DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_451 УДК 343.8
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ On Interaction of Operational Apparatuses of Correctional Facilities with Internal Affairs Bodies in the Fight against Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances
ЯРАБАЕВА Ольга Олеговна,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров «Академия права и управления ФСИН России». 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: olgayarabaeva@mail.ru;
Yarabaeva Olga Olegovna,
Associate Professor of the Faculty of Scientific-Pedagogical Staff Training «Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia». г. Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: olgayarabaeva@mail.ru
Краткая аннотация: Научная и практическая значимость исследования заключается в обосновании и оценке взаимодействия оперативных аппаратов исправительных колоний и органов внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных колониях; в разработке предложений по совершенствованию действующей нормативной правовой базы. В статье доказывается целесообразность совершенствования действующей нормативной правовой базы, касающейся борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а так же более активное использование всех выработанных форм сотрудничества между оперативными аппаратами исправительных колоний с органами внутренних дел.
Abstract: The scientific and practical significance of the research consists in substantiation and assessment of interaction between operative apparatuses of correctional colonies and bodies of internal affairs in the fight against illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances in correctional colonies; in development of proposals to improve the current normative legal framework. The article proves expediency of improving current normative legal framework related to combating illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances, as well as more active use of all established forms of cooperation between operational bodies of correctional colonies and bodies of internal affairs.
Ключевые слова: оперативные аппараты, исправительные колонии, наркотические средства, психотропные вещества, взаимодействие, незаконный оборот, противодействие, координация федеральная служба исполнения наказаний, министерство внутренних дел.
Keywords: operational apparatuses, correctional colonies, narcotic drugs, psychotropic substances, interaction, illicit trafficking, counteraction, coordination federal service of execution of punishments, Ministry of Internal Affairs.
Для цитирования: Ярабаева О.О. О взаимодействии оперативных аппаратов исправительных колоний с органами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 451-453. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_451.
For citation: Yarabaeva O. O. On interaction of operational apparatuses of correctional facilities with internal affairs bodies in the fight against Illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 451-453. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_451.
Статья поступила в редакцию: 30.06.2023
Несмотря на меры, принимаемые руководством страны нашей страны, продолжает расти незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Не зная никаких границ, наркомания захлестывает все слои общества, имея свой асоциальный характер, требует острую необходимость борьбы с ее распространением. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, наркотизация населения, и, следовательно, возросшая на этом фоне организованная преступность, связанная с наркобизнесом, являются сложной, но, несмотря на это, решаемой проблемой, которая возлагается на сотрудников оперативных подразделений (далее - оперативные аппараты).
Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в исправительных колониях, по-прежнему является одной из важнейших задач, возложенных на оперативные аппараты. Важно отметить, что поводом возбуждения более 80% уголовных дел по фактам совершения изучаемых преступлений в учреждениях УИС РФ, послужили материалы, полученные оперативно-разыскным путем.[1] Предупреждение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в исправительных колониях представляет собой комплекс действий, которые предпринимают оперативные аппараты, направленный на противодействие процессам незаконного приобретения, хранения, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, ставящие перед собой первостепенную цель предотвратить совершение таких преступлений. Именно квалифицированность, грамотность сотрудников правоохранительных органов различных подразделений необходимы для быстрого, слаженного, успешного, полного, всестороннего и объективного расследования преступлений, предусмотренных ст. 228-234.1 УК РФ.[2]
1 Румянцев Н.В. Особенности организации оперативно-разыскного раскрытия и расследования наркопреступлений в УИС // Процессуальные и организационно-правовые особенности взаимодействия органов предварительного расследования с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность: проблемы и пути их решения (Москва, 13 декабря 2018 года) / под общ. ред. А.М. Багмета. М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2018. - С. 185.
2 Лапатников М.В., Николаева Т.А., Казнина И.А. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. - С. 70.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 7(223)
Говоря о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ необходимо рассмотреть такую меру как взаимодействие оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел. Под взаимодействием оперативных аппаратов мы будем видеть ту деятельность, которая, в первую очередь, основана на принципах законности, подкреплена ведомственными нормативными правовыми актами, в процессе которой в полной мере будут использованы все имеющиеся силы, средства и методы, которые, в конечном итоге, приводят к конкретным результатам. Таким образом, оперативные подразделения, работая в едином правовом пространстве, преследуя общую цель раскрытия преступлений, целесообразно использующие в работе сочетание своих сил, средств и методов, вполне могут вести эффективную борьбу с преступностью.[1]
Взаимодействие, рассматриваемое в деятельности уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел, представляется рядом признаков, свойственных управленческой деятельности, а именно: наличие субъекта, объекта и предмета совместной деятельности; совместные цели и задачи; информационное обеспечение, анализ и выводы; принятие конкретных решений; оценка совместной работы. Полифункциональная организация деятельности УИС и органов внутренних дел требует взаимодействия указанных субъектов в сфере противодействия преступности.[2] Как писали А.В. Горожанин, Н.С. Артемьев, А.П. Некрасов, «организация и поддержание взаимодействия оперативных аппаратов между собой предполагает согласованность усилий и действий по целям, времени и месту осуществления более успешной борьбы с рецидивной преступностью»[3]. С этим нельзя не согласиться, так как суть взаимодействия выражается в постановке конкретных целей, качественное выполнение которых обеспечивает полное решение возложенных задач. Во время проведения совместных мероприятий сотрудники оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел договариваются о взаимодействии, обмениваются важной информацией, а также обсуждают совместные планы мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в исправительных колониях. Потребность в дополнительных сведениях заставляет оперативных работников использовать нестандартные тактические решения в тех случаях, когда полученные сведения о подготовке к совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, могут способствовать предотвращению или раскрытию данного преступления. От того, насколько эффективно будет организовано такое взаимодействие, зависят результаты, которые будут достигнуты участниками совместной деятельности.^]
Н.П. Барабанов пишет: «Взаимодействие оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел основывается на принципах законности, равноправия, партнерства, взаимопомощи и конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий, плановости, системности и коллегиальности при выработке решений, в предупреждении и раскрытии преступлений».
