Научная статья на тему 'Методика формирования промышленных кластеров'

Методика формирования промышленных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / INDUSTRIAL CLUSTER / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕ РА / THE CLUSTER FORMATION TECHNIQUE / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА / THE STEPS OF FORMING AN INDUSTRIAL CLUSTER / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряшов Вадим Сергеевич

В статье предложена методика формирования промышленных кластеров. Определены основные цели, задачи и принципы создания и функционирова ния кластеров. Рассмотрены основные условия для привлечения предпри ятий в кластер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF INDUSTRIAL CLUSTERS FORMATION

The paper gives a method of industrial clusters formation. It defines the main goals, objectives and principles of the establishment and functioning of clusters. And it considers the basic conditions for attracting companies to the cluster.

Текст научной работы на тему «Методика формирования промышленных кластеров»

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

TECHNIQUE OF INDUSTRIAL CLUSTERS FORMATION

УДК 334.021

КуДРяшоВ Вадим Сергеевич

старший преподаватель кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, kudvad88 @yandex.ru

KUDRYASHOV, Vadim Sergeevich

Senior Lecturer of the Economics of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, kudvad88@yandex.ru

Аннотация.

В статье предложена методика формирования промышленных кластеров. Определены основные цели, задачи и принципы создания и функционирования кластеров. Рассмотрены основные условия для привлечения предприятий в кластер.

Ключевые слова: промышленный кластер, методика формирования кластера, этапы формирования промышленного кластера, регион.

Abstract.

The paper gives a method of industrial clusters formation. It defines the main goals, objectives and principles of the establishment and functioning of clusters. And it considers the basic conditions for attracting companies to the cluster.

Key words: industrial cluster, the cluster formation technique, the steps of forming an industrial cluster, region.

В современных реалиях развития мировой экономики для успешного развития национальной экономики необходимо определить основные направления и принципы создания эффективной структуры, которая будет успешно развиваться, обеспечивая стабильность и устойчивость в долгосрочной перспективе, несмотря на быстро изменяющиеся внешние воздействия неблагоприятной окружающей среды международного рынка.

Одним из эффективных направлений перспективного экономического развития реги-

ональной экономики является формирование промышленных кластеров [1].

Внедрение кластеров дает неоспоримые конкурентные преимущества участникам кластерных структур, а именно:

• участие в долгосрочных программах взаимовыгодного сотрудничества, кооперации при финансировании внедрений НИОКР;

• субсидирование части затрат на внедрение промышленных образцов;

• развитие системы правовой защиты регистрации изобретений;

• льготное налогообложение;

• возможность создания совместных программ по подготовке и переподготовке кадров, центров информационной поддержки развития кластеров [2].

Несмотря на существующие различия и особенности экономического развития в мировой и отечественной практике, важно найти единый подход к формированию промышленных кластеров на основе единой логики, сформулировав методологические принципы основ формирования промышленных кластеров в регионе.

Методика формирования промышленных кластеров в регионе предлагается автором на основе изучения мирового и отечественного опыта формирования кластеров в современных условиях развития мировой и на-

циональной экономики, используя основные методологические принципы образования [3].

Формирование промышленного кластера можно представить в виде алгоритма, включающего следующие взаимосвязанные этапы (рисунок).

Этап 1. Определение целей и задач создания кластера.

Стратегическая цель должна отражать концептуальную идею создания кластера и быть конкретна, достижима и измерима.

Стратегическая цель определяет единство целей участников кластера и отражает интересы всех участников кластера, территориальных сообществ, включая национальный, региональный, местный уровни.

Количественно цель создания кластера может быть выражена в достижении опреде-

Этапы формирования промышленного кластера

ленной доли на национальном, региональном рынках профильной продукции, объеме замещения импорта.

Задачи создания кластера могут быть сформулированы по двум уровням:

• уровень хозяйствующих субъектов;

• территориальный уровень.

Этап 2. Формирование инициативной группы.

