- «Слово, текст, книга в контексте гуманитарных ценностей» (руководитель - д-р психол. наук Л. А. Мосунова);
- «Исторический текст как ценность» (руководитель - д-р ист. наук, проф. В. А. Бердин-ских).
4 апреля состоялся круглый стол на тему «В какой мере ценности российской высшей школы выражают идеалы науки?».
Доктор философских наук, профессор В. Ф. Юлов, председатель Кировского отделения Философского общества России
О РЕГИОНАЛЬНОМ СЕМИНАРЕ «ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ) совместно с Волго-Вятским региональным научно-образовательным центром РАО (ВВРНОЦ РАО) провели 11 марта 2008 г. региональный семинар с участием членов редакции журнала «Профильная школа» «Проблемы профильного обучения в современной школе».
К участию в семинаре были приглашены научные работники, методисты системы повышения квалификации и переподготовки работников образования (сотрудники Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования - КИПКиПРО), представители органов управления образованием, административные работники школ, учителя-экспериментаторы. Целью данного мероприятия явилось объединение и интеграция ученых специалистов в области образования, управленцев и учителей-практиков для конструктивного обсуждения проблем профильного обучения в Вятском крае.
Открыл семинар ректор университета, председатель ВВРНОЦ РАО, член-корреспондент РАО В. С. Данюшенков, который обозначил основные проблемы современной школы, связанные с реализацией идей профильного обучения, и отметил, что в решение этих проблем вносят вклад ученые университета и ВВРНОЦ РАО.
Об основных направлениях профильного обучения в России рассказал вице-президент РАО, академик РАО, д-р пед. наук, профессор, главный редактор журнала «Профильная школа» А. А. Кузнецов. Главная идея выступления ученого - необходимость ориентации процесса обучения на личность ученика и вытекающих отсюда особенностей разработки структуры и содержания нового поколения образовательных стандартов, вариантов оценки учебных достижений школьников. В современной педагогической пси-
хологии и дидактике в качестве образовательного результата рассматривается приращение в личностном потенциале человека - мотивационном, операциональном, когнитивном. При этом моти-вационному компоненту соответствуют личностные качества, операциональному - межпредметные результаты, когнитивному - предметные. Предполагается проведение мониторинговых исследований, которые позволят создать картину эффективности системы образования по формированию качеств личности школьника.
А. А. Кузнецов обратил внимание на проблему описания содержания образования в новом стандарте и объяснил, что в новых стандартах появится такой компонент, как фундаментальное ядро образования - 2-3 страницы на каждый учебный предмет.
Что касается образовательных программ, то сейчас в них будут включены программы воспитательной работы, социализации, программы формирования общеучебных действий и другие программы образовательной деятельности учебного заведения. Базисный учебный план (БУП) предполагается назвать Базисным образовательным планом. На основании всех этих позиций Государственная Дума приняла ряд поправок к закону «Об образовании».
В своем докладе «Кредитно-модульная структура профильного обучения» директор института содержания и методов обучения РАО, академик РАО, д-р пед. наук, профессор, зам. главного редактора журнала «Профильная школа» М. В. Рыжаков сказал, что одной из наиболее перспективных форм профильного обучения является организация учебно-познавательной деятельности школьников по индивидуальным учебным планам: в них выбор старшеклассников становится более дифференцированным. Старшеклассник при этом имеет возможность получать образование фактически в нескольких учебных заведениях, в том числе часть курсов осваивать дистанционно. При этом изменяется структура и форма представления учебного материала, что придает образовательному процессу большую гибкость и адаптивность. В этих условиях более адекватной формой организации учебного процесса выступает модульная система обучения. У учителя появляются группы со сменным составом учащихся, с которыми он работает по учебным модулям. В пределах школы модуль занимает от 5 до 20 часов учебного времени. Основное средство контроля -аттестация обучающихся по итогам освоения модуля. Оценка становится накопительной или рейтинговой. Появляется возможность определения уровня успешности ребенка. А система в целом будет модульно-рейтинговой, легко согласуемой с новой формой государственной аттестации -Единым государственным экзаменом.
Научная жизнь
В конце выступления М. В. Рыжаков сказал, что для системы российского образования профильное обучение - это наиболее значимое, наиболее эффективное направление, за которым большое будущее.
Р. X. Гимеева, представитель Поволжского отделения РАО, заведующий Лабораторией педагогического образования и гуманитарной подготовки Института педагогики и психологии профессионального образования РАО (г. Казань), отметила, что Вятский ГГУ занимает активную позицию в разработке вопросов профильного обучения, особенно в сельской школе. Важен выбор подхода к обучению: компетентностного, системно-деятельностного, программно-целевого, кластерного или другого.
Большое внимание на семинаре было уделено обсуждению вопросов организации профильного обучения в Кировской области. С докладом о сегодняшнем состоянии дел в Вятском регионе выступила заместитель начальника управления образовательной политики, начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования Кировской области Л. Е. Золотова. В выступлении были детально проанализированы организационные мероприятия по введению профильного обучения в Кировской области, отмечена значительная роль КИПКиПРО в организации научно-методического сопровождения процесса профили-зации школ, названы некоторые итоги. Так, к концу 2004 г. 97,2% учащихся 9-х классов были переведены на предпрофильную подготовку. Безусловно, мощным подспорьем для решения за-
дач введения профильного обучения стал журнал «Профильная школа».
Проректор по научно-исследовательской работе КИПКиПРО В. П. Ларина рассказала о научно-методическом сопровождении подготовки педагогических кадров для реализации профильного обучения в Вятском крае.
На семинаре были отражены результаты теоретических разработок по проблемам профильного обучения, выполняемых учеными ВятГГУ и ВВРНОЦ РАО. Так, директор Волго-Вятского Центра РАО О. В. Коршунова рассказала о применении интегративно-дифференцированного подхода в профильном обучении, в рамках которого продолжается создание учебно-методического комплекта по естественнонаучному блоку учебных дисциплин для сельской школы. Докторант кафедры педагогики ВятГГУ С. А. Барамзина сообщила об особенностях системы педагогических средств в профильном обучении. О народной педагогике как способе духовно-нравственной модернизации образования на селе с позиций Концепции профильного обучения рассказала канд. пед. наук Н. С. Ширяева. В докладе были подняты проблемы возрождения лучших традиций российской народной культуры, этнотрадиционализма в процессе реализации профильного обучения на селе.
На семинаре обсуждались выступления представителей органов управления образованием, учителей различных типов школ Вятского края.
О. В. Коршунова, кандидат педагогических наук, доцент, директор ВВРНОЦ РАО