Научная статья на тему 'О Всероссийском форуме «Мастерская профилактики»'

О Всероссийском форуме «Мастерская профилактики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
форум / профилактика / Безопасность в науке и образовании / терроризм / деструктивные идеологии / воспитательная работа / образовательная среда
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашкина Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Всероссийском форуме «Мастерская профилактики»»

О Всероссийском форуме

«Мастерская

профилактики»

практические материалы

56

57

практические материалы

О Всероссийском форуме «Мастерская профилактики»

Калашкина Татьяна Валерьевна — заместитель начальника отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ, руководитель Всероссийского форума «Безопасность в науке и образовании. Мастерская профилактики», г. Ростов-на-Дону.

26-28 июня 2024 года в г. Ростове-на-Дону состоялся девятый Всероссийский научно-практический форум «Безопасность в науке и образовании. Мастерская профилактики», организатором которого является Минобрнауки России при поддержке аппарата Национального антитеррористического комитета (далее — НАК).

Цель мероприятия заключается в определении векторов работы в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизму в образовательной среде, а также выработке методик и практик по организации и реализации профилактической работы в современных общественно-политических условиях.

мастерская профилактики

Рис. 1. Открытие Всероссийского научно-практического форума «Безопасность в науке и образовании.

Мастерская профилактики».

58

практические мптериппы

Для кого проект?

Наша целевая аудитория — специалисты сферы высшего образования, ответственные за реализацию профилактической и воспитательной работы. Участниками форума стали:

— сотрудники федеральных

и региональных органов власти и правоохранительных органов;

— проректоры вузов по воспитательной и социальной работе и молодежной политике;

— руководители и специалисты структурных подразделений вузов

в сфере воспитания и профилактики;

— руководители и сотрудники региональных Координационных центров по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных

и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма.

Какие задачи мы поставили перед собой?

Первоочередная задача — сделать максимально практикоориентированное и полезное для специалистов мероприятие. По итогам мероприятий Мастерской профилактики участники:

— совместно с экспертами выработали основные направления работы

по внедрению профилактической составляющей в воспитательную деятельность в вузе;

— совместно с представителями аппарата НАК и федеральных органов власти

и экспертами выработали рекомендации и создали методические наработки по проведению профилактических мероприятий в вузах;

— узнали о лучших практиках в сфере организации общей, адресной

и индивидуальной профилактической работы;

— обсудили эффективность профилактических мероприятий за период действия Комплексного плана

противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации 2019-2023 гг., а также методики работы в рамках нового Комплексного плана на 2024-2028 гг.;

— научились совершенствовать межведомственное взаимодействие

в сфере профилактики, сформировали новые информационные связи внутри экспертного сообщества;

— получили знания о практиках формирования эффективной команды специалистов, реализующих задачи

в сфере профилактики.

Рис. 2. Форсайт-сессия «Профилактика в воспитательной деятельности образовательной организации».

Новые форматы

Одним из новых форматов практической работы, проведенных на Мастерской профилактики, стала форсайт-сессия «Профилактика в воспитательной деятельности образовательной организации».

Цель сессии — создать тот образ будущего, который мы хотим воплотить

ТОМШРШЫ

■ ГОЛОСОВАНИЕ •ТОРШРЧКА

•печкмсешвы

• 1 ГОЛОС В ЭФИРЕ

• рлог

. РЕЖИМ Р«0Ш

59

nPAKTU4£CKU£ МРТ8Р11АГ1Ы

в жизнь. Форсайт проводился в течение двух дней, в мероприятии приняли участие сотрудники вузов, ответственные за воспитательную и профилактическую работу, представители аппарата НАК, федеральных органов исполнительной власти, векторных центров. В рамках Форсайта участники совместно сформировали образ будущего профилактической сферы в образовательных организациях и меры, которые нужно предпринять, чтобы достичь его. Впервые на Мастерской профилактики состоялся конкурс проектов для Координационных центров.

