Научная статья на тему 'О ВЫБОРЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА, МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ И ФОРМИРОВАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИХ АККРЕДИТАЦИИ'

О ВЫБОРЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА, МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ И ФОРМИРОВАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИХ АККРЕДИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
159
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТРАНСПОРТ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ВИДЫ РАБОТ / ОСНАЩЕННОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ / БАЗОВЫЙ КОМПЛЕКТ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Мещеряков Евгений Михайлович, Чумак Сергей Петрович

Рассмотрены особенности научно-методического подхода к определению и выбору аварийно-спасательного инструмента, минимально необходимого для оснащения профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований при проведении их аккредитации. Определены типовые технологические операции, выполняемые этими аварийно-спасательными службами и формированиями, виды их технического оснащения. Установлены оперативно-тактические и тактико-технические требования, а также эксплуатационные свойства и факторы, влияющие на оснащение этих служб и формирований материально-техническими средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF THE LEAST EMERGENCY RESCUE TOOL FOR EQUIPPING EMERGENCY RESCUE SERVICES AND FORMATIONS DURING THEIR ACCREDITATION

The features of scientific and methodological approach to the definition and selection of emergency rescue tools that are minimally necessary for equipping professional emergency services and formations during their accreditation are considered. Typical technological operations performed by these emergency services and formations, types of their technical equipment are defined. Operational-tactical and tactical-technical requirements, as well as operating data and factors affecting the equipment of these services and formations with material and technical means are established.

Текст научной работы на тему «О ВЫБОРЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА, МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ И ФОРМИРОВАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИХ АККРЕДИТАЦИИ»

/24 "Civil SecurityTechnology", Vol. 17, 2020, No. 2 (64) УДК 614.8

О выборе аварийно-спасательного инструмента, минимально необходимого для оснащения аварийно-спасательных служб и формирований при проведении их аккредитации

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

Е.М. Мещеряков, С.П. Чумак

Аннотация

Рассмотрены особенности научно-методического подхода к определению и выбору аварийно-спасательного инструмента, минимально необходимого для оснащения профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований при проведении их аккредитации. Определены типовые технологические операции, выполняемые этими аварийно-спасательными службами и формированиями, виды их технического оснащения. Установлены оперативно-тактические и тактико-технические требования, а также эксплуатационные свойства и факторы, влияющие на оснащение этих служб и формирований материально-техническими средствами.

Ключевые слова: чрезвычайные операции; транспорт; аварийно-спасательные работы; аварийно-спасательные службы; аварийно-спасательные формирования; виды работ; оснащенность техническими средствами; базовый комплект; специализированное оборудование; организационно-технологические особенности; типовые технологические операции; деблокирование пострадавших.

The Choice of the Least Emergency Rescue Tool for Equipping Emergency Rescue Services and Formations During their Accreditation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

E. Meshcheryakov, S. Chumak

Abstract

The features of scientific and methodological approach to the definition and selection of emergency rescue tools that are minimally necessary for equipping professional emergency services and formations during their accreditation are considered. Typical technological operations performed by these emergency services and formations, types of their technical equipment are defined. Operational-tactical and tactical-technical requirements, as well as operating data and factors affecting the equipment of these services and formations with material and technical means are established.

Key words: emergency operations; transport; rescue operations; emergency services; rescue formations; types of work; equipment with technical means; basic set; specialized equipment; organizational and technological features; typical technological operations; unblocking of victims.

16.04.2020

Наличие значительного количества разнообразных по назначению и оснащению аварийно-спасательных служб (АСС) и аварийно-спасательных формирований (АСФ) ставит определенные проблемы перед соответствующими органами, проводящими их аттестацию на основе существующих в настоящее время документов. [Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».]

Прежде всего это касается вопросов оснащения указанных структур техническими средствами, которые обеспечивают реализацию выполняемых ими задач. Особо следует выделить то, что сами задачи, выполняемые АСС и АСФ, определяются на основе заявленных видов аварийно-спасательных работ (АСР). Вместе с тем следует отметить, что перечень заявленных видов АСР в настоящее время значительно укрупнен, исчезла детализация выполняемых работ, что может существенно затруднить выработку требований, предъявляемых к оснащенности АСС и АСФ.

Таким образом, возникает необходимость определения перечня инструмента, предназначенного для технического оснащения рассматриваемых

аварийно-спасательных подразделений, классифицируя его по двум видам:

базовое, применяемое для решения задач широкого профиля;

специализированное, предназначенное для решения задач, присущих АСС и АСФ только для конкретных видов выполняемых работ по разработанным для этих целей технологиям.

