Научная статья на тему 'О выполнении совместной проектной деятельности магистрами прикладной математики и информатики'

О выполнении совместной проектной деятельности магистрами прикладной математики и информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАБОЧАЯ ГРУППА / СОВМЕСТНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ / PRACTICE-ORIENTED ACTIVITIES / WORKING GROUP / JOINT IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева В.И., Котов Р.И., Тарасов А.И.

Рассматриваются вопросы реализации проектной деятельности в рамках подготовки магистров прикладной математики и информатики. Обсуждаются преимущества выполнения совместных проектов как одной из форм освоения практико-ориентированных компетенций. В частности, рассматривается пример исполнения совместного про

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеева В.И., Котов Р.И., Тарасов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPLEMENTATION OF JOINT PROJECT ACTIVITY OF MASTERS OF APPLIED MATHEMATICS AND INFORMATICS

The issues of the implementation of project activities in the preparation of masters of applied mathematics and computer science are considered. The advantages of joint projects as a form of mastering practice-oriented competencies are discussed. In particular, the example of the execution of a joint project for the development of applications for the information-analytical system, which automates the process of applying for scholarships.

Текст научной работы на тему «О выполнении совместной проектной деятельности магистрами прикладной математики и информатики»

УДК 378+519.1 ДОРОФЕЕВА В.И.

кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра информатики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: dorofeevavi@gmail.com КОТОВ Р.И.

магистр, 01. 04.02 Прикладная математика и информатика, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: oxide1994@gmail.com ТАРАСОВ А.И.

магистр, 01.04.02 Прикладная математика и информатика, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: tarasov.aleksey.ivanovich@gmail.com

UDC 378+519.1 DOROFEYEVA V.I.

Candidate of physico-mathematical Sciences, associate professor, Head of Department of informatics, Orel State

University

E-mail: dorofeevavi@gmail.com KOTOV R.I.

Master degree, 01.04.02 Applied Mathematics and computer science, Orel State University E-mail: oxide1994@gmail.com

TARASOVA.I.

Master degree, 01.04.02 Applied Mathematics and computer

science, Orel State University E-mail: tarasov.aleksey.ivanovich@gmail.com

О ВЫПОЛНЕНИИ СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАМИ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

ON THE IMPLEMENTATION OF JOINT PROJECT ACTIVITY OF MASTERS OF APPLIED MATHEMATICS AND INFORMATICS

Рассматриваются вопросы реализации проектной деятельности в рамках подготовки магистров прикладной математики и информатики. Обсуждаются преимущества выполнения совместных проектов как одной из форм освоения практико-ориентированных компетенций. В частности, рассматривается пример исполнения совместного проекта по разработке приложения для информационно-аналитической системы, в котором автоматизируется процесс подачи заявлений на повышенные стипендии.

Ключевые слова: практико-ориентированная деятельность, рабочая группа, совместное выполнение.

The issues of the implementation of project activities in the preparation of masters of applied mathematics and computer science are considered. The advantages of joint projects as a form of mastering practice-oriented competencies are discussed. In particular, the example of the execution of a joint project for the development of applications for the information-analytical system, which automates the process of applying for scholarships.

Keywords: practice-oriented activities, working group, joint implementation.

Согласно действующим образовательным стандартам, одним из основных видов деятельности подготовки магистров является проектная и производственно-технологическая деятельность. В рамках данного вида деятельности выпускник магистратуры должен быть готов к решению ряда профессиональных задач. В частности, магистры прикладной математики и информатики должны владеть навыками развития и использования математических и информационных инструментальных средств, автоматизированных систем в научной и практической деятельности [1].

Анализируя особенности подготовки магистров прикладной математики и информатики и основываясь на требованиях ФГОС ВО, разработчикам ООП и учебных планов приходится значительно увеличивать количество зачетных единиц, выделяемых на различные виды практик, научно-исследовательскую и проектную деятельность. Выпускник магистратуры должен обладать высоким уровнем освоения компетенций, связанных именно с проект-

ной и производственно-технологической деятельностью (ПК-3, ПК-4) [1].

Одним из вариантов освоения проектной деятельности является совместное выполнение проектов силами нескольких студентов. Это дает возможность обучающимся почувствовать себя в реальной производственной обстановке, когда некое задание выполняется конкретной рабочей группой. В соответствии с имеющимися навыками, по желанию участников проекта и с учетом рекомендаций ведущего преподавателя происходит распределение подзадач общей поставленной задачи. Каждый участник должен для этого объективно оценить свои знания и возможности, чтобы полностью выполнить поставленную часть работы. Это приучает студентов ответственно относиться к порученным заданиям и, выполняя свою подзадачу, постоянно соотносить сроки ее решения и качество полученного результата с работой других участников проекта.

