Научная статья на тему 'О взаимосвязи уральской и Западно-Сибирской музыкальных культур'

О взаимосвязи уральской и Западно-Сибирской музыкальных культур Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
197
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный центр / Екатеринбург / классическая гитара / балалайка / скрипка / фортепиано / cultural center / Yekaterinburg / classical guitar / balalaika / violin / piano

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яблоков Михаил Сергеевич

В статье рассматриваются результаты историко-энциклопедического исследования проблемы взаимовлияние уральской и западно-сибирской музыкальных культур на материалах из творческих биографий ряда выдающихся музыкантов Урала (Екатеринбург) и Западной Сибири (Тюмени), а также широкого преподавательского и исполнительского состава. Исследуется дуальная генеалогия музыки уральскосибирского региона на персонально-личностном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT INTERRELATION URAL AND WEST SIBERIAN MUSICAL CULTURES

In article results of a historical and encyclopedic research of a problem interference of the Ural and West Siberian musical cultures on materials from creative biographies of a number of outstanding musicians of the Urals (Yekaterinburg) and Western Siberia (Tyumen) and also wide teaching and performing structure are considered. The dual genealogy of music of the Ural Siberian region at the personal and personal level is investigated.

Текст научной работы на тему «О взаимосвязи уральской и Западно-Сибирской музыкальных культур»

УДК 78(470.5+571.1)

О ВЗАИМОСВЯЗИ УРАЛЬСКОЙ И ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

© Яблоков Михаил Сергеевич

кандидат исторических наук, доцент,

Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень) E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются результаты историко-энциклопедического исследования проблемы взаимовлияние уральской и западно-сибирской музыкальных культур на материалах из творческих биографий ряда выдающихся музыкантов Урала (Екатеринбург) и Западной Сибири (Тюмени), а также широкого преподавательского и исполнительского состава. Исследуется дуальная генеалогия музыки уральско-сибирского региона на персонально-личностном уровне.

Ключевые слова: культурный центр, Екатеринбург, классическая гитара, балалайка, скрипка, фортепиано.

Значение Екатеринбурга как культурного центра, способного по ряду важнейших направлений достойно конкурировать с Москвой огромно. В области вокального искусства — это народные артисты СССР Борис Штоколов и Юрий Гуляев, выпускники Уральской Государственной консерватории им. Мусоргского (1954 г. и 1955 г.). В области композиции достаточно указать на автора «Уральской рябинушки» Евгения Родыгина, также выпускника знаменитого учебного заведения (1948 г., кл. ф-но О.К.Эйгеса). Известно, что Юрий Александрович Гуляев — тюменец далеко не в первом поколении. Его имя носит филармония в областном центре, а парадное крыльцо средней школы №25 украшает мемориальная доска с его портретом.

Безусловно, указанные деятели музыкальной культуры более известны любителям и ценителям вокального искусства как академического, так и эстрадного жанров. Однако это не исчерпывает всей истории регионального музыкального творчества. На наш взгляд, есть направления, в которых Екатеринбург-Свердловск выступает наравне со столичными городами, а то и превосходит их. При этом значение Тюмени в музыкальной истории Уральской Государственной консерватории недостаточно освещено как в популярной, так и в специальной научной литературе. Рассмотрим в этой связи некоторые области музыкального искусства.

Классическая гитара. Основу профессиональной школы обучения на этом инструменте заложил Даниил Дмитриевич Кочнев (1894-1963). Он родился в деревне с характерным названием Голодаевка в Камышловском районе. В 1913г. он самостоятельно изучал игру на гитаре по «Заочным урокам» тюменского педагога А. М. Афромеева (1868-1920). В 1920-1922 г. Даниил Дмитриевич жил в Тю-