Конкурс проходил по трем направлениям: укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, предупреждение межконфессиональных конфликтов, противодействие идеологии терроризма.

По итогам конкурса экспертное жюри отметило три лучших проекта:

— «Школа студенческого агитационно-просветительского актива» (направление «Противодействие идеологии терроризма, профилактика экстремизма

и неонацизма»), Координационный центр г. Белгорода;

— «Душа России» (направление «Укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей»), Координационный центр г. Мурманска;

— «Этноконфессиональная школа» (направление «Укрепление этноконфессионального взаимодействия»), Координационный центр г. Красноярска.

Победители получат организационную, методическую, экспертную и финансовую поддержку от векторного центра, ответственного за направление.

Что еще интересного?

Представители Координационных центров прослушали мастер-класс от директора НЦПТИ Сергея Чурилова о выстраивании работы команды внутри и снаружи. В рамках мастер-класса отмечена важность включения в воспитательную работу профилактических элементов. Также было рассмотрено, как понимание ролей в команде может выявить потребности коллектива, векторы ее развития и эффективность работы.

Параллельно представители вузов, ответственные за воспитательную работу, занимались решением кейсов по тематике профилактической работы в образовательной организации. Модераторами выступили Бобровская И.А., начальник отдела сопровождения образовательных программ Института изучения детства, семьи и воспитания, и Жученко B.C., начальник отдела профилактической работы НЦПТИ.

Рис. 3. Решение кейсов по тематике профилактической работы в образовательной организации.

Участники выполнили задания на командообразование, а затем решали кейсы с определенными ситуациями, которые могли бы произойти в вузе. Цель каждой команды заключалась в разработке рекомендаций действий профессорско-преподавательского состава в ситуации, прописанной в выпавшем кейсе.

60

практические материалы

ПЛАНИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ

дискуссионная площадка «открытый диалог»

ВЫБОР АКТКУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ

ВАРИАТИВНОСТЬ ЭКСПЕРТОВ

Спикерами дискуссионной площадки «Открытый диалог» стали более 50 экспертов из различных отраслей знаний

Проблематика мероприятия определяется с учетом интересов и отраслевой принадлежности целевой аудитории

СТИМУЛИРОВАНИЕ АКТИВНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ

НЕФОРМАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Академическая дискуссия без заранее подготовленных вопросов

поощрение представителей молодежи брендированной продукцией с айдентикой БФУ им. И. Нанта

Рис. 4. Доклады «Лучшие практики межведомственного взаимодействия в регионе».

Представители Координационных центров выступили с докладами о лучших практиках межведомственного взаимодействия в регионе: свои достижения представили руководители Координационных центров БФУ им. И. Канта, БелГУ, СГЮА и ПетрГУ.

Выступающие выделили несколько форматов проведения профилактических мероприятий: дискуссионную площадку «Открытый диалог» и Дискуссию Джеффа. Представители Координационных центров отмечали высокую эффективность данных форматов в работе со студентами.

Также руководитель Координационного центра СГЮА Татьяна Корнаухова поделилась разработанными методическими пособиями для сотрудников, ответственных за воспитательную и профилактическую работу в вузах.

Для представителей вузов, ответственных за воспитательную работу, состоялся мастер-класс по адресной профилактике

в образовательной среде, в рамках которого разобрали, как встроить данный вид работы в план профилактической деятельности образовательной организации. Также были представлены доклады о лучших практиках и проектах НЦПТИ.

Результаты «Мастерской профилактики»

В течение форума специалисты сферы профилактики и воспитания работали в рамках актуальной повестки, разобрали наболевшие вопросы,закрепили успешные практики и узнали о новых методах профилактической работы. На Мастерской профилактики были разработаны методические материалы, проекты и практики, которые будут полезны в работе для представителей сферы образования. Мастерская продолжит работу в следующем году, сохраняя практикоориентированный формат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.