Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В РЕШЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ'

О ВОЗМОЖНОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В РЕШЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СОТРУДНИКА / ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тищенко Юрий Юрьевич

В статье идет речь о необходимости ориентации сотрудника правоохранительных органов на изучение развития личности, исследование формирования его индивидуальности в познавательной сфере, что является важнейшим аспектом профессиональной деятельности, поскольку она способствует раскрытию возможностей и способностей человека на конкретном, психологически значимом для него этапе его жизнедеятельности. Автор полагает, что данное обстоятельство повышает необходимость ориентирования сотрудника на подробное изучение индивидуальных особенностей личности преступника, потерпевшего, свидетеля, лица, оказывающего конфиденциальное содействие, коллеги, адвоката и многих других лиц, участвующих в процессе раскрытия и расследования противоправных деяний. В заключении сделан вывод, что формирование психологических аспектов готовности сотрудника к осуществлению индивидуального подхода в профессиональной деятельности зависят от его личностных установок, уровня рефлексивного мышления, собственной мотивации познавательной деятельности, а также от ориентации на учет и использование индивидуальных особенностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тищенко Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE POSSIBILITIES OF IMPLEMENTING AN INDIVIDUAL APPROACH BY A LAW ENFORCEMENT OFFICER IN SOLVING OFFICIAL TASKS

The article deals with the need for a law enforcement officer to focus on the study of personality development, the study of the formation of his personality in the cognitive sphere, which is the most important aspect of professional activity, since it contributes to the disclosure of a person's capabilities and abilities at a specific, psychologically significant stage of his life. The author believes that this circumstance increases the need for an employee to focus on a detailed study of the individual characteristics of the criminal, the victim, the witness, the person providing confidential assistance, a colleague, a lawyer and many other persons involved in the process of disclosure and investigation of illegal acts. In conclusion, it is concluded that the formation of psychological aspects of an employee's readiness to implement an individual approach in professional activity depends on his personal attitudes, the level of reflexive thinking, his own motivation for cognitive activity, as well as on the orientation to taking into account and using individual personality traits.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В РЕШЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_198 УДК 349

О ВОЗМОЖНОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОМ ПРАВОООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В РЕШЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ О ВОЗМОЖНОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОМ ПРАВОООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В РЕШЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ

ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: yutish@list.ru;

TISHCHENKO Yuriy Yu.,

Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: yutish@list.ru

Краткая аннотация. В статье идет речь о необходимости ориентации сотрудника правоохранительных органов на изучение развития личности, исследование формирования его индивидуальности в познавательной сфере, что является важнейшим аспектом профессиональной деятельности, поскольку она способствует раскрытию возможностей и способностей человека на конкретном, психологически значимом для него этапе его жизнедеятельности. Автор полагает, что данное обстоятельство повышает необходимость ориентирования сотрудника на подробное изучение индивидуальных особенностей личности преступника, потерпевшего, свидетеля, лица, оказывающего конфиденциальное содействие, коллеги, адвоката и многих других лиц, участвующих в процессе раскрытия и расследования противоправных деяний. В заключении сделан вывод, что формирование психологических аспектов готовности сотрудника к осуществлению индивидуального подхода в профессиональной деятельности зависят от его личностных установок, уровня рефлексивного мышления, собственной мотивации познавательной деятельности, а также от ориентации на учет и использование индивидуальных особенностей личности.

Abstract. The article deals with the need for a law enforcement officer to focus on the study of personality development, the study of the formation of his personality in the cognitive sphere, which is the most important aspect of professional activity, since it contributes to the disclosure of a person's capabilities and abilities at a specific, psychologically significant stage of his life. The author believes that this circumstance increases the need for an employee to focus on a detailed study of the individual characteristics of the criminal, the victim, the witness, the person providing confidential assistance, a colleague, a lawyer and many other persons involved in the process of disclosure and investigation of illegal acts. In conclusion, it is concluded that the formation of psychological aspects of an employee's readiness to implement an individual approach in professional activity depends on his personal attitudes, the level of reflexive thinking, his own motivation for cognitive activity, as well as on the orientation to taking into account and using individual personality traits.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскная психология, расследование преступлений, профилактика преступлений, борьба с преступностью, индивидуальные особенности личности, личность преступника, психология общения, профессиональная ориентация сотрудника, психология управления.

Keywords: operational investigative activity, operational investigative psychology, crime investigation, crime prevention, crime control, individual personality traits, criminal personality, communication psychology, professional orientation of an employee, management psychology.