мени (!), где вел занятия по классу гитары и мандолины. Вероятнее всего в это время он и сблизился с известным впоследствии В. В. Знаменским (см. далее). В 1924-1929 гг. Д. Д. Кочнев был дружен с сыном Алексея Максимовича Афро-меева — Алексеем Алексеевичем (1888-1929), искусным эрудированным гитаристом, аранжировщиком и исполнителем. В 1923 г. был организован ансамбль гитаристов из 5 человек, куда вошли Кочнев и Афромеев. Этот коллектив давал публичные концерты в Екатеринбурге, исполняя весьма виртуозные классические произведения (например вальс-фантазию М. Глинки, вальс А. Дюрана и др.). С 1939 г. Даниил Дмитриевич Кочнев — педагог гитары в свердловском областном муз. училище, с 1940 — в Уральской Государственной консерватории. Из числа выпускников Д. Д. Кочнева нужно назвать главного специалиста-методиста гитарного искусства Урала Ю. К. Чеснокова (1933-2003), Играфа Йошку (1940 г. р.), организатора цыганского ансамбля «Ромэн» в Москве, В.М. Деруна (1940-2013), С. М. Алексеевского (1915-1997), в дальнейшем педагогов муз. училища. Однако наибольший вклад в развитие академического искусства игры на гитаре внес Виталий Михайлович Дерун, с 1975 г. совмещавший работу в училище с преподавательской деятельностью в Уральской консерватории. Именно в его классе в 1979 г. окончил курс обучения А. К. Фраучи (1954-2011) — первый российский лауреат престижных международных конкурсов, педагог, в дальнейшем профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, основатель оригинальной школы игры на классической гитаре в России и в масштабах Советского Союза. После ухода В. М. Деруна класс гитары в Уральской консерватории ведет его ученик С. В. Нестеров. Он получил образование в Нижегородской консерватории в классе ученика А. К. Фраучи — В. Н. Митякова. Здесь важно отметить духовную связь с Тюменью — Станислав Валерьевич Нестеров уроженец Кургана, города, некогда на правах уезда вместе с Тюменью входившего в состав Тобольской губернии.

Владимир Васильевич Знаменский (1894-1975), чьим именем названа в Тюмени центральная детская музыкальная школа, с 1924 по 1929 трудился в Тюмени, где вел в числе прочих предметов и народные инструменты, а в 1932-1936 гг. в его классе обучался легендарный Александр Васильевич Минеев (1915-1979) — дирижер, композитор, педагог, наставник В. М, Деруна во время его учебы в УГК (1963-1968). В классе А. В. Минеева обучались московские гитаристы Н.А. Иванова-Крамская (1970-1975) и Н. А. Комолятов (1968-1973), в дальнейшем профессор московских вузов.

Балалайка. Педагогом в музыкальном училище (с 1973 г.) и консерватории (1939-1941) в Свердловске был Николай Федорович Рожин (1906-1981). Коренной тюменец, он окончил муз. училище в 1937 г. в классе В. В. Знаменского и уже в 1939 г. стал дипломантом Первого Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в Москве. Можно отметить, что в этом же конкурсе

участвовал А. М. Иванов-Крамской (1912-1973), будущий Заслуженный артист СССР, педагог Московского муз. училища при консерватории с 1960 г.

Среди многочисленных учеников Н. Ф. Рожина — патриарх отечественного балалаечного искусства Евгений Григорьевич Блинов (р.1925), профессор, Народный артист РФ, ректор Уральской консерватории в 1975-1988 гг.; Юрий Васильевич Панкин (1940-2017) — всю жизнь работавший педагогом муз. училища, воспитавший плеяду блестящих исполнителей (например Ю.Быков, профессор (г. Челябинск), а коренной тюменец М. Сидоров — выпускник Тюменского муз. училища, а в дальнейшем УГК (1980-е гг.) вот уже более 30 лет руководит далеко за пределами Екатеринбурга известным коллективом народных инструментов «Изумруд»). М. Сидоров ученик маститого балалаечника Ю. М. Кле-палова.

Скрипка. В 1981 г. окончил Уральскую консерваторию и с 1988 г. стал преподавать на кафедре струнно-смычковых инструментов Валерий Петрович Аверин, уроженец г. Тюмени. Он блестяще проявил себя как дирижер симфонического оркестра УГК, в целом его деятельность как педагога и исполнителя получила высокую оценку известных музыкантов, например, профессора московской консерватории, Народного артиста СССР Ю. А. Башмета. Также в УГК достаточно продолжительное время вел класс камерного ансамбля выпускник тюменской музыкальной школы (класс скрипки В. И. Усанин1) Александр Фомин (1948 г. р.), который позже стал мастером по изготовлению музыкальных инструментов.

