Научная статья на тему 'О взаимоотношениях народов Кавказа: История и современность'

О взаимоотношениях народов Кавказа: История и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5137
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗ / ЗАКАВКАЗЬЕ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ДЕРБЕНТ / КАСПИЙСКОЕ МОРЕ / ЧЕРНОЕ МОРЕ / УРАРТУ / КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ / КОЛХИДА / ИБЕРИЯ / АРМЯНСКОЕ ЦАРСТВО / ХАЗАРИЯ / АЛАНИЯ / КИЕВСКАЯ РУСЬ / РОССИЯ / ИРАН / ТУРЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Магомед Раджабович

В статье освещаются взаимоотношения народов Кавказского региона в историческом прошлом и на современном этапе. Экономические, политические и культурные взаимоотношения раскрываются в тесной связи с событиями, происходившими на юго-востоке Европы и передней Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О взаимоотношениях народов Кавказа: История и современность»

УДК 94(471.67)

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ НАРОДОВ КАВКАЗА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

© 2012

Гасанов М.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье освещаются взаимоотношения народов Кавказского региона в историческом прошлом и на современном этапе. Экономические, политические и культурные взаимоотношения раскрываются в тесной связи с событиями, происходившими на юго-востоке Европы и передней Азии.

The author of the article brings into the light the relations between the peoples of the Caucasian region in the past and at the present stage. He discloses the economic, political and cultural relationships in the close connection with the events, which took place in the South-East Europe and in Southwest Asia.

Ключевые слова: Кавказ, Закавказье, Северный Кавказ, Дербент, Каспийское море, Черное море, Урарту, Кавказская Албания, Колхида, Иберия, Армянское царство, Хазария, Алания, Киевская Русь, Россия, Иран, Турция.

Keywords: Caucasus, Transcaucasia, the Northern Caucasus, Derbent, the Caspian Sea, the Black Sea, Urartu, Caucasian Albania, Colchis, Iberia, the Armenian Kingdom, Khazaria, Alania, Kievan Russia, Russia, Iran, Turkey.

Изучение взаимоотношений народов Кавказского региона является одной из актуальных проблем исторической науки. При освещении данной проблемы важно руководствоваться как формационным, так и цивилизационным, историко-сравнительным методами. Формационный подход позволяет выявить общее, свойственное группе стран определенного типа (рабовладение, феодализм и т. д.). Цивилизационный подход помогает определить специфику, индивидуальность культур различных народов, сравнивать их между собой и показывать взаимовлияние.

Кавказ относится к тем регионам Старого света, которые освоены человеком в глубокой древности. С самого начала становления человеческого общества на Кавказе прослеживается самостоятельный путь его развития.

Заселив Кавказ в самую раннюю эпоху каменного века, люди продолжали жить здесь непрерывно, о чем свидетельствуют сохранившиеся следы их жизнедеятельности. Несмотря на тесные связи с отдельными областями Передней Азии и на определенное влияние юга России, регион в древности в значительной степени сохранял свою независимость. Кавказ является одним из очагов зарождения человеческой цивилизации. В мировых религиях и в мифологии с ним связывают Ноев ковчег, здесь родился Геракл, а Одиссей искал золотое руно, именно здесь родина главного злака -пшеницы. Кавказ всегда был важным геополитическим форпостом и связующим звеном различных частей света.

Большой Кавказ прорезан перевалами, соединявшими народы края между собой и с другими странами и народами. Кроме того, имеются перевалы местного значения, насчитывающиеся десятками, которые, как известно, не были непреодолимой преградой.

Особенно важную роль в истории Кавказа, во взаимоотношениях его народов играли два знаменитых прохода: так называемые «Аланские ворота» и «Каспийские», или

«Железные ворота».

Исторические судьбы народов, населяющих Кавказ, оказали влияние и на духовную общность, корни которой уходят в глубь веков. Отсюда признание и оправданность линии на совокупное и целостное осмысление духовных связей народов края. Уникальность Кавказа в том, что он лежит на стыке Европы и Азии. Здесь идет постоянный диалог и взаимопроникновение культур Востока и Европы. Кавказ - один из многонациональных регионов мира. Это зона пересечения интересов многих народов, соседства различных религий - христианства, иудаизма и ислама. На территории Кавказа проживают десятки народов - не только близкородственных, но и относящихся к разным языковым группам и даже к совершенно различным языковым семьям. В средневековую эпоху Кавказ представлял собой пестрый в этническом отношении регион. Это и породило идею, будто здесь проживало значительное число этнических групп. Количество аборигенных народов отдельные летописцы доводили до ста, арабский автор Ибн-Хаукаль (X в.) писал, что на Кавказе 360 языков. Это, безусловно, преувеличение. Все его народы, на каком бы расстоянии друг от друга не находились, связаны между собой многочисленными нитями языковых и культурных контактов. По справедливому замечанию В. И. Абаева, несмотря на многообразие языков, на Кавказе складывался единый в главных чертах культурный мир.