В качестве наиболее показательного примера следует привести деятельность аварийно-спасательных подразделений, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) на автомобильном, железнодорожном, воздушном, речном (морском) транспорте, а также в метрополитене.

При рассмотрении вопроса оснащения АСС и АСФ, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта техническими средствами, целесообразно рассмотреть предложение по использованию следующей последовательности определения перечня образцов, которое позволит на конечном этапе наиболее полно отразить базовую потребность тех или иных АСС и АСФ в технических средствах, которые будут соответствовать требованиям при проведении аттестации. В общем виде структура определения порядка оснащения АСС и АСФ приведена на рисунке.

Рис. Структура определения порядка оснащения АСС и АСФ

Анализ представленного рисунка показывает, что при проведении аккредитационных действий в отношении АСС и АСФ последним необходимо иметь минимальный набор аварийно-спасательных средств, который должен обеспечивать решение как базовых, так и специальных задач и в то же время не перегружать спасательные подразделения их избытком.

Именно это и является весьма значимой проблемой, поскольку ее решение позволит определить базовый перечень оснащения АСС и АСФ техническими средствами в минимальном количестве, которое может обеспечить всесторонние действия спасательных подразделений как комплексной направленности, так и по целевому предназначению.

В рамках данной статьи следует четко определить границы проводимого обоснования по вопросу рассмотрения направлений технического оснащения АСС и АСФ для определения возможности проведения их аккредитации. Исходя из этого, остановимся только на тех операциях, которые будут выполняться практически всеми структурами с использованием приблизительно идентичного набора аварийно-спасательного инструмента.

Особо необходимо выделить то ограничение, что в рассматриваемых материалах не будут учтены специальные требования по оснащению АСС и АСФ для выполнения задач в условиях воздействия дополнительных поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на транспорте (воздействия аварийно химически опасных и радиоактивных веществ, угрозы взрыва, разлива нефтепродуктов и др.). Специфичные или специальные операции, выполняемые АСС и АСФ, и оснащение для их проведения в данной статье также не рассматриваются.

В соответствии с этим целесообразно предположить, что именно полученные на основе проведения анализа выполняемых АСР и представленные ниже операции. а также технические средства для их осуществления будут являться достаточными для того, чтобы в отношении аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований могли быть проведены аккредитационные действия.

Перечнем технологических операций, которые будут выполняться в ходе проведения АСР спасательными подразделениями на всех видах рассмотренного выше транспорта, с достаточно высокой долей вероятности будут являться:

проникновение спасателей в объекты транспорта, где могут находиться пострадавшие (вагоны, воздушные суда, кабины автомобилей, салоны автобусов, помещения и каюты речных (морских) судов, вагоны метрополитена и др.);

деблокирование пострадавших и при появлении такой возможности их извлечение.

Проникновение спасателей в объекты транспорта и деблокирование пострадавших включает следующие операции:

расширение проходов и устранение сдавливания и замятия корпуса транспортного средства при ударах по нему или при его опрокидывании;

удаление остекления для доступа в поврежденное транспортное средство;

вскрытие заклиненных дверей; стабилизация и приподнимание транспортных средств для проведения аварийно-спасательных работ;

резка корпуса транспортного средства для проделывания дополнительных отверстий с целью извлечения находящихся в нем пострадавших;

разрезание арматуры и коммуникационных соединений, проходящих внутри транспортных средств, с целью повышения возможности перемещения спасателей и пострадавших при проведении эвакуационных мероприятий.

Кроме того, технические средства, находящиеся на оснащении АСС и АСФ, должны обеспечить: достаточное освещение места проведения АСР; выполнение мероприятий по тушению пожара при прибытии АСС и АСФ к месту проведения АСР штатно-табельными средствами (данные средства должны быть в диэлектрическом исполнении).

Наряду с техническими средствами, необходимыми для выполнения перечисленных работ, личный состав АСС и АСФ должен иметь соответствующую экипировку и средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Средства защиты органов дыхания должны быть как фильтрующего, так и изолирующего типа, а кожи — только изолирующего. Следует отметить, что применение указанных средств защиты осуществляется спасателями только в случае необходимости.

Помимо указанного каждый экипаж должен иметь в составе аварийно-спасательной машины (поезда и др.) устройства, ограждающие место проведения АСР. Также в комплект оснащения должны входить элементы, применяемые в качестве ограждения места чрезвычайной ситуации, пригодные для выполнения АСР в дневное и ночное время, включая электрифицированные указатели направления объезда, мигающие фонари и светоотражающие приспособления, обеспечивающие безопасность как спасателей, так и других людей и транспортных средств, которые могут оказаться в непосредственной близости от места выполнения работ.

