Научная статья на тему 'О возможных проблемах внутренней организации кластеров'

О возможных проблемах внутренней организации кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / REGIONAL INDUSTRIAL CLUSTER / АССОЦИАЦИЯ / ASSOCIATION / ЦЕНТР КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ / CENTER FOR CLUSTER DEVELOPMENT / КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ КЛАСТЕРА / THE COORDINATING COUNCIL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалев Дмитрий Александрович

В статье рассматривается возможное проявление коррупции в региональных промышленных кластерах со стороны государства, ассоциациях, как формах объединения предприятий в кластере, координационных советах кластера и центрах кластерного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE POSSIBLE PROBLEMS OF INTERNAL ORGANIZATION OF CLUSTERS

The article discusses a possible manifestation of corruption in regional industrial clusters of the state, associations, forms of Association of enterprises in the cluster, the coordinating councils of cluster centers and cluster development.

Текст научной работы на тему «О возможных проблемах внутренней организации кластеров»

УДК 332.12

О ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМАХ ВНУТРЕННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КЛАСТЕРОВ

Д.А. Михалев

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассматривается возможное проявление коррупции в региональных промышленных кластерах со стороны государства, ассоциациях, как формах объединения предприятий в кластере, координационных советах кластера и центрах кластерного развития.

Ключевые слова: региональный промышленный кластер, ассоциация, центр кластерного развития, координационный совет кластера.

Отечественные и зарубежные экономисты в России и за рубежом придерживаются точки зрения, что регионы, на территории которых складываются промышленные кластеры, становятся лидерами экономического развития, что определяет конкурентоспособность региональных экономик [5].

Под региональным кластером обычно подразумевают региональную концентрацию предприятий одной или нескольких взаимосвязанных отраслей, конкурирующих, но вместе с тем кооперирующихся друг с другом, извлекающих выгоды из специфических местных активов, совместного расположения и социальной встроенности.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что в региональных кластерах главным образом концентрируется большое количество фирм малого и среднего размера. Тем не менее, не только фирмы являются участниками кластера. Предприятия создают эффективные альянсы с разнообразными учреждениями, такими как университеты, исследовательские институты, общественные объединения, органы власти, организации потребителей и т. п. Их взаимодействия формируют окружающую среду, воздействующую непосредственно на специализированные фирмы, совокуп-

ность которых представляет собой «ядро» кластера. Различные действующие лица вовлекаются в кластерное сотрудничество различными способами и стимулами. Их возможности и роли могут меняться в зависимости от национальных особенностей и периода жизненного цикла кластера [6].

Современные методы управления региональной экономикой находятся в стадии становления. Необходим поиск и обоснование новых подходов к управлению развитием региональных экономических систем, отвечающих современным условиям. Актуальность анализа основных подходов к управлению развитием региональной экономики, а также кластерной концепции, как новой теории организации экономической деятельности, не вызывает сомнений [5].

Обеспечение социально- экономического роста, повышение уровня эффективности используемых ресурсов и уровня конкурентоспособности возможно при использовании кластерного подхода в управлении региональной экономикой. Более того, формирование региональных кластеров в настоящее время является одним из перспективных направлений противодействия системным проявления коррупции [2]. Актуальность развития кластерной формы взаимодействия пред-

приятий подтверждается стремлением федеральных органов исполнительной власти выстраивать и развивать кластеры предприятий на основе собственных рекомендаций.

Государственное финансирование должно занимать важную роль в создании и формировании кластеров, потому что через развитие, консолидацию и кооперирование предприятий правительственные органы могут получать более гибкие рычаги влияния, корректировки деятельности региональных предприятий и регионов в целом. Развитие программ по поддержке отраслевых региональных предпринимательских объединений позволит увеличить конкурентоспособность предприятий, улучшить социальную сферу, поддержать научно- исследовательские учреждения [7].

Исследуя возможности развития кластеров в России [1], можно сделать вывод, что сложившиеся в стране институты, высокий уровень коррупции и риски утраты прав собственности подавляют активность российского бизнеса и приводят к деградации его потенциала, в связи с чем, партнеров по осуществлению проектов и поставщиков продукции всё чаще приходится искать среди зарубежных компаний. Существенным и проблемным недостатком кластера является то, что при широком сотрудничестве с государственными органами (при регулировании промышленного кластера государством) это может привести к коррупции и к противоборству интересов участников регионального кластера.

В литературе по кластерам традиционно подчеркивается значимость коллективного осознания выгод от сотрудничества между компаниями (например, в области управления факторами производства). Предприятия должны понимать ценность совместного функционирования, основанную на конкурентных преимуществах. В то же время компании могут иметь объективно значимые причины

для уклонения от сотрудничества (например, опасение раскрытия своих активов в рамках совместных проектов, так как качество и количество активов компании может измениться непропорционально по сравнению с конкурентами). Как правило, бизнес играет активную роль в повышении качества местной конкурентной среды посредством трансляции своих потребностей в образовательную и исследовательскую подсистемы.

Законодательное определение «кластер» на уровне федеральных законов отсутствует. Данный факт объясняется тем, что законы, чаще всего, принимаются законодательным органом с некоторым опозданием во времени от момента возникновения тех общественных отношений, которые они впоследствии регулируют. Так было с Гражданским кодексом, а также некоторыми другими федеральными законами. Существование в настоящее время отношений, связанных с созданием и развитием кластеров предприятий, подтверждается тем, что данный термин активно применяется в отраслевых подзаконных актах Российской Федерации.