Формирование инициативной группы по созданию кластера происходит под руководством региональных органов власти. Инициативная группа осуществляет весь комплекс работ по формированию кластера по этапам до подписания учредительного договора и формирования органов управления кластером. Данная группа осуществляет анализ условий формирования кластера, проводит маркетинговые исследования, определяет мотивацию потенциальных участников кластера, проводит анализ потенциала ресурсов и капиталов, осуществляет контроль деятельности кластера.

Этап 3. Анализ среды (маркетинговые исследования).

Маркетинговые исследования по анализу среды кластера состоят в изучении и мониторинге состояния рынка товаров, выявлении имеющихся конкурентных преимуществ, выявлении недостатков, изучении факторов спроса и предложений товаров и услуг, анализе динамики цен, изучении конкуренции на рынке с целью повышения конкурентоспособности и занятию большего сегмента рынка товаров.

Проведение маркетинговых исследований может осуществляться консалтинговыми фирмами на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Этап 4. Определение структуры и состава участников.

Определение структуры и состава участников осуществляется, исходя из описания концептуальной модели кластера, включающей определение типа кластера и его структуры.

Тип кластера определяется, исходя из отраслевых особенностей кластера, включая наличие основного предприятия отрасли, имеющихся наработанных хозяйственных связей.

К основным типам кластера могут быть отнесены:

• отраслевые и межотраслевые;

• фокусные и дисперсные;

• вертикально-ориентированные и горизонтально-ориентированные;

• промышленные, инновационные, рекреационные;

• процессные, дискретные и прочие.

Состав участников кластера определяется,

исходя из его специфики, имеющихся сложившихся взаимосвязей между потенциальными участниками кластера, инфраструктуры, развития малого бизнеса, инновационного предпринимательства, ассоциации бизнеса на уровне региона.

Структура промышленного кластера включает в себя производственный блок, сервисный блок по обеспечению бесперебойной работы, информационно-образовательный блок, научно-исследовательский блок, финансовый блок, блок реализации продукции, инфраструктуру, блок поставщиков, органы государственной, региональной и муниципальной власти.

Особенно важен при определении состава участников кластера анализ состояния их ресурсов и капиталов. При рассмотрении вопросов состояния капитала необходимо рассмотреть его величину и структуру, выявить имеющиеся потенциальные резервы, потенциал финансирования, объем капитала, объем оборотного капитала и оборачиваемость, ликвидность, инновационную активность потенциального участника кластера. Необходимо провести анализ состояния кадрового потенциала будущего участника кластера, его технологической оснащенности и имеющейся инженерной и технологической инфраструктуры. Наличие высококвалифицированного трудового потенциала позволит внедрять новую технику и новые технологии, совершенствуя имеющиеся потенциальные возможности развития кластера.

Анализ внешних и внутренних ресурсов и возможностей потенциальных участников кластера позволит выявить хозяйствующие субъекты, заинтересованные во внедрении новшеств и инноваций на основе внедрения интеграционных процессов сотрудничества участников кластера. Синергия усилий

всех участников кластера позволит усилить конкурентные преимущества в результате реализации кластерной стратегии как всего кластера в целом, так и всех его участников в отдельности.

В то же время в результате проведенного анализа возможностей и ресурсов хозяйствующих субъектов будут выявлены неконкурентные и неперспективные субъекты экономики, которые не смогут стать участниками кластера.

Необходимо в результате анализа выявить научно-исследовательские и образовательные субъекты, имеющие необходимый потенциал для развития и повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов для инновационных преобразований в соответствии с целями и задачами кластера.

В то же время необходимо выявить предприятия и структуры, которые имеют возможности предоставления качественных услуг, обеспечивая производственный процесс и его воспроизводство, включая финансовые, консалтинговые, лизинговые организации, банки и финансовые институты, предприятия электроснабжения, связи и транспорта.

Этап 5. Анализ мотивации потенциальных участников кластера.

Мотивация потенциальных участников кластера заключается в желании стабильного и динамичного развития на основе взаимовыгодного сотрудничества в результате наличия крепких долгосрочных взаимоотношений всех участников производственного процесса кластера по созданию конкурентоспособной продукции или услуг на региональном и внешнем рынках. Наличие крепких партнерских взаимоотношений позволяет расширять ассортимент продукции и услуг, включая высокотехнологичные инновационные продукты и технологии, объединяя имеющиеся и потенциальные возможности и ресурсы всех участников кластера.