Дата направления статьи в редакцию: 27.01.2022

На современном этапе развития нашего общества на регулярной основе осуществляется поиск основных путей по оптимизации личного вклада сотрудника правоохранительных органов в решение задач по активизации усилий, направленных на противодействие преступности и обеспечение законных прав и интересов граждан. Знание отдельных закономерностей и применение психологических приемов в процессе осуществления оперативно-служебных задач в целом помогает сотруднику правоохранительных органов регулировать и строить взаимоотношения с лицами, вовлеченными в процесс осуществления оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования.

Анализ современной практики свидетельствует, что в условиях противодействия преступности, укрепления служебной дисциплины и законности сотрудников правоохранительных органов просматриваются утрата их профессионализма и снижение уровня их общей культуры. По результатам опроса населения, в среднем каждый третий россиянин считает, что сотрудники правоохранительных органов не соответствуют предъявляемым требованиям и их профессиональная компетентность оставляет желать лучшего [2, с. 67].

Реализация принципа индивидуального подхода в повседневной практике правоохранительной деятельности обостряет проблему психологической готовности сотрудника к осуществлению своей роли в процессе ее осуществления. Данное обстоятельство повышает необходимость ориентирования сотрудника на подробное изучение индивидуальных особенностей личности преступника, потерпевшего, свидетеля, лица, оказывающего конфиденциальное содействие, коллеги, адвоката и многих других лиц, участвующих в процессе раскрытия и расследования противоправных деяний.

Охраняя общественный порядок и обеспечивая общественную безопасность граждан, мы не всегда предусматриваем необходимость индивидуального воздействия в процессе осуществления профессиональной деятельности. Однако, обращение к личности и поиск путей и средств, необходимых для работы с ней обусловлены тем, что никакие усилия специалистов не заменят усилия самой личности.

Важной особенностью деятельности сотрудников правоохранительных органов является то, что им приходится сталкиваться с противоборством заинтересованных лиц, которое может проявляться, как открыто, так и в скрытой форме. В условиях активного противоборства (зачастую в самых острых формах), необходимости постоянной конспирации, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей очень важно, чтобы сотрудник смог научиться навыкам ролевого поведения [4, с. 24]. Все это и объясняет необходимость коммуникатив-

Уголовный процесс

ной подготовки сотрудников. Важно, чтобы сотрудник в процессе развития навыков профессионального общения получил представление о наиболее важных психологических закономерностях этого процесса.

Непременным условием, залогом результативности данной работы являются высокие личные моральные и деловые качества руководителя, его чуткое и внимательное отношение к подчиненным. По нашему мнению, только личный пример дает моральное право воспитывать других. Высокую педагогическую эффективность данного метода отмечал К.Д. Ушинский, который подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью [6, с. 64]. Полагаем, что существенной предпосылкой действенности этой работы является знание руководителями основ педагогики и психологии, а также наличие у них нравственных и профессиональных качеств, психологических особенностей, которыми должны обладать члены коллектива для успешного решения задач.

Ориентация сотрудника правоохранительных органов на изучение развития личности, исследование формирования его индивидуальности в познавательной сфере является важнейшим аспектом профессиональной деятельности, поскольку она способствует раскрытию возможностей и способностей человека на конкретном, психологически значимом для него этапе его жизнедеятельности. Одной их основных практических задач индивидуального подхода выступает поиск в осмыслении своих индивидуальных особенностей, объяснение самому себе произошедшего и пресечение возможности развития проблемы в дальнейшем. Решение таких задач требует от сотрудника высокого профессионализма, который зависит не только от его психологической подготовки, но и от личностных установок сотрудника в профессиональном взаимодействии, а также от уровня его профессионального мышления.

Рассматривая профессиональную ориентацию сотрудника на обеспечение правоохранительной деятельности, полагаем возможным выделить ряд задач нашего исследования:

- изучить факторы, влияющие на личную ориентацию сотрудника в осуществлении им индивидуального подхода;

- изучить уровень профессиональной готовности сотрудника к осуществлению индивидуального подхода.

По нашему мнению, решение указанных задач позволит охарактеризовать указанную сферу профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов в единстве с ее мотивационными компонентами, а также выявить степень зависимости эффективности этой деятельности от личных установок сотрудника и от уровня развития его профессионального мышления.

Одним из основных направлений психологической основы деятельности сотрудников правоохранительных органов является выявление их профессиональной направленности и положительной мотивации. В данном случае необходимо поддержать точку зрения А.В. Шахматова, отметившего, что выявление профессиональной направленности сотрудников является необходимым этапом при определении профессиональной пригодности для службы в правоохранительных органах, поскольку позволяет узнать силу и обоснованность стремления работать в правоохранительной сфере, а также оценить желание сотрудника работать по конкретной специализации [7? с/ 227].