Кластер не является юридическим лицом. Структура экономического кластера не объединена единым для всех соглашением. Понятие экономического кластера предполагает, что договорные отношения между отдельными предприятиями достаточно устойчивые, то есть носят долговременный характер. Предприятия экономического кластера обслуживают определенный сектор рынка, то есть нацелены на покупателей определенной продукции конкретной территории [8].

Из множества видов организационных объединений, ассоциация является наиболее распространенной организационной формой существования институтов сотрудничества. Опираясь на накопленный опыт формирования кластеров, можно констатировать, что именно такая

форма объединения может быть использована в целях координации деятельности предприятий, решивших объединиться в кластер. Ассоциация, как добровольное объединение предприятий, не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий-участников. Однако, деятельность ассоциации, как управленческого и координирующего органа кластера, должна быть нацелена, прежде всего, на согласование действий участников объединения, налаживание взаимоотношений, информационных каналов взаимообмена между предприятиями-участниками, актуализацию и решение неотложных проблем, которые препятствуют эффективной деятельности кластера и реализации совместных проектов. Члены ассоциации сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и могут принимать участие в других хозяйственных объединениях. Часто бывает, что внутри одного кластера создается еще несколько кластерных объединений, членами которых могут быть предприятия-соучастники других кластеров [7].

Перечислим функции, которые выполняет ассоциация, как форма реализации кластерного объединения:

- координационная;

- информационная;

- консультативная;

- представительская;

- распределительная.

Рассмотрим более подробно функции потенциально подверженные коррупции со стороны государства.

Координационная функция проявляется в корректировке и координации направлений деятельности предприятий согласно целям развития кластера в целом. К координационным действиям также можно отнести разрешение хозяйственно-экономических противоречий в «ядре» кластера, осуществление управленческих функций, реализуемых через совместное равноправное управление, основанное на коллегиальном принципе. При

этом наиболее распространены следующие формы организации управленческого аппарата ассоциации: руководство ассоциации выбирается из числа руководителей наиболее влиятельных, крупных, ключевых предприятий-участников или формируется из числа наёмных менеджеров со стороны.

Информационная функция ассоциации является наиболее распространенной и чаще всего основной. Ассоциация может с успехом исполнять роль центра, через который проходят информационные потоки и взаимосвязи между участниками объединения. Для достижения этого каждое предприятие, которое входит в кластер, в идеале должно предоставлять как можно более полную информацию о себе и своей деятельности, а также иметь возможность получить такую же информацию о других участниках. Возможным условием реализации данного принципа может служить нераспространение информации за границы кластера и неразглашение коммерческой тайны. Информационная насыщенность основывается на беспрепятственном доступе, полноте и правдивости предоставленной информации.

Кроме того, одним из источников коррупции в региональном кластере может служить так называемый координационный совет кластера при вхождении в его состав представителей государственных органов. Функции совета обычно включают в себя:

- содействие развитию участников кластера;

- координацию деятельности участников в сферах кооперации;

- согласование и выработку общих позиций в вопросах, затрагивающих интересы разных участников; и т.д.

Аналогами координационных советов кластера являются центры кластерного развития. Приказ Минэкономразвития [3] определяет цель создания центра кластерного развития, являющегося инфра-

структурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.

На данный момент не существует нормативно-правового акта, регламентирующего положение о координационном совете кластера, либо о центре кластерного развития. Это как показывает практика [4, 8], приводит к возможности участия в управлении кластера представителей государственной власти и как следствие может привести к лоббированию интересов тех или иных участников кластера. При подобном проявлении коррупции предприятия кластера не смогут свободно конкурировать друг с другом, что не позволит достигать региональному промышленному кластеру желаемого и ожидаемого синергетического эффекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ломакова У.В. Сетевой бизнес и кластерные технологии. - М.: Дом ВШЭ, 2011.

2. Самсонов А.А. Территориальные кластеры с пониженным уровнем коррупции как инструмент антикоррупционной политики // Общество и право. - 2009. - № 5.

3. Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства».

4.http://krskinvest.ru/innovacionnava-strategiva/innovacionnie-territorialnie-klasteri/

5. Михалев, Д.А. Экономико -математическое моделирование промышленной кластеризации регионов / Д.А. Михалев // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. -2014. - № 2 (38). - С.65-75.

6. Марков Л. С., Ягольницер М. А. Кластеры: формализация взаимосвязей в неформализованных производственных структурах Новосибирск: ИЭОПП, 2006.

7. Бегун И.В., Марков Л.С., Ягольницер М.А. Роль ассоциации в организации деятельности кластеров - Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2007. - Т. 7, вып. 1.

8. Распоряжение Губернатора Ярославской области от 27.10.2011 № 522 -р «Об утверждении состава Координационного совета по развитию кластера современной фармацевтической промышленности и инновационной медицины при Губернаторе области».

Рукопись поступила в редакцию 15.09.2015.

ABOUT POSSIBLE PROBLEMS OF INTERNAL ORGANIZATION OF CLUSTERS

D. Mikhalev

The article discusses a possible manifestation of corruption in regional industrial clusters of the state, ass o-ciations, forms of Association of enterprises in the cluster, the coordinating councils of cluster centers and cluster development.

Keywords: regional industrial cluster, Association, center for cluster development, the coordinating Council

cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.