УДК [347.965:343.82:342.7] (470.319)
UDC [347.965:343.82:342.7] (470.319)
М.В. СИТНИКОВ
аспирант кафедры конституционного и муниципального права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
E-mail: [email protected]
M.V. SITNIKOV
post-graduate student of the department of the constitutional and municipal law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: [email protected]
О ВЗАИМОДЕИСТВИИ АДВОКАТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(НА МАТЕРИАЛАХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
ON THE INTERACTION OF ADVOCACY AND PUBLIC ORGANIZATIONS FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF CITIZENS IN CORRECTIONAL FACILITIES (ON MATERIALS OF OREL REGION)
В статье исследуются вопросы взаимодействия адвокатского сообщества и институтов гражданского общества по защите прав и свобод осужденных лиц. Автор выявляет существующие проблемы по данным вопросам и предлагает предложения по их решению на основе анализа деятельности органов уголовно-исполнительной системы Орловской области.
Ключевые слова: адвокатура, правозащитные организации, уголовно-исполнительная система, права и свободы осужденных, юридическая помощь.
The article is devoted to the issues of the interaction of the legal community and civil society institutions for the protection of the rights and freedoms of convicted persons. The author identifies current problems in this area and offers suggestions to solve them on the basis of the analysis of activity of bodies of criminally-executive system of the Orel region.
Keywords: advocacy, human rights organizations, criminal-executive system, the rights and freedoms of convicted persons, legal assistance.
В современных условиях уголовно-исполнительная система Российской Федерации находится в процессе серьезных реформ, кардинально приближающих ее к реалиям современного развития нашего общества [См.: 3, с. 3]. Осужденные лица, отбывающие наказания в исправительных учреждениях, по понятным причинам ограничены самостоятельно защищать свои права, и в этой связи, особую актуальность на наш взгляд, приобретает тесное взаимодействие адвокатуры и общественных организаций с Федеральной службой исполнения наказаний РФ.
Однако проведённый нами анализ показывает, что, к сожалению, в настоящее время такое взаимодействие осуществляется не совсем активно. Так, например, на территории Орловской области находится 3 исправительные колонии: женская общего режима (пос. Шахово), мужская строгого режима (гор. Ливны), мужская общего режима с участком строгого режима (пос. Нарышкино), колония-поселение (гор. Мценск), воспитательная колония (пос. Шахово), а также следственный изолятор (гор. Орел). Следственный изолятор выполняет функции исправительного учреждения в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия
[5]. Общее количество мест в данных учреждениях составляет 5261 [2].
Наибольшее число заявлений и жалоб в связи с нарушением прав поступает от лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Данные лица обращаются с заявлениями и жалобами:
• на действия сотрудников правоохранительных органов, проводящих дознание и следствие по уголовным делам;
• на приговоры судов и немотивированные отказы в УДО, замене наказания более мягким наказанием;
• на незаконные, в их понимании и трактовке, действия сотрудников и администраций исправительных учреждений, нарушающих свободы и права лиц, содержащихся в местах лишения свободы;
• на неоказание медицинской помощи в достаточном объеме [См.: 1, с. 7-10].
Большая часть данных обращений направляется в адрес Уполномоченного по правам человека в Орловской области, так за 2012 г. их было 154 [2]. Аппарат Уполномоченного старается оказать правовую поддержку лицам, отбывающим наказание в разрешении их заявлений и жалоб, однако из-за большого числа обращений не всегда удается помочь всем осужденным. В этой связи представляется, что адвокаты Орловской области совместно с общественным Совет УФСИН,
© М.В. Ситников © M.V. Sitnikov
12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - 8С1БМБ ОБ ЬЛШ
общественной наблюдательной комиссией по соблюдению прав человека и правозащитными организациями, должны помочь Уполномоченному по правам человека и оказывать более активную правовую поддержку осужденным.
Такая помощь, по нашему мнению, может заключаться в следующем: необходимо выстроить более четкую систему получения бесплатной юридической помощи осужденными. Важность и место её, например, в предупреждении рецидивной преступности, нашло свое отражение в решении Оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации от 28 января 2011 г. «О мерах по предупреждению рецидивной преступности в Российской Федерации»: «Организовать систему мер правового характера, направленных на улучшение профилактической работы в этой сфере». Должная организация получения осужденными юридической, в том числе бесплатной, помощи обусловливает необходимость ее построения на системной основе. Однако в настоящее время в Орловской области орган, ее организующий, не определен. Думается, что такие функции можно было бы возложить на социальные службы исправительных учреждений, в состав которых возможно включить правозащитников. Члены Общественного совета при УФСИН по Орловской области, которые возглавляют правозащитные организации, действующие на Орловщине, могут выделить для этого своих сотрудников. Кроме того, адвокаты совместно с правозащитниками могут поучаствовать в создании в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы в Орловской области информационно-консультационных пунктов для оказания бесплатной юридической помощи лицам, отбывающим наказание.
С нашей точки зрения, возможен следующий механизм функционирования таких информационно - консультативных пунктов. Предварительно (примерно за неделю до выезда) в информационно-консультативный пункт поступают письменные вопросы осужденных конкретного исправительного учреждения, которые распределяются администратором по всем направлениям. Полученные вопросы передаются консультантам клиники (адвокатам и правозащитникам), непосредственно участвующим в выездной сессии. После чего они готовят устный комментарий к поступившим вопросам. Выездная сессия может проходить в здании клуба исправительного учреждения, куда приглашаются все желающие. Сначала консультанты клиники озвучивают заранее подготовленные ответы на вопросы осужденных. Вторым этапом возможно проведение индивидуальных консультаций.