Соседствуя на протяжении тысячелетий, различные народы уже в силу этого вступали в контакты между собой. Кавказ, по образному выражению выдающегося ученого Ю. А. Жданова, - это «Солнечное сплетение Евразии».

В мире не существует другого такого региона, где жили бы длительное время совместно сотни народов.

Важную роль во взаимоотношениях народов Кавказа играл Дагестан, занимающий особое географическое положение между Северным Кавказом и Закавказьем. Народы Дагестана на всех этапах исторического развития поддерживали разносторонние связи с народами Закавказья и Северного Кавказа.

Ряд авторов ХУШ-Х1Х вв. внесли определенный вклад в изучение проблемы взаимоотношений народов Кавказа. Однако тот фактический материал, который приведен в различных трудах, истолковывался тенденциозно. Подлинно научное освещение вопросов взаимосвязей народов Кавказа следует считать достижением историографии второй половины XX в.

Отдельные вопросы взаимоотношений народов Кавказа освещены в трудах И. А. Джавахишвили, Г. А. Меликишвили, Ю. А. Жданова, Р. М. Магомедова, А. Р. Шихсаидова, С. Ашурбейли, Г. Д. Тогошвили, Д. Г. Мегреладзе, Т. Г. Папуашвили, М. Гаджиева и др. Эти вопросы получили освещение в обобщающих трудах - «История Азербайджана», «История Грузии», «История Дагестана», «История народов Северного Кавказа», «История Дагестана с древнейших времен до конца XV в.» и др. [3, 4]. Имеются труды, специально посвященные взаимоотношениям отдельных народов Кавказа [1].

Для характеристики связей народов Кавказа большой интерес представляют археологические, лингвистические, этнографические материалы.

Важным объектом изучения проблемы является культурно-историческая общность кавказских народов, которая восходит к глубокой древности и находит свое блестящее подтверждение в исторических источниках. Сходство отдельных фактов культуры с адекватными явлениями традиционно-бытовой культуры народов Кавказа прослеживается на различных уровнях этнических культур. «Народности Кавказа, его аборигены, - писал А. Миллер, - представляют собой, в конечном счете, единую семью, включая в нее даже армян, курдов, осетин, а также горных турков. Это мы можем утверждать в пределах фактов культуры местной и материальной, нужно сказать, с весьма длительной ее историей».

У народов Кавказа не только много общего в материальной и духовной культуре, но и самым тесным образом переплетены их исторические судьбы.

На взаимоотношения народов Кавказа влияли и природно-климатические условия. Элизе Реклю писал: «Массиву гор, единому по своему образованию, соответствует население, единое по своему происхождению, по своим нравам и своей истории». Кавказ, занимающий сравнительно небольшое пространство на перешейке между

Черным и Каспийским морями, по рельефу, геологическому строению и природе отличается чрезвычайным разнообразием.

Исследуя характер и закономерности развития взаимоотношений народов Кавказа, следует учитывать своеобразие материальных условий жизни народов, проживающих в крае.

Народы Кавказа на протяжении тысячелетий выработали весьма рациональные формы и способы реализации своих экономических, этнополитических и культурно-исторических взаимосвязей. У них были сильны объединительные тенденции, которые превалировали над фактором разъединительного характера.

Хорошо известны замечательные традиции единения кавказских народов в борьбе с многочисленными завоевателями. Народы Кавказа воевали против римлян, сасанидов, арабов, турок-сельджуков, татаро-монгол, сефевидов, турецких султанов и иранских шахов, колониального гнета царизма. Пребывание на стыке западной и восточной цивилизаций, тесные культурно-бытовые контакты, процесс этнокультурного слияния в пограничных провинциях породили новую, кавказскую цивилизацию. Сила и богатство Кавказа заключались не только в его единстве, но в не меньшей степени и в его политической, культурной, этнической и идеологической самобытности. Связи народов края между собой и с соседними народами свидетельствуют о том, что общества Кавказа в своем историческом развитии не стояли на месте, а беспрерывно развивались, что в крае еще в древности возникли объективные условия для поддержания в регионе связей, которые втягивали народы в контакты со странами Передней Азии и Юго-Восточной Европы. Как известно, степень развития обмена является одним из важнейших показателей высокого уровня экономического развития общества.

