Научная статья на тему 'О Всероссийской интернет-конференции «Компетентностно-деятельностная модель новой сельской школы»'

О Всероссийской интернет-конференции «Компетентностно-деятельностная модель новой сельской школы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Всероссийской интернет-конференции «Компетентностно-деятельностная модель новой сельской школы»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

О ВСЕРОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ «КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ НОВОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр РАО совместно с Министерством образования и науки РФ, Российской академией естественных наук, Институтом развития образования Кировской области, Вятской торгово-промышленной палатой 28 февраля 2012 г. провел Всероссийскую научно-практическую интернет-конференцию «Компетентностно-деятельнос-тная модель новой сельской школы». Конференция проходила на базе ИРО Кировской области.

Цель конференции - обсуждение концептуальных основ и практических механизмов построения новой сельской школы в соответствии с компетентностно-деятельностной парадигмой и введением новых образовательных стандартов.

Участники конференции - ученые Российской академии естественных наук, НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия» (г. Москва), ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара», ИРО Кировской области, ВятГГУ, ВВРНОЦ РАО, административные работники образования, учителя сельских школ Кировской области.

В ходе пленарного заседания, вебинара «Практические механизмы построения новой сельской школы в соответствии с компетентностно-деятель-ностной парадигмой и введением новых образовательных стандартов» и панельной дискуссии были обсуждены следующие проблемы:

- Инновационные тенденции образования в сельских школах России и их влияние на формирование синтеза когнитивно-информационной и компетентностно-деятельностной парадигм образования.

- Теоретико-методологические аспекты разработки и реализации компетентностно-деятельно-стной концепции новой сельской школы с учетом требований новых образовательных стандартов.

- Психолого-педагогические, социальные и методические механизмы реализации компетен-тностно-деятельностной концепции новой сельской школы с учетом требований новых образовательных стандартов.

- Развитие содержания естественнонаучной области в новой образовательной парадигме.

- Совершенствование предметных методик обучения в свете требований компетентност-но-деятельностной парадигмы и новых образовательных стандартов.

- Использование информационных и здоро-вьесберегающих технологий в компетентност-но-деятельностной модели обучения в сельской школе, создание развивающей информационно-коммуникативной среды.

- Педагогический опыт реализации элементов компетентностно-деятельностного образования в сельской школе.

- Подготовка педагогов к реализации идей концепции компетентностно-деятельностного образования в сельской школе.

- Исследование профессиональной деятельности династий педагогов как источник получения ценного педагогического знания о педагогическом мастерстве и способах совершенствования социально-профессиональной ориентации молодежи.

В резолюции конференции отмечено, что жизнедеятельность сельских школ всегда была особым предметом научных педагогических исследований и важным объектом развивающегося образования России. Сегодня, в условиях подготовки и введения новых образовательных стандартов, необходимости обеспечения качественного «прорыва» в образовании, интерес к проблемам сельских школ как важному компоненту всей российской образовательной системы усиливается. Нужна концептуальная и технологическая перестройка образовательного процесса в сельской школе, соответствующая вызовам времени и новой компетентностно-деятельностной парадигме образования.

1. Введение новых образовательных стандартов и обеспечение качества образования в сельской школе может быть успешным при использовании концепции компетентностно-деятельно-стного образования в сельской школе, адаптированной к специфике образовательного процесса на селе и учитывающей особенности сельского социума. Методологическим базисом концепции является компетентностный подход как составная часть деятельностного, рассматриваемый в рамках интегративно-дифференцированного подхода.

