Научная статья на тему 'О взаимодействии государства и общества в условиях политической трансформации России: экспертный взгляд'

О взаимодействии государства и общества в условиях политической трансформации России: экспертный взгляд Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / POWER / MODERNIZATION / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL ADMINISTRATION / DIALOG SPACE / NATIONAL RELIGIOUS EXTREMISM / ETHNOPOLITICAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кашаф Шамиль Равильевич

В статье подводятся итоги научной дискуссии, посвящённой проблеме взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса в условиях модернизации политической системы России; представляются результаты выборочного социологического опроса экспертов, проведённого специалистами Южно-Российского института — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On interaction between state and society in conditions of political transformation of Russia: an expert position

The article sums up the results of discussion, which was devoted to the problem of interaction between society, state, and business in conditions of transformation of Russian political system. There are presented the results of a selected sociological poll of experts, among them state civil agents, representatives of business, social and political organizations, associations, representatives of scientific community. The poll has been held in 2011-2012 by the specialists of South-Russian Institute the branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration.

Текст научной работы на тему «О взаимодействии государства и общества в условиях политической трансформации России: экспертный взгляд»

Научный путеводитель

Кашаф Ш. Р.

О взаимодействии государства и общества в условиях политической трансформации России: экспертный взгляд

Кашаф Шамиль Равильевич — научный редактор, член редакционной коллегии журнала «Социология власти» (е-таН: Kashaf@rane. ш).

Аннотация. В статье подводятся итоги научной дискуссии, посвящён-ной проблеме взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса в условиях модернизации политической системы России; представляются результаты выборочного социологического опроса экспертов, проведённого специалистами Южно-Российского института — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Ключевые слова: политическая система, политическое управление обществом, национально-религиозный экстремизм, этнополитические процессы.

Из всех проблем, вставших сегодня перед страной, вопрос взаимодействия власти, общества и бизнеса, как это было не раз в многовековой истории России, занимает особое место. Актуальность их диалога повышается в связи с модернизацией политической системы России. В современном мире, когда на новый уровень переходит вся система внутренних связей и отношений между структурными элементами отдельных обществ, особенности их формирования требуют научного изучения. Проблему актуализируют продолжающиеся широкие политические и социально-экономические преобразования в российском обществе, а также глобальные социально-экономические и политические процессы. Очевидно, что существует потребность проанализиро-

вать противоречивый характер тенденций общественного развития для того, чтобы выбор открывающихся перспектив был более осмысленным.

Общественный компромисс важен для России - многонациональной и многоконфессиональной страны. Гражданская самоорганизация сопровождает этнокультурное развитие, межэтническое и межрелигиозное взаимодействие. Роль институтов гражданского общества в данном контексте состоит в оптимизации этнокультурных интересов, в смягчении межэтнических и межрелигиозных противоречий, в нейтрализации конфликтогенных факторов этнополитических процессов. В этой связи заслуживает внимания дальнейшее развитие этнокультурной модели гражданского общества как системы функционирования национально-культурных объединений, разнообразие которых отражает сегментацию российского общества в соответствии с этнокультурными и конфессиональными признаками, а также в соответствии с эт-нополитическими интересами.

Подобные предложения сегодня вызывают содержательную рефлексию экспертного сообщества, вовлечённого в научный дискурс, связанный с деятельностью государства по усилению взаимодействия со структурами гражданского общества. В этом плане представляет интерес академическая дискуссия, состоявшаяся 27 марта 2012 г. в формате международного круглого стола, на тему «Проблемы взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса: опыт России и Германии». Ее организатором выступил ЮжноРоссийский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону)1.

Одной из приоритетных задач для политологического сообщества, как заявил перед участниками дискуссии В. В. Рудой, директор ЮРИФ РАНХиГС, следует рассматривать создание общей теоретико-практической, мировоз-зренческуюой научной платформы, призванной углубить экспертное представление о содержании повседневной работы по развитию взаимодействия гражданского общества государства и бизнеса. Включение политических наук в научное управление обществом следует осуществлять путем создания соответствующей системы подготовки современных управленцев, специалистов новой формации с инновационным подходом к решению любых задач.