Одним из длительных периодов взаимоотношений народов Кавказа и их тесных связей был древнейший и древний, до возникновения первых государственных образований на территории края, который, в свою очередь, распадался на отдельные этапы. Возникновение Урарту, Колхиды, Армянского, Картлийского и Албанского государств - это также важный период в истории взаимоотношений народов Кавказа.

Наиболее насыщенным различными событиями является период, начиная с раннего средневековья по XV в., когда на территории края возникло множество различных мелких владений и крупных государств, происходило переселение народов, распространение мировых религий, совершались беспрерывные нашествия завоевателей.

Каждая эпоха или период характеризуются ведущей тенденцией развития отдельных владений, стран и народов либо их группы, если речь идет о национальной региональной истории. Поэтому временные границы этапов внутри этих периодов могут быть различными.

Взаимоотношения народов Кавказа не прерывались и в последующие периоды, когда происходит дальнейшее углубление распада феодальных владений Дагестана, Закавказья и Северного Кавказа. На протяжении XVI-XIX вв. степень влияния и политика Персии, Турции и России в крае менялись, соответственно менялась и ориентация феодальных правителей Кавказа. Перегруппировка сил среди правящей верхушки Дагестана, Закавказья и Северного Кавказа, борьба Персии и Турции за влияние на Кавказе, особенно утверждение персидского владычества на большей части территории Закавказья (в начале XVII в.), а также вмешательство России во внутренние дела государств и владений Кавказа - все это привело к изменению взаимоотношений дагестанских горцев с народами Закавказья и Северного Кавказа. Результатом вмешательства иранских шахов и турецких султанов во внутренние дела феодальных правителей Дагестана, Закавказья и Северного Кавказа явились набеги, которые совершали отдельные владетели друг на друга с целью наживы и приобретения влияния на пограничные земли. Народные массы сурово осуждали феодальные набеги, о чем свидетельствуют исторические источники, фольклорные материалы, нормы права.

Благоприятным фактором, способствовавшим развитию взаимоотношений народов Кавказа, явилось принятие местными правителями русского подданства. Эти отношения развивались на почве растущего сближения России с народами Кавказа. Большую роль в развитии связей народов Кавказа с Россией сыграл Восточный

(Каспийский) поход Петра I.

Связи народов Кавказа крепли, развивались и в борьбе с ирано-турецкими завоевателями, особенно в борьбе с полчищами Надир-шаха.

Во второй половине XVIII - начале XIX в. усилилось влияние России на Кавказе, результатом чего явилось поэтапное присоединение владений и обществ края к России. Однако присоединение к России не привело и не могло привести к освобождению трудящихся масс края от эксплуатации. Наоборот, присоединенные народы оказались под двойным гнетом. Наряду с местными правителями, поддерживаемыми царизмом, трудовые массы эксплуатировались царскими властями.

Движение горцев Северо-Восточного Кавказа воодушевило различные слои населения Закавказья и Северного Кавказа на борьбу против царизма и местных властей. Ставшие объектом колониальной экспансии народы Кавказа поднялись на национально-освободительную борьбу против царского самодержавия. М. Н. Покровский отмечал, что крайнее угнетение и разорение горцев «сплотили воедино разноязычные племена Кавказского хребта». По словам военного министра Чернышева, «общим восстанием были охвачены горские народы от Черного моря до берегов Каспийского». Как пишет академик Г. В. Хачапуридзе, борьба, которую вели горцы, повлияла на заговор грузинских дворян в 1832 г. против колониальной политики царизма. Народно-освободительная борьба горцев Северо-Восточного Кавказа оказала огромное влияние и на движение горцев Северо-Западного Кавказа, направленное против царизма, которое возглавил Мухаммед-Амин.

Консолидация антиколониальных сил Кавказа представляла серьезную угрозу интересам царизма в крае. Но объединению горцев мешали как внутренние, так и внешнеполитические силы.

Во второй половине XIX в. с окончательным присоединением к России и вовлечением Кавказа в капиталистическое производство произошли изменения и во взаимоотношениях народов Кавказа. Значительную роль в развитии взаимоотношений народов края играло отходничество, которое, благодаря различным социально-экономическим факторам, приняло широкий размах.

Важным событием, повлиявшим на развитие взаимоотношений народов Кавказа, явилось проведение в 90-х годах XIX в. железной дороги в крае. В 1891 г. было начато сооружение Беслан-Петровской железнодорожной ветки. Официально Беслан-Петровская ветка была открыта 1 января 1894 г., Петровско-Дербентская - 1 января 1900 г. и Дербентско-Бакинская 1 апреля 1900 г. Эта железная дорога соединяла Дагестан, с одной стороны, с центром России, а с другой - с крупными промышленными центрами Кавказа - городами Грозный, Баку, Тифлис и т. д.

