Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА'

ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1035
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / БУЛЛЕР / ПРОФИЛАКТИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЖЕРТВА / САМООЦЕНКА / КОЛЛЕКТИВ / ФАКТОРЫ РИСКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бегидова С.Н., Хабаху Ш.А.

Проблема школьного буллинга остро стоит сегодня перед общественностью. Общество беспокоит рост агрессивности в детской и молодежной среде. И наиболее ярко агрессия проявляется среди детей в школе, которая должна являть собой безопасную среду для обучающихся, тем не менее она становится местом, где случаи травли становятся чуть ли не обычным явлением. Данные статистики показывают, что буллингу подвергаются как девочки, так и мальчики в любом возрасте. Буллинг опасен тем, что имеет далеко идущие последствия. Дети, подвергшиеся травле, физическому или психическому насилию, имеют серьезные проблемы в последующем, что может привести к трагическим последствиям, и, к сожалению, такие факты имеют место быть. Сегодня специалисты пытаются найти пути решения данной проблемы, создать для детей безопасную защищающую школьную среду. Решение данной проблемы требует комплексного подхода, привлечения ряда специалистов. Особая роль принадлежит прежде всего учителю, его способностям создать благоприятную, комфортную среду в классе, умению выстраивать отношения как с детьми, так и с родителями. Профилактика школьного буллинга должна осознаваться педагогами как целевая установка, реализующаяся через стратегию деятельности всех субъектов образовательного процесса. Реализация профилактической работы требует разработки соответствующей технологии. Технология профилактики буллинга в школьной среде представляет поэтапную организацию помощи, направленной на устранение барьеров межличностного общения, развитие коммуникативных навыков, повышение групповой сплоченности школьного коллектива и снижение факторов возникновение ситуации буллинга. В содержание технологии включена индивидуальная работа с потенциальными жертвами и буллерами. В результате проведенного педагогического эксперимента по профилактике буллинга в школьной среде были получены результаты, указывающие, что в экспериментальном классе наметилась положительная тенденция к межличностному взаимодействию, улучшению психологического климата, снизился уровень агрессивности. Полученные результаты позволяют констатировать, что ситуацию в классе следует постоянно мониторить, а профилактическая работа должна стать сегодня неотъемлемой составляющей деятельности школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бегидова С.Н., Хабаху Ш.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL BULLING AND ITS PREVENTION

The problem of school bullying is acute for the public today. Society is worried about the increase in aggressiveness in children and youth. And the most pronounced aggression manifests itself among children in school, which should be a safe environment for students. However, it becomes a place where cases of bullying become almost commonplace. Statistics show that both girls and boys are bullied at any age. Bulling is dangerous because it has far-reaching consequences. Children who have been harassed, physically or mentally abused have serious problems in the aftermath, which can lead to tragic consequences, and unfortunately such facts take place. Today, experts are trying to find ways to solve this problem, to create a safe protecting school environment for children. Solving this problem requires an integrated approach, involving a number of specialists. A special role belongs primarily to the teacher, his abilities to create a favorable, comfortable environment in the classroom, the ability to build relationships with both children and parents. Prevention of school bullying should be recognized by teachers as a target attitude implemented through the strategy of activities of all subjects of the educational process. The implementation of preventive work requires the development of an appropriate technology. The technology for the prevention of bullying in the school environment represents a phased organization of assistance aimed at eliminating barriers to interpersonal communication, developing communication skills, increasing the group cohesion of the school team and reducing the factors for the emergence of the bullying situation. The content of the technology includes individual work with potential victims and shooters. As a result of the pedagogical experiment on the prevention of bullying in the school environment, results were obtained indicating that in the experimental class there was a positive trend towards interpersonal interaction, improving the psychological climate, and the level of aggressiveness decreased. The results obtained make it possible to state that the situation in the classroom should be constantly monitored, and preventive work should become an integral part of the school's activities today

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 373.013.78:316.624.3 ББК 74.205 Б 37