Современная политология должна активно участвовать в конструировании социальной реальности прежде всего в силу того, что научное управление обществом, социальное прогнозирование и конструирование позволяют своевременно выявлять негативные тенденции и предлагать выверенные, научно обоснованные решения по их исправлению и преодолению.

1 Сообщения, выступления авторов, итоги дискуссии изданы отдельным томом в виде коллективной монографии. (См.: Проблемы взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса: опыт России и Германии. Коллективная монография. - Ростов н/Д. : Изд-во СКАГС, 2012).

Механизмы согласования интересов, добросовестной конкуренции, социального равновесия, права и гражданской ответственности создаются на основе взаимодействия, которое может трактоваться, по мнению А. В. Понеделкова, и как взаимодополнение. Взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества, отметил учёный, всегда носит противоречивый, конфликтный характер по причине их конкурирования в области управления общественными процессами.

В условиях напряжения политической системы трансформируются и условия взаимодействия между ее элементами. Приоритетным направлением развития политической ситуации должны стать государственные интересы, обеспечение социальной и национальной безопасности, сохранение гражданского мира. Принцип взаимодействия должен быть реализован в пользу государственных национальных интересов даже в ущерб интересам одного из субьектов — власти, бизнеса или гражданской общественности.

Демократический механизм выработки согласования интересов различных социальных слоев предполагает применение технологий достижения компромисса в процессе диалога и поиска взаимоприемлемых решений участниками политического процесса в стране. Субъекты вступают между собой в общественные отношения, известные как социальное партнерство. В своей основе партнерство представляет собой консолидированный общественный интерес на базе объединения и согласования множественных корпоративных интересов. В технологиях социального партнерства важно избежать конфликтологической установки, когда общественные организации чувствуют себя неким «младшим братом», пришедшим с протянутой рукой к старшим — бизнесу и государству.

Конфликтологическая установка, мешающая полноценному выстраиванию социального взаимодействия и партнерства чаще всего предметно вырастает из характера деятельности каждого из субъектов взаимодействия и направленности этой деятельности.

Гражданское общество исторически возникло и развивалось как система своеобразной «обратной связи» государства с подконтрольным и управляемым им народом, которая выполняла функции коррекции, оптимизации и смягчения форм протекания социальных процессов и взаимодействий. Отношения социального партнерства становятся важным условием консолидации общества, хотя говорить об устойчивости этой тенденции, уточняет А. В. Понеделков и его коллеги, еще рано1. Тем не менее, новые возможности, которые предлагает современное информационное общество, создали новые формы гражданской активности — с помощью информационно-коммуникационных технологий.

1 Понеделков А. В., Бугаян И. Р., Кузина С. И. Российское государство, гражданское общество и бизнес в условиях политических трансформаций //Проблемы взаимодействия гражданского общества. — С. 18.

Те крупицы положительного опыта, которые имеются в области взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества должны активно изучаться и пропагандироваться, открывая для россиян новые возможности и мирные формы их гражданского участия в целях сохранения и укрепления российской государственности.

Развивая высказанные А. В. Понеделковым мысли, его коллега С. И. Кузина считает необходимым определить некоторые концептуальные позиции взаимодействия основных акторов современного политического процесса в России, то есть признать, что взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества всегда носит противоречивый, конфликтный характер по причине их конкурирования в области управления общественными процессами.

В целях достижения преодоления разногласий необходимо исходить из модели единого, целостного процесса взаимодействия, понимаемого как взаимодополнения, в котором вырабатываются механизмы согласования интересов, добросовестной конкуренции, социального равновесия, правового государства и гражданской ответственности. Несмотря на объективно существующий конфликтный потенциал интересов разных социальных слоев, представителями которых являются государственные, предпринимательские структуры и гражданская общественность, они решают общие задачи по обеспечению жизнедеятельности государства. Поэтому государство, бизнес и гражданское общество, хотя и конкурирующие, но не противостоящие, а взаимодействующие структуры. И развитие социально-политической системы России есть процесс преодоления противоречий между данными институтами.