Фортепиано. Большой вклад в развитие тюменской фортепианной школы внесла Нина Александровна Иванова-Палкина, работавшая в 1920-1940-х гг. в музыкальной школе. По сведениям ее племянницы, пианистки О. И. Борщевской (1929 г.р.), Н. А. Иванова музыкальное образование получила в Екатеринбурге в классе пианистов. О востребованности фортепианного искусства в Тюмени можно судить по количеству мастеров-настройщиков. Так, в Тюмени по сведениям «Справочника и адрес-календаря по Тюмени и Тюменскому уезду на 1913 г.» (Тюмень, типография А. А. Калугина, 1912 г.) числилось 8 фамилий, в то время как в Екатеринбурге только 6.

В контексте взаимосвязи музыкальных культур Тюмени и Екатеринбурга следует назвать блестящих исполнителей-тюменцев, которые получили образование в уральских государственных заведениях. Пианистка Н. В. Гетьман (Мур-гина), ныне педагог колледжа искусств в Тюмени, С. А. Окороков (баян), А. Дерябин (гитара), педагог Омского муз. училища К. Беляков, в 1990 г. в Нижнем Новгороде он получил звание лауреата III Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (наряду с о знаменитостью России Алексеем Зимаковым, томичом, учеником Н. А. Комолятова).

1 Усанин Валерий Иванович (1922-1992) — ветеран Тюменской музыкальной школы — также выпускник свердловского музыкального училища

Педагоги и исполнители-пианисты, тюменцы, Валерий Селявин, Ирина Ско-робогатова и др. с большим успехом представляют в родном городе крупные концертные программы (оба музыканта — выпускники УГК). Флейтист Анатолий Сидоров, ныне профессор УГК, длительное время работал в Тюмени, выступая как виртуозный исполнитель.

Следует также отметить, в плане взаимосвязи сибирской и уральской музыкальной культуры специалистов, в разное время работавших в Тюмени. Так, в 1920-1930 гг. здесь жил и работал скрипач Николай Петрович Едигарев, который в дальнейшем уехал в Уральский регион (по свидетельству его внука, проживающего в Тюмени Маргина Евгения Аркадьевича, 1954 г.р. [13]), он родом из Санкт-Петербурга, один из учеников знаменитого Леопольда Ауэра. С 1978 г. по настоящее время в институте искусств и культуры трудится Валентина Петровна Багрова, выпускница УГК в классе Исаака Зетеля (ученика Г. Г. Нейгауза, в 1940-х гг. работавшего в Свердловске). В 1980-1990 гг. в училище искусств работала Галина Ивановна Игнатова (Борисова), выпускница УГК 1954 г. в классе знаменитой пианистки Натальи Николаевны Позняковской. Примечательно, что Н. Н. Позняковская — ученица Есиповой (Летешинской), которая в свою очередь ведет свою творческую родословную от Карла Черни, ученика Людвига ван Бетховена!

В целом можно сделать достаточно обоснованный вывод о культурно-генетической связи уральской и западно-сибирской музыкальных культур с существенной ролью последней. Поэтому трудно в данном случае удержаться от знаменитого ломоносовского афоризма — Россия Сибирью приумножаться будет!

Литература

1. Классическая гитара в России и СССР. Биографический музыкально -литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. Тюмень; Екатеринбург; М.: Русская энциклопедия, 1992. С. 875.

2. Музыка в Тюмени. Историко-литературный словарь-справочник. Тюмень: Вектор Бук, 2006. С. 122-158.

3. Музыкальная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1982. Т. 6. С. 417.

4. Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского. Екатеринбург: Изд-во УГК, 2009. С. 280.

5. Факультет народных инструментов Российской Академии музыки им. М. Ф. Гне-синых: сб. ст. и материалов / сост. Б. М. Егоров. М.: Изд-во РАМ им. М. Ф. Гнесиных, 2000. С. 46-48.

ABOUT INTERRELATION URAL AND WEST SIBERIAN MUSICAL CULTURES

Yablokov Mikhail S.

candidate of historical sciences, associate professor, Tyumen state institute of culture (Tyumen) E-mail: [email protected]

In article results of a historical and encyclopedic research of a problem interference of the Ural and West Siberian musical cultures on materials from creative biographies of a number of outstanding musicians of the Urals (Yekaterinburg) and Western Siberia (Tyumen) and also wide teaching and performing structure are considered. The dual genealogy of music of the Ural Siberian region at the personal and personal level is investigated. Keywords: cultural center, Yekaterinburg, classical guitar, balalaika, violin, piano.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.