к пониманию таможенного дела: целевой и сущностный. Если исходить из понимания таможенного дела с точки зрения его целей, то оно представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации3.

Таким образом, таможенное дело является инструментом реализации внешнеторговой политики государств. Перемещение товаров через таможенные границы часто происходит в рамках международной торговли, которая, также как и таможенное дело, носит трансграничный характер. Посредством таможенного дела государства осуществляют регулирование своей внешнеторговой деятельности таможенно-тарифными и нетарифными методами. От лица государства таможенное дело реализуют органы исполнительной власти - таможенные органы. Это целевой подход к пониманию таможенного дела, в соответствии с которым определяется, для чего оно существуют, для каких целей оно необходимо.

Что же составляет основное содержание таможенного дела как совокупности методов и средств обеспечения соблюдения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности?

Основываясь на анализе положений ТК ТС и ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», можно прийти к выводу, что к основным

2 Федеральный закон от 27.11.2010 № ЗИ-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Ст. 1. / http://www.pravo.gov.ru

3 Там же. Ст. 2.

составляющим таможенного дела относятся:

1) совершение таможенных операций (как предшествующих подаче таможенной декларации, так и связанных с помещением товаров под таможенную процедуру);

2) таможенные процедуры;

3) таможенный контроль;

4) борьба с таможенными правонарушениями.

С точки зрения сущностного подхода к рассмотрению понятия таможенного дела, под ним следует понимать сферу деятельности государства, в рамках которой таможенные органы обеспечивают определенные порядок и правила перемещения лиц, товаров, транспортных средств международной перевозки через таможенные границы Таможенного союза.

Иными словами, таможенное дело - это определенная сфера деятельности государства, в рамках которой обеспечивается реализация и защита таможенными органами публичных интересов в области внешнеторговой политики, национальной и экономической безопасности государства.

Содержанием таможенного дела выступает деятельность таможенных органов и всех лиц, связанных с перемещением через таможенные границы (декларантов, субъектов деятельности в сфере таможенного дела). Таможенные органы в рамках таможенного дела обеспечивают определенный порядок перемещения через таможенные границы Таможенного союза лиц, товаров и транспортных средств международной перевозки.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации, непосредственное руководство таможенным делом осуществляют таможенные органы Российской Федерации4.

Согласно ст. 3 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

А что включает в себя порядок перемещения товаров через таможенную границу, которые обеспечивают таможенные органы в рамках таможенного дела?

Данный порядок предполагает необходимость соблюдения мер

4 Федеральный закон от 27.11.2010 № ЗИ-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Ст. 3. / http://www.pravo.gov.ru.

Таможенное дело и таможенное регулирование...

таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также необходимость подвергнуться средствам обеспечения соблюдения этих мер, то есть совершить таможенные операции и пройти таможенный контроль, в рамках которых таможенные органы проверят (проконтролируют) реализацию мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности лицами, перемещающими товары через таможенную границу.

Таким образом, основным содержанием таможенного дела с точки зрения целевого подхода, зафиксированного в ст. 1 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», являются совершение таможенных операций, применение таможенных процедур и таможенный контроль как средства обеспечения соблюдения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Порядок перемещения товаров лицами и порядок перемещения самих лиц предполагает соблюдение ими основных положений, правил о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о таможенном деле, которые необходимо соблюсти, чтобы переместить товары и транспортные средства через таможенную границу. То есть в основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу лежит соблюдение определенного порядка и правил перемещения, включающих необходимость соблюдения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, совершение таможенных операций и прохождение таможенного контроля, как средств обеспечения этих мер.

Таким образом, по сути, таможенные отношения, в свете изложенного, представляют собой отношения, возникающие в процессе реализации таможенного дела, то есть в процессе совершения таможенных операций, применения таможенных процедур, таможенного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями.

Другими словами, реализация таможенного дела выступает тем фактом или жизненным обстоятельством, который порождает возникновение таможенных отношений, которые регулируются таможенным правом. А нормы таможенного права, в свою очередь, являются результатом таможенного регулирования.

Таможенное дело своим существованием обусловливает необходимость таможенного регулирования, которое в качестве обратной связи, создает правовые основы таможенного дела. Без четких правил, регламентирующих реализацию таможенного дела, и определяющих само содержание таможенного дела невозможно также существование таможенного дела.

С учетом вышеизложенного можно определить цели таможенного регулирования, вытекающие, в том числе из целей таможенного дела:

- обеспечение применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- обеспечение экономической и национальной безопасности;

- создание благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности и свободного перемещения лиц через таможенные границы с учетом обеспечения защиты национальных (публичных) интересов государства.

Делая выводы, можно отметить, что таможенное дело нуждается в упорядочивающем воздействии, это, в свою очередь, находит свое выражение в таможенном регулировании. А регулирование чего-либо осуществляется с помощью установления определенного порядка и правил поведения. Таким образом, понятия таможенное дело и таможенное регулирования тесно связаны между собой. Их взаимодействие является динамичным и эффективность таможенного дела напрямую зависит от эффективности таможенного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.