Каждый из трех рассматриваемых субъектов является своеобразным противовесом в стремлении остальных к расширению своего влияния. Несмотря на конфликтный потенциал, взаимодействие не должно переходить в кризисные отношения, прямое столкновение и насилие.

В этой связи представляет интерес эволюция моделей взаимодействия бизнеса и власти в России на протяжении постсоветского периода. Вектор движения власти и бизнеса, в оценке А. М. Старостина, направлен от полицентризма к дуализму. Если в 90-е годы наблюдалось разнообразие схем такого взаимодействия (патронаж, партнерство, «борьба всех против всех», приватизация власти, смешанная модель)1, то в 2000-е годы постепенно выстроилась дуалистическая модель, где, с одной стороны, бизнес выступает в качестве основного «акционера» власти и власть обслуживает его интересы, а с другой стороны, власть выстроилась как патрон и клиент административно-рентных отношений. Последнюю форму обозначают как тотально-коррупционную схему и даже систему.

Основные факторы, под воздействием которых произошла эта эволюция -это абсолютное доминирование сырьевой ренты в экономике и администра-

1 Старостин А. М. Власть и бизнес в современной россии: от полицентризма - к дуализму // Проблемы взаимодействия гражданского общества... - С.19- 25.

тивной ренты в административных и политических отношениях. Развитие, укрепление и тотальное распространение административно-рентных отношений позволяет считать многим известным отечественным и зарубежным исследователям, что социально-политическая «аналитическая спектрограмма», исходящая из того, что в России формируются отношения, присущие современному капитализму (рынок, демократия, гражданское общество, разделение властей), неверна. Оно порождает иллюзорное восприятие действительности. В то же время — это идеологема, а не концепция.

На деле идет инверсионное развитие российского общества; сформировалась неофеодальная система социально-политических и экономических отношений. В этих рамках наблюдается в лучшем случае имитация атрибутов современного общества. А. М. Старостин разделяет данную точку зрения, имея собственную модель, которую он разрабатывает и обсуждает более десяти последних лет («модель инверсионного развития»). Если не доказательством, то остро проблемным фактором, указывающим на сформированность данной ситуации, выступает то, что институты рынка и демократии в современной России не работают, а работают институты патрон-клиентских отношений, сословий и кланов, сюзеренства, поместно-территориальные структуры.

В рамках указанной модели крупномасштабная коррупция интерпретируется как схема административной ренты, параллельной «налоговой системы» в условиях приватизированного государства. «Борьба с коррупцией» и, прежде всего, с указанными ее проявлениями, бессмысленна, поскольку не меняет саму систему, её порождающую. Адекватная интерпретация базовых социально-политических феноменов, характерных для современной российской действительности, требует иного теоретического взгляда на эту действительность. Соответственно, существенно меняется и характер практических выводов и рекомендаций.

Антикризисная стратегия научного анализа современных тенденций развития государства, гражданского общества и предпринимательства, как считают Т. В. Игнатова и В. Г. Игнатов, предполагает приоритет анализа текущей динамики взаимоотношений и определения ключевых проблем, прогнозирования своеобразных точек бифуркации, по достижении которых возможны как сценарий стагнации, так и сценарий посткризисного восстановления и роста.

По данным социологического опроса 400 экспертов1, проведенного в 2011 -2012 гг. Южно-Российским институтом — филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации на территории Ростовской области, приходится констатировать, что, по мнению подавляющего большинства респондентов, ха-

1 Большую часть респондентов, принявших участие в экспертном опросе, составляют государственные гражданские служащие (более 38 %), 30,5 % заняты в сфере бизнеса, 18,7 % представляют общественные, политические организации и объединения, 12,3 % — работники научной сферы.

рактер взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса в современной России противоречив. В настоящее время данные взаимоотношения большинство экспертов оценивают «скорее отрицательно» или «отрицательно» (53 % от общего числа опрошенных), 37 % дали положительную и скорее положительную оценку. Данный сдвиг в сторону отрицательных оценок во многом можно объяснить кризисным состоянием российской экономики, спадом в реальном и финансовом секторах в 2009 -2010 гг., однако не менее значимой, чем воздействие текущей экономической ситуации представляются сохраняющаяся институциональная неопределенность предпринимательской среды и организационная слабость институтов гражданского общества.