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-13-23

ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

(Рецензирована)

Светлана Николаевна Бегидова1Н, Шамиль Асланович Хабаху2

12 Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия ш begidovasn@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2986-4270 2 Shamil.bats@mail.ru

Аннотация. Проблема школьного буллинга остро стоит сегодня перед общественностью. Общество беспокоит рост агрессивности в детской и молодежной среде.И наиболее ярко агрессия проявляется среди детей в школе, которая должна являть собой безопасную среду для обучающихся, тем не менее она становится местом, где случаи травли становятся чуть ли не обычным явлением. Данные статистики показывают, что буллингу подвергаются как девочки, так и мальчики в любом возрасте. Буллинг опасен тем, что имеет далеко идущие последствия. Дети, подвергшиеся травле, физическому или психическому насилию, имеют серьезные проблемы в последующем, что может привести к трагическим последствиям, и, к сожалению, такие факты имеют место быть. Сегодня специалисты пытаются найти пути решения данной проблемы, создать для детей безопасную защищающую школьную среду. Решение данной проблемы требует комплексного подхода, привлечения ряда специалистов. Особая роль принадлежит прежде всего учителю, его способностям создать благоприятную, комфортную среду в классе, умению выстраивать отношения как с детьми, так и с родителями. Профилактика школьного буллинга должна осознаваться педагогами как целевая установка, реализующаяся через стратегию деятельности всех субъектов образовательного процесса. Реализация профилактической работы требует разработки соответствующей технологии. Технология профилактики буллинга в школьной среде представляет поэтапную организацию помощи, направленной на устранение барьеров межличностного общения, развитие коммуникативных навыков, повышение групповой сплоченности школьного коллектива и снижение факторов возникновение ситуации буллинга. В содержание технологии включена индивидуальная работа с потенциальными жертвами и буллерами. В результате проведенного педагогического эксперимента по профилактике бул-линга в школьной среде были получены результаты, указывающие, что в экспериментальном классе наметилась положительная тенденция к межличностному

взаимодействию, улучшению психологического климата, снизился уровень агрессивности. Полученные результаты позволяют констатировать, что ситуацию в классе следует постоянно мониторить, а профилактическая работа должна стать сегодня неотъемлемой составляющей деятельности школы.

Ключевые слова: буллинг, буллер, профилактика, технология, потенциальная жертва, самооценка, коллектив, факторы риска.

Для цитирования: Бегидова С.Н., Хабаху Ш.А. Школьный буллинг и его профилактика // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 2(298). С. 13-23. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-13-23

Original Research Paper

SCHOOL BULLING AND ITS PREVENTION

Svetlana N. Begidova1H, Shamil A. Khabakhu2

1,2Adyghe State University, Maykop, Russia

1H begidovasn@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2986-4270

2 Shamil.bats@mail.ru

Abstract. The problem of school bullying is acute for the public today. Society is worried about the increase in aggressiveness in children and youth. And the most pronounced aggression manifests itself among children in school, which should be a safe environment for students. However, it becomes a place where cases of bullying become almost commonplace. Statistics show that both girls and boys are bullied at any age. Bulling is dangerous because it has far-reaching consequences. Children who have been harassed, physically or mentally abused have serious problems in the aftermath, which can lead to tragic consequences, and unfortunately such facts take place. Today, experts are trying to find ways to solve this problem, to create a safe protecting school environment for children. Solving this problem requires an integrated approach, involving a number of specialists. A special role belongs primarily to the teacher, his abilities to create a favorable, comfortable environment in the classroom, the ability to build relationships with both children and parents. Prevention of school bullying should be recognized by teachers as a target attitude implemented through the strategy of activities of all subjects of the educational process. The implementation of preventive work requires the development of an appropriate technology. The technology for the prevention of bullying in the school environment represents a phased organization of assistance aimed at eliminating barriers to interpersonal communication, developing communication skills, increasing the group cohesion of the school team and reducing the factors for the emergence of the bullying situation. The content of the technology includes individual work with potential victims and shooters. As a result of the pedagogical experiment on the prevention of bullying in the school environment, results were obtained indicating that in the experimental class there was a positive trend towards interpersonal interaction, improving the psychological climate, and the level of aggressiveness decreased. The results obtained make it possible to state that the situation in the classroom should be constantly monitored, and preventive work should become an integral part of the school's activities today.