Одним из наиболее востребованных направлений проектной деятельности является в данный момент разработка

© Дорофеева В.И., Котов Р.И., Тарасов А.И. © Dorofeyeva V.I., ^tov R.I., Tarasov A.I.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

информационных систем или приложений к информационным системам, направленных для аналитической деятельности в тех или иных областях. В частности, одной из задач, которая была поставлена перед студентами магистратуры, стала разработка приложения к информационно-аналитической системе, функционирующей в данный момент в Орловском государственном университете имени И.С.Тургенева [2].

Необходимо было спроектировать и разработать программное обеспечение для автоматизации процесса подачи заявок на повышенные стипендии. С данной проблемой приходится сталкиваться любому студенту, который по окончании семестра и при наличии достижений в научной, учебной, спортивной или общественной деятельности, подает комплект своих документов для участия в отборе на право получать повышенную стипендию за определенный вид деятельности [3]. В момент начала работы над проектом подача документов осуществлялась в бумажной форме, что приводило к огромному росту копий документов, которые предстояло изучить и проанализировать специальной комиссии. Количество папок с копиями документов, которые также полагается сохранять в течение положенного срока, стало представлять большую проблему для комиссии по отбору. Возникло предложение автоматизировать данный процесс с целью упрощения процесса подачи, а также сокращения объемов документов, которые необходимо сохранять в бумажном виде.

Перед студентами магистратуры была поставлена задача разработки приложения для автоматизации процесса подачи заявок на повышенные стипендии. В рабочей группе, состоящей из двух человек и ведущего преподавателя, произошло обсуждение деталей исполняемого проекта и затем распределены основные задачи, решением которых предстояло заняться. Одной из задач, которую следовало реализовать, стало внесение информации обо всех имеющихся достижениях у студента. Предполагалось, что студент может накопить банк своих достижений по различным видам деятельности, и впоследствии использовать его для формирования заявки на стипендию. Один из участников данного проекта занялся реализацией этой части приложения и разработал сервис для ввода информации о достижениях (см.рис.1).

Рис.1. Страничка приложения для ввода информации о достижениях.

После формирования банка достижений студент может сформировать заявку, включив в нее различные, подходящие виду деятельности, достижения. Кроме того, он может подать заявку в разные номинации, тем самым поучаствовав в нескольких конкурсах-отборах. После процесса подачи можно отслеживать статус заявки, действия, которые происходят с ней, получать результаты участия в конкурсе (см.рис.2).

Следует отметить, что в процессе выполнения данного проекта не только были получены навыки разработки прикладного программного продукта, но и в силу реальности поставленной задачи студентам пришлось ответственно подойти к процессу решения, т. к. приложение действительно планировалось к использованию в университете. По окончании выполнения задания студенты магистратуры, с одной стороны, улучшили уровень освоения компетенций, связанных с прикладной и практико-ориентированной деятельностью, а с другой, получили навыки работы в реальном проекте, который имеет непосредственное использование по завершении работ. Можно сказать, что создана ситуация реального взаимодействия заказчика и группы исполнителей проекта, что поможет выпускнику магистратуры в будущем более свободно общаться с заказчиками программных продуктов.

Таким образом, выполнение прикладных проектов в составе небольшой рабочей группы положительно ска-

Рис.2. Демонстрация списка поданных заявок.

жется на освоении магистрами прикладной математики и информатики компетенций, связанных с прикладной и практико-ориентированной деятельностью. Впоследствии выпускники магистратуры, имеющие опыт выполнения совместных проектов, могут быть более востребованы

профильными организациями, т.к. у них уже есть навык разработки реальных программных продуктов в составе рабочей группы, опыт распределения обязанностей и взаимодействия в творческой группе, а также равная степень ответственности за выполняемый проект.

Библиографический список

1. ФГОС ВО направления подготовки 010402 от 28.08.2015 N 911.

2. Система электронной отчетности о научно-исследовательской работе сотрудников вуза: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nir. univ-orel.ru/. - Дата доступа: 10.11.2018.

3. Регламент подачи документов и конкурсного отбора на повышенную государственную академическую стипендию за особые достижения: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oreluniver.ru/public/file/sveden/grants/stipend/reglam_pov_stip_2017.pdf. - Дата доступа: 10.11.2018.

References

1. FSES HE the area of training 010402 of 28.08.2015 N 911.

2. Electronic Reporting System for Research University staff: [Electronic resource]. - Access mode: http: // nir.univ-orel.ru/. - Access date: 10.11.2018.

3. Rules for submission of documents and competitive selection for a higher state academic scholarship for special achievements: [Electronic resource]. - Access mode: http://oreluniver.ru/public/file/sveden/grants/stipend/reglam_pov_stip_2017.pdf. - Access date: 10.11.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.