Оптимизация использования имеющихся ограниченных ресурсов позволяет оптимизировать производственные издержки для достижения поставленных целей и задач, иметь перспективы для динамичного устойчивого развития.

Мотивация потенциальных участников вступления в кластер может быть продиктована готовностью самих предприятий встать на путь инновационного развития. Косность мышления и нежелание вступления в кластер могут быть продиктованы низким уровнем конкуренции на сегменте рынка, позволяя предприятиям «дрейфовать» на рынке товаров и услуг без усилий и нежелания развиваться по инновационному пути, тем самым ограничивая свои конкурентные преимущества. Поэтому необходимо заинтересовать потенциальных участников кластера, предоставив им благоприятные условия как на уровне государства, так и региона.

Этап 6. Создание условий для привлечения предприятий в кластер.

Создание благоприятных условий для внедрения кластеров возможно при предоставлении налоговых льгот для предприятий, работающих в инновационных областях экономики, научно-исследовательских и образовательных учреждениях, занятых проведением НИОКР и технологий в инновационных областях развития, занятых подготовкой высококлассных специалистов, необходимых для инновационного развития.

Также для привлечения предприятий в кластер необходимо:

• обеспечить прямое финансирование инновационных работ в качестве субсидий, займов, предоставляемых на льготных условиях для создания новой конкурентной продукции или услуг, технологий;

• закрепить на законодательном уровне применение налоговых льгот для предприятий, работающих в инновационных сферах национальной экономики, а также защиту авторских прав и интеллектуальной собственности;

• разработать механизм защиты рисков при создании новых продуктов и технологий;

• предоставлять ссуды и дотации для развития перспективных инновационных направлений, включая безвозмездные ссуды;

• уделить особое внимание подготовке кадров для инновационных преобразований в экономике, создав благоприятные условия для развития научного, производственного, профессорско-преподавательского состава.

Развитие национальной экономики наиболее перспективно и эффективно при проведении политики поддержки инновационных преобразований как государством, так и регионами.

Этап 7. Определение принципов функционирования кластера.

Функционирование кластера должно быть основано на следующих принципах:

• определение общей стратегической цели в долгосрочной перспективе для всех участников кластера;

• юридическая и правовая самостоятельность участников кластера при осуществлении хозяйственной деятельности на основе субконтрактации субъектов кластера;

• единая система координации деятельности на основе понятийного аппарата управления, включая менеджмент предприятия при соблюдении единых управленческих технологий и инструментов управления;

• единая корпоративная структура кластера, основанная на соблюдении корпоративной культуры, включающей общие идеи, ценности, взгляды, объединяющие всех участников кластера и определяющие основу деятельности кластера на основе интеграции всех участников.

Соблюдение общих принципов, взглядов и норм корпоративной культуры кластера позволят принимать эффективные решения развития кластера в долгосрочной перспективе, соблюдая все необходимые нормы взаимовыгодного сотрудничества участников кластера.

Этап 8. Технико-экономическое обоснование организационного проекта кластера.

Технико-экономическое обоснование организационного механизма кластера включает в себя разработку пакета проектов, являющихся основанием для создания и развития кластера. Проекты носят инвестиционный характер и включают в себя детальные бизнес-планы, которые направлены на развитие основного производства, производственной и социальной структуры кластера.

Этап 9. Финансовые планы проекта кластера (бизнес-планы инвестиционных проектов).

Инвестиционные проекты связывают все субъекты кластера по всем уровням структуры, включая вертикальные и горизонтальные

связи взаимного сотрудничества, основываясь на единстве информационного пространства кластера, техническом и качественном уровне, кадровом обеспечении, являясь основой для составления финансовых планов проекта кластера.

