АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА УСЛОВИЯМИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ РАБОТНИКОВ
23 и 24 ноября 2006 г. в Москве состоялось Всероссийское совещание специалистов по гигиене труда «Актуальные вопросы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда в организациях различного профиля и профилактики заболеваемости работников».
В работе совещания приняли участие руководители и специалисты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, отделов надзора за условиями труда и отделов санитарного надзора управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на транспорте, подразделений по гигиене труда ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и на транспорте, представители НИИ, вузов, министерств и ведомств (Российский регистр ПОХ и БВ. Федеральная служба по труду и занятости).
На совещании было отмечено, что органами и организациями (специалистами) Роспотребнадзора проводится определенная работа по реализации Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Минздравсоцразвития России и Роспотребнадзора по оздоровлению производственной среды и сохранению здоровья работников, снижению уровня профессиональной заболеваемости, а также внедрению в практику работы новых нормативных и методических документов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.
По данным Росстата, в Российской Федерации во вредных условиях труда, не отвечающих государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, трудятся 23,4 % общей численности работающих в промышленности (почти каждый четвергый), 10,9% в строительстве, 16,7% - на транспорте. Около половины работающих во вредных и опасных условиях труда - женщины.
Неудовлетворительные условия труда остаются по большинству видов экономической деятельности, влекут высокий уровень профессиональной заболеваемости, несчастных случаев, потерь трудоспособности.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению уровня профессиональной заболеваемости в стране, однако это не отражает истинное положение дел в связи с крайне низкой выявляемостью профпатологии. При этом в стране одновременно растет численность работающих, занятых во вредных и опасных условиях труда, и их удельный вес среди трудоспособного населения.
Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлено отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональных заболеваний, недостатками в организации и качестве проведения обязательных медицинских осмотров работников, кри-
термальной оценке условий труда, а также в законодательном механизме, препятствующем выявлению ранних признаков профзаболеваний и своевременной постановке диагнозов.
В 2005 г. у 8197 работающих, из них у 1803 женщин, был впервые установлен диагноз профессиональною заболевания (отравления), зарегистрировано 78 острых и 41 хронических профессиональных отравлений. При этом 98,4 % профзаболеваний (отравлений) приходится на хронические заболевания (отравления), влекущие ограничения профессиональной пригодности и трудоспособности.
В 2005 г. было зарегистрировано 4027 профзаболеваний (отравлений) с утратой трудоспособности (49,1 % случаев); у 856 (10,5 %) работников было установлено 2 диагноза профзаболеваний и более; удельный вес инвалидов составил 31,1 %.
Показатель профессиональной заболеваемости в 2005 г. составил 1,61 на 10 тыс. работников.
Отсутствие эффективного правового и экономического механизма в стране, обязывающего работодателя принимать эффективные меры по обеспечению безвредных условий труда, создает условия для игнорирования на многих предприятиях выполнения положений гигиены труда, нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм.
Во многих субъектах Российской Федерации наблюдается резкое сокращение объемов работ и финансирования мероприятий по улучшению условий труда работающих (Кемеровская, Магаданская, Брянская области, республики Бурятия, Мордовия, Чукотский автономный округ и др.). На многих предприятиях комплексные планы улучшения условий груда и санитарно-оздорови-тельных мероприятий не разрабатываются или выполняются на 20-75 %.
В ходе совещания отмечалось, что, несмотря на проведенное реформирование госсанэпидслужбы, удалось избежать значительного ослабления надзорных функций и ухудшения санитарно-эпидемиологического благополучия объектов.
Сохранилось тесное взаимодействие органов и организаций Роспо-требнадзора с органами исполнительной и законодательной власти, органами здравоохранения, профсоюзами и другими органами по вопросам разработки и принятия мер по созданию здоровых и безопасных условий труда, которые повышают эффективность и результативность работы.
Во многих субъектах Российской Федерации уделялось внимание проведению комплексных проверок с представителями заинтересованных надзорных и контрольных органов, ведомств, подготовке материалов и обсуждению вопросов охраны труда и здоровья работников на межведомственных координационных советах или комиссиях по вопросам условий и охраны труда, коллегиях и медицинских советах органов здравоохранения, профсоюзных органов. Проводился контроль за реализацией мероприятий Регионального плана действий по гигиене окружающей среды в субъекте Российской Федерации по вопросам гигиены, безопасности труда, химической безопасности.
В ряде субъектов Российской Федерации активно проводилась паспортизация канцерогенно-опасных производств (г. Москва, Свердловская область).
Отдельные органы и организации Роспотребнадзора проявляли активность в вопросах обучения руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности, охватив гигиеническим обучением значительные их контингенты.