Keywords. Bulling, buller, prevention, technology, potential victim, self-esteem, team, risk factors.

For citation: Begidova S.N., Khabakhu Sh.A. School bullying and its prevention/Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 2(298). P. 13-23. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-13-23

Школьное насилие (буллинг) в последнее время является серьезной социальной проблемой и все больше беспокоит общественность. Если раньше такие случаи были единичными, то сегодня они приобретают массовый характер, о чем свидетельствует неутешительная статистика. По данным исследования регионального бюро ВОЗ (куда входят сорок четыре страны), в 2019/20гг. «в России подвергались буллингу: 23% девочек и 27% мальчиков в возрасте 11 лет; 15% и 21% - в возрасте 13 лет; 12% и 15% - в возрасте 15 лет. Таким образом, Россия занимает 3, 4 и 5-е места по количеству жертв буллинга среди изучаемых стран. При этом по кибербуллингу (травля в интернете) Россия занимает первое место в мире» [1: 4]. Наиболее часто проявления агрессии и насилия наблюдаются именно в школьной среде.

Термин «буллинг» появился не так давно в зарубежной литературе, он обозначает травлю, агрессию, физическое и психическое насилие и др. [1, 2, 3, 4].

Данная проблема находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных ученых. К наиболее известным исследованиям относятся работы И.С. Кона, А.К. Мухаркиной, Е.Н. Ожие-вой, В.Р. Петросянц, Д. Ольвеуса, П.К. Смита, Д. Эспелейджа и др.

Сегодня специалисты по-разному пытаются решить проблему профилактики буллинга в школьной среде. Для этого проводятся различные профилактические мероприятия, направленные на создание благоприятного климата в классе, формирования коммуникативных умений межличностного взаимодействия, чувства дружбы, ответственности, уважения и т.д. (С.В. Кривцова, Д. Лейн, К.В. Лященко,

Т. Мерцалова и др.). Но проблема пока остается нерешенной.

Так как данная проблема носит сложный социально-психологический характер, ее решение следует осуществлять комплексно с привлечением разных специалистов: социальных психологов, социальных педагогов, врачей, юристов, социальных работников, родителей, сотрудников МВД, учителей и др.

Учитывая масштабность данного явления, акцент следует сделать на профилактической работе. Для этого была разработана технология профилактики буллинга в школьной среде [1, 5, 6, 7].

Теоретико-методологической основой проектирования технологии выступили концепции отечественных авторов о профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними (Т.А. Мещанина, Е.А. Быкова, И.С. Кон, Д.Н. Соловьев и др.), теории о психологии, психотерапии насилия (Н.О. Зиновьева, В.И. Зяг-вязинский, А.К. Мухаркина и др.), положения о социально-педагогической профилактике агрессии и насилия среди несовершеннолетних (Е.В. Гребенкина, С.В. Кривцова, Д.А. Ершов и др.), а также исследования зарубежных авторов в области травли и ее последствий (D. Olweus, Ch.E. Sanders, Р. Бэрон, Д. Лэйн и др.).

Цель технологии - профилактика буллинга в школьной среде.

Она представляет собой поэтапную организацию помощи, направленную на устранение барьеров межличностного общения, развитие коммуникативных навыков, повышение групповой сплоченности школьного коллектива и снижение факторов возникновения травли [1, 6, 7]. Технология включает пять этапов: ознакомительно-диагностический, формирующий,

деятельностный, заключительный, рефлексивный.

На первом - ознакомительно-диагностическом - этапе осуществляется диагностическая работа по изучению ситуации буллинга в классе, выявлению обучающихся, подвергшихся буллингу, определению психологического климата в классе.