Анализ проблем взаимодействия адвокатуры и общественных организаций по защите прав граждан, находящихся в учреждениях исполнения наказаний, также показывает, что нередко для решения правовых вопросов, возникающих у осужденных, не требуется вмешательства адвоката или иного лица, но в связи с необходимостью их разрешения в условиях ограниченного доступа к информационным ресурсам или невозможности получения юридических услуг разъяс-
нения, данные должностными лицами исправительных учреждений, способны удовлетворить потребности осужденных в качественной правовой информации [См.: 6, с. 46]. В этой связи с целью совершенствования юридических знаний сотрудников исправительных учреждений для оказания юридической помощи осужденным Общественная наблюдательная комиссия при УФСИН Орловской области может организовать проведение научно-практических семинаров по вопросам реализации прав, свобод и обязанностей осужденных, с углубленным изучением вопросов соблюдения в исправительных учреждениях конституционных прав человека, принципов и особенностей их правового регулирования. К участию в них возможно приглашать: профессорско-преподавательский состав вузов, работников судебных и иных органов государственной власти, адвокатских работников, представителей правозащитных организаций.
Говоря о правовом просвещении сотрудников исправительных учреждений, важно не забывать и о правовом просвещении осужденных. Так как в условиях изоляции от общества и ограниченного круга общения, в целях поиска необходимой правовой информации осужденные нередко обмениваются собственными суждениями о существе того или иного правоотношения, советуя друг другу варианты поведения. Нередко данные консультации имеют резко отрицательное значение как для самого осужденного, так и для правоохранительной системы. Иногда они влекут подачу необоснованных жалоб и заявлений, рассмотрение которых в рамках судебных разбирательств и административных процедур приводит к неоправданному расходованию финансовых и человеческих ресурсов, что негативно сказывается на правосудии и работе правоохранительных органов. Для решения данной проблемы общественный совет УФСИН совместно с представителями адвокатского сообщества должны организовывать встречи с осужденным, на которых давать необходимые разъяснения положений уголовно-исполнительного законодательства в части порядка и условий содержания, освещать вопросы о правах осужденных на оказание им содействия в трудовом и бытовом устройстве при освобождении из мест лишения свободы, об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания.
Кроме этого, на наш взгляд, необходимо ввести в штатное расписание исправительных учреждений единицу юрисконсульта для оказания квалифицированной юридической помощи осуждённым на постоянной основе.
Также необходимо упомянуть, что работа правозащитных организаций обычно мало чем отличается от работы любых других организаций, оказывающей юридические услуги [См.: 4, с. 37-38]. При этом возникает вопрос: где гарантия того, что, оказывая правовую помощь осуждённым, та или иная организация ещё больше не усугубит его положение? Кто будет нести ответственность в таких случаях? Закон ничего не говорит об ответственности правозащитных организаций. В
связи с этим, думается, что хотя правозащитные организации и можно отнести к субъектам оказания юридической помощи осуждённым, государство, тем не менее, должно создать необходимые механизмы контроля за качеством осуществляемой ими деятельности, как это происходит в сфере адвокатуры. В частности, необходимо, как представляется, предусмотреть лицензионный порядок оказания юридической помощи. Только тогда правозащитные организации смогут наравне с адвокатами занять полноправное место среди субъектов оказания юридической помощи осуждённым. В то же время представляется нецелесообразным ограничивать
деятельность правозащитных организаций в части организации правового просвещения осуждённых в местах лишения свободы.
Таким образом, одним из важнейших направлений деятельности исправительных учреждений Орловской области в современных условиях должно стать обеспечение правовой поддержки осужденных и оказания им необходимой юридической помощи. А реалии развития Российского законодательства показывают, что общественные организации и адвокаты должны этому способствовать путем разработки и осуществления различных мер правовой поддержки осужденных лиц.
Библиографический список
1. Давыденко А.В. Некоторые аспекты охраны прав и законных интересов осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2012; № 8: 7-10.
2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Орловской области за 2012г. URL: http://www.ombudsman57.ru/ documents/otchetnye-doklady/ (дата обращения: 29.03.2013)
3. Реймер А.А. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года - главный программный документ реформирования отечественной пенитенциарной системы. // Вестник Владимирского юридического института, 2011; № 2: 3.
4. Семеняко Е.В. Адвокатура и негосударственные правозащитные организации // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2009; № 3: 37-38.
5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М.: Изд. Эксмо, 2013.
6. Хромушин П.Н. Правовой консалтинг как основной вид юридической помощи гражданам, ограниченным в правах и свободах // Вестник Владимирского юридического института, 2011; № 4(21): 46.
References
1. DavydenkoA.V. Some aspects of the protection of the rights and legitimate interests of probation / / Bulletin of the penal system, 2012; № 8: 7-10.
2. Report of the Commissioner for Human Rights in the Orel region in 2012. URL: http://www.ombudsman57.ru/documents/ otchetnye-doklady/ (date accessed: 29.03.2013)
3. ReimerA.A. The concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation to 2020 - the main program document reforms of the national prison system. / / Bulletin of Vladimir Law Institute, 2011; № 2: 3.
4. Semenyako E.V. Advocacy and human rights non-governmental organization / / Scientific works of the Russian Academy of lawyers and notaries, 2009; № 3: 37-38.
5. Penal Code of the Russian Federation. M.:. Penguin Books, 2013.
6. Hromushin P.N. Legal advice as the primary form of legal assistance to citizens with limited rights and freedoms / / Bulletin of Vladimir Law Institute, 2011; № 4 (21): 46.