Также в составе комплекта оснащения АСС и АСФ должны находиться средства освещения, обеспечивающие нормальную деятельность спасателей в ночное время. Вполне допустимым является использование штатных осветительных приборов транспортных средств спасателей, которые могут быть дооснащены дополнительными световыми приборами (например, фарой-искателем и другими подобными средствами) или специальными комплектами освещения для обеспечения выполнения задач в темное время суток.

Отдельно следует рассматривать вопрос по обеспечению АСС и АСФ лебедками, которые могут быть как ручные, так и электрические. Эти средства могут применяться при выполнении задач при опрокидывании автомобильных транспортных средств или для растаскивания столкнувшихся автомобилей, а также при вытаскивании автотранспортных средств, съехавших в канаву или кювет. Также данные средства могут быть использованы

при попадании транспорта в снежные заносы при выезде с полосы движения. Оптимальной в данном случае (при проведении АСР на автомобильном транспорте) будет являться штатная встроенная лебедка, работающая от электросети транспортного средства. Вполне естественным будет являться наличие подобного оборудования и при оснащении АСС и АСФ, применяемых для ликвидации последствий ЧС на других видах транспорта, но средства, принимаемые на оснащение данных структур, будут относиться, на наш взгляд, к специальным средствам оснащения и будут характеризоваться значительно более высокими требованиями к их производительности и массогабаритным характеристикам.

В составе комплекта оборудования каждое структурное подразделение, выполняющее задачи по проведению аварийно-спасательных работ на транспорте, должно иметь ручной инструмент различного назначения, применяемый для проведения технологических операций.

Все аварийно-спасательные средства, применяемые для проведения работ на транспорте и включаемые в базовый состав штатного комплекта инструмента АСС и АСФ, определяются на основе выработки оперативно-тактических и тактико-технических требований к ним, оценки показателей эксплуатационных свойств.

К показателям эксплуатационных свойств относятся [1]:

1) показатели, отражающие технические возможности по основному назначению и определяющие рациональную область их применения;

2) показатели производительности при максимальном использовании технических возможностей;

3) показатели надежности работы: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость;

4) показатели, характеризующие затраты на разработку и изготовление, на обслуживание и расходные материалы при эксплуатации;

5) показатели, отражающие эргономические свойства.

Каждая из приведенных групп имеет свои подгруппы, и рассматриваемые образцы могут оцениваться по нескольким различным параметрам.

В таблице представлены параметры, образующие систему показателей эксплуатационных свойств ГАСИ [1].

Данные группы показателей присущи каждому образцу ГАСИ и отражают определенные стороны их эксплуатационных свойств.

На основе показателей эксплуатационных свойств представляется возможным определить показатель технического уровня и экономический показатель надежности АСИ и оборудования. Путем использования количественных значений указанных показателей может быть определено значение обобщенного показателя эффективности комплекта (набора) технических средств, что позволяет в свою очередь провести сравнительную оценку вариантов технического оснащения и выбрать из них наилучший.

Методика решения задачи оценки эффективности комплекта гидравлического аварийно-спасательного инструмента подробно представлена в [1]; особенности формирования комплектов технических средств, выбора типа технологического процесса АСР и технологической схемы применения технических средств приведены в [2, 3]; методические основы обоснования рациональных структур и тактико-технических показателей комплексов технических средств изложены в [4].

Помимо соответствия аварийно-спасательного инструмента, применяемого для ликвидации последствий ЧС на различных видах транспорта, вышеуказанным принципам и принятым подходам к определению требований к ним особо следует выделить и учесть значение географического расположения той или иной АСС или того или иного АСФ. При проведении аттестации

Таблица

Система показателей эксплуатационных свойств ГАСИ

Группа показателей Наименование параметра Единица измерения Обозначение

Показатели назначения - усилие при выполнении ьй операции - рабочий ход при выполнении ьй операции - масса рабочего инструмента - масса рабочего оборудования - давление рабочей жидкости кН мм кг кг МПа N. ои оО Р0

Показатели производительности - время выполнения операции - время подготовки к работе - производительность насоса (насосной станции) с с л/мин 1 ^ й

Показатели надежности - ресурс (наработка на отказ) рабочего инструмента - ресурс (наработка на отказ) ручного насоса - ресурс (наработка на отказ) насосной станции кол-во циклов кол-во циклов кол-во часов Ти т тн

Показатели экономичности - стоимость рабочего инструмента - стоимость рабочего оборудования - стоимость эксплуатации руб. руб. руб. си С^ С°

Эргономические показатели - усилие на рукоятке насоса - уровень шума насосной станции - удобство работы и обслуживания, безопасность применения* Габаритные размеры: - длина - ширина - высота кг дБ кол-во баллов мм мм мм я н оценка 1 ь ь

'Определяется методом экспертных оценок.