Проводятся беседы о явлении буллинга, о его негативном влиянии на личность человека, роли межличностного общения в жизни человека и т.д. Обучающимся предоставляется информация о буллинге и его последствиях специалистами: психологами, врачами, сотрудниками МВД и др. На данном этапе выявляются потенциальные буллеры и жертвы.

Формирующий этап направлен на работу с потенциальными жертвами буллинга и потенциальными буллерами. Проводятся тренинги, беседы, ролевые, сюжетные игры и т.д., направленные на формирование умений бесконфликтного взаимодействия, цивилизованного решения конфликтных проблем, что способствует снижению состояний тревожности и агрессивности.

Также проводится специальная работа с родителями, которая направлена на оказание помощи в решении возникших ситуаций с ребенком, умение распознавать первые признаки травли в школе.

Третий - деятельностный -этап направлен на повышение социальной активности обучающихся через участие в классных и общешкольных мероприятиях. Включение потенциальных или реальных инициаторов буллинга в добровольческую (волонтерскую) деятельность. Для потенциальных или реальных жертв буллинга проводятся тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки, снижение тревожности и развитие общей эмоциональной устойчивости. Целесообразна

реализация индивидуальных

маршрутов работы с каждым из участников буллинга.

С инициаторами буллинга проводятся мероприятия, направленные на развитие умений конструктивного социального взаимодействия, саморегуляции. С жертвами буллинга

- занятия, направленные на формирование адекватной самооценки, снижение тревожности и формирование общей эмоциональной устойчивости. Со свидетелями травли

- профилактические беседы о социальной ответственности и возможности предупреждения конфликта. Все обучающиеся включаются в подготовку и проведение классных мероприятий, посвященных различным событиям. К мероприятиям привлекаются родители. Такая работа способствует повышению чувства ответственности за свои действия и поступки, пониманию важности конструктивного социального взаимодействия, созданию условий комфортного межличностного взаимодействия, коррекции негативного поведения потенциальных буллеров.

Четвертый этап - заключительный — ориентирован на анализ изменений, произошедших после реализации запланированных мероприятий по профилактике буллинга в школьной среде. Выполняется повторная диагностика психологического климата в классе, намечаются возможности поддержания сложившейся благоприятной обстановки.

Пятый этап - рефлексивный -предполагает осуществление социально- педагогического сопровождения школьников, подвергавшихся буллингу, оценку результативности проведенных профилактических мероприятий через определенный промежуток времени. При выявлении повторных признаков повышения ситуации буллинга в классе проводится коррекция содержания работы в соответствии с имеющейся проблемой или нерешенной задачей конкретного этапа.

Конкретное содержание каждого этапа должно осуществляться на основании учета особенностей обучающихся, возраста, гендерного доминирования, интересов, степени выраженности противостояний, уровня межличностных отношений, заинтересованности в решении проблемных ситуаций, роли классного руководителя в решении проблем и др.

Педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной технологии был организован в одной из школ г. Майкопа. В эксперименте приняли участие 20 респондентов - учащихся 9 класса. Для проведения констатирующего исследования были использованы методики, направленные на диагностирование агрессии, тревожности, уровня самооценки, а также на выявление ситуации бул-линга в классе.

Для выявления наличия буллин-га в классе была использована методика В.Р. Петросянц «Ситуация бул-линга в классе». Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты (табл. 1) [8]. Ответы учащихся были анонимными, что позволило получить более реальные результаты и понять действительную ситуацию с буллингом в классе (табл. 1).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в классе присутствует ситуация буллинга. И если сам учащийся не подвергался какому-либо насилию, то он был свидетелем буллинга, что отметили 78,8% респондентов. Фиксируется достаточно высокий процент участия школьников в травле других детей: да - 11,3%, редко - 23,4%. Полученные результаты убеждают в необходимости проведения профилактической работы в классе.