Как писал В.М. Атмажитов, «необходимость взаимодействия оперативных аппаратов объясняется тем, что обязательность взаимодействия аппаратов уголовного розыска и иных служб обусловлена общностью объекта их воздействия, единством задач, стоящих перед системой органов внутренних дел по обеспечению быстрого и полного раскрытия преступления, а также различием сил, средств и методов и, в то же время, объективной необходимостью автономного выполнения функций каждым из элементов системы»[5]. Мы придерживаемся такой точки зрения авторов, которые полагают, что приведенные понятия взаимодействия объединяет единая, общая цель - раскрытие и расследование преступлений, для достижения которой и необходима совместная и согласованная деятельность. В качестве самостоятельной формы взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в механизме предупреждения пенитенциарной преступности выступает выполнение отдельных мероприятий по просьбе другого органа или в рамках соглашения нескольких ведомств (в случае необходимости проведения специальных мероприятий), а также оказание содействия в выполнении мероприятий другому органу, посредством информационного обеспечения проводимого мероприятия, выделения в помощь сотрудников и средств, которые задействуются при проведении мероприятия, созданием необходимых условий для его выполнения.[6]
Как справедливо отмечает Е.В. Назаркин «взаимодействие следователей (дознавателей) ОВД и оперативных работников учреждений, исполняющих наказания - важное условие эффективной деятельности по раскрытию преступлений»[7]. Максимальную эффективность проводимых мероприятий при раскрытии преступлений может обеспечить только тесное взаимодействие оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел на основе комплексного применения оперативно-разыскных, процессуальных, режимных методов и средств.[8] При комплексном взаимодействии оперативных подразделений органов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, можно добиться существенных результатов по данному направлению деятельности. Важно понимать, что без взаимодействия между ведомствами невозможно будет в полной мере осуществить
1 Кокорев Е.В. Проблемные вопросы организации взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений прошлых лет // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1(193) - С. 150.
2 Барабанов Н.П., Михайлин В.В., Моисеев Н.Д. Организация координации взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 2. - С. 12.
3 Горожанин А.В., Артемьев Н.С., Некрасов А.П. Роль оперативных аппаратов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в организации борьбы с рецидивной преступностью. Монография. Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2005. - С. 185.
4 Шарун В.В. Герасимов А.В. О некоторых вопросах взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 (55) - С. 50.
5 Атмажитов В.М. Проблемы взаимодействия аппаратов уголовного розыска с другими службами горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений. Учебное пособие. Москва. 1981.
6 Малышева О.А. Взаимодействие органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в предупреждении пенитенциарной преступности. Научный очерк. Москва: Издательская группа «Юрист», 2007. - С. 54.
7 Назаркин Е.В. Взаимодействие учреждений УИС России в ходе расследования пенитенциарных преступлений. Монография. Рязань: ИП Коняхин А.В, 2019. - С. 72.
8 Миняшева Г.И. Вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при раскрытии преступлений// Вестник Уфимского юридического института МВД России, 2014. № 4. - С. 96.
направление данного вида деятельности, поскольку, благодаря слаженной работе, можно достичь предотвращения и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Противодействие данному виду преступлений состоит в выявлении, изобличении и наказании причастных, а также в предупреждении преступлений.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что взаимодействие органов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в исправительных колониях, представляет собой слаженную совместную работу оперативных аппаратов в целях недопущения, предотвращения и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Необходимыми критериями в процессе взаимодействия являются своевременность обмена информацией, неразглашение сведений, инициативность сотрудников.
В связи с тем, что федеральных совместных ведомственных нормативных правовых актов явно недостаточно, на местном уровне руководители соответствующих ведомств вынуждены самостоятельно налаживать подобное взаимодействие.[1] Недостаточно раскрывает рассматриваемый вопрос и базовый документ, а именно федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». На наш взгляд он не в полной мере раскрывает такую важную составляющую, как взаимодействие оперативных подразделений. Исходя из того, что оперативные аппараты уголовно-исполнительной системы и органы внутренних дел ставят перед собой общую цель противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, необходимо создать такую нормативную правовую базу, которая бы в полной мере регламентировала взаимодействие данных подразделений в сфере противодействия с распространением наркотиков.
