О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НАУКИ С ОРГАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.Г. Панов, М.Н. Корсак, М.Ю. Софронова
ON COOPERATION AND INFORMATION EXCHANGES BETWEEN THE SCIENCE ORGANIZATIONS AND BODIES AND ORGANIZATIONS OF ROSPOTREBNADZOR IN THE RUSSIAN FEDERATION
V.G. Panov, M.N. Korsak, M.Yu. Sofronova ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
Статья освещает проблему взаимодействия и информационного обмена между организациями науки с органами и организациями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, подчеркивая ее актуальность на современном этапе.
Ключевые слова: НИО, практические организации Роспотребнадзора, взаимодействие, информационный обмен.
This article highlights the problem of interaction and information exchange between organizations of science and agencies and organizations of Rospotrebnadzora in the regions of the Russian Federation, emphasizing its relevance to the modern stage.
Вопросам организации системы эффективного взаимодействия между организациями науки Роспотребнадзора (далее — НИО) с органами и организациями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации (далее — практические организации Роспотребнадзора) в настоящее время уделяется серьезное внимание.
Приказом Роспотребнадзора от 17.03.2008 г. № 88 созданы Центры индикации, верификации диагностической деятельности, Региональные центры и Референс-центры. Существующая система центров предусматривает как закрепление за ведущими НИО эпидемиологического профиля головных функций в сфере мониторинга, диагностики, индикации, основных возбудителей инфекционных и паразитарных болезней (Референс-центры), так и принцип закрепления территорий в субъектах Российской Федерации за Региональными центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней и Центрами индикации, действующими на базе ряда НИО и ФГУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора.
Приказом Роспотребнадзора от 02.02.2009 г. № 230 введен в действие Примерный регламент взаимодействия противочумных НИО Роспотребнадзора с Управлениями и ФГУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, детально определяющий виды, направления и порядок взаимодействия участвующих сторон при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора и санитарной охраны территории в субъектах Российской Федерации, а также биологической безопасности при работе с патогенными микроорганизмами. Накопленный положительный опыт взаимодействия практических и научно-исследовательских организаций эпидемиологического профиля Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека может быть использован и в области гигиены.
По сложившейся практике информационный обмен и взаимодействие между НИО и практическими организациями Роспотребнадзора осуществляется как в форме внедрения в практику работы органов и организаций Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации нормативно-правовых и нормативно-методических документов, разработанных НИО, так и в форме проведения совместных научно-прикладных исследований и разработок, проведения обучающих семинаров и практических мероприятий.
Совместные научные исследования практических организаций и НИО Роспотребнадзораявляются действенным и эффективным механизмом взаимодействия, внедрения современных научных подходов и разработок в работу практических органов и организаций санитарно-эпидемиологической службы Роспотребнадзора. Эти исследования обеспечивают доступ НИО к большим массам первичной ретроспективной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке в субъектах Российской Федерации, требующей научного анализа и обработки. Такое взаимодействие между
НИО и практическими организациями Роспотребнадзора крайне важно не только с точки зрения усовершенствования санитарно-эпидемиологического надзора и прогнозирования ситуации на данной территории, но и позволяет осуществлять разработку и апробацию новых системных подходов к анализу и прогнозированию санитарно-эпидемиологической ситуации, а также получения принципиально новых научных результатов.
Разработки нормативно-правовых и нормативно-методических материалов не являются в общем случае прямым результатом завершенных прикладных научных исследований, хотя и базируются на этих результатах. В силу различия методик научных исследований и методик разработки нормативных документов эти виды работы являются самостоятельными, хотя и взаимосвязанными.
Проведение совместных научных исследований и разработок практическими организациями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации с НИО Роспотребнадзора не является, обязательным элементом в их работе. Учитывая, к тому же, значительные различия в их кадровом и научном потенциале, очевидно, что не все они одинаково подготовлены и имеют соответствующие возможности к проведению совместных научно-исследовательских работ. Так, по данным анализа участия практических организаций Роспотребнадзора в совместных с НИО Роспотребнадзора научно-практических разработках в 2007—2009 гг. активно участвовала, примерно, лишь одна треть всех Управлений и ФГУЗ ЦГиЭ в субъектах Российской Федерации.