Проекты финансовых планов работы кластеров охватывают инфраструктуру субъектов кластера, включая развитие производственных технологий на основном производстве и предприятиях-поставщиках. Данные проекты предусматривают разработку и осуществление мероприятий по повышению качества продукции на предприятиях кластера. При этом осуществляется разработка и внедрение мероприятий по оптимизации логистики производственного процесса по созданию инновационной конкурентоспособной продукции, уменьшая производственные издержки.

Разработка финансовых планов проекта предусматривает развитие деятельности по подготовке и переподготовке кадров, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

При подготовке проектов инновационного развития необходимо привлекать малый бизнес для осуществления инновационной деятельности по всем необходимым направлениям, оптимизируя финансирование инновационной производственной и научной деятельности.

Этап 10. Создание координационного совета кластера.

Координация деятельности кластера осуществляется координационным советом кластера, который осуществляет взаимодействие с органами государственной, региональной, муниципальной власти посредством участия в кластерной ассоциации, объединяющей кластеры региона.

Основными направлениями деятельности координационного совета кластера являются:

• создание концепции кластера;

• достижение общих целей и задач участников кластера на основе создания общего видения по ключевым вопросам развития кластера;

• согласования концептуального развития кластера с органами регионального, местного

ПЕтербургский экономический журнал • № 2 • 2015

53

управления путем проведения рабочих встреч и обсуждений;

• разработка основ взаимодействия всех участников кластера путем подписания соглашений о партнерстве внутри кластера;

• разработка стратегии деятельности кластера с выработкой конкретных мероприятий по осуществлению работы кластера.

Деятельность координационного совета по созданию кластера осуществляется на основе постановления правительства региона. Координационный совет кластера осуществляет координационную деятельность внутри кластера всех участников объединения.

Основными задачами координационного совета кластера являются:

• определение наименования кластера, бренда;

• разработка стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее осуществлению;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обоснование механизма взаимодействия участников кластера;

• координация деятельности участников кластера на основе стратегии развития кластера;

• создание рабочих групп для осуществления технического руководства кластером из членов предприятий-лидеров и решению вопросов оперативного управления;

• определение правил и норм взаимодействий участников внутри кластера;

• заключение соглашений о сотрудничестве с хозяйствующими субъектами кластера;

• ведение реестра участников кластера;

• мониторинг деятельности кластера;

• оценка эффективности деятельности кластера.

Сотрудничество участников кластера осуществляется в рамках информационной

деятельности, маркетинга, закупок, производственной деятельности, деятельности экономических фондов. Развитие взаимного сотрудничества внутри кластера носит постепенный характер, все более охватывая различные сферы деятельности субъектов кластера, включая подготовку кадров, обмен опытом, основываясь на честных партнерских взаимоотношениях при совместной деятельности.

Этап 11. Формирование плана по реализации проекта.

Формирование плана по реализации проекта кластера основывается на ожидаемой высокой эффективности реализации кластерных инициатив. Естественно приоритет отдается кластерам по прорывным направлениям инновационного развития экономики, создающим базу для дальнейшего инновационного экономического развития национальной экономики, формируя современный технологический уклад.

Для эффективного проведения кластерных преобразований в национальной экономике необходима поддержка государства. При этом главенствующую роль должны играть региональные и муниципальные власти, которые должны быть заинтересованы в развитии региональной экономики с целью повышения уровня жизни населения.

Сформулированные предложения по формированию регионального промышленного кластера могут стать основой для развития экономической деятельности на территориях регионов и муниципалитетов по пути инновационных преобразований. Несомненно, укрепление мощи региональной экономики будет способствовать динамичному и стабильному росту национальной экономики на мировом рынке в современных условиях.

Список литературы

1. Портер М. Конкуренция. М.: Издат. дом «Вильямс», 2005.

2. Губченкова А. С. Анализ сферы культуры Санкт-Петербурга и оценка возможностей реализации кластерных инициатив // Петербургский экономический журнал. 2014. № 3. С. 71-72.

3. Кудряшов В. С. Анализ развития экономики европейских стран на основе кластерного подхода // Дизайн. Материалы. Технология. 2012. Т. 3. С. 107-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.