Научная статья на тему 'О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВЛИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВЛИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ТРАВЛЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ / ПОЛНОМОЧИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Долгова Светлана Игоревна

В статье проанализированы особенности взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с иными субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики травли в образовательных организациях между несовершеннолетними. Выделены направления совершенствования деятельности в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Долгова Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AND SUBJECTS OF THE PREVENTION SYSTEM IN BULLYING PREVENTION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article analyzes some areas of interaction between the internal affairs bodies and other subjects of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency in educational organizations between minors. Directions for improving activities in this area are identified.

Текст научной работы на тему «О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВЛИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Научная статья УДК 342.9

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВЛИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Светлана Игоревна Долгова, Академия управления МВД России, Москва, Россия, svetla_igorevna@mail.ru

Аннотация

В статье проанализированы особенности взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с иными субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики травли в образовательных организациях между несовершеннолетними. Выделены направления совершенствования деятель-22 ности в данной сфере. 22

Ключевые слова: профилактика; несовершеннолетние; травля; территориальные органы МВД России; полномочия; образовательные организации

© Долгова С.И., 2022

Для цитирования: Долгова С.И. О взаимодействии органов внутренних дел Российской Федерации и субъектов системы профилактики в сфере профилактики травли в образовательных организациях // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2022. Т. 7. № 2 (14). С. 22 - 26.

Scientific article UDC 342.1

ON THE INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AND SUBJECTS OF THE PREVENTION SYSTEM IN BULLYING PREVENTION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Svetlana Igorevna Dolgova, the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow, Russia, svetla_igorevna@mail.ru

Abstract

The article analyzes some areas of interaction between the internal affairs bodies and other subjects of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency in educational organizations between minors. Directions for improving activities in this area are identified.

Key words: prevention; minors; bullying; territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia; powers; educational organizations

© Dolgova S.I., 2022

For citation: Dolgova S.I. On the Interaction of Internal Affairs Bodies and Subjects of the Prevention System in Bullying Prevention in Educational Organizations // Scientific notes of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. T. 7. No 2 (14). P. 22 - 26.

Травля (буллинг - от англ. bullying -запугивание) - систематическое целенаправленное агрессивное поведение при условии неравенства сил или власти участников1. Данная проблема сохраняет свою актуальность. Это девиантное поведение имеет негативные последствия для здоровья и благополучия детей, как длительные, так и кратковременные. Травля может привести к депрессии, а также к суицидальным мыслям и их реализации.

В последнее десятилетие происходит соответствующая времени трансформация девиантного поведения молодежи, получают распространение новые фор-23 мы насилия, такие как буллинг, кибербул-линг, скулшутинг2, проявления идеологии экстремизма и терроризма и др. [2, с. 106], в том числе и в образовательных организациях. Развитие информационных технологий привело к тому, что все больше граждан, в том числе несовершеннолетних, погружаются в виртуальный мир [3, с. 54], который может представлять угрозу.

Для эффективного решения проблем буллинга необходимо активное сотрудничество всех субъектов системы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, школьного сообщества, учащихся и их родителей. Сотрудничество необходимо на разных уровнях: в предупреждении буллинга через социальное образование, правовое информирование, а также через новые формы и методы профилактики случаев буллинга.

Органы внутренних дел Российской Федерации (ОВД РФ) - ключевое звено в реализации профилактики травли в обра-

зовательных организациях между несовершеннолетними.

Сотрудниками полиции рассматриваются материалы по фактам различных правонарушений, совершенных несовершеннолетними в образовательных организациях, в том числе и по фактам нанесения телесных повреждений, однако подобные конфликты разрешаются часто на уровне образовательных организаций. Во многих образовательных организациях осуществляют деятельность службы примирения (медиации), которые призваны решать конфликты, возникающие между несовершеннолетними, с обязательным участием законных представителей. 23

Рассмотрим направления взаимодействия ОВД РФ с иными субъектами системы профилактики.

Информационно-просветительская деятельность во взаимодействии с образовательными организациями реализуется путем проведения с субъектами (обучающимися, законными представителями несовершеннолетних, педагогами) лекций, бесед и тематических выступлений, направлена на разъяснение особенностей профилактики травли (буллинга) в образовательных организациях, безопасного использования интернет-пространства. Данная работа проводится с несовершеннолетними, обучающимися в образовательных учреждениях, а также с их родителями (законными представителями) и педагогами.