На вопрос «С кем обсуждается вопрос издевательств и травли?» были получены следующие результаты: 24,5% учащихся обсуждают эту тему с родителями, 21,8% - с братьями и сестрами, 9,1% - с другими взрослыми, 3,3% - с психологами, 44,6% - с друзьями и подругами.

Интересно отметить, что 24,5% родителей знали о существовании данной проблемы в классе, но не предприняли каких-либо действий для ее решения: не обсуждали проблему с классным руководителем, другими родителями, администрацией школы и т.д.

Для выявления потенциальных участников буллинга в классе респондентам было предложено пройти тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) (табл. 2).

№ Вопрос Ответы (%)

да часто редко никогда

1. Подвергался ли ты травле в классе? 6,7 10,6 18,8 63,9

2. Подвергался ли травле за пределами школы 10,3 7,2 15,7 66,8

3. Был ли свидетелем буллинга в своем классе? 78,8 - 11,5 9,7

4. Как часто сам принимал участие в травле других детей? 11,3 - 23,4 65,3

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента по определению ситуации буллинга в классе

Table 1 . Results of the ascertaining experiment to determine the bulling situation in the class

Таблица 2. Результаты теста «Самооценка психических состояний» Table 2 . Results of the test "Self-Assessment of Mental States"

Показатель, баллы % респондентов

тревожность фрустрация агрессивность ригидность

от 0 до 7 44,1 39,8 73,9 43,2

от 8 до 14 20,2 24,7 9,8 41,7

от 15 до 20 35,7 35,5 16,3 15,1

Полученные результаты показывают, что для многих респондентов характерен высокий уровень по выделенным показателям: тревожность - 35,7% респондентов, фрустрация - 35,5%, агрессивность - 16,3%, регидность - 15,1% респондентов. Данная методика позволила выявить потенциальных участников буллинга.

Следует отметить, что существует достаточно много причин для проявления буллинга в детской среде: авторитетность насилия в социуме, неблагоприятные взаимоотношения в классе, некомпетентность педагога в решении конфликтных ситуаций, личностные особенности ребенка и др. Довольно часто причинами агрессивного поведения школьников, по мнению многих авторов (К. Воробьева, А.В. Ко-лодина, М.А. Новикова, Ю.М. Та-радай, С.А. Черкасова, C.R. Cook, K.R. Williams, N.G. Guerra, T.E. Kim, Allison S. Sader, L. Roeger,

B. Smith, L. Isherwood и др.), являются проблемы в семье. Например,

C.В. Воликова и Е.А. Калинкина обращают внимание на то, что негативное поведение ребенка - это часто результат неправильного воспитания в семье: родительская депривация, физическое наказание, отсутствие критического отношения к агрессивному поведению, негативная эмоциональная атмосфера и др. [5].

Авторы выделяют следующие причины агрессивного поведения.

1. Неполная семья. Одному родителю очень сложно уделять достаточное количество времени для воспитания ребёнка, так как вся ответственность за решение материальных и бытовых проблем лежит на одном взрослом. В результате ребёнок своим агрессивным и вызывающим поведением пытается привлечь к себе внимание со стороны своей семьи и близких ему людей.

2. Авторитарный стиль воспитания в семье, который характеризуется жестким контролем, отсутствием возможности самостоятельного принятия решений в различных ситуациях, суровым наказанием за проступки и т.д. В такой семье зачастую ребёнок чувствует себя заложником правил и, попадая в окружение своих сверстников, пытается занять позицию лидера, тем самым устанавливая свои правила в коллективе.

3. Конфликтные отношения в семье. Частые конфликты в семье снижают развитие коммуникативных способностей ребёнка, а также провоцируют деструктивное влияние на самооценку. Тем самым ребенок привыкает к определенным поведенческим паттернам, считая, что насильственный метод является самым эффективным способом решения различных проблем [1, 5, 8].

Еще одной значимой причиной буллинга может служить низкая самооценка у подростков. В ситуациях буллинга подростки с низкой и заниженной самооценкой

- 1S -

зачастую являются жертвами. Буллеры, как правило, характеризуются завышенной самооценкой, но они тоже эмоционально неустойчивы, часто бывают агрессивны и враждебны [8].