В деятельности практических организаций Роспотребнадзора первостепенное значение имеет использование документов нормативно-правового и нормативно-методического характера (технические регламенты, СанПиНы, МУ, МР, гигиенические нормативы и др.), информационно-аналитических обзоров, подготовленных НИО Роспотребнадзора по отдельным проблемам гигиены и эпидемиологии, а также материалов Государственных докладов по разделу «Основные результаты научных исследований в области гигиены, эпидемиологии и профилактической медицины».
Особое значение для деятельности органов и организаций в системе службы приобретает в настоящее время разработка нормативных документов в области контрольно-надзорных функций Роспотребнадзора в связи с переходом от разрешительного к уведомительному порядку некоторых видов деятельности в области санитарно-эпидемиологического надзора.
Приведенный краткий анализ проблемы позволяет не только использовать рациональные пути уже действующего механизма взаимодействия, информационного научного обмена в системе Роспотребнадзора, но и рекомендовать предложения по его дальнейшему совершенствованию, а именно:
1. Основные направления взаимодействия НИО с практическими организациями Роспотребнадзора, решающими общую задачу по обеспечению санэпидблагополучия населения Российской Федерации и осуществляющие совместную научно-практическую деятельность, должны включать:
— оказание консультативно-методической помощи и проведение совместных исследований по актуальным вопросам эпидемиологии и гигиены;
— санитарно-гигиенический мониторинг, оценка риска здоровью населения от воздействия химических веществ, загрязняющих окружающую среду и другие проблемы гигиены;
— эпидемиологический надзор за инфекционными болезнями бактериальной и вирусной этиологии, проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на территории Российской Федерации;
— санитарную охрану территории от заноса и распространения инфекционных болезней, вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— организацию и проведение мероприятий по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вызванных факторами различного характера;
— внесение предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разработке региональных целевых программ, финансируемых за счет средств местных бюджетов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласование и участие в их реализации, а также разработка совместных или взаимосогласованных распорядительных и нормативных документов регионального уровня.
2. Взаимодействие между НИО и практическими организациями Роспотребнадзора по совместной научно-исследовательской деятельности целесообразно осуществлять на основе соглашений и договоров, определяющих основные задачи и обязанности сторон.
3. На базе НИО гигиенического профиля Роспотребнадзора создать Региональные научно-практические центры и закрепить за ними территории субъектов Российской Федерации. Основной задачей Региональных научно-практических центров на базе НИО гигиенического профиля Роспотребнадзора будет осуществление научной, консультативной и практической помощи органам и организациям Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации в области гигиены.
4. Региональные научно-практические центры составляют и согласовывают с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека перечень санитарно-гигиенических проблем в закрепленных территориях в субъектах Российской Федерации, а также перспективные планы совместной научно-исследовательской деятельности.
5. Согласование планируемых совместных мероприятий между НИО и практическими органами Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации целесообразно осуществлять в период планирования деятельности на предстоящий год в следующем порядке:
— практические организации Роспотребнадзора, на основе анализа и оценки санитарно-эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации направляет предложения в НИО Роспотребнадзора о совместных научно-практических работах для включения их в годовой план;
— НИО Роспотребнадзора согласовывает с практическими организациями Роспотребнадзора в прикрепленных субъектах (субъекте) Российской Федерации совместные мероприятия.
6. Ежегодный план НИР каждого НИО Роспотребнадзора должен включать в качестве самостоятельного раздела разработку нормативных документов, которые соответствуют основным научно-прикладным направлениям деятельности НИО.
7. Взаимодействие между НИО и практическими организациями Роспотребнадзора по совместной научно-исследовательской деятельности целесообразно осуществлять на основе соглашений и договоров, определяющих основные задачи и обязанности сторон.
8. На основании анализа информации, поступающей в соответствии с п.п. 1 и 2, а также в связи с переходом от разрешительного к уведомительному порядку некоторых видов деятельности в области санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзору целесообразно ежегодно составлять план пересмотра действующей нормативной документации, который доводится до исполнителей и является обязательной частью работы соответствующих организаций Роспотребнадзора.
9. Для повышения информированности практических органов Роспотребнадзора о достижениях в области научных исследований НИО целесообразно ввести в практику обязательную публикацию на сайтах НИО (или Роспотребнадзора) информационно-аналитических материалов, посвященных основным итогам завершенных НИР и путей их возможного практического применения.