Как правило, информация доводится на родительских собраниях, на которых обращается внимание на разъяснение уголовной и административной ответственности за правонарушения против

1 Буллинг или травля среди сверстников. URL:https://4gdkp.by/tsentry/56-stranichka-psikhologa-yuniks/471-bulling-ili-travlya-sredi-sverstnikov (дата обращения: 19.09.2022).

2 Запрещено на территории Российской Федерации.

личности, ответственность за распространение и пропаганду экстремистских проявлений, в том числе через социальные сети. Разъясняется порядок обращения за помощью в органы и учреждения системы профилактики, а также в территориальные органы МВД России. Распространяется информация о том, как получить консультативно-психологическую помощь при возникновении любой сложной жизненной ситуации, путем обращения по единому телефону доверия1.

Среди законных представителей несовершеннолетних обучающихся проводится разъяснительная работа о необходимости контроля за времяпрепровождением детей во внеурочное и каникулярное время, об ограничении доступа детей в сети Интернет к различным сайтам, пропагандирующим жестокость и насилие.

Сотрудниками подразделений по де-24 лам несовершеннолетних территориальных органов МВД России проводятся рабочие встречи с директорами и педагогическими коллективами образовательных организаций о необходимости своевременного информирования сотрудников полиции о всех выявленных фактах противоправного поведения несовершеннолетних и несовершеннолетних со следами телесных повреждений.

На совещаниях заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений, а также на методических советах классных руководителей постоянно обращается внимание педагогического состава на необходимость решения конфликтных отношений детей на ранних этапах развития. На заседаниях советов по профилактике также разбираются подобные ситуации. При проведении бесед с детьми сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России выясняются причины девиантного поведения несовершеннолетних. Большую роль в решении конфликтов между детьми играет психологическая и социальная

1 Экстренная психологическая помощь в России

2 Информационное письмо УМВД России по Кам

служба в образовательном учреждении. К работе службы медиации подключены также волонтеры из числа учащихся старших классов, с которыми занимается педагог-психолог, обучающий их разрешать конфликты. С целью выяснения взаимоотношений между детьми специалистами психологической службы проводятся психологические обследования коллектива класса (социометрия). Таким образом, например, в школах данные исследования проводятся в обязательном порядке с учащимися начальных классов, 5 и 10 классов. Подобные исследования проводятся психологом в других параллелях по запросу классных руководителей, администрации школы. При выявлении «отверженных» детей педагогическим составом образовательного учреждения проводится работа с учащимися классных коллективов, а также с несовершеннолетними, попавшими в указанную категорию, 24 по изменению сложившейся ситуации, оказывается необходимая помощь2.

В учебных заведениях администрацией и сотрудниками ПДН реализуются системные меры профилактики буллинга (травли):

- наблюдение за классным коллективом (особое внимание уделяется группировкам, которые формируются или уже сформировались в классе), выявление обучающихся, исключенных из межличностного общения в классе;

- знакомство с профилями учеников в социальных сетях, в том числе с размещаемыми фото, видео, постами и комментариями к ним с целью своевременного отслеживания деструктивных проявлений;

- обсуждение собственных выводов с социальными педагогами, педагогами-психологами и администрацией школ;

- работа с обучающимися (групповые беседы, индивидуальные беседы);

- индивидуальные беседы с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

для детей, подростков и их родителей. чатскому краю.

- внеклассные мероприятия, направленные на сплочение коллектива;

- подготовка методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей (иных законных представителей), обучающихся по профилактике буллинга;

- подготовка информационных стендов, буклетов на тему психологического здоровья;

- диагностика сплоченности школьных коллективов;

- исследование межличностных отношений в классных коллективах;

- классные часы с элементами тренинга по сплоченности классных коллективов, развитию коммуникативных навыков;

- профилактические беседы с обучающимися по вопросам правил поведения и правовой ответственности в общественных местах (в классе, школе и вне школы);

25 - индивидуальные консультации с обучающимися, испытывающими трудности в межличностных отношениях;

- работа школьной службы медиации;

- проведение педагогических советов, посвященных проблеме буллинга;

- проведение школьных методических объединений;

- организация родительских собраний;

- размещение информации в социальных сетях в родительских группах.