Весьма показательным является и распределение ответов на вопрос об основных целях взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса, которое выводит на первый план решение проблем общества в целом, повышение качества и уровня жизни населения (42,7 %). Целевая оптимизация частных, групповых, корпоративных интересов, как особенность сегодняшнего взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса, прослеживается и в ответах на вопрос о препятствиях для него. Практически равные позиции занимают коррупция (20,7 %) и отсутствие общих интересов у субъектов данного взаимодействия (21,2 %). Авторы также обратили внимание на подчеркнутый дефицит институционально-правовой базы взаимодействия (в совокупности 35,4 %), что актуализирует как разработку новых нормативно-правовых актов, так совершенствование ранее принятых, которые должны «соответствовать условиям реальной жизни».

Жизненные реалии, по-разному складывающиеся в различных регионах России, способны вызывать корректирующее воздействие и на пространство гражданского общества. Там, где оно формируется как пространство диалога, открывается возможность напрямую взаимодействовать с органами государственной власти и местного самоуправления. Как показывает практика национально-культурного самоопределения в таком регионе, как СевероКавказский федеральный округ, где гражданское общество, по мнению М. А. Аствацатуровой, может рассматриваться как сфера реализации этнокультурных интересов, а также оптимизации этнополитических процессов, оно позволяет направить этничность в «мирное русло» и в какой-то мере нейтрализовать её конфликтогенные факторы. В пространстве гражданского общества, трансформированном в пространство диалога, взаимодействие этнических коллективов с органами государственной власти и местного самоуправления способно осуществляться без постороннего посредничества, т.е. напрямую. Без этого невозможна реализация национальной политики РФ, магистральным вектором которой является вектор этнокультурный.

Это в полной мере, утверждает М. А. Аствацатурова, относится к СевероКавказскому региону, к другим субъектам РФ, где конституируется самоуправ-

ляющееся общество в этнонациональных формах. Национально-культурные организации прошли вместе с российским обществом почти двадцатилетний период политического транзита. Сегодня перед ними стоят новые задачи: достоверная интерпретация принципа национально-культурного самоопределения при акцентировании его интегративных общероссийских возможностей; разоблачение провокационного содержания национально-религиозного экстремиза; нейтрализация национально-культурной суверенизации как возможной трансляции этноэгоизма, этноцентризма, этнического изоляционизма; формирование привлекательных этнокультурных образов, брендов Северного Кавказа; нейтрализация неоправданного соотнесения негативных черт, преступности, криминала и клановости с этнической принадлежностью1.

Ещё одной важной мыслью, высказанной на круглом столе Д. Ю. Шапсуговым, стал тезис о необходимости в процессе модернизации российского общества опираться на государственно-правовой опыт всех народов России с учетом многоуровневого характера действующей правовой системы. Без этого современная модернизация просто не станет эффективной.

Подытоживая дискуссию экспертного сообщества, можно констатировать, что в современной России процесс сближения социальных интересов личности собственника, как и бизнес-сообщества в целом, гражданского общества и государства сопряжено с препятствиями и представляется пока трудно достижимым. Политическая система России, включающая и институты гражданского общества, работает «далеко не идеально» (по признанию третьего Президента РФ Д. А. Медведева). При известной коррумпированности властных структур и «далеко не безгрешного» бизнеса государство вынуждено оставаться на позиции «впереди идущего».

Список литературы

1. Ильичева Л. Е. Влияние гражданского общества на ограничение вседозволенности крупного бизнеса // Институты гражданского общества в стратегии преодоления кризиса в России. М. : ИСПИ РАН, 2010.

2. Коэн Дж.Л.,Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003.

3. Проблемы взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса: опыт России и Германии. Коллективная монография. — Ростов н/Д. : Изд-во СКАГС, 2012.

© Кашаф Ш.Р., 2012

1 Аствацатурова М. А. Гражданское общество как сфера реализации этнокультурных интересов и оптимизации этнополитических процессов в Северо-Кавказском федеральном округе // Проблемы взаимодействия гражданского общества... — С. 462.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.