Таким образом, изучив порядок взаимодействия оперативных аппаратов исправительных колоний с органами внутренних дел мы можем предложить: создать дополнительный нормативный правовой акт, такой как «Инструкция межведомственного взаимодействия сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории исправительных учреждений, с органами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в которой будет раскрываться организация и проведение совместных мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Данная инструкция будет в полной мере регулировать и согласовывать процессы противодействия рассматриваемым проблемам, а также более активно использовать все выработанные формы сотрудничества между ведомствами на основе их опыта.
Библиография:
1. Румянцев Н.В. Особенности организации оперативно-разыскного раскрытия и расследования наркопреступлений в УИС // Процессуальные и организационно-правовые особенности взаимодействия органов предварительного расследования с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность: проблемы и пути их решения (Москва, 13 декабря 2018 года) / под общ. ред. А.М. Багмета. М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2018. - С. 185-189.
2. Лапатников М.В., Николаева Т.А., Казнина И.А. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. - С. 175.
3. Кокорев Е.В. Проблемные вопросы организации взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений прошлых лет // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1(193) - С. 150-152.
4. Барабанов Н.П., Михайлин В.В., Моисеев Н.Д. Организация координации взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 2. - С. 12-19.
5. Горожанин А.В., Артемьев Н.С., Некрасов А.П. Роль оперативных аппаратов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в организации борьбы с рецидивной преступностью. Монография. Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2005. - С. 185.
6. Шарун В.В. Герасимов А.В. О некоторых вопросах взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 (55) - С. 49-52.
7. Атмажитов В.М. Проблемы взаимодействия аппаратов уголовного розыска с другими службами горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений. Учебное пособие. Москва. 1981.
8. Малышева О.А. Взаимодействие органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в предупреждении пенитенциарной преступности. Научный очерк. Москва: Издательская группа «Юрист», 2007. - С. 54.
9. Назаркин Е.В. Взаимодействие учреждений УИС России в ходе расследования пенитенциарных преступлений. Монография. Рязань: ИП Коняхин А.В, 2019. - С. 72.
10. Миняшева Г.И. Вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при раскрытии преступлений // Вестник Уфимского юридического института МВД России, 2014. № 4. - С. 96-99.
11. Рощин А. Взаимодействие с органами внутренних дел при осуществлении контроля за поведением осужденных без изоляции от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2008. № 1. - С. 17-19.
References:
1. Rumyancev, N.V. (2018). Features of the organization of operational-investigative disclosure and investigation of drug crimes in the penal system. Procedural and organizational and legal features of the interaction of the preliminary investigation bodies with the bodies carrying out operational-investigative activities: problems and ways to solve them, 185-189.
2. Lapatnikov M.V., Nikolaeva T.A., Kaznina I.A. (2023). Investigation of crimes related to drug trafficking. Moscow: Yurayt Publishing House.
3. Kokorev, E.V. (2021). Problematic issues of organizing the interaction of operational units of the penitentiary system and internal affairs bodies to identify and solve crimes of past years. Law and State: Theory and Practice, 1 (193), 150-152.
4. Barabanov, N.P., Mikhailin, V.V., Moiseev, N.D. (2016). Organization of coordination of interaction between operational units of the penitentiary system and internal affairs bodies. Criminal Executive Law, 2, 12-19.
5. Gorozhanin, A.V., Artemiev, N.S., Nekrasov, A.P. (2005). The role of the operational apparatus of institutions and bodies of the penitentiary system in the organization of the fight against recidivism. Samara, Russia: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service.
6. Sharun, V.V. Gerasimov, A.V. (2019). On some issues of interaction between the operational units of the internal affairs bodies and the penitentiary system. Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1 (55), 49-52.
7. Atmazhitov, V.M. (1981). Problems of interaction of the criminal investigation apparatuses with other services of the city district bodies of internal affairs in solving crimes. Moscow, Russia.
8. Malysheva, O.A. (2007). Interaction of internal affairs bodies and the penitentiary system in the prevention of penitentiary crime: a scientific essay. Moscow, Russia: Publishing house group "Lawyer".
9. Nazarkin E.V. (2019). Interaction of institutions of the penitentiary system of Russia in the course of the investigation of penitentiary crimes. Ryazan: IP Konyakhin A.V.
10. Minyasheva, G.I. (2014). Issues of interaction between the operational units of the internal affairs bodies and the penitentiary system in solving crimes. Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 4, 96-99.
11. Roshhin, A. (2008). Interaction with internal affairs bodies in the exercise of control over the behavior of convicts without isolation from society. Bulletin of the penitentiary system, 1, 17-19.
1 Рощин А. Взаимодействие с органами внутренних дел при осуществлении контроля за поведением осужденных без изоляции от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2008. № 1. - С. 17.