Взаимодействие ОВД РФ с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по профилактике травли (буллинга), которые обеспечивают оказание эффективной помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в направлении сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, в том числе в направлении реализации комплекса профилактических мер по профилактике и коррекции аддиктивного поведения несовершеннолетних.

Например, в целях профилактики травли (буллинга) в каждой образовательной организации Курской области реализуется профилактическая психолого-педагогическая программа, направленная на снижение агрессивных и враждебных реакций. Несовершеннолетним, нуждающимся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония», региональный ресурсный сетевой консультационный центр помощи родителям «Позитив» в консультативной форме по мере поступления обращений оказывают своевременную помощь по коррекции агрессивного и деструктивного поведения. Каждое из обозначенных мероприятий развивает у обучающихся образовательных организаций социальную 25 и коммуникативную компетенции, способность уважать мнение других и умение объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе1.

Вместе с тем в рамках межведомственного взаимодействия на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматриваются вопросы, касающиеся принимаемых мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, защите детей от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорблений, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации.

Подводя итог частичному рассмотрению выделенных направлений взаимодействия ОВД РФ и субъектов системы профилактики в сфере профилактики травли в образовательных организациях, обозначим направления возможного совершенствования деятельности в данном направлении:

- разработка единых алгоритмов действий образовательных организаций во взаимодействии со всеми заинтересо-

1 Информационное письмо УМВД России по Курской области (исх. № 46/1113 от 12.04.2022).

ванными субъектами системы профилактики в случаях выявления фактов травли (буллинга);

- обеспечение возможного участия сотрудников ПДН ОВД РФ в работе служб примирения в образовательных организациях с целью разрешения конфликтов

между несовершеннолетними, связанных с травлей;

- распространение положительного опыта работы ПДН ОВД РФ субъектов Российской Федерации посредством совещаний по обозначенной тематике (возможно в режиме СВКС).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Долгова С.И. Тактика предупреждения, выявления и устранения признаков агрессивного поведения сотрудниками полиции среди обучающихся образовательных организаций, в том числе насилия со стороны сверстников / Вопросы ювенальной юстиции. 2022. № 3. С. 16-20.

2. Волчецкая Т.С., Авакьян М.В., Осипова Е.В. Криминологическая характеристика и профилактика скулшутинга и кибербуллинга в России и зарубежных странах // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15. № 5. C. 105-115.

3. Зорина Н.С. Кибербуллинг среди подростков: понятие, виды и профилактика // Административное право и процесс. 2022. № 7. С. 54 - 55.

REFERENCES

1. Dolgova S.I. Taktika preduprezhdeniya, vyyavleniya i ustraneniya priznakov

26 agressivnogo povedeniya sotrudnikami policii sredi obuchayushchihsya obrazovatel'nyh 26 organizacij, v tom chisle nasiliya so storony sverstnikov / Voprosy yuvenal'noj yusticii. 2022. № 3. S. 16-20.

2. Volcheckaya T.S., Avak'yan M.V., Osipova E.V. Kriminologicheskaya harakteristika i profilaktika skulshutinga i kiberbullinga v Rossii i zarubezhnyh stranah // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2021. T. 15. № 5. C. 105-115.

3. Zorina N.S. Kiberbulling sredi podrostkov: ponyatie, vidy i profilaktika // Administrativnoe pravo i process. 2022. № 7. S. 54 - 55.

Информация об авторе:

Долгова Светлана Игоревна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, svetla_igorevna@mail.ru

Information about the author:

Dolgova Svetlana I., Candidate of Law (Research doctorate), Leading Researcher of the Department for the Study of Problems of Sectoral Management of the Research Center of the Academy of Management of MIA of Russia, svetla_igorevna@mail.ru

Статья поступила 20.09.2022; одобрена после рецензирования 20.10.2022; принята к публикации 23.11.2022.

The article was submitted 20.09.2022; approved after reviewing 20.10.2022; accepted for publication 23.11.2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final version of the manuscript.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.