2. Перспективными практическими механизмами построения новой сельской школы, в осно-

Научная жизнь

ве которой лежат принципы компетентностно-де-ятельностной парадигмы, считать следующие:

- поддержка социальных инициатив педагогов, учащихся, родителей, представителей всех социальных институтов сельского социума;

- ориентированность процесса социализации на активное участие сельского школьника в деятельности разновозрастных команд в рамках как учебной, так и внеучебной деятельности;

- ориентированность профессиональной позиции педагога сельской школы как важнейшего условия развития личности ученика на переход от позиции «влияние» в обучении к приоритетным в компетентностно-деятельностной парадигме обучения позициям «взаимодействие, сотрудничество» и «сопровождение» обучающегося как члена определенной конкретной семьи - единицы сельского социума и социальной среды ученика, а также детско-взрослой общности сельского поселения;

- ориентированность профессиональной деятельности сельского педагога на «социальный дуализм» подготовки сельского школьника к взрослой жизни;

- ориентированность образовательного процесса сельской школы на исследовательский аспект учебно-познавательной деятельности школьников, введение в образование элементов учебного исследования в виде проектной деятельности, участия в различных конкурсах и соревнованиях, решения большего количества задач-ситуаций, проблемных вопросов и заданий, открытых задач, на регионализацию образования;

- проведение научно-методических мероприятий с учителями сельских школ по разъяснению социально-образовательного потенциала новых образовательных стандартов, их деятель-ностно-компетентностной сущности, возможностей сельской школы в реализации Концепции деятельностно-компетентностного обучения сельских школьников;

- реализация уровнево-стилевой дифференциации в рамках модульной интеграции, которая удовлетворяет требованию создания условий для индивидуально-творческой деятельности сельского школьника.

3. Результаты конференции целесообразно в обобщенном виде трансформировать в сборнике материалов конференции «Построение новой сельской школы на основе компетентностно-де-ятельностной парадигмы» с целью активизации информационно-аналитического участка работы всех заинтересованных в развитии образования на селе структур.

4. Увеличить число разрабатываемых по проблеме образования в сельских школах грантов методом проектной деятельности, реализуемой совместно учеными и практиками. В связи с этим

расширить сеть экспериментальных школ и других образовательных учреждений, на базе которых проводить апробацию новых педагогических механизмов построения новой сельской школы.

5. Создать в составе РАЕН, ИРО, ВВРНОЦ РАО и ВятГГУ временные творческие коллективы, разрабатывающие проблемы реализации концепции компетентностно-деятельностного образования в новой сельской школе.

О. В. Коршунова, директор ВВРНОЦ РАО, доктор педагогических наук, доцент по кафедре физики и методики обучения физике

МЕЖВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«КИРОВЧАНЕ В МОСКОВСКОЙ БИТВЕ 1941-1942 гг.», ПОСВЯЩЕННАЯ 70-ЛЕТИЮ СО ВРЕМЕНИ НАЧАЛА СРАЖЕНИЯ

21 декабря 2011 г. в актовом зале учебного корпуса №1 Вятского государственного гуманитарного университета прошла межвузовская научно-практическая конференция «Кировчане в Московской битве 1941-1942 гг.», посвященная 70-летию со времени начала сражения.

Пленарное заседание конференции открыл проректор по научно-исследовательской работе ВятГГУ Ю. А. Балыбердин. Далее с приветственными словами выступили заместитель Председателя Правительства Кировской области А. А. Га-лицких, начальник отделения по работе с гражданами военного комиссариата Кировской области В. С. Сучков, заместитель начальника управления организационной работы с личным составом Управления Министерства внутренних дел по Кировской области Л. В. Степанов, председатель Областного совета ветеранов войны и труда Ю. А. Ежов.

После минуты молчания почетная делегация от конференции в составе ветеранов и студентов возложила корзину цветов к Вечному огню.

На пленарном заседании прозвучали доклады участника Московской битвы, гвардии полковника М. Н. Сусорова, поделившегося и своими личными воспоминаниями об этом незабываемом событии, методиста музея Кировского физико-математического лицея им. Героя Советского Союза Якова Падерина Е. М. Бурова, рассказавшего о первом бое Кировской 355-й стрелковой дивизии под Москвой в декабре 1941 г., ведущего специалиста Государственного архива социально-политической истории Кировской области Е. К. Пилосьян - о документах, посвященных Я. Н. Падерину, кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории ВятГГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.