следует принимать во внимание тот факт, что территория Российской Федерации имеет значительное количество климатических зон, а физико-географические условия вызывают необходимость учета данного фактора при определении требований в ходе проведения штатного укомплектования подразделений средствами, предназначенными для решения однотипных задач, но отличающимися друг от друга по исполнению (арктический вариант, вариант исполнения технических средств для южных регионов и др.). В качестве иллюстрации к данному подходу можно привести тот факт, что в Арктической зоне техника и приборы должны быть заметно устойчивее к негативному воздействию отрицательных температур, а в условиях горной местности структурные подразделения АСС и АСФ должны иметь средства, которые позволят обеспечить безопасный спуск спасателей к транспортным средствам, попавшим в расщелины или оказавшимся на крутых склонах скал при возникновении аварийных ситуаций.

Таким образом, в качестве факторов, определяющих дополнительные требования к оснащению АСС и АСФ техническими средствами для выполнения АСР, помимо указанного выше физико-географического, следует отнести следующие:

наличие разветвленной транспортной сети (определяет, какие АСС и АСФ необходимы, предъявляет требования к проходимости базового шасси аварийно-спасательных машин);

природно-климатические и погодные условия местности, входящей в зону ответственности АСС и АСФ;

частота проявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, основанная на обработке статистических данных за последние годы.

Приведенные факторы должны быть учтены в требованиях к образцам, которые принимаются для оснащения АСС и АСФ в той или иной климатической зоне Российской Федерации. В то же время важно подчеркнуть тот аспект, что выполняемые структурными подразделениями операции для определения базового оснащения АСС и АСФ будут одинаковыми при проведении АСР на автомобильном, железнодорожном, воздушном, речном (морском) транспорте, а также в метрополитене.

Технические средства, имеющиеся в штате АСС и АСФ, которые необходимо предъявить при проведении аттестации, применяемые для выполнения заявленных видов АСР, могут быть классифицированы по типам привода исполнительных механизмов:

1. Гидравлический.

2. Электрический или бензиновый (дизельный).

3. Механический.

4. Вспомогательное оборудование.

В перечень средств, имеющих гидравлический привод, могут быть включены следующие инструменты: 1. Насосная установка, которая может иметь несколько типов приводов:

от бензинового (дизельного) двигателя; от электрического привода; от механического привода (за счет мускульной силы человека).

2. Гидроцилиндры (толкающие, тянущие).

3. Домкраты.

4. Расширители (разжимы).

5. Гидравлические ножницы (комбинированные, челюстные).

6. Кусачки.

7. Быстроразъемные соединения и гидравлические линии.

8. Инструменты и принадлежности для подсоединения насосной установки и приводов.

В перечень инструментов, имеющих электрический привод (с правом замены на бензиновый привод), могут быть включены следующие изделия:

1. Дисковые пилы.

2. Цепные пилы.

3. Перфораторы.

4. Буры (бензобуры).

5. Отрезные машинки.

6. Дрели.

7. Отбойные молотки.

8. Бензиновый или дизельный генератор.

К изделиям с механическим приводом (действия осуществляются за счет мускульной силы людей) может быть отнесено самое различное по назначению и выполняемым технологическим операциям оборудование:

1. Топоры.

2. Ломы.

3. Кувалды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зубила.

5. Лопаты (типа малой пехотной лопаты или большой саперной лопаты).

6. Коловороты.

7. Кусачки.

8. Гвоздодеры.

9. Ножницы по металлу.

10. Пилы (по дереву и металлу).

11. Багры.

Кроме указанных технических средств, входящих в состав комплектов, проверяемых при проведении аккредитационных действий, должно входить вспомогательное оборудование, без которого невозможно проведение технологических операций при выполнении АСР. К данному оборудованию относятся:

1. Приставные лестницы.

2. Навесные лестницы.

3. Веревки (веревочные системы).

4. Канаты.

5. Штатные средства пожаротушения.

6. Штатные средства защиты органов дыхания и кожи.