В то же время в некоторых субъектах Российской Федерации остается низкой укомплектованность управлений и ФГУЗ специалистами по гигиене труда, имеются недостатки в планировании своей работы, недостаточно взаимодействие с научными учреждениями Роспотребнадзора и другими ведомствами при обследовании объектов малого бизнеса. На этих объектах остается низкой выявляемость нарушений санитарного законодательства по условиям труда и загрязнению окружающей среды, применение мер административного принуждения. Не все управления используют в полном объеме предоставленные права по привлечению нарушителей санитарного законодательства к ответственности.
Практически во всех субъектах Российской Федерации недостаточно активно проводится работа по оценке профессионального риска для здоровья работников, медленными темпами и некачественно проводится паспортизация канцерогенно-опасных производств, не приняты необходимые меры по качественному и объективному составлению служебной документации в соответствии с санитарным законодательством и общегосударственными положениями.
В ряде субъектов Российской Федерации не налажено взаимодействие с заинтересованными органами и учреждениями министерств и ведомств, недостаточна связь с научно-исследовательскими институтами.
Необходимо дальнейшее проведение (активизация) работ по организации и внедрению системы социально-гигиенического мониторинга, совершенствование нормативной базы по разделу гигиены труда.
В резолюции совещания рекомендовано руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту:
обеспечить комплексность в работе со всеми заинтересованными ведомствами при проведении работы, направленной на улучшение условий труда, санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников, профилактику заболеваний, гигиеническое обучение работодателей и работников, пропаганду здорового образа жизни;
принять меры по укреплению штатов специалистами по гигиене труда, а также своевременному повышению квалификации и сертификации специалистов, подготовке экспертов (в настоящее время укомплектованность штатов составляет 80 %);
при проведении государственного контроля и надзора за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями строго руководствоваться
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
принимать активное участие в разработке и реализации региональных и внутриведомственных программ по укреплению здоровья работающего населения;
совершенствовать взаимодействие управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации;
концентрировать усилия на приоритетных направлениях деятельности, планировать работу с учетом МУ 5.1.2031-05 «Планирование деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» с преимущественным вниманием к объектам II и особенно III группы по санитарно-эпидемиологическому благополучию;
не допускать ввод в эксплуатацию промышленных объектов без санитарно-эпидемиологического заключения органов Роспотребнадзора о соответствии объектов санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам, выносить постановления о приостановлении их эксплуатации;
запланировать и организовать проведение семинаров и занятий по повышению квалификации должностных лиц территориальных органов Роспотребнадзора в сфере применения административного законодательства;
осуществлять деятельность по расследованию и учету профессиональных заболеваний (отравлений) в соответствии с установленным порядком;
принять меры и обеспечить полный охват паспортизацией канцерогенно-опасных производств и должное качество составляемых паспортов, выявление управлениями Роспотребнадзора и центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте всех видов и наименований потенциально опасной для здоровья продукции производственно-технического назначения, гигиеническую оценку и согласование ее производства и применения;
принять меры по должному обеспечению лабораторного и инструментального контроля при проведении надзорных мероприятий и при производственном контроле на объектах;
внедрять в практику работы оценку профессионального риска при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, социально-гигиенического мониторинга в целях сохранения и укрепления здоровья работников;
применять к нарушителям санитарного законодательства меры воздействия в строгом соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и КоАП Российской Федерации.
Участники совещания обратились с просьбой:
к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
актуализировать перечень действующих нормативных и методических документов по гигиене труда;
принять активное участие в разработке нормативно-правовых документов по организации проведения обязательных медицинских осмотров, а также системы расследования и учета профессиональных заболеваний (отравлений);
в целях получения более полной и достоверной информации для ведения социально-гигиенического мониторинга в части гигиены труда принять меры по разработке и утверждению отдельных форм медицинской документации, пересмотру действующих или утверждению новых форм госстат-отчетности;
предусмотреть регулярное проведение совещаний со специалистами по гигиене труда, в том числе (выездные) региональные тематические мероприятия;
организовать разработку методических документов по объективной гигиенической оценке шумовой нагрузки летного состава;
к ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотреб-надзора:
подготовить для публикации материалы Всероссийского совещания специалистов но гигиене труда в тематическом номере информационного бюллетеня «Здоровье населения и среда обитания» (ЗНИСО) в 2007 г.;
к НИИ медицины труда РАМН:
разработать методические рекомендации по оценке профессионального риска для здоровья работников, методику санитарно-эпидемиологической экспертизы отдельных видов продукции производственно-технического назначения;
организовать региональные семинары-совещания по практике применения «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05.
В этом номере информационного бюллетеня публикуются основные материалы, доложенные на Всероссийском совещании специалистов по гигиене труда «Актуальные вопросы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда в организациях различного профиля и профилактики заболеваемости работников».