Прежде всего, мы исходим из того, что профессиональная рефлексия выражается в способности сотрудника входить в положение личности преступника с тем, чтобы появилось осознание произошедшего и необходимость построения алгоритма для решения его проблемы. При этом сотруднику необходимо знать и учитывать, не только образ мышления преступника, но и его индивидуальные особенности. При недостаточном уровне развития рефлексивного мышления сотрудник в большей степени склонен к навязыванию своего способа мышления. В этих случаях сотрудник прямо передает свое видение правомерного поведения, свой способ решения проблем, не учитывая индивидуальных особенностей оппонента, что не всегда способствует реальному продвижению личности преступника к законопослушному поведению.

В обществе достаточно давно существует мнение, что сотрудники склонны обвинять людей в нежелании быть законопослушными гражданами, чем признавать свое неумение объективно анализировать собственный стиль мышления и умение грамотно и целенаправленно осуществить индивидуальный подход в профессиональной деятельности.

Отметим, что формирование и развитие профессионального мышления сотрудника происходит не спонтанно, а в условиях целенаправленной работы по совершенствованию своего профессионализма. В качестве одного из средств такой профессиональной подготовки и в рамках обучения в высшем учебном заведении, и в системе повышения квалификации может быть использование выполнения оперативно-служебных задач, которые позволяют моделировать реальные жизненные ситуации для отработки соответствующего практического умения сотрудника.

Обратим внимание, что уровень практической готовности сотрудника в значительной мере зависит от его личностной ориентации в осуществлении индивидуального подхода, от потребности сотрудника в познании и в понимании другого человека, а также в поиске необходимых знаний, навыков, умений и наработки опыта.

Среди личностных установок сотрудника правоохранительных органов, определяющих его профессиональную удовлетворенность, наиболее значимыми являются те, которые реализуются в профессиональной деятельности, и те, которые способствуют получению положительного эмоционального подкрепления от этой деятельности.

Итак, реализация принципа индивидуального подхода имеет большое значение и перспективы для развития и совершенствования личности сотрудника правоохранительных органов и его готовности к выполнению служебных задач. Формирование психологических аспектов готовности сотрудника к осуществлению индивидуального подхода в профессиональной деятельности зависят от его личностных установок, уровня рефлексивного мышления, собственной мотивации познавательной деятельности, а также от ориентации на учет и использование индивидуальных особенностей личности.

Библиогра фия:

1. Захарова Л.Н. Психология управления: учебное пособие. М.: Логос, 2013. С. 44-46.

2. Михайлов В.И. Приоритетные вопросы индивидуального подхода в воспитательной работе с сотрудниками образовательной организации правоохранительной системы. Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 3. С. 64-70.

3. Полиция и население. Оценка качества взаимодействия и эффективности работы органов внутренних дел Российской Федерации (результаты исследования общественного мнения). Профессионал: популярно-правовой альманах МВД России. 2016. №1. С. 2-7.

4. Потлачук Н.В. Коммуникативная компетентность сотрудников криминальной милиции: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб, 2008. - 31 с.

5. Решетова Т. Я. Теоретические основы исследования стилевых характеристик психической активности субъекта. Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 2. С. 101-107.

6. Ушинский К.Д. Три элемента школы. Собр. соч. : в 11 т. Москва - Ленинград, 1948. Т. 2. - С. 63-64.

7. Шахматов А.В. Вопросы психологического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1. С. 225-229.

References:

1. Zakharova L.N. Psychology of management: textbook. M.: Logos, 2013. pp. 44-46.

2. Mikhailov V.I. Priority issues of an individual approach in educational work with employees of an educational organization of the law enforcement system. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2017. No. 3. pp. 64-70.

3. Police and population. Assessment of the quality of interaction and efficiency of the work of the internal affairs bodies of the Russian Federation (results of public opinion research). Professional: popular legal almanac of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 1. pp. 2-7.

4. Potlachuk N.V. Communicative competence of criminal police officers: abstract. dis. ... cand. psychological sciences. - St. Petersburg, 2008. - 31 p.

5. Reshetova T. Ya. Theoretical foundations of the study of stylistic characteristics of mental activity of the subject. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2010. No. 2. pp. 101-107.

6. Ushinsky K.D. Three elements of the school. Collected works: in 11 volumes Moscow - Leningrad, 1948. Vol. 2. - pp. 63-64.

7. Shakhmatov A.V. Issues of psychological support of operational investigative activities in the internal affairs bodies. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 1. pp. 225-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.