7. Осветительные приборы (к ним можно отнести как дополнительное осветительное оборудование, так и фары автомобиля, фару-искатель, фонари, знаки ограждения с осветительной арматурой и т.п.).

8. Силовые эластомерные и гидравлические домкраты.

Таким образом, вполне объективным будет являться альтернативный выбор комплекта оборудования из всего представленного перечня (в зависимости от штатных возможностей, перечня заявленных видов

АСР, физико-географических и климатических условий местности и других влияющих на это факторов), что позволит провести аккредитацию АСС и АСФ, выполняющих задачи по ликвидации ЧС на различных видах транспорта.

Выводы

1. Организационно-технологические особенности АСР, выполняемых профессиональными АСС и АСФ, определяются на основе заявленных ими видов аварийно-спасательных работ.

При этом типовые технологические операции, выполняемые АСС и АСФ, подразделяются на универсальные и специализированные.

Указанное обстоятельство определяет наличие двух видов технического оснащения АСС и АСФ:

базовое, применяемое для решения задач широкого профиля;

специализированное, предназначенное для решения задач, присущих АСС и АСФ только для конкретных видов выполняемых работ по разработанным для этих целей технологиям применительно к конкретным видам транспорта.

2. Проведенный анализ показал, что из всей совокупности типовых технологических операций, выполняемых при проведении АСР на автомобильном, железнодорожном, воздушном, речном (морском) транспорте, а также в метрополитене, могут быть выделены однозначно одинаковые типовые технологические операции. Указанное обстоятельство имеет определяющее значение при выборе базового комплекта материально-технического оснащения профессиональных АСС и АСФ.

3. Состав аварийно-спасательных средств, применяемых для проведения работ на транспорте и включаемых в базовый состав штатного комплекта материально-технических средств профессиональных АСС и АСФ, должен определяться также на основе оперативно-тактических и тактико-технических требований, по результатам оценки эксплуатационных свойств и их соответствия основным принципам функционирования технических средств.

Для проведения сравнительной оценки вариантов технического оснащения и выбора из них наилучшего целесообразно воспользоваться методикой, основанной на определении количественных значений показателя технического уровня и экономического показателя надежности АСИ и вычислении на их основе обобщенного показателя эффективности комплекта (набора) АСИ.

В обязательном порядке в базовый состав комплекта материально-технических средств должны быть включены вспомогательные средства, обеспечивающие технологический процесс АСР. К вспомогательным средствам относятся: средства обозначения, ограждения, освещения объекта проведения АСР (рабочего

места или рабочей площадки), а также ручной шанцевый инструмент и вспомогательное снаряжение для обеспечения доступа к месту работ; штатные средства защиты спасателей и пострадавших от воздействия поражающих факторов ЧС.

4. Установлено, что факторами, влияющими на оснащение профессиональных АСС и АСФ техническими средствами для выполнения АСР, являются: наличие разветвленной транспортной сети; физико-географические, природно-климатические и погодные условия местности, входящей в зону ответственности АСС и АСФ;

частота проявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, основанная на обработке статистических данных за последние годы.

Приведенные факторы должны быть учтены в требованиях к образцам, которые принимаются для оснащения АСС и АСФ в той или иной климатической зоне Российской Федерации.

Литература

1. Парамонов В. В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, 2010.

2. Чумак С. П. Аварийно-спасательные работы в условиях разрушенных зданий. Особенности технологии, организации и управления. М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2010. 232 с.

3. Чумак С. П., Дурнев Р. А. Некоторые аспекты развития технологий аварийно-спасательных работ при массовых разрушениях зданий и сооружений // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1998. № 11. С. 71-77.

4. Овчинников В. В., Чумак С. П. Разработка методических основ обоснования рациональных структур и тактико-технических показателей комплексов технических средств: Науч.-техн. отчет по проекту 4.6 ГНТП «Безопасность», п. 4.6.3. М.: ВНИИ ГОЧС, 1993. С. 88-125.

Сведения об авторах

Мещеряков Евгений Михайлович: к. воен. н., с. н. с.,

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в.н.с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: 7centr_09@mail.ru

Чумак Сергей Петрович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

e-mail: 7centr_09@mail.ru

SPIN-код — 5245-0845.

Information about the authors

Meshcheryakov Evgeny М.: Candidate of Military Sciences, Senior Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of Research Center.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: 7centr_09@mail.ru

Chumak Sergey Р.: Candidate of Technical Sciences Docent, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: 7centr_09@mail.ru SPIN-scientific — 5245-0845.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.