Часто свидетели (наблюдатели) не принимают непосредственного участия в буллинге, сохраняя нейтралитет. У них может возникать чувство жалости к жертве, но сами они не находят в себе смелости вмешаться в ситуацию, что может вызывать чувство стыда и беспомощности. С данной категорией участников буллинга необходимо проводить специальную профилактическую работу. Психологический климат в классе также оказывает существенное влияние на ситуацию буллинга.

Для оценки психологического климата в классе была использована методика В.С. Ивашина, В.В. Онуфриева, которая позволяет определить диагностируемую характеристику по трем критериям: эмоциональному, моральному, деловому [9]. Методика включает вопросы в соответствии с выделенными критериями, каждый вопрос имеет пять градаций и оценивается по пятибалльной системе. В нашем случае в группе респондентов средний показатель равен 2,8, что указывает на психосоциальный дискомфорт в классе и позволяет констатировать наличие причин для проявления буллинга. Трудность идентификации буллинга указывает на необходимость своевременной профилактики. Психолого-педагогическая коррекционная работа в конечном итоге должна быть направлена не на устранение агрессии, а на устранение причин, которые привели к ее проявлению. Так как агрессия - это доминантный фактор возникновения буллинга, то очень важно, чтобы она не стала типичным явлением школьной среды и не считалась нормой поведения.

Беседы с классным руководителем, с обучающимися, а также

полученные данные констатирующего эксперимента показали, что класс представляет собой группу, но не коллектив (по А.С. Макаренко). Каждый школьник в классе живет своей жизнью и мало интересуется делами класса. Не сформировался актив класса, который был бы помощником классному руководителю в организации и проведении различных мероприятий. У обучающихся нет единых интересных для них целей и задач совместной деятельности. Все интересы находятся за пределами школы, класса. Психологическая атмосфера в классе также не самая лучшая, об этом свидетельствует и реальная обстановка в классе. Заметим, что такое положение, согласно данным педагогического наблюдения, характерно не только для экспериментального класса, но и для других. В таких условиях достижение запланированных результатов без активного взаимодействия с семьями учащихся маловероятно, в связи с чем первым шагом профилактической деятельности стало проведение тематического родительского собрания, на котором родителям была предоставлена информации о буллинге и его последствиях, показано, что любой ребенок может попасть в такую ситуацию и стать жертвой буллера, была высказана просьба оказать помощь в проведении работы по профилактике буллинга в классе.

Следующим шагом было включение самих обучающихся в педагогический эксперимент. Эффективность деятельности во многом зависит от личностной заинтересованности и активности. Для этого использовались приемы стимулирования общения, среди которых основные - вовлечение в совместное обсуждение проблемы и принятие решения и обращение за советом [10].

Идея совместного обсуждения проблемы, совместного принятия решений позволило привлечь к данному процессу всех обучающихся.

Такой подход дал возможность участникам обсуждения почувствовать, что они являются соавторами принятых решений, что их мнение значимо, принято и будет учтено.

Обращение за советом. Данный прием позволил включить в процесс деятельности практически каждого обучающегося, так как его идея заключается в том, что к человеку обращаются за советом и помощью в решении того или иного вопроса. А применение метода комплиментар-ности повысило эффективность вовлечения каждого участника в совместную деятельность [10].

Таким образом, при организации любого классного мероприятия обучающиеся вместе обсуждали план его проведения, сюжет, время, выполняемые роли, приглашенных гостей и т.д.

После того, как удалось заинтересовать подростков предстоящей деятельностью, сформировать убеждение в значимой роли каждого при решении поставленных задач, в том, что любая деятельность, мероприятие в классе невозможно без участия каждого обучающегося, была начата конкретная работа по реализации разработанной технологии.