Важнейшим последствием капиталистического развития края было появление многонационального промышленного пролетариата, состоявшего из русских, грузин, азербайджанцев, армян, дагестанских горцев, осетин, чеченцев и др. Тифлис, Баку, Грозный, Владикавказ, Порт-Петровск и другие города стали многонациональными.

Конец XIX - начало XX в. в Российской империи ознаменовались подъемом революционного движения рабочих и крестьян. В многонациональных городах Кавказа начинается борьба рабочих за улучшение своего положения, зарождается стачечное движение, в котором участвовали представители всех народов Кавказа. Совместной борьбе трудящихся Кавказа всячески противодействовал царизм, проводивший в крае политику национального разобщения. Многоязычие, различия в вероисповедании, искусственная разобщенность народов Кавказа - все это мешало налаживанию связей и взаимоотношений кавказских народов.

С победой Октябрьской революции во взаимоотношениях народов Кавказа наступил новый этап. Во главе с русским пролетариатом за освобождение угнетенных национальностей в едином строю боролись все народы бывшей Российской империи, в том числе народы Дагестана, Закавказья и Северного Кавказа. Однако крайне сложные и тяжелые социально-экономические условия привели к тому, что народам многонационального Кавказа пришлось вести тяжелую и упорную борьбу за установление советской власти в крае и после победы Октября в Центральной России. В совместной борьбе против внутренней контрреволюции и иностранных интервентов крепли и развивались связи народов Кавказа. Боевое содружество народов края

постепенно переросло в тесное экономическое и культурное сотрудничество. Битва за Кавказ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) - великое испытание прочности дружбы народов края. Народы Кавказа вместе с русским и другими народами грудью встали на защиту Родины, создали все необходимые материальные и моральные предпосылки для достижения победы над фашистской Германией.

В наше время геополитические перемены на Кавказе связаны с распадом СССР и образованием новых независимых государств - Азербайджана, Грузии, Армении. Межнациональные распри, территориальные притязания, сепаратистские устремления в Кавказском регионе проявились необычайно остро. Сначала кровавое столкновение между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах, потом грузино-осетинский конфликт, война в Абхазии, осетино-ингушский конфликт и, наконец, Чечня. Кавказ поистине стал одной из «горячих точек» планеты. В этих условиях геополитическое положение Северного Кавказа представляет интерес для Российской Федерации, прежде всего с точки зрения определения ее политики в регионе.

Закавказье сегодня является ареной соперничества геополитических конкурентов России за разработку и транспортировку каспийской нефти. На нынешнем этапе, кроме непосредственно соседствующих государств - Турции, Ирана, в регионе представлены интересы как минимум трех более или менее самостоятельных сил. Это Россия, Запад и исламский мир.

Северный Кавказ остается стабильным форпостом на юге России и одним из препятствий на пути продвижения конкурентов России в крае. Отдельные народы Кавказа оказались разделенными. Распад политического пространства последних лет на Кавказе сказался на разобщении экономических, культурных и научных связей. Геостратегические и природные особенности Кавказа делают его в современных условиях центром мировой политики.

Учитывая историческую ответственность России за судьбу некогда присоединенных к Российской империи народов, а также за безопасность и благополучие российских граждан на Северном Кавказе, государство должно рассматривать как нежелательную возможность выхода северокавказских республик из Федерации в условиях общественно-политической и экономической нестабильности, отсутствия демократических институтов правового государства и неурегулированности территориальных споров и межэтнических конфликтов.

Политика России на Кавказе не может строиться на нейтралитете, а должна быть основана на принципах защиты коренных интересов народов, присоединенных к империи в XIX в. Поэтому важно разработать систему мер взаимовыгодного экономического и культурного сотрудничества населения приграничных с Грузией, Азербайджаном районов Северного Кавказа.

Говоря о причинах разрыва преемственности связей вековых традиций населяющих Кавказ народов, следует иметь в виду определенные силы, в первую очередь, за рубежом, которые стремятся использовать сложившиеся обстоятельства и направить развитие событий в деструктивное русло. Они стараются активизировать сепаратистские тенденции на Кавказе, проводят политику, нацеленную на его раздел. Поэтому так важно сохранить и преумножить все то, что накоплено веками и что способствует укреплению связей между народами региона.

Примечания

1. Гасанов М. Р. Дагестан и народы Кавказа. Махачкала, 2008. 2. Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее // Тезисы докладов Международной конференции, посвященной 80-летию Института ИАЭ Дагестанского научного центра РАН. Махачкала, 2004. 3. История Дагестана. Курс лекций. Махачкала. 1992. 4. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.

Статья поступила в редакцию 11.05.2012 г.

Печатается в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы. Соглашение № 14. В 37.21.0965».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.