В соответствии с задачами и содержанием каждого технологического этапа подбирались адекватные методы, средства и формы работы. Упражнения, игры, тренинги были направлены на сплочение класса, на снятие психологического напряжения, на формирование умения

работать в команде. С потенциальными жертвами буллинга и потенциальными буллерами проводилась индивидуальная работа, причем ни тем, ни другим открыто не сообщалось о его потенциальной роли. Вся профилактическая работа направлена на снижение факторов риска возникновения конфликта и принятия той или иной роли в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

Педагогический эксперимент проходил в течение всего учебного года, исключая каникулярное время, праздничные дни и др., регулярность занятий один раз в неделю. Кроме занятий по реализации содержания технологии профилактики буллинга, обучающиеся принимали участие как в мероприятиях по плану воспитательной работы классного руководителя, так и в общешкольных. Такой подход позволил лучше познакомиться с обучающимися, создать доверительные отношения, наладить межличностные контакты. После реализации всех этапов технологии было проведено повторное тестирование самооценки психических состояний обучающихся, психологического климата в классе, анкетирование, отражающее степень удовлетворенности от проделанной работы, опрос и др. Для обработки результатов использовались методы математической статистики [11]. Результаты теста «Самооценка психических состояний» представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты теста «Самооценка психических состояний» Table 3 . Results of the test "Self-Assessment of Mental States"

Показатель, баллы % респондентов

тревожность фрустрация агрессивность ригидность

от 0 до 7 55,7 51,3 77,3 52,8

от 8 до 14 37,5 40,1 15,8 43,6

от 15 до 20 6,8 8,6 6,9 3,6

Полученные результаты показали, что в классе после реализации технологии произошли некоторые изменения в показателях психических состояний обучающихся. Так респондентов с высоким уровнем тревожности стало меньше на 28,9%, на 11,6% стало больше тех, у кого показатель тревожности снизился до оптимального уровня (Р<0,05). Изменились показатели фрустрации: устойчивых к неудачам, не боящихся трудностей (по критериям теста) стало на 11,5% больше. Снизились и результаты по показателю агрессивности, здесь интересны цифры, характеризующие высокий уровень агрессивности, он снизился с 16,3% до 6,9%. Показатели ригидности также имеют положительную тенденцию: сильно выраженная ригидность снизилась с 15,1% до 3,6% (Р<0,05). То есть можно констатировать, что в результате проведенной работы у учащихся наметилась положительная тенденция нормализации психических состояний.

Подростки с заниженной самооценкой, чаще других являющиеся жертвами буллинга, перешли в разряд лиц с адекватной самооценкой, что позволяет им противостоять агрессивным действиям буллера.

Число потенциальных буллеров наоборот несколько снизилось, так, например, изменились показатели агрессивности, многие смогли переоценить свои позиции, нормализовать отношения с бывшими жертвами. Произошла определённая переоценка ценностей, что позволяет наладить благоприятные отношения в классе.

Повторная оценка психологического климата в классе (В.С. Ивашина, В.В. Онуфриева) [9] показала изменения в психологическом климате класса, здесь также наблюдается положительная динамика. Так средний показатель стал равен 3,6, что указывает на средний уровень психологического климата в классе.

Следует отметить, что обучающиеся класса стали более активно и ответственно относиться к классным и школьным мероприятиям, появился интерес к организации и проведению совместных праздников, участию в школьных конкурсах. У многих повысилась собственная самооценка и адектватность при решении проблем. Обучающимся понравилась идея общего обсуждения тех или иных проблем в классе, а их собственное отношение к проблеме, предложения по ее решению находили отражение в принимаемых решениях, что повышало чувство собственной значимости и причастности к конечному результату. По мнению классного руководителя, с детьми работать стало намного легче и интереснее.

Таким образом, данная технология позволила решить ряд проблем, связанных с профилактикой буллинга в школьной среде, а именно: выявление источников и причин травли, а также отношение к ней остальной части класса, выявление потенциальных участников буллин-га и разработку индивидуальных маршрутов коррекции их поведения, формирование определенных навыков бесконфликтного общения подростков в коллективе. Кроме того, в результате проведенного педагогического эксперимента у обучающихся изменились показатели самооценки, тревожности, улучшились показатели общей эмоциональной устойчивости. Развитие умений конструктивного социального взаимодействия, цивилизованного решения конфликтов, саморегуляции своего поведения обеспечило улучшение психологического климата в классе. Несомненно, нельзя с уверенностью утверждать, что все проблемы решены и в дальнейшем в классе не будет конфликтов и межличностных проблем, но определенная база для этого была создана. И так как проблема межличностных конфликтов всегда актуальна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

то работа по нормализации отношений должна носить систематический, целенаправленный характер и

быть в центре внимания как классного руководителя, так и родителей и администрации школы.

Примечания:

1. Буллинг в образовательной среде и его профилактика: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2021. 122 с.

2. Ожиева Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Киев: Рута, 2001. 320 с.

3. Olweus D. Bullying or peer abuse in school: intervention and prevention // Psychology, law and criminal justice: international developments in research and practice. 1995. Vol. 6, No 6. P. 248-263.

4. Smith P.K., Sharp S. The problem of school bullying // School bullying: insights and perspectives / eds. by P.K. Smith, S. Sharp. L.: Routledge, 1994.

5. Воликова С.В., Калинкина Е.А. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23, № 4. С. 138-161.

6. Бегидова С.Н., Джабатырова Б.К., Бегидов В.С. Проектирование образовательных технологий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8 (151). С. 4-8.

7. Лященко К.В. Работа социального педагога по профилактике школьного буллинга / К.В. Лященко // Таврический научный обозреватель. 2016. N° 2(7). С. 201-205.

8. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. ... канд. пси-хол. наук: 19.00.07. СПб., 2011. 210 с.

9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

10. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практическое руководство. М.: Изд-во Института психологии, 2001. С. 62-73.

11. Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Практикум по спортивной метрологии: корреляционный анализ. Параметрические методы сравнения. Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. 84 с.

References:

1. Bullying in the educational environment and its prevention: collective monograph / executive ed. is A.Yu. Nagornov. Ulyanovsk: Zebra, 2021. 122 pp.

2. Ozhieva E.N. Bullying as a form of violence. Kyiv: Ruta, 2001. 320 pp.

3. Olweus D. Bullying or peer abuse in school: intervention and prevention // Psychology, law and criminal justice: international developments in research and practice. 1995 Vol. 6, No. 6. P. 248-263.

4. Smith P.K., Sharp S. The problem of school bullying // School bullying: insights and perspectives / ed. by P.K. Smith, S. Sharp. L.: Routledge, 1994.

5. Volikova S.V., Kalinkina E.A. Parent-child relationships as a factor of school bullying // Counseling Psychology and Psychotherapy. 2015. Vol. 23, No. 4. P. 138-161.

6. Begidova S.N., Dzhabatyrova B.K., Begidov V.S. Designing of educational technologies // Proceedings of Volgograd State Pedagogical University. 2020. No. 8 (151). P. 4-8.

7. Lyashchenko K.V. The work of a social teacher in the prevention of school bullying / K.V. Lyashchenko // Tauride Scientific Observer. 2016. No. 2 (7). P. 201-205.

8. Petrosyants V.R. Psychological characteristics of high school students, participants in bullying in the educational environment, and their resilience: Diss. for the Cand. of Psychology degree: 19.00.07. SPb., 2011. 210 pp.

9. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups. M.: Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2002. 490 pp.

10. Pankratov V.N. Manipulations in communication and their neutralization: a practical guide. M.: Publishing House of the Institute of Psychology, 2001. P. 62-73.

11. Begidova S.N., Begidov V.S. Workshop on sports metrology: correlation analysis. Parametric methods of comparison. Maikop: Publishing House of ASU, 2001. 84 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 21.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 13.03.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 21.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 13.03.2022.

© Бегидова С.Н